Статья «Применение ИКТ на уроках в начальной школе»
Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа
« Применение ИКТ на уроках в начальной школе».
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, а соответственно, и современный урок. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Поэтому у меня возникла необходимость начать работу по теме «Применение ИКТ на уроках в начальной школе».
Целью моей работы является:
Через применение ИКТ активизировать познавательную деятельность учащихся,
способствовать повышению качественной успеваемости школьников, повышению
уровня комфортности обучения.
Задачи:
1. Изучить необходимый информационный материал, соответствующий содержанию
моей методической темы;
2. Подбор форм и приёмов работы с учащимися, позволяющих эффективно исполь-
зовать ИКТ в учебном процессе;
3. Систематически проводить уроки и занятия по ДО с использованием ИКТ;
4. Подбор диагностик, позволяющих выявить степень результативности применения
ИКТ в учебном процессе;
Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:
· комбинированный урок,
· урок – контроль и коррекции,
· урок совершенствования знаний и умений
Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей начальной школы предпо-лагают 3 формы обучения:
· фронтальная форма;
· групповая форма (по типу КСО);
· индивидуальная форма обучения.
В своей работе я использую готовые электронные ресурсы: электронные приложения к уроку, к отдельным темам, подбираю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, провожу уроки с использованием интерактивной доски.
При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране – коммен-тирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.
Выше было сказано о презентациях. Их использование на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации к разным урокам, по разным темам, нахожу в Интернете. Урок от этого становится интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам.
Так, использование презентации «Сложение и вычитание двузначных чисел» при объяснении нового учебного материала, дало значительный положительный эффект.
Показ презентации «Измеряем время», в которой представлены виды часов, послужил прекрасным наглядным оформлением урока математики.
Продуктивность таких уроков очень высокая. Компьютер формирует навыки рацио-нального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.
В начальных классах на уроках познание мира провожу тестирование по целому ряду тем:
- «Вода в природе»,
- « Многообразие животных»,
- « Воздух и его свойства»,
При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:
· комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
· постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
· применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;
· частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;
· формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
· стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.