Статья «Дифференцированный подход на уроках математики в начальной школе»

3
0
Материал опубликован 3 May 2023

Волкова А.А.

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 83- ЦО»


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Под влиянием жизненных обстоятельств современного мира увеличивается объём и уровень знаний, которыми должен овладеть ученик. Традиционная система обучения не даёт возможности каждому ребёнку усвоить необходимые знаний и умения в полной мере. Чаще всего, средний темп на уроках, выбранный учителем, подходит не всем, так как все учащиеся разные. Успешность усвоения учебного материала, уровень развития ребёнка зависят не только от деятельности и добросовестности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, объясняющиеся многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, воображения, мыслительной деятельности, наконец, физическим и психическим развитием.

Из-за специфики математики эта проблема особо остро выражена на этом уроке: необходимость учёта индивидуальных особенностей в обучении школьников, обладающих различным познавательным и личностным потенциалом.

Достоинства данной технологии обучения очевидны. Рационально и оптимально организованная групповая и коллективная деятельность может творить чудеса: раскрепощать мышление учеников, развивать способность к сотрудничеству, коллективной работе; адекватно и по достоинству оценить способности к выдвижению интересных нетрадиционных идей, их глубокому анализу.

К числу недостатков технологии относятся следующие:

- на уроках весьма сложно удовлетворить повышенные интересы преуспевающих учеников и одновременно помочь отстающим;

- проблемно систематически приобщить учеников к самостоятельной работе с новым материалом, готовить их к самообразованию;

-непросто успешно решать проблемы воспитательного характера, особенно те, которые связаны с оценкой личностно-смыслового роста обучающихся.

Как мы видим, положительных аспектов гораздо больше, а отрицательные в большей степени зависят от учителя, и от правильной организации учебной деятельности.

Дифференциация затрагивает все компоненты методической системы обучения и все ступени школы. Она может выступать в нескольких видах. Первый выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Этот вид дифференциации в последнее время получил название "уровневая дифференциация".

Следующий вид - дифференциация по интересам. Учащиеся группируются в классы по интересам, в которых интересующие их предметы изучаются углубленно. В настоящее время наибольшее распространение получили классы и школы с углубленным изучением математики, физики, химии, гуманитарных наук.

Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, следовательно, необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности и стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса считается выбор рациональной системы методов и приёмов обучения и оценки качества знаний. Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений учащихся разрабатываются и апробируются системы разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят: тренировочные задания и тесты, задачи и диктанты по предмету, индивидуальные карточки-задания, домашние проверочные работы, самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, тесты, проверочные работы. Критерием успешной работы служит качество подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приёма, формы или средства обучения.

По мнению А.В. Хуторского, уровневая дифференциация – такая организация обучения, при которой школьники имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности. [2; 207].

В настоящее время наибольшее распространение получили два вида дифференциации по индивидуально-психологическим особенностям детей: по уровню умственного развития и по области интересов (профилю). Одной из сложностей тех, кто первый раз сталкивается с дифференциацией является вопрос «Как делить детей по группам?».

Организация дифференциации внутри своего класса включает несколько этапов:

1) определение критериев, на основе которых создаются группы;

2) проведение диагностики;

3) распределение учащихся по группам с учётом результатов;

4) определение форм дифференциации;

5) реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока;

6) проведение диагностики результатов работы учащихся, в соответствии с которым могут измениться состав группы и характер дифференцированных заданий.

В школах чаще всего не «отборные» классы, а разноуровневые, поэтому дифференцированный подход необходим. Однако учителя делят учеников на «сильных» и «слабых» по-разному: одни учитывают успеваемость, другие способности учеников.

В начальных классах целесообразно делить учеников на группы по следующим критериям:

1. Готовность к обучению: этот критерий рационально применять на группы детей, только поступившие в первый класс; необходимо учитывать предметную и психологическую готовности.

2. «Обученность – это те характеристики психического развития ребёнка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения». Обученность – это то, чему ребёнок обучен, то, что он может делать самостоятельно.

3. Обучаемость – это желание или нежелание ученика к обучению. Восприимчивость к новым знаниям и умениям, готовность перейти на новые уровни развития.

Проще говоря, обученность – это зона актуального развития, а обучаемость – зона ближайшего развития. «Для высокого уровня обучаемости характерны: умение действовать в уме, осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обучения. Для низкой обучаемости характерны: слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большом её количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности» [4; 54].

Технология дифференциации эффективна на протяжении всего урока, на любом этапе.

На уроках математики характерна возможность осуществления дифференциации, в основе которой лежат два принципа:

Необходимость достижения каждым учащимся уровня базовой математической подготовки. Этот материал становится опорой для дальнейшего продвижения по программе, что необходимо для изучения математики, которая строится на линейности.

Создание условий для усвоения материала на более высоком уровне теми школьниками, которые имеют на это все возможности, способности, интерес и желание освоить большее количество материала.

Можно выделить ряд особенностей организации дифференциации на уроках математики:

1. Учитель должен предусмотреть, какую конкретную помощь он может оказать ученикам с разным уровнем готовности к овладению математикой.

2. К каждому уроку учителю необходимо подбирать задания (упражнения) с учетом разных интересов и способностей учащихся.

3. Учитель не должен «держать» учащихся на материале, который ими легко выполняется. Необходимо дать возможность каждому ученику преодолевать трудности, решать более сложные задачи.

4. Учебно-методические материалы разработаны авторами таким образом, чтобы учитель мог индивидуализировать учебный процесс в коллективе.

При работе с технологией дифференцированного подхода важно учитывать зону актуального развития и зону ближайшего развития, для этого важно не просто дать разноуровневые задания, суметь проанализировать результаты работы, не упустить тот момент, когда дети из второй и первой группы имеют возможность перейти в другую группу.

Младший школьник должен учиться в ситуации успеха: только тогда
он спокойно примет оценку учителя, проанализирует с его помощью свои
ошибки и наметит пути их устранения..

Рассмотрев проблемы дифференцированного подхода в обучении в начальных классах на уроках математики можно сделать вывод, что дифференцированный подход своеобразный и требует больших усилий для реализации этой технологии. Необходима большая подготовка педагогов и в вопросах психологии и педагогики, и в методической сфере. Учитель должен хорошо знать свой класс, индивидуальные особенности каждого ребенка на уроке математики, должен иметь знания, приближенные к идеальным в области математики, которые необходимы для создания и подбора дифференцированных заданий.

Таким образом, в результате дифференцируемого подхода в обучении повышается уровень универсальных учебных действий, мотивации учения, каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех. А также при систематичном использовании дифференциации повышается уровень познавательной активности школьников.

Литература


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2015.

Калинченко, А.В. Журнал. «Начальная школа» // Подбор дифференцированных заданий в зависимости от характера деятельности учащихся. – 2013. - №5. – С.55.

Маркова, А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.

Хуторской, А.В. Современная дидактика. – СПБ., 2001.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.