12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарова Елена Анатольевна18
Россия, Самарская обл., Самара
3

Статья на тему «Практико-ориентированные задачи на уроках математики в начальной школе»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Е. А. Захарова, учитель начальных классов, 

Частное общеобразовательное учреждение школа «Эврика», Самара (Россия)

 

Аннотация. В статье представлена технологическая карта урока по математике с применением решения практико-ориентированных задач. Разработка данного урока предназначена для учеников 4 классов начальной школы.

Ключевые слова: практико-ориентированные задачи, начальная школа, математика, метод проектов.
 

Современный мир очень изменчив. Важнейшим становится не просто приобретение знаний, а умение ученика применить полученные знания на практике, возможность использовать их в измененных условиях.

Формирование у школьников умений решать практико-ориентированные задачи в процессе обучения математике следует использовать как один из способов развития у них математической компетентности. Такой подход к обучению предоставляет в дальнейшем выпускнику школы решать проблемы, которые возникают в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.

На мой взгляд, использование практико-ориентированных задач в обучении приводит к прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными событиями и действиями. Необычная формулировка задачи, связь с жизнью приводит к повышению интереса учащихся, служит инструментом для развития любознательности и творческой активности.

Технологическая карта урока.

Учебный предмет

Математика

Тип урока

Урок применения полученных знаний и умений.

Технология построения урока

технология развития критического мышления

(на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии (использование презентации на мотивационном этапе урока), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), игровая технология.

Тема урока

Решение задач практической направленности.

Цель урока

создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих практических задач.

Планируемые результаты

Личностные

- желание осуществлять социально-значимую деятельность;

- способность понимать и учитывать мнение других людей;

- доброжелательное отношение к окружающим.

Регулятивные

 

- умение организовать и планировать свою деятельность;

- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

- способность понимать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого;

- умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.

Познавательные

 

- развитие познавательных интересов;

- умение выделять существенную информацию из данного материала;

- умение сравнивать цель и результат;

- умение адекватно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные

 

- умение находить общее решение практической задачи;

- умение аргументировано высказывать свои предложения;

- умение производить контроль за выполнением задания;

- выполнять рефлексию своих действий.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приёмы

УУД

1.Организационный момент

 

 

2. Активизация познавательного интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

4. Планирование работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Физминутка

 

5.Работа над проектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Защита проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Рефлексия деятельности

 

Приветствует детей

 

 

Ребята, сегодняшний урок хочу начать с вопроса:

- Люди каких профессии носят каски?

Посмотрите небольшой отрывок мультипликационного фильма и скажите, кем мы будем на сегодняшнем уроке и чем будем заниматься.

Итак, кто догадался, кто вы и что вы будете делать?

 

В наше строительное бюро «Эврика» поступил заказ на создание проекта детской игровой площадки.

 

Давайте назовем объекты, которые можно расположить на детской игровой площадке.

 

Вам сейчас предстоит выбрать бригадира.

Бригадиры, вы можете проверять работу своих строителей, помогать им, а также вы их оцениваете работу, т.е. ведете зарплатную ведомость.

Прежде чем приступить к строительству вам необходимо будет приобрести участок для площадки и получить разрешение на ее строительство. Правильно выбрав свой участок вы получаете разрешение на строительство.

 

 

 

 

Учитель проводит презентации, слушает, задает вопросы, при необходимости корректирует ход обсуждения проекта, организует обсуждение проекта.


 

Давайте вспомним, что новое для себя вы открыли сегодня на уроке? - Все ли у вас сегодня получилось? Что не получилось? Какие трудности возникли?

Хочу поблагодарить вас всех за продуктивную работу, и закончить наш урок мне хочется словами известного героя (просмотр отрывка м/ф)

 

Приветствуют учителя

 

 


 


 


 


 


 


 

Отвечают на вопрос учителя, выдвигают свои предположения

 

Обучающиеся выдвигают задачи на урок.

 

Обучающиеся знакомятся с планом работы над проектом, выбирают бригадиров, получают зарплатную ведомость и памятку для защиты проекта.

 

Обучающиеся выбирают свой участок для строительства, получают карточки с заданиями, работают над проектом, выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы. Оформляют работу.

Выполняют задания в парах, работают самостоятельно. Выполняют взаимопроверку и самопроверку (если требуется, исправляют ошибки). Составляют текст выступления для защиты проекта (по опорным вопросам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возвращаются к теме и задачам урока. Определяют, все ли удалось выполнить. Все ли поставленные задачи на урок выполнены. Какие проблемы и трудности возникли.


 

-Прощаются с учителем

Создания ситуации эмоционально-нравственного переживания

 

 

 

Словесный, наглядный (просмотр отрывка м/ф), проблемный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный, наглядный (просмотр презентации), проблемный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективный

 

 

 

 

 

 

 

Практический


 


 

Словесные, наглядные, практические.

 

 

 

 

Дифференцированный подход

 

Совместная и самостоятельная работа

Личностные: Положительный эмоциональный настрой на работу.

 

 

 

Регулятивные : понимание и принятие учащимися цели, поставленной учителем, преобразование в практическую задачу.

Познавательные: умение организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

 

 

Регулятивные:

осознают качество и уровень усвоенных знаний, приобретённых

умений.

Познавательные:

оценивают результаты собственной деятельности и деятельности одноклассников

Личностные : самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные : рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества.

 

Решение практико-ориентированных задач способствует применению знаний обучающихся из разных предметных областей, тем самым, помогает оценивать смыл и значение полученных знаний. Именно поэтому я использую на уроках и во внеурочной деятельности задачи практической направленности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, . Г. Ларионова. – М. : Логос, 2010. – 336 с.

Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Москва «Просвещение» 2011 г.

Материалы практико-ориентированной дистанционной мастерской Центра Развития Молодёжи г. Екатеринбурга.


 


 


 


 


 


 


 

Захарова Елена Анатольевна,

ЧОУ школа «Эврика», учитель начальных классов

Адрес: Самара, Московское шоссе, 107 - 41

телефон: 8-927-655-54-10, kseniy205@mail.ru

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.