Дидактическая игра математического содержания «Коллейдоскоп» (Для уроков математики в начальной школе)
Дидактическая игра «Калейдоскоп»
В комплект игры входит:
Карты-поля с изображением всех персонажей русских народных сказок
(«Репка», «Колобок», «Теремок»).
Карточки с фрагментами сказки.
Разрезанные кусочки картинок
Карточки с цифрами - 3 комплекта (0 – 9).
Три комплекта разного цвета геометрических фигур (круг, квадрат, куб, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция).
Цель игры: упражнение детей в прямом и обратном счёте и закрепление знаний состава чисел в пределах 10, развитие речи, внимания и памяти, формирование абстрактного мышления.
Интеграция образовательных областей.
Программные задачи:
Познавательное развитие – Математика:
-Закреплять счёт в пределах 10;
-Закреплять прямой и обратный счёт,
-Закреплять название цифр;
-Учить называть соседей числа (число меньше на один, число больше на один, число слева, число справа);
-Закреплять название геометрических фигур.
Развитие речи:
-Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам;
-Учить пересказывать сказку с помощью схематизации (заменяя персонажей сказки цифрами или геометрическими фигурами);
-Развивать речь детей: расширять и активизировать словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивать связную речь.
Художественно-эстетическое развитие:
-Учить эмоциональному рассказыванию сказки
-Развивать сенсорные способности детей с помощью закрепления знаний основных цветов, формой, величиной предметов.
Социально-коммуникативное развитие:
-Развивать чувство доброты, взаимопомощи, дружбы.
Физическое развитие:
-Вызывать положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивать и укреплять мелкую мускулатуру рук.
Правила игры «Калейдоскоп»
Вариант №1. «Сколько?»
В игре участвуют разрезные карточки с персонажами сказки.
Каждый игрок выбирает себе сказку, располагает персонажей по ходу изложения сюжета сказки, считает сколько персонажей в сказке и обозначает число цифрой.
Выигрывает тот, кто первый выполнит задание.
Вариант № 2. «Соседи»
В игре участвуют разрезные карточки с персонажами сказки или фрагмент сказки, на котором все персонажи расположены друг за другом и цифры, присвоенные каждому персонажу.
Задание: назвать соседей персонажей сказки и соседей числа, обозначающего данного персонажа предыдущего и последующего. На сколько предыдущее число меньше, на сколько последуюшее число больше предыдущего числа?
Выигрывает тот, кто правильно ответит на все вопросы.
Вариант № 3 «Прямой и обратный счёт»
В игре участвуют разрезные карточки с персонажами сказки или фрагмент сказки, на котором все персонажи расположены друг за другом и цифры, присвоенные каждому персонажу.
Задание: прямой и обратный счёт (в зависимости от возраста от 0 до 5, от 0 до 10)
Выигрывает тот, кто правильно посчитает.
Вариант № 4 «Кто быстрее и правильнее»
В игре участвуют карточки с числами от 0 до 9. , предварительно перемешанные между собой.
Количество игроков: 2
Каждому ребёнку раздаётся набор карточек с знакомыми детям цифрами.
Воспитатель читает вопросы в стихах, а дети поднимают нужную цифру.
Выигрывает тот игрок, который собрал весь ряд чисел первым и правильно.
1.Под кустами у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
Кто их сможет посчитать? (4)
2.Посадила мама в печь
Пироги с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пироги уже готовы.
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Сколько пирогов испекла мама?
3.В дом вошла Маринка,
За нею – Иринка,
Потом пришёл Игнат,
Сколько всех ребят? (3)
4.Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Сколько животных вылечил Айболит? (5)
5.У Наташи кукла Маша,
Мишка плюшевый - у Паши,
У Танюшки – кошка,
У Жени – матрёшка,
Лошадка – у Павлуши,
Машина – у Илюши.
Сколько всего игрушек? (6)
6.Сидит белка на тележке,
Продаёт орешки:
Лисичке-систричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Сколько орешков продала белочка? (5)
7.Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.
Вместе с лисой – зайка косой.
Следом за ним – ёж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка? (6)
8.Волк в избушку постучал.
- Откройте! – прокричал.
И ребятушки-козлятки побежали без оглядки.
Чтобы спрятаться, укрыться, тихо, тихо затаиться:
Под кроватью – один,
Под столом – один,
И под печкой – один,
А ещё один в – кадушке.
Сколько же козлят в избушке? (4)
9.Вот стоит стеклянный дом.
Кто прописан в доме том?
-Я огурец-молодец!
-Я помидор-удалец!
-Я редиска, хруп. Хруп!
-Я зелёный лук, лук!
-Я кабачок-толстячок!
-Я салат!
-Я морковь!
Сколько овощей живёт в теплице? (7)
10.Я серёжка, Коля, Ванда-
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока – запасных два игрока.
А когда подучатся, сколько нас получится? (6)
11.Сколько же вещей в портфеле, помогите сосчитать:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна подчищала аккуратно.
И пенал, и карандаш, и букварь – приятель ваш. (7)
12.На большом диване в ряд куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, и весёлый Чипполино,
И котёнок, и Слонёнок.
Помогите вы Танюшке посчитать её игрушки! (6)
Вариант № 5 Задачи в стихах:
1.мышки кошки испугались,
По углам все разбежались.
Одна – в ящик, две – за ней.
Сколько было всех мышей? (3)
2.Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл:
Два под берёзой, один у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине? (3)
3.Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал, от товарищей отстал.
А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? (5)
4.Четыре спелых груши на веточке качалось.
Две груши съел Павлуша, а сколько груш осталось?
5.Четыре Маринки шли по тропинке.
Четыре Маринки нашли по картинке.
А если бы десять Маринок пошли,
Сколько б картинок Маринки нашли? (4)
6.На базар петух ходил 7 жилеток там купил
Двух сынков одел, двух дочек, любовался ими очень
Сколько жилеток осталось у петуха?
7.На кусте перед забором
Семь ярко-красных помидоров.
Потом 4 оторвалось,
А сколько на кусте осталось? (3)
8.Что так начало греметь?
Ульи строит наш медведь.
Ульев сделал он лишь семь - на два меньше, чем хотел.
Сколько ульев хотел сделать мишка? (9)
9.Щука в озере плыла, червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей, пригласила пять ершей.
Щи у щуки хороши, Сколько рыбок ели щи? (6)
10.Я гербарий собирал, разных листьев набирал.
Вот с берёзы, вот с ольхи, вот кленовый – посмотри.
Здесь дубовый и осиновый. И, конечно же, малиновый.
Ты, конечно, посчитал, сколько листьев я набрал? (6)
11.Я домой себе купил апельсин и мандарин,
Виноград, кизил, урюк.
Посчитайте, сколько штук? (5)
Вариант № 6 «Молчанка»
В игре участвуют карточки от 0 до 9
Количество игроков: 2
Цифры разложены от 0 до 9
У каждого из участников комплект цифр от 0 до 9
Воспитатель задаёт вопросы, а дети, молча, поднимают карточку с нужным числом
Примерные вопросы:
-Сколько у человека рук?
- Сколько у двух слонов хвостов?
- Сколько пальцев на руке? И.д.
Вариант № 7 Разрезные картинки»
В игре участвуют разрезанные кусочки картинок и карты-поля.
Количество игроков: 1-7
Предлагаем детям выбрать по одной карте-полю. Все разрезанные картинки перемешать изображением вверх. По сигналу ведущего игрока начинают выбирать из общей кучи частички своего рисунка, и раскладывать их на карте-поле (или вне его). С обратной стороны – цифры – помощники.
Выигрывает тот, кто первым соберёт свою картинку.
Вариант № 8 «Расскажи сказку»
В игре участвуют карты-поля или (усложнение) фрагменты сказки.
Предлагаем детям:
1.Рассказать сказку (одну из трёх: «Репка», «Колобок» или «Теремок»),
используя карту-поле.
2. Рассказать сказку (одну из трёх: «Репка», «Колобок» или «Теремок»),
сказку с помощью схематизации (заменяя персонажей сказки цифрами ). 3.Рассказать сказку (одну из трёх: «Репка», «Колобок» или «Теремок»),
с помощью схематизации (заменяя персонажей сказки геометрическими фигурами);
Выигрывает тот, кто эмоционально и правильно расскажет русскую народную сказку
Вариант № 9: «Из какой я сказки? Раскрась меня, используя четыре цвета»
В игре участвуют раскраски по сказкам: «Репка», «Колобок», «Теремок»
Выигрывает тот, кто правильно назовёт фрагмент сказки и раскрасит, не выходя за контур
Горбачёва Марина Юрьевна
Бойко Светлана Владимировна