12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бакулина Майя Владимировна1069
Профессия моя - воспитывать детей. Любить их всех с открытою душою И вырастить из них таких людей, Чтобы могла гордиться я собою. Пускай порой бывает нелегко, Усталость прочь гоню обеими руками, Но сколько интересного всего Все вместе сможем сделать сами.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Я Воспитатель»

Дидактические игры, упражнения и загадки для детей дошкольников

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры и загадки для детей.

Игры для социально-коммуникативного развития.

Игра «Кому что нужно»

 Цель: познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.

Для игры нужно подготовить предметы, необходимы для выполнения профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска и т. д. а также детали соответствующих костюмов. Дети распределяются по ролям.

Сначала с детьми нужно провести беседу о профессиях врача, парикмахера, пекаря (можно выбрать и другие). Необходимо выяснить, что малыши знают об их профессиональной деятельности. Можно спросить, у кого из детей родители имеют такие профессии.

В ходе игры каждый ребенок сначала получает детали костюма. Он должен понять, какую профессию ему нужно представлять. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель им помогает.

Далее проводится игра с предметами, которые сложены на столе. Детям нужно выбрать предмет, который необходим для их профессиональной деятельности. После этого можно предложить им показать, как этим предметом надо пользоваться.

Игра «С кем дружить»

 Цель: учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие.

На доске разместить изображения детей с разным выражением лица. Ребятам предлагается рассмотреть картинки и выбрать себе друга. Воспитатель должен попросить их объяснить свой выбор.

Игра «Да или нет»

 Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.

Дети становятся в круг. Воспитатель должен называть различные ситуации, а малышам нужно, если озвучено правильное поведение — хлопать в ладоши, если неправильное — топать ногами.

Игры, способствующие физическому развитию.

Игра «Качели»

Цель: учить выполнять различные ритмичные движения; развитие координации и равновесия.

Воспитатель предлагает детям повторять за ним строчки стихотворения и выполнять соответствующие движения.

Все лето качели

Качались и пели,

И мы на качелях

На небо летели.

(Дети начинают качать руками вперед-назад, в приседании слегка пружиня ноги в коленях).

Настали осенние дни.

Качели остались одни.

(Уменьшают интенсивность движений и постепенно останавливаются).

Лежат на качелях

Два желтых листка.

И ветер качели

Качает слегка.

(Снова потихоньку начинают двигать руками).

Игра «На прогулке»

 Цель: разучить физические упражнения в движении, профилактика плоскостопия.

Перед началом игры дети выстраиваются в колонну. Воспитатель сообщает им, что они отправляются на прогулку, и просит их слушать его рассказ и повторять все движения.

— Мы идет по тропинке (дети идут друг за другом).

— Нам надо перейти через лужу (идут на пяточках).

— Подошли к яблоньке и хотим попробовать ее яблочки. Дотянитесь до них (идут на носочках).

— Надо перепрыгнуть через ручей (прыгают).

— Повстречали медвежонка, покажите, как он ходит (идут на внешней стороне стопы).

Воспитатель может предлагать разные варианты движений. Для одного сеанса игры детям озвучивается не более пяти разных заданий.

Реализация всех пяти образовательных областей обеспечивает комплексный подход к развитию ребенка. В младшей группе такая работа должна планироваться и проводиться с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет.

Игра «Музыкальный стульчик»

 Цель: формировать навыки двигательной деятельности, учить бегать по кругу, развивать внимательность, учить действовать по сигналу.

Для начала игры нужно по центру комнаты поставить в круг несколько стульчиков (на один меньше, чем количество участников). Дети должны стать в кружок вокруг стульев. Воспитатель включает музыку.

Пока звучит музыка, дети бегают по кругу. Как только музыка остановится, каждый должен сесть на отдельный стульчик. Одному ребенку стульчика не хватит. Он выходит из игры и стульчик убирается. Дальше игра повторяется. Так продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок.

Игры для художественно-эстетического развития.

Игра «Узнай и дорисуй»

 

Цель: развивать у детей чувство симметрии; учить точно передавать форму предмета, штриховать.

Для игры необходимо сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных предметов: цветок, солнышко, листочек и т. д. Детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок.

Игра «Собери капельки в стакан»

 Цель: научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.

Для игры нужно подготовить стаканчики и картинки разноцветных капель.

Воспитатель обращается к детям:

— Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте свои капельки такого же цвета.

У каждого ребенка должен быть набор из капелек всех нужных цветов.

Игра «Красиво — некрасиво»

 Цель: учить выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.

Детям предлагаются разные картинки. Они должны определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать предмет, который разукрашен в неподходящий цвет и нарушает общую композицию.

— Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?

— Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?

— Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?

Такую игру можно проводить фронтально или разделить детей на группы.

Игры для познавательного развития детей.

Игра «Что где растет»

 Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.

Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.

Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.

Игра «В лес за грибами»

 Цель: формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один — много».

Для проведения игры необходимо подготовить изображение большой полянки, на которой расположено несколько фигурок грибочков. Детям нужно раздать корзинки.

— Дети, мы пришли в лес на грибную полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов? (Много).

— А теперь каждый из вас сорвет по одному грибу. Ответьте мне по очереди, сколько грибов в вашей корзинке. Сколько у тебя, Миша? (У меня один гриб).

Воспитатель должен спросить каждого ребенка.

— Давайте сложим все грибы в мою корзинку. Сколько получилось у меня грибов? (Много). А у вас? (Ни одного).

Игра «Упакуй подарок»

 Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.

Воспитатель предлагает детям пойти на День рождения к Верочке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).

Теперь нужно подарок упаковать, а для этого, детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».

После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.

Игры для речевого развития детей.

Игра «Громко – тихо»

 Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса.

Для проведения игры нужно подготовить парные предметы разных размеров (большая и маленькая дудочки, уточки, машинки).

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми беседу.

— Посмотрите, у меня в руках большая мама-утка. Она зовет своих деток и громко кричит «Кря-кря!». Повторите, как кричит мама-утка.

Дети громко повторяют «Кря-кря!».

— А теперь я держу утеночка. Он еще очень маленький и может только тихо говорить, «Кря-кря!». Повторите, как он это делает.

Дети тихо повторяют «Кря-кря!». Педагог должен следить, чтобы дети не переходили на шепот.

После ознакомительной беседы можно перейти к самой игре. Педагог по очереди показывает то большую, то маленькую уточку, а дети должны самостоятельно произнести, как она крякает.

Аналогично можно обыграть любую другую пару предметов.

Игра «Светофор»

 Цель: учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.

Дети получают два кружочка, которые обозначают сигналы светофора. Зеленый кружочек нужно показывать, если услышишь правильное произношение слова, красные — если неправильное.

Далее воспитатель показывает картинку предмета и произносит разные варианты его названия: альбом – айбом – авьбом; банан – банам – баман и т. д. Ребята после каждого слова поднимают соответствующий кружочек.

Желательно перед проведением такой игры провести исследование в группе и определить, какие слова дети произносят неправильно. Затем включить эти слова в игру.

 Игра «Пускание корабликов»

Цель: развитие артикуляционного аппарата, формирование навыка длительного произношения звука [ф] на одном выдохе и многократного произношения звука [п] на одном выдохе; развивать умение сочетать произнесение звука с началом вздоха.

Для игры нужно подготовить большую миску с водой, сигнальные флажки и несколько бумажных корабликов. Миску нужно поставить на маленький столик, а детей рассадить на стульчики полукругом вокруг стола.

— Сегодня я предлагаю вам попутешествовать на корабликах. Мы с вами живем в… Отметим флажком наше местоположение. (Воспитатель устанавливает флажок на одной стороне миски и располагает возле него один кораблик).

— Куда бы вы хотели отправиться? (Дети называют любые города или страны, воспитатель устанавливает другой флажок с противоположной стороны миски).

— Нам дует попутный ветер. Он спокойный, но сильный. Попробуем сымитировать его. Нужно сложить губы трубочкой и, не надувая щек на одном выдохе протяжно произнести звук [ф].

— А теперь появился порывистый резкий ветер. Чтобы показать его нужно, на одном выдохе прерывисто произносить несколько раз звуки [п-п-п].

Дети должны по очереди подходить к миске, назвать, куда они хотят отправиться и помочь кораблику добраться к месту назначения.

Загадки о животных.

 Воспитатель - Ребятки, посмотрите, что это на столе у нас лежит? (Дети подходят к столу, на котором разложены картинки).

- Правильно, это картинки. Кто же на них изображён? (Волк, лиса, медведь, белка, заяц, ёж).

- А как их, одним словом, назвать можно? (Это животные. Дикие животные).

- Давайте поиграем с этими картинками? Я буду вам загадывать загадку, а вы будете показывать мне ответ - картинку. Договорились? Слушайте внимательно первую загадку.


 

1.

"Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку".

Кто это? Правильно, зайчик. (Показ картинки).

Как вы догадались? (Дети называют признаки, по которым они узнали животное).

Рассматривание иллюстрации с изображением зайца.

 

 

 

- Какая шубка у зайчика? (Мягкая, серая, пушистая, теплая).

- Зимой зайчик белый, а летом серый.

- Где живет заяц? (Под кустиком).

- Что он любит есть? (Травку, кору, морковку, капустку).

- Как можно ласково назвать зайца? (Зайчик, зайка, заинька).

 

2.

Ночью воет он в лесу:

“Я ягнёнка унесу-у-у!”

В зайцах тоже знает толк

Злой, голодный серый …

(Волк)

Кто это? Это волк. (Показ картинки). Как догадались?

Рассматривание иллюстрации с изображением волка.


- Какая шуба у него? (Серая, густая).

- Чем питается волк? (Ловит мышей, птиц, зайцев).

- Как называется его дом? (Логово)

- Как можно ласково назвать волка? (Волчонок, волчик, волчишка).

 

3.

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснётся, ну реветь,

Как зовут его? - …

(Медведь)

Рассматривание иллюстрации с изображением медведя.


- Какая шуба у медведя? (Густая, тёплая, коричневая).

- Как называется дом медведя? (Берлога).

- Чем питается медведь? (Ест ягоды, мед, сладкие корни, рыбу)

- Что мишка делает зимой? (Спит).

- А почему? (Зимой для него нет еды, ему трудно ходить по сугробам).

- Как можно ласково назвать медведя? (Мишка, мишенька, медведюшка).

 

4.

С ветки прыгает на ветку,

Но на землю сходит редко.

Тельце маленькое хрупко,

Постоянно носит шубку.

Коготки на лапках Остры:

По стволу взбежать не просто!

По ветвям летит, как стрелка,

Эта рыженькая.

(Белка)

Это белка. (Показ картинки).

 

Рассматривание иллюстрации с изображением белки.

 

- Какая она, белочка? (Рыжая, пушистая, проворная)

-Где живёт белочка? (В дупле, на дереве).

- Чем питается белка? (Ягодами, грибами, семенами шишек, орехами).

- Как можно ласково назвать белку? (Белочка, бельчонок).

 

5.

Отгадайте ещё одну загадку.

Рыжая плутовка,

Хитрая головка.

Хвост пушистый - краса,

А зовут её …

(лиса).

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Рассматривание иллюстрации с изображением лисы.

- Какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая).

- Где живёт, что ест? (Живёт в норе, ест мышек, птичек, зайчиков).

- Как можно ласково назвать лису? (Лисичка, лисёнок, лисонька).

 

6.

По лесной бежит тропинке,

Гриб домой несёт на спинке.

Не погладишь, не возьмёшь.

Догадались? Это…

(Ёж)

- Правильно, это ёжик.

Рассматривание иллюстрации с изображением ежа.


- Какой он, ёжик? (Маленький, колючий).

- Чем питается ёжик? (Насекомыми, жучками, мошками, иногда фруктами и грибами. Говорят, что ёжик любит есть яблоки, на самом деле, он чистит кислым яблочным соком свои иголки от паразитов).

- Что делает ёжик зимой? (Спит).

- Как можно ласково назвать ежа? (Ёжик, ежонок).

  При проведении игр и загадок необходимо добиваться создания атмосферы, способствующей эмоциональному благополучию ребенка и формированию у него позитивного отношения к себе, окружающим и к познавательной деятельности.

Опубликовано в группе «Я Воспитатель»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.