Дидактические карточки по русскому языку (2–4 класс)
Тема
Дидактические карточки на уроках русского языка для развития орфографической зоркости.
Пояснительная записка
За последние годы количество обучающихся, у которых нарушения устной и письменной речи вызваны неврологическими проблемами, всё больше увеличивается. Орфографические правила для учеников становятся всё менее понятными и доступными.
Нейропсихологические приёмы (разукрупнение и укрупнение информации, расширение полей зрительного восприятия, эмоциональные образы), используемые мной при составлении дидактического материала, нацелены на то, чтобы повлиять на структурные компоненты в составе психических функций. Эмоциональное вовлечение обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга.
Дисциплина
Русский язык.
Раздел дисциплины
Отдельные темы к разделу «Орфография».
Возраст
2-4 класс.
Цель
Создание условий для профилактики и коррекции нарушений чтения и письма.
Задачи
Оптимизировать формирование аналитического и целостного чтения и письма.
Создать условия для улучшения концентрации внимания и развития орфографической зоркости.
Обеспечить высокую познавательную активность детей.
Рекомендуемый тип занятий
На уроках повторения, закрепления или контроля знаний.
Требуемые для работы знания и умения ребёнка
Орфографический минимум на момент применения дидактического материала в рамках изученной темы.
Ожидаемые результаты
Развитие предметных умений, регулятивных и познавательных УУД.
Инструкция по использованию карточек
Карточки многоразового пользования. Задания можно варьировать в зависимости от изучаемой темы и возраста обучающихся, темпа их работы. Для индивидуальной, парной и дифференцированной работы.
Варианты заданий
Карточка №1 «Капелька» (Мягкий знак)
1. Выписать (не повторяя) слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак». Доказать графически свой выбор. (2 класс)
2. Выписать (не повторяя) слова с орфограммой «Мягкий знак как показатель мягкости предыдущего согласного». Доказать графически свой выбор. (2 класс)
3. Определить слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Сделать вывод, какая орфограмма присутствует в данных словах. (2-3 класс)
4. Определить слова, в которых возможен только один вариант переноса. (2-3 класс)
5. Определить наречия и включить их в состав предложения. Доказать графически свой выбор. (4 класс).
6. Самостоятельно сформулировать задание и выполнить его. (2-4 класс)
7. Обратить внимание на форму карточки, записать слово-образ и составить распространённое предложение с данным словом.. (2-3 класс)
Карточка №2 «Волшебный цветок» (Различение частей речи)
1. Выписать имена существительные, определить лишнее по критерию «Непроверяемая гласная в корне слова» Доказать графически свой выбор. (2 класс)
2. Выписать имена прилагательные, определить лишнее по критерию «Непроизносимая согласная в корне слова», составить с данным словом словосочетание. (3 класс)
3. Подобрать антонимы к именам прилагательным. Определить прилагательное, не имеющее антонимической пары, и произвести морфемный разбор данного прилагательного. (2-3 класс)
4. Выписать глаголы и определить лишнее слово по критерию «Проверяемая безударная гласная в корне слова». (4 класс)
5. Обратить внимание на форму карточки, записать слово-образ, доказать графически наличие орфограммы в нём и составить распространённое предложение с данным словом. (2-3 класс)
Карточка №3 «Облако» (Непроверяемая безударная гласная в корне слова)
1. Выписать слова с непроверяемой гласной О (или А) в корне слова. Доказать графически свой выбор. (2 класс)
2. Выписать названия месяцев, дополнить ряд названиями месяцев, относящихся к данному сезону. (2 класс)
3. Определить слова – названия растений (или животных), подобрать слова-ассоциации, помогающие запомнить образ слова (напр., бЕлая бЕрёза, у мАмы мАлина). (2 класс)
4. Выписать только имена существительные, графически обозначить орфограмму, определить род и число. (3 класс)
5. Обратить внимание на форму карточки, записать слово-образ, доказать графически наличие орфограммы в нём и составить распространённое предложение с данным словом.. (2-3 класс)
Карточка №4 «Чашка» (Гласные А,И,У после шипящих)
1. Выписать слова, где слог ЧУ стоит первым, выделить орфограмму. (2 класс)
2. Выписать только те существительные, в составе которых столько же слогов, сколько в слове ЧАШЕЧКА. Выделить орфограммы. (2 класс)
3. Выписать глаголы, определить местонахождение орфограммы, сделать вывод, общий для данной группы слов. (4 класс)
4. Обратить внимание на форму карточки, записать слово-образ, доказать графически наличие орфограммы в нём и составить распространённое предложение с данным словом. (2-3 класс)
5. Выбрать слова, в которых гласные после шипящих соответствуют орфограмме «Проверяемая безударная гласная в корне слова», графически доказать свой выбор. (2-3 класс)
Карточка №5 «Реплика» (Собственные и нарицательные имена существительные)
1. Выписать собственные имена существительные, выделить орфограмму «Заглавная буква в собственных именах существительных». (2 класс)
2. Выписать собственные имена существительные, распределив их по тематическим группам. (3 класс)
3. Выбрать нарицательные имена существительные, к которым можно добавить имена собственные. Написать полученные сочетания. (2-3 класс)
4. Выбрать нарицательные имена существительные, в которых встречается такая же орфограмма, как в слове ЧЕЛОВЕК. Графически доказать свой выбор. (2-3 класс)
5. Обратить внимание на форму представленного материала, записать предполагаемый диалог, используя собственные имена существительные, данные в карточке. (3-4 класс)
Послесловие
Безусловно, вариантов заданий может быть больше ( в зависимости от поставленных задач и изучаемой темы).
Карточка №1
PDF / 491.02 Кб
Карточка №2
PDF / 599.12 Кб
Карточка №3
PDF / 821.14 Кб
Карточка №4
PDF / 840.16 Кб
Карточка №5
PDF / 926.07 Кб
Кадырова Ольга Игоревна
Ватолина Светлана Анатольевна
Черепанцева Людмила Юрьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Кадырова Ольга Игоревна
Черепанцева Людмила Юрьевна
Панкова Татьяна Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кадырова Ольга Игоревна
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Сафонова Елена Валерьевна
Desteni
Черепанцева Людмила Юрьевна
Артеменко Елена Николаевна
Черепанцева Людмила Юрьевна
Артеменко Елена Николаевна
Порошина Ольга Анатольевна
Никитина Людмила Анатолиевна