12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черепанцева Людмила Юрьевна5526
Учу и учусь
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Тема

Дидактические карточки на уроках русского языка для развития орфографической зоркости.

Пояснительная записка

За последние годы количество обучающихся, у которых нарушения устной и письменной речи вызваны неврологическими проблемами, всё больше увеличивается. Орфографические правила для учеников становятся всё менее понятными и доступными.

Нейропсихологические приёмы (разукрупнение и укрупнение информации, расширение полей зрительного восприятия, эмоциональные образы), используемые мной при составлении дидактического материала, нацелены на то, чтобы повлиять на структурные компоненты в составе психических функций. Эмоциональное вовлечение обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга.

Дисциплина

Русский язык.

Раздел дисциплины

Отдельные темы к разделу «Орфография».

Возраст

2-4 класс.

Цель

Создание условий для профилактики и коррекции нарушений чтения и письма.

Задачи

Оптимизировать формирование аналитического и целостного чтения и письма.

Создать условия для улучшения концентрации внимания и развития орфографической зоркости.

Обеспечить высокую познавательную активность детей.

Рекомендуемый тип занятий

На уроках повторения, закрепления или контроля знаний.

Требуемые для работы знания и умения ребёнка

Орфографический минимум на момент применения дидактического материала в рамках изученной темы.

Ожидаемые результаты

Развитие предметных умений, регулятивных и познавательных УУД.

Инструкция по использованию карточек

Карточки многоразового пользования. Задания можно варьировать в зависимости от изучаемой темы и возраста обучающихся, темпа их работы. Для индивидуальной, парной и дифференцированной работы.

Варианты заданий

Карточка №1 «Капелька» (Мягкий знак)

1. Выписать (не повторяя) слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак». Доказать графически свой выбор. (2 класс)

2. Выписать (не повторяя) слова с орфограммой «Мягкий знак как показатель мягкости предыдущего согласного». Доказать графически свой выбор. (2 класс)

3. Определить слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Сделать вывод, какая орфограмма присутствует в данных словах. (2-3 класс)

4. Определить слова, в которых возможен только один вариант переноса. (2-3 класс)

5. Определить наречия и включить их в состав предложения. Доказать графически свой выбор. (4 класс).

6. Самостоятельно сформулировать задание и выполнить его. (2-4 класс)

7. Обратить внимание на форму карточки, записать слово-образ и составить распространённое предложение с данным словом.. (2-3 класс)

Карточка №2 «Волшебный цветок» (Различение частей речи)

1. Выписать имена существительные, определить лишнее по критерию «Непроверяемая гласная в корне слова» Доказать графически свой выбор. (2 класс)

2. Выписать имена прилагательные, определить лишнее по критерию «Непроизносимая согласная в корне слова», составить с данным словом словосочетание. (3 класс)

3. Подобрать антонимы к именам прилагательным. Определить прилагательное, не имеющее антонимической пары, и произвести морфемный разбор данного прилагательного. (2-3 класс)

4. Выписать глаголы и определить лишнее слово по критерию «Проверяемая безударная гласная в корне слова». (4 класс)

5. Обратить внимание на форму карточки, записать слово-образ, доказать графически наличие орфограммы в нём и составить распространённое предложение с данным словом. (2-3 класс)

Карточка №3 «Облако» (Непроверяемая безударная гласная в корне слова)

1. Выписать слова с непроверяемой гласной О (или А) в корне слова. Доказать графически свой выбор. (2 класс)

2. Выписать названия месяцев, дополнить ряд названиями месяцев, относящихся к данному сезону. (2 класс)

3. Определить слова – названия растений (или животных), подобрать слова-ассоциации, помогающие запомнить образ слова (напр., бЕлая бЕрёза, у мАмы мАлина). (2 класс)

4. Выписать только имена существительные, графически обозначить орфограмму, определить род и число. (3 класс)

5. Обратить внимание на форму карточки, записать слово-образ, доказать графически наличие орфограммы в нём и составить распространённое предложение с данным словом.. (2-3 класс)

Карточка №4 «Чашка» (Гласные А,И,У после шипящих)

1. Выписать слова, где слог ЧУ стоит первым, выделить орфограмму. (2 класс)

2. Выписать только те существительные, в составе которых столько же слогов, сколько в слове ЧАШЕЧКА. Выделить орфограммы. (2 класс)

3. Выписать глаголы, определить местонахождение орфограммы, сделать вывод, общий для данной группы слов. (4 класс)

4. Обратить внимание на форму карточки, записать слово-образ, доказать графически наличие орфограммы в нём и составить распространённое предложение с данным словом. (2-3 класс)

5. Выбрать слова, в которых гласные после шипящих соответствуют орфограмме «Проверяемая безударная гласная в корне слова», графически доказать свой выбор. (2-3 класс)

Карточка №5 «Реплика» (Собственные и нарицательные имена существительные)

1. Выписать собственные имена существительные, выделить орфограмму «Заглавная буква в собственных именах существительных». (2 класс)

2. Выписать собственные имена существительные, распределив их по тематическим группам. (3 класс)

3. Выбрать нарицательные имена существительные, к которым можно добавить имена собственные. Написать полученные сочетания. (2-3 класс)

4. Выбрать нарицательные имена существительные, в которых встречается такая же орфограмма, как в слове ЧЕЛОВЕК. Графически доказать свой выбор. (2-3 класс)

5. Обратить внимание на форму представленного материала, записать предполагаемый диалог, используя собственные имена существительные, данные в карточке. (3-4 класс)

Послесловие

Безусловно, вариантов заданий может быть больше ( в зависимости от поставленных задач и изучаемой темы).


Карточка №1
PDF / 491.02 Кб

Карточка №2
PDF / 599.12 Кб

Карточка №3
PDF / 821.14 Кб

Карточка №4
PDF / 840.16 Кб

Карточка №5
PDF / 926.07 Кб
Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (18)

сменить сортировку
Кадырова Ольга Игоревна, 08.02.19 в 20:41 4Ответить Пожаловаться
Интересная методика!
Ватолина Светлана Анатольевна, 08.02.19 в 20:42 4Ответить Пожаловаться
Оригинальная идея для карточек!!!
Черепанцева Людмила Юрьевна, 08.02.19 в 21:01 4Ответить Пожаловаться
В душе художник, а рисовать не умею((( (Вам искренне завидую). Поэтому использую графические формы, чтобы хоть как-то разнообразить работу.
Ватолина Светлана Анатольевна, 09.02.19 в 09:42 4Ответить Пожаловаться
Уважаю Ваш нестандартный подход к любому виду деятельности. У Вас это есть, Людмила Юрьевна!!!
Кадырова Ольга Игоревна, 08.02.19 в 20:43 3Ответить Пожаловаться
А где вы взяли такие необычные карточки со словами?
Черепанцева Людмила Юрьевна, 08.02.19 в 20:52 5Ответить Пожаловаться
Никогда не любила однообразные карточки из сборников дидактических материалов. Сначала сама рисовала (когда-то давно) или делала в фотошопе. Потом вдруг "озарила" идея использовать приём "Облака слов" (такие сайты-генераторы есть в интернете), но в них много лишнего, поэтому подчищаю опять же в фотошопе. Так что наполнение карточек и их формы зависят только от моей ("больной"))) фантазии.
Панкова Татьяна Владимировна, 09.02.19 в 06:18 5Ответить Пожаловаться
Сервисы для создания облака слов:
http://teachtech.ru/instrumenty-veb-2-0/6-besplatnyx-generatorov-slovarnyx-oblakov.html
Горбачёва Марина Юрьевна, 09.02.19 в 04:25 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за необычную и полезную работу!
Почебыт Татьяна Евгеньевна, 09.02.19 в 13:46 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за методические находки, Людмила Юрьевна!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.