Дидактические принципы организации научно - исследовательской и самостоятельной работы обучающихся
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РОВЕНЬКОВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Доклад на тему: Дидактические принципы организации научно - исследовательской и самостоятельной работы обучающихся.
Докладчик: преподаватель Склярова С.Н.
Дидактические принципы организации самостоятельной работы обучающихся
Склярова С.Н., преподаватель высшей категории ГОУ СПО ЛНР
"Ровеньковский технико-экономический колледж"
В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся в процессе обучения. Это связано со многими факторами, в том числе в настоящее время недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием.
Говоря о формировании у студентов самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Главными признаками являются:
выделение для него специального времени;
наличие задания преподавателя (группового, индивидуального);
отсутствие непосредственного участия преподавателя в работе;
-умственные и физические усилия учащихся, направленные на достижение цели;
-результаты работы
Самостоятельной можно считать только ту работу, которая требует от обучающихся активности и самостоятельности.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.
При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:
Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач - приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у обучающихся разнообразных умений.
Последовательность выполнения домашних и аудиторных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства преподавателя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей обучающихся, их мышления и других качеств.
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача преподавателя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у обучающихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше.
Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать обучающегося при ее выполнении работать напряженно.
На первых этапах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе обучающихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с преподавателем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и
познавательных способностей обучающихся.
В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями и умениями различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к обучающимся.
В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:
аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию)
внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия)
При разработке программы учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля) необходимо включать самостоятельную работу в тематическое планирование и содержание дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определять формы и методы контроля ее результатов.
Основные формы и виды самостоятельной работы студентов:
Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
Поиск необходимой информации в сети Интернет 3.Конспектирование источников.
4.Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам 5.Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.
Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).
Выполнение домашних контрольных работ.
Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
Выполнение творческих заданий.
Проведение опыта и составление отчета по нему.
Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.
Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании. 15.Подготовка к выступлению на конференции
16.Выполнение расчетов по проекту. 17.Выполнение чертежа и эскиза изделия. 18.Изучение аналогов изделия (продукта).
Изучение инструкционной и технологической карты.
Самостоятельная разработка технологической карты изделия.
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса
профессионального модуля.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
Дать чѐткие инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, рекомендации по построению режима работы, возможности консультирования у преподавателя. Указаны критерии оценивания самостоятельной работы и перспективы использования накопленных материалов.
Самостоятельная работа должна носить характер научного исследования, центром которого является актуальная проблема, имеющая практическую значимость, ивходить в состав рабочей программы по учебной дисциплине и по профессиональному модулю. Оформленные методические рекомендации по самостоятельной работе предоставляется на рассмотрение ЦМК и утверждается заместителем директора по учебной работе (Приложение 1).
Оформленные методические рекомендации по самостоятельной работе должны содержать титульный лист; оглавление; введение; основную часть; заключение; список литературы (библиографический список); приложения.
Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность использования в учебном процессе самостоятельной работы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников.
В список используемых источников заносятся публикации, издания и источники, используемые при самостоятельной работе. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
Текст работы печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм, горизонталь — 210 мм).шрифт TimesNewRoman, 14 пт, полуторный междустрочный интервал, поля не менее: левое – 30 мм, правое
– 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, форматирование текста – «по ширине».
Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15-17 мм.
Требования по оформлению самостоятельной работы соответствуют методическим рекомендациям по написанию выпускной квалификационной работы.