Дидактические развивающие карточки «Литературные герои»
Пояснительная записка
Набор дидактических карточек «Литературные герои» предназначен для учащихся начального звена.
Дидактические карточки можно использовать как на уроках по предмету «Литературное чтение», так и на занятиях по внеурочной деятельности.
Тип занятия: рефлексия и систематизация знаний.
Цель: Воспитание интереса к чтению и книге
Задачи:
1) Уметь выделять героев произведения;
2) Определять последовательность событий.
Работа с карточками предназначена для развития таких предметных результатов:
1) Использование навыков смыслового чтения;
2) Овладение элементарными умениями анализа:
- осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: литературный герой; смысловые части;
3) Сформированность положительной мотивации к систематическому чтению.
При использовании данных карточек идёт работа над формированием таких видов речевой и читательской деятельности:
1) Аудирование
- Определение последовательности событий
2) Чтение
- Умение находить в тексте необходимую информацию
3) Библиографическая культура
- Работа с иллюстрацией
4) Работа с текстом художественного произведения
- Рассказ по иллюстрациям
5) Говорение
- Передача содержания прочитанного.
Инструкция
Дидактические карточки в виде пазлов можно использовать как после изучения одного, так и нескольких произведений. Можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу.
Тема: Произведения Г. Х. Андерсена.
Предварительная работа:
- подготовить иллюстрации к изученным произведениям Г. Х. Андерсена;
- выписать героев этих произведений;
- определить количество героев для оформления пазлов;
Например: «Дюймовочка»
Герои произведения: Дюймовочка, Жаба, Жук, Мышь, Ласточка, Эльф;
«Снежная королева»: Кай, Герда, Снежная королева, старушка, Ворон, принцесса;
«Новое платье короля»: Король, обманщики-ткачи, честный старик-министр, маленький мальчик;
«Стойкий оловянный солдатик»: оловянный солдатик, тролль, крыса, рыба, барышня-танцовщица;
«Дикие лебеди»: принцесса Эльза, братья-лебеди, король, мачеха;
- разрезать каждую иллюстрацию по количество выбранных героев данного произведения;
- на фрагментах пазлов с изнаночной стороны написать героев произведения.
Варианты заданий
При работе с данными карточками задание 1 – основное, рассчитанное на 5-10 минут. Задания 2-7 использовать по выбору.
Задание 1 «Собери пазлы»
- Выбери из данных частей те, на которых записаны герои произведения «Дюймовочка».
- Выложи иллюстрацию к произведению.
- Получилась иллюстрация полная?
- Найди недостающую часть.
- Назови по найденной части, какой герой ещё встречается в данном произведении?
Задание 2 «Выборочное чтение»
- Прочитай отрывок произведения об этом герое.
Задание 3 «Выборочный пересказ»
- Перескажи часть произведения по иллюстрации.
Задание 4 «Пересказ с использованием карточек»
- Перескажи сказку, используя карточки с названиями героев данной сказки.
Работа в группе
Задание 5 «Выборочный пересказ»
- Распределите героев сказки между собой.
- Перескажите часть сказки, в которой действие идёт с двумя (тремя) героями произведения.
Задание 6 «Пересказ по цепочке»
- Перескажите сказку по очереди в той последовательности, в которой встречаются выбранные вами герои произведения.
Задание 7 «Пересказ от третьего лица»
- Представьте, что один из героев пришел к нам в гости.
- Перескажите сказку от имени выбранного героя.
Дидактические карточки к сказкам:
Стойкий оловянный солдатик
Новое платье короля Русалочка
Горбачёва Марина Юрьевна
Максакова Наталья Михайловна