Дидактический материал для подготовки к ВПР в 4 классе

2
0
Материал опубликован 26 August

Мороз Иванович (русская народная сказка)


Жили-были Рукодельница да Ленивица, и нянюшка с ними. Рукодельница рано вставала и тут же за дело принималась. А Ленивица меж тем в постельке лежала, с боку на бок переворачивалась.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: случайно уронила она ведро в колодец. Строгая нянюшка и говорит: «Сама ведёрко утопила, сама и доставай!»

Пошла Рукодельница опять к колодцу, за верёвку ухватилась да на самое дно и опустилась. Смотрит — перед ней печка, а из печки пирожок поглядывает да приговаривает:

— Кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.

Рукодельница вынула его и за пазуху положила.

Дальше идёт, смотрит — в саду дерево, а на дереве золотые яблочки меж собою говорят:

— Кто нас с дерева стрясёт, тот себе возьмёт.

Рукодельница и натрясла яблочек в передник.

Дальше идёт, смотрит — старик Мороз Иванович на ледяной лавочке сидит.

— Здорово, — говорит, — Рукодельница! Спасибо тебе, девица, что пирожок мне принесла — давно уж я горяченького не ел.

Они вместе пирожком да яблочками наливными позавтракали, а потом старик сказал:

— Знаю, за ведёрком ты пришла, я тебе его отдам, только ты мне за то три дня послужи.

И вот пошли они в дом, а дом тот был весь изо льда, а стены были украшены снежными звёздочками блестящими, а на постели вместо перины снег лежал. Принялась Рукодельница снег взбивать, чтобы старику спать было помягче, и руки у неё, у бедной, окостенели, но потёрла она их снежком, руки и отошли. А Мороз Иванович приподнял перину, а под ней — травка зелёная.

Рукодельница удивилась: зачем старик травку на свет Божий не выпускает, он и ответил:

— Ещё трава в силу не вошла. Вот весна придёт, перина растает, травка заколосится, зерно выглянет, его крестьянин на мельнице смелет, и будет мука, а из муки ты хлебы испечёшь.

Потом старик спать на взбитую перину улёгся, а Рукодельница по хозяйству хлопотать стала. Так и прожили они три дня, а когда ей уходить надо было, Мороз Иванович сказал:

— Спасибо тебе, утешила старика. Вот твоё ведёрко, я в него серебряных пятачков насыпал, а ещё брильянтик — косынку закалывать.

Рукодельница поблагодарила Мороза Ивановича, домой пошла и там рассказала, что с ней приключилось. Нянюшка и говорит Ленивице:

— Видишь, что люди за работу получают! Опустись в колодец, найди старичка да послужи ему.

Пошла Ленивица к колодцу, да и бух прямо к дну. Печку с пирожком увидела, дерево с яблочками наливными — ничего не взяла, лень было. Пришла к Морозу Ивановичу с пустыми руками:

— Хочу послужить да за работу получить!

— Дельно говоришь. Взбей-ка мне перину, в доме чисто прибери, да покушать приготовь.

Ленивица подумала: «Не стану я себя утомлять», — да и не сделала, что велел ей Мороз Иванович.

Старик сам покушать приготовил, в доме прибрал да Ленивицу накормил. Прожили они три дня, и девица награду запросила.

— Какая ж была твоя работа? — удивился старичок. — Это ты мне должна заплатить, потому что я тебе служил. Да ладно, какова работа — такова награда.

Мороз Иванович дал Ленивице в одну руку огромный серебряный слиток, а в другую — большой-пребольшой брильянт.

Ленивица старика даже не поблагодарила, домой радостная побежала. Пришла и хвастается.

— Вот, — говорит, — я не сестре чета, не горсточку пятачков заработала…

Не успела она договорить, как слиток серебряный да брильянт растаяли и полились на пол…

А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь правда, что неправда, что шутки ради сказано, а что в наставление…


1.Восстанови последовательность событий сказки.

t1756196714aa.jpgt1756196714ab.jpgt1756196714ac.jpgt1756196714ad.jpgt1756196714ae.jpgt1756196714af.jpgt1756196714ag.jpgt1756196714ah.jpgt1756196714ai.jpgt1756196714aj.jpg


t1756196714ak.jpgt1756196714al.jpgt1756196714am.jpg

t1756196714an.jpg

2. Зачем Мороз Иванович зимой по улицам ходит, да в окошки стучится?

_________________________________________________________________________________


3.Соедини стрелками слова и героев сказок, к которым они относятся.

трудолюбивая заботливая отзывчивая неблагодарная

скромная ласковая

t1756196714ap.gift1756196714aq.gif

грубая добрая

капризная самонадеянная равнодушная невнимательная


4.Найдите в сказках пословицу. Объясните, как вы её понимаете.

__________________________________________________________________________________

5.




6. На основе прочитанного произведения определи верность следующих утверждений.

А. Сказка учит внимательности и наблюдательности, анализу увиденного и выводам, пользе учения и знаний. Также она показывает, как всё взаимосвязано в реальном мире и как всё зависит одно от другого.

Б. Сказка учит важности трудолюбия и усердия. Она показывает, что упорная работа и старание всегда вознаграждаются, тогда как лень и безделье приводят к разочарованию и потере.

1) верно утверждение А

2) верно утверждение Б

3) оба утверждения верны

4) оба утверждения неверны


Ответ


1.Мороз Иванович решил постелить линолеум в своём колодце.

Для этого ему понадобятся: линолеум, плинтус и шурупы. Всё это продаётся в одном магазине, но в разных отделах. В каждом отделе Мороз Иванович находился 20 минут. Известно, что в отделе по продаже линолеума с 13:30 до 14:30 обед, в отделе по продаже плинтуса с 12:30 до 13:40 прием товара, а отдел по продаже шурупов работает с 9:00 до 14:00. При этом Морозу Ивановичу надо успеть купить все материалы в обеденный перерыв с 13:00 до 14:00.

Заполните таблицу и ответьте на вопросы.

Отделы магазина

Линолеум

Плинтус

Шурупы

Условие




Время посещения отдела




Очерёдность посещения






Что Мороз Иванович покупал в 13:10?








































































































В какой отдел пошёл Мороз Иванович после покупки шурупов?





































































































2. Макет пола колодца прямоугольной формы разбит на клеточки. Сторона клетки 1 м.

Найдите площадь и периметр этого прямоугольника.








































































































































































































































«Сходите» в магазин. Заполните таблицы.

ПЛИНТУС

Длина




Цена




Необходимое кол-во шт.




Стоимость





ЛИНОЛЕУМ

Ширина




Цена




Необходимое кол-во м




Стоимость





3) Помогите Морозу Ивановичу купить линолеум, плинтуса и сделать ремонт. Выберите такой вариант, чтобы это было практично и менее затратно. Обоснуйте свой выбор.




1.Пользуясь текстом сказки, расскажите, как хлеб попадает к нам на стол.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Отгадайте загадку. Отгадка – ключ к ответу на следующий вопрос.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Зачем надо было взбивать перину Мороза Ивановича, ведь под ней зелёная травка - озимая рожь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Прономеруйте рисунки в том порядке, в каком Рукодельница очищала нечистую воду.

t1756196714at.jpgt1756196714au.jpgt1756196714av.jpg

t1756196714aw.gift1756196714aw.gift1756196714aw.gif



t1756196714ax.pngt1756196714ay.jpg

t1756196714aw.gift1756196714aw.gif


4. Докажите, что грязную воду можно очистить, повторив действия Рукодельницы. Используйте для этого предоставленный вам материал для опыта.


5. Где в реальной жизни мы используем эти знания?

​​​​​​​

6. С помощью какого опыта можно выяснить является ли вода растворителем для различных веществ? Опишите этот опыт.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Сравните условия растворения в воде веществ в описанном опыте. Подчеркните в каждой строчке одно из выделенных слов.


Температура воды в стаканах одинаковая/различная

Вещество, которое добавляли в воду одинаковое/различное

Растворимость вещества одинаковая/различная



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.