Дидактический материал по музыке «Восстанови песню, по опорным словам» (2–6 классы)
«Восстанови песню, по опорным словам».
Пояснительная записка:
ФИО Должность Место работы автора |
Саенко Виктория Степановна Педагог дополнительного образования, МОУ СОШ № 22, Дом детского творчества п. Беркакит |
Название дополнительной общеразвивающей программы |
Дополнительная общеразвивающая программа «Чарующий мир музыки» |
Название разработки |
«Восстанови песню, по опорным словам». |
Участники |
3- 6 класс |
Цель использования |
Повторение и закрепления пройденного материала по теме «Песни разного характера». |
Тип дидактического материла |
Карточки |
Методические рекомендации по применению. |
Данные карточки могут быть применены для проверки знаний у обучающихся в вокальной студии « Солнышко» , в качестве закрепления пройденных тем на занятии. Можно использовать как индивидуально, чтобы проверить знания каждого ребенка, так и разгадывать кроссворд группой. |
«Восстанови песню, по опорным словам».
Задание: С помощью оперных слов, вспомни песню, определи характер песни.
1. Кот, углом, дом ………………………………………………………………
2. Скатертью, небосклон, вагон………………………………………………..
3. Яблони, груши, туманы, рекой, берег ………..............................................
4. Лес, ёлочка, зима………………………… …………………………………
5. Мороз, меня, коня ……………………….......................................................
6. Круг, небо, рисунок, песке, уголке ………………………………………….
7. Крыша, голуби, коса, двор……………………………………………………
8. Бабуся, серый, белый…………………………………………………………..
Правильные ответы:
1. Кот, углом, дом (Чёрный кот).
2. Скатертью, небосклон, вагон (Голубой вагон).
3. Яблони, груши, туманы, рекой, берег (Катюша).
4. Лесу, ёлочка, зимой (В лесу родилась ёлочка).
5. Мороз, меня, коня (Ой, мороз, мороз).
6. Круг, небо, рисунок, песке, уголке (Пусть всегда будет солнце).
7. Крышам, голубей, косу, двору (Детство).
8. Бабуся, серый, белый (Два весёлых гуся).
«Узнай песню по описанию»
Задание: Ваша задача – слушая подсказки, угадать о какой песне идет речь. Если вы догадались пропойте один куплет.
1. Песня о путешествии маленькой девочки по лесу к бабушке в красном головном уборе ..
2. Песня с просьбой вернуть собаку …………………………………………………………….
3. Песня о том, чем занимаются в школе ……………………………………………………….
4. Песня о насекомом, которого неожиданно съела лягушка ………………………………….
5. Песня, в которой обучают таблице умноженья ……………………………………………...
6. Песня о детях, которых никак не могут понять взрослые люди ……………………………
7. Песня о загадочном животном, для которого стал другом крокодил Гена ……………….
8. Песня о человеке, который поможет даже при встрече с медведем ………………………..
Правильные ответы:
1. Песня о путешествии маленькой девочки по лесу к бабушке в красном головном уборе (Песня Красной Шапочки).
2. Песня с просьбой вернуть собаку (Пропала собака).
3. Песня о том, чем занимаются в школе (Чему учат в школе).
4. Песня о насекомом, которого неожиданно съела лягушка (В траве сидел кузнечик).
5. Песня, в которой обучают таблице умноженья (Дважды два четыре).
6. Песня о детях, которых никак не могут понять взрослые люди (Мы – маленькие дети).
7. Песня о загадочном животном, для которого стал другом крокодил Гена (Чебурашка).
8. Песня о человеке, который поможет даже при встрече с медведем (Если с другом вышел в путь).
«Знатоки песен».
Задание: Узнайте песню, по первым словам, и пропойте несколько строк.
Я на солнышке…
Солнечный круг…
Дремлет притихший…
Во поле…
Папа может…
Кабы не было…
Правильный ответ:
Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу…….
Солнечный круг небо вокруг, это рисунок мальчишки….
Дремлет притихший крейсер Аврора……..
Во поле береза стояла……
Папа может, папа может, все что угодно………
Кабы не было зимы, в городах и селах………
«Контрольный кроссворд»
Пояснительная записка:
ФИО Должность Место работы автора |
Саенко Виктория Степановна Педагог дополнительного образования, МОУ СОШ № 22, Дом детского творчества п. Беркакит |
Название дополнительной общеразвивающей программы |
Дополнительная общеразвивающая программа «Чарующий мир музыки» |
Название разработки |
Контрольные Кроссворды :«Вокальная музыка», «Симфонический оркестр». |
Участники |
5-7 класс |
Цель использования |
Повторение и закрепления пройденного материала по теме «Вокальная музыка», развитие логического мышления, воспитание интереса к музыке; Повторение и закрепления пройденного материала по теме «Симфонический оркестр». |
Тип дидактического материла |
Кроссворд |
Методические рекомендации по применению. |
Данный кроссворд можете быть применен для проверки знаний у обучающихся в вокальной студии « Солнышко», в качестве закрепления пройденных тем на занятии. Можно использовать как индивидуально, чтобы проверить знания каждого ребенка, так и разгадывать кроссворд группой. |
Кроссворд на тему: «Вокальная музыка»
По горизонтали: |
3. Песня на воде (песня лодочника) 4. В каком жанре голос поэта и голос композитора сливаются в "ансамбль согласия"? 5. Душа музыкального произведения |
9. Первая часть куплета песни 10. Произведение для хора, солистов и оркестра, заупокойная месса |
По вертикали: 1.Вечерняя песня для дамы сердца 2. Песня, повествующая о таинственных, фантастических историях, о бесстрашных героях 6. Песня без слов 7. Что рождают слова и звуки в воображении человека? 8. Что роднит музыкальную и разговорную речь?
1. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
6. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В |
о |
к |
а |
л |
ь |
н |
а |
я |
м |
у |
з |
ы |
к |
а |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответы на кроссворд «Вокальная музыка»
1. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Е |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
б |
а |
Р |
к |
А |
р |
о |
л |
а |
6. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Е |
2. |
в |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
н |
б |
о |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В |
о |
к |
а |
л |
ь |
н |
а |
я |
м |
у |
з |
ы |
к |
а |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б |
Д |
Л |
8. |
а |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Р |
а |
4. |
э |
Л |
е |
г |
и |
я |
Л |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А |
А |
Н |
И |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
з |
5. |
м |
е |
л |
о |
Д |
и |
я |
Т |
з |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а |
О |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
з |
А |
п |
е |
в |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ц |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
р |
е |
к |
в |
И |
е |
м |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
я |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кроссворд на тему «Симфонический оркестр».
Вопросы:
1.Смычковый инструмент
2.Очень древний ударный инструмент.
Представляет собой систему соединенных чаш.
3.Большая труба.
Медный духовой музыкальный инструмент
4.Один из самых древних духовых музыкальных инструментов
5.И ударный инструмент,
и геометрическая фигура
6.Что украла Клара у Карла,
после того, как Карл украл кораллы
7.Руководитель оркестра с палочкой
8.Большой музыкальный инструмент с клавишами, на трех ножках.
С |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
И |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
М |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
О |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
И |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я |
Ответы на кроссворд:
С |
к |
р |
и |
п |
к |
а |
||||||||||||||||||||||||||||
л |
И |
т |
а |
в |
р |
ы |
||||||||||||||||||||||||||||
т |
р |
о |
М |
б |
о |
н |
||||||||||||||||||||||||||||
Ф |
л |
е |
й |
т |
а |
|||||||||||||||||||||||||||||
т |
р |
е |
у |
г |
О |
л |
ь |
н |
и |
к |
||||||||||||||||||||||||
к |
л |
а |
р |
Н |
е |
т |
||||||||||||||||||||||||||||
д |
И |
р |
и |
ж |
е |
р |
||||||||||||||||||||||||||||
р |
о |
Я |
л |
ь |
Карточки «Великие композиторы»
Пояснительная записка:
ФИО Должность Место работы автора |
Саенко Виктория Степановна Педагог дополнительного образования, МОУ СОШ № 22 структурное подразделение Дом детского творчества п. Беркакит |
Название дополнительной общеразвивающей программы |
Дополнительная общеразвивающая программа «Чарующий мир музыки» |
Название разработки |
«Великие композиторы» |
Участники |
4-6 класс |
Цель использования |
Повторение и закрепления пройденного материала по темам: «Великие русские композиторы», « Великие зарубежные композиторы» |
Тип дидактического материла |
Карточки |
Методические рекомендации по проведению. |
Использование карточек для закрепления пройденного материала. |
Карточки с заданиями.
Дидактический материал по теме «Великие русские композиторы»
Цель: Повторение и закрепления пройденного материала по теме «Великие русские композиторы». (предназначены для 4-6 классов.)
Задание: Глядя на портеры, найти великих русские композиторов.
Рахманинов Сергей Васильевич
Чайковского Петра Ильича
Глинка Михаил Иванович
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Прокофьев Сергей Сергеевич
Мусоргский Модест Петрович
2. 3.
4. 5. 6
Правильные ответы:
Рахманинов Сергей Васильевич ….4
Чайковского Петра Ильича……1
Глинка Михаил Иванович …….6
Римский-Корсаков Николай Андреевич ….5
Прокофьев Сергей Сергеевич …..3
Мусоргский Модест Петрович …..2
Дидактический материал по теме «Великие зарубежные композиторы»
Цель: Повторение и закрепления пройденного материала по теме «Великие композиторы». (предназначены для 4 - 6 классов.)
Задание: Глядя на портеры, найти великих композиторов.
Шуберт Франц австрийский композитор……………………………………
Моцарта Вольфганг Амадей…………………………………………………. Людвиг ван Бетховен …………………………………………………………. Эдварда Грига - норвежский композитор …………………………………… Йозеф Гайдн - австрийский композитор ……………………………………. Иоганн Себастьян Бах - немецкий композитор……………………………...
2. 3.
4. 5. 6.
Правильные ответы:
Шуберт Франц австрийский композитор – 4
Моцарта Вольфганг Амадей …….- 5 Людвиг ван Бетховен ………- 6 Эдварда Грига - норвежский композитор …-1 Йозеф Гайдн - австрийский композитор ……-2 Иоганн Себастьян Бах - немецкий композитор…-3
Вопросы на тему «Великие композиторы»
Цель: Повторение и закрепления пройденного материала по теме «Великие композиторы». (для 4-6 классов, для закрепления пройденного материала.)
Задание: Почеркнуть или обвести правильный ответ
1. В произведениях этого композитора мы слышим звучание колоколов, разливы рек, ощущаем всю прелесть цветущего весеннего сада:
а) П. Чайковский;
б) С. Рахманинов;
в) М. Балакирев;
г) А. Бородин.
2. В произведениях какого композитора (венского классика) и радость и печаль запечатлены в ярких, запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания?
а) И. Бах;
б) В. Моцарт;
в) Л.Бетховен.
3. Кому принадлежит выражение «Могучая кучка»:
а) М. Балакирев;
б) А. Бородин;
в) В. Стасов;
г) М. Мусоргский
4.Композитор, автор оперы "Садко"
А.Чайковский
Б.Григ
В.Римский-Корсаков
Г.Шопен
5. Кого из перечисленных композиторов называют венским классиком?
А.Й. Гайдн,
Б. И. Бах,
В.Моцарт,
Г.А. Бородин
6. В произведениях какого композитора (венского классика) преобладают радостные, светлые настроения?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
7.Назовите фамилию известного русского композитора, написавшего балет «Спящая красавица» и «Времена года» -
А) П.И.Чайковский
Б). Моцарт;
В) Л. Бетховен.
8.Назовите музыкальный инструмент, который исполняет главную партию волка в музыкальном произведении С.Прокофьева «Петя и Волк»? –
А) валторна
Б) свирель
В) балалайка
9.Назовите фамилию композитора, который
помимо музыки, отлично разбирался в такой науке, как химия? –
А) А.П.Бородин
Б) В.Я. Шаинский
В) Ю. Энтин
10.. Какого композитора называют отцом русского балета? –
А) П.И.Чайковского
Б) М. Балакирев;
В) А. Бородин
11. Назовите фамилию композитора, автора детских песен «Антошка», «Чебурашка», «Улыбка» -
А) В.Я. Шаинский
Б) С.Маршак
В) А.Барто
Правильные ответы: «Великие композиторы»
1. В произведениях этого композитора мы слышим звучание колоколов, разливы рек, ощущаем всю прелесть цветущего весеннего сада:
а) П. Чайковский;
б) С. Рахманинов;
в) М. Балакирев;
г) А. Бородин.
2. В произведениях какого композитора (венского классика) и радость и печаль запечатлены в ярких, запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания?
а) И. Бах;
б) В. Моцарт;
г)Л.Бетховен.
3. Кому принадлежит выражение «Могучая кучка»:
а) М. Балакирев;
б) А. Бородин;
в) В. Стасов;
г) М. Мусоргский
4.Композитор, автор оперы "Садко"
А.Чайковский
Б.Григ
В.Римский-Корсаков
Г.Шопен
5. Кого из перечисленных композиторов называют венским классиком?
А.Й. Гайдн,
Б. И. Бах,
В.Моцарт,
Г.А. Бородин
6. В произведениях какого композитора (венского классика) преобладают радостные, светлые настроения?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
7.Назовите фамилию известного русского композитора, написавшего балет «Спящая красавица» и «Времена года» -
А) П.И.Чайковский
Б). Моцарт;
В) Л. Бетховен.
8.Назовите музыкальный инструмент, который исполняет главную партию волка в музыкальном произведении С.Прокофьева «Петя и Волк»? –
А) валторна
Б) свирель
В) балалайка
9.Назовите фамилию композитора, который
помимо музыки, отлично разбирался в такой науке, как химия? –
А) А.П.Бородин
Б) В.Я. Шаинский
В) Ю. Энтин
10.. Какого композитора называют отцом русского балета? –
А) П.И.Чайковского
Б) М. Балакирев;
В) А. Бородин
11. Назовите фамилию композитора, автора детских песен «Антошка», «Чебурашка», «Улыбка» -
А) В.Я. Шаинский
Б) С.Маршак
В) А.Барто
« Музыкальные ребусы»
Пояснительная записка:
ФИО Должность Место работы автора |
Саенко Виктория Степановна Педагог дополнительного образования, МОУ СОШ № 22 структурное подразделение Дом детского творчества п. Беркакит |
Название дополнительной общеразвивающей программы |
Дополнительная общеразвивающая программа «Чарующий мир музыки» |
Название разработки |
«Музыкальные ребусы» |
Участники |
2 -5 класс |
Цель использования |
Повторение и закрепления пройденного материала по пройденным темам. |
Тип дидактического материла |
Ребусы |
Методические рекомендации по проведению. |
Использование ребусов для закрепления пройденного материала. |
Музыкальные ребусы для зачетов.
Ребусы для 2 класса.
Род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные, движения войск в строю и церемониальных, праздничных шествий?
А) Балет Б) Парад
В) Танец Г) Марш
Вид искусства, в котором образ создаётся движениями тела?
А) Танец Б) Аэробика
В) Ритмика Г) Пластика
Ребусы для 3-4 класса.
Название звука, музыкальный знак, это:? Разгадайте ребус и получите верный результат ответа.
А) Буква Б) Нота В) Цифра Г) Иероглиф
Весёлый, задорный лад в музыке. Разгадате и подчеркните ответ.
А) Минорный Б) Мелодический
В) Мажорный Г) Солнечный
Определенный тип музыкального произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число сочинений? Расшифруйте!
А) Стиль Б) Жанр В) Язык Г) Образ
Наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией? Найдите ответ в ребусной зашифровке.
А) Мелодия Б) Напев В) Вокализ Г) Песня
Этот человек пишет…? Догадайтесь кто это? Решение найдёте в разгадке.
А) Композитор Б) Исполнитель В) Музыкант Г) Сочинитель
Ребусы для 5-6 класса.
Вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат организованные музыкальные звуки. Составьте верно анаграмму и получите ответ.
А) Живопись Б) Культура
В) Гармония Г) Музыка
Этот лад вызывает грустное настроение? Дайте его название.
А) Мажорный Б) Печальный В) Минорный
Г) Гармонический
Старинный народный обрядовый танец, участники которого с песнями ходят по кругу? Соотнесите буквы и получите верный ответ!
А) Мазурка Б) Менуэт
В) Полонез Г) Хоровод
Какую сказочную оперу создал композитор А. Н. Римский - Корсаков, написанную на основе русской былины о гусляре? Разгадка в ребусе.
А) «Сказка о царе Салтане
Б) «Садко»
В) «Золотой петушок» Г) «Снегурочка»
Старинный клавишный инструмент, предшественник рояля. Расшифруйте его название.
А) Клавир Б) Фортепиано В) Орган Г) Клавесин
Разгадайте название старинного струнного щипкового музыкального инструмента?
А) Балалайка Б) Домра
В) Лютня Г) Гитара
Источник элементов музыкальной речи, это: ??? Разгадка в ребусе.
А) Манера
Б) Интонация
В) Ударение Г) Приём
Определите название рождественской сказки - балета П. И. Чайковского? Сделайте перестановку букв, и вы узнаете результат ответа на вопрос.
«Музыкальные термины»
Пояснительная записка:
ФИО Должность Место работы автора |
Саенко Виктория Степановна Педагог дополнительного образования, МОУ СОШ № 22 структурное подразделение Дом детского творчества п. Беркакит |
Название дополнительной общеразвивающей программы |
Дополнительная общеразвивающая программа «Чарующий мир музыки» |
Название разработки |
«Музыкальные термины» |
Участники |
4- 6 класс |
Цель использования |
Повторение и закрепления пройденного материала по теме « Музыкальные термины» |
Тип дидактического материла |
Музыкальные термины. |
Методические рекомендации по проведению. |
Использование ребусов для закрепления пройденного материала. |
«Музыкальные термины»
Задание: Соотнесите определение с музыкальным термином. С помощью цветных соедините определения с музыкальным термином.
Б. |
Музыкальный спектакль, в котором все герои поют |
В. |
Скорость исполнения музыки |
А. |
Мелодия, которая поется голосом без слов. |
Е. |
С итальянского это произведения означает sonare – звучать |
Д. |
Окраска звука |
Г. |
Песня « Во поле береза стояла , к какому жанру относится – |
Б. |
Музыкальный спектакль, в котором все герои поют |
В. |
Скорость исполнения музыки |
А. |
Мелодия, которая поется голосом без слов. |
Е. |
С итальянского это произведения означает sonare – звучать |
Д. |
Окраска звука |
Г. |
Песня « Во поле береза стояла , к какому жанру относится – |
Правильные ответы:
1. |
Соната |
2. |
тембр |
3. |
Опера |
4. |
темп |
5. |
Вокализ |
6. |
народная песня |
1. |
Соната |
2. |
тембр |
3. |
Опера |
4. |
темп |
5. |
Вокализ |
6. |
народная песня |
«Музыкальные термины»
Задание: Почеркнуть или обвести правильный ответ
1. Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется):
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) концерт.
2. Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется:
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
3.Женский голос
А. сопрано
Б.бас
В.лад
Г.мажор
4.Форма построения музыки:
А.диез
Б.минор
В.ансамбль
Г.вариации
5.Специальные знаки для записи музыки
А. слова
Б. транскрипция
В. ноты
Г.иероглифы
6.Инструментальный коллектив исполнителей
А.хор
Б.кантата
В.увертюра
Г.оркестр
Правильные ответы: «Музыкальные термины»
1. Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется):
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) концерт.
2. Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется:
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
3.Женский голос
А. сопрано
Б.бас
В.лад
Г.мажор
4.Форма построения музыки:
А.диез
Б.минор
В.ансамбль
Г.вариации
5.Специальные знаки для записи музыки
А. слова
Б. транскрипция
В. ноты
Г.иероглифы
6.Инструментальный коллектив исполнителей
А.хор
Б.кантата
В.увертюра
Г.оркестр