Дидактический материал по окружающему миру для 2 класса
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе следующих программ:
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/М: Просвещение, 2016
2. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ А.А.Плешаков — М.: Просвещение, 2015.
3. Адаптированная общая образовательная программа НОО для детей с ЗПР (вариант 7.1) ГБОУ СОШ с. Васильевка
Программа по окружающему миру разработана для 2-го класса, в котором в условиях инклюзии обучаются 4 ребенка с задержкой психического развития, которым ПМПК рекомендовала обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (вариант 7.1), а так же дети со школьными трудностями различного характера, нуждающиеся в специальном сопровождении
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Программа учитывает особенности детей с ОВЗ (ЗПР).
1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
2. Поведение детей с задержкой психического развития соответствует более младшему возрасту.
3. Наблюдается значительное отставание в сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии.
4. Недостаточное развитие восприятия, испытывают трудности при выделении существенных (главных) признаках объектов. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
5. У детей отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости (дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот);
6. Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
7. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
8. С помощью взрослого дети могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности.
9. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
10. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
11. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Кроме того, учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Программа строит обучение детей с ЗПР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Курс «Окружающий мир» для второго класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественнонаучный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет, наряду с другими предметами начальной школы, значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности; формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Программа курса «Окружающий мир» для второго класса рассчитана на 68 часов (34 учебные недели по 2 часа в неделю).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Плешаков А.А.: Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2-х частях. Части 1, 2 – М.:
- Плешаков А.А.: Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. – М.:
- Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д.: Окружающий мир. Тесты.2 класс. – М.:
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс (Диск CD-ROM), автор Плешаков А.А
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучения курса «окружающий мир» во втором классе направлено на получение следующих личностных результатов:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во втором классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия:
– умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
– умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
– умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
– владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
– владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– умение определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
– находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России;
– называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
– различать государственные символы России – флаг, герб, гимн;
– приводить примеры народов России;
– сравнивать город и село, городской и сельский дома;
– различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
– оценивать отношение людей к окружающему миру;
– различать объекты и явления неживой и живой природы;
– находить связи в природе, между природой и человеком;
– проводить наблюдения и ставить опыты;
– измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
– определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
– сравнивать объекты природы, делить их на группы;
– ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
– находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
– соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
– различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
– прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
– узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
– различать виды транспорта;
– приводить примеры учреждений культуры и образования;
– определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
– различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
– правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
– соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
– различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
– соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
– правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
– оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
– приводить примеры семейных традиций;
– соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
– различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
– ориентироваться на местности разными способами;
– различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
– различать водные объекты, узнавать их по описанию.
К концу обучения во втором классе ученик получит возможность учиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение,
– соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
– соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мониторинг качества достижения планируемых результатов
по предмету «Окружающий мир» во втором классе
№ урока |
Вид работы |
Тема |
4 |
Проверочная работа |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем? » |
24 |
Проверочная работа |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» |
31 |
Проверочная работа |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» |
43 |
Проверочная работа |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» |
50 |
Проверочная работа |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» |
67 |
Проверочная работа |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» |
Общее количество |
6 |
Уровень усвоения программного материала и сформированности умений учитель может фиксировать в Таблице достижений предметных результатов, предложенной ниже. Фиксировать результаты учитель может с помощью двухуровневой оценки: «+» – справляется, «–» – необходима тренировка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Контрольно-измерительные материалы
Проверочная работа № 1 по разделу «Где мы живём?»
1.Как называется планета, на которой ты живёшь?
А) Венера; Б) Земля; В) Нептун.
2.Выбери полное имя нашей страны?
А) Россия;
Б) Российская Федерация;
В) Союз Советских Социалистических Республик.
3. Допиши предложение:
Государственные символы Российской Федерации - __________________________________
4. О каком символе государства идёт речь?
Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов - _____________________________________________
5. На гербе Российской Федерации изображён орёл
А) одноглавый; Б) двуглавый; В) трёхглавый.
6.Допиши предложения
А) Оленья упряжка – традиционный транспорт __________________.
Б) Конские скачки – одно из любимых состязаний во время праздников_____________________________________.
В) Резьба по дереву – одно из традиционных занятий у народа _______________________________________________________________.
7.Определи цвета флага Российской Федерации?
А) Белый, синий, красный.
Б) Белый, зелёный, красный.
В) Белый, синий, розовый.
Проверочная работа № 2 по разделу «Природа»
1.Что необходимо растениям и животным для жизни?
А) воздух, вода; Б) солнце, вода; В) солнце, воздух, вода.
2.Выбери предметы рукотворного мира?
А) Птица, насекомое, гриб, солнце, луна, камень.
Б) Сорока, лисица, ромашка, подберёзовик, волк.
В) Полотенце, кружка, платье, шахматы, пенал.
3.В чём отличие объектов живой природы от неживой?
А) Дышат, питаются;
Б) Растут, размножаются, умирают.
В) Дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.
4.Все изменения, происходящие в природе, называются
А) Природные явления;
Б) Сезонные явления;
В) Погода.
5.Напиши по пять объектов живой природы и пять объектов неживой природы?
Живая природа Неживая природа
1)
2)
3)
4)
5)
6.Выбери верное утверждение:
А) Живые существа могут жить без неживой природы.
Б) Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле.
В) Живые существа могут жить без воды, воздуха, света и тепла.
7. Какой объект природы лишний? Подчеркните его.
Петунья, сойка, кузнечик, клён, хризантемы, туман, обезьяна.
Проверочная работа № 3 по разделу «Жизнь города и села»
1.Назови слово, которое в переводе с древнегреческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства»?
1) Экономика; 2) Кулинария; 3) Сельское хозяйство.
2.О какой отрасли экономики идёт речь? Работники этой отрасли занимаются перевозкой пассажиров, перевозкой грузов.
1) Торговля; 2) Транспорт; 3)Строительство.
3. Люди, каких профессий трудятся в отрасли торговли?
1) продавец; 2)учитель; 3) Сталевар; 4)Бухгалтер.
4.Подчеркни продукцию промышленности одной чертой, продукцию сельского хозяйства двумя чертами.
Чеснок, свекла, футболка, велосипед, йогурт, рис, пшеница, телефон, книга, колбаса.
5.Что раньше выступало в качестве денег при обмене товарами?
1)Раковины каури;
2)Меха;
3)Продукты питания.
6.Какая промышленность производит автомобили?
1)Лёгкая; 2) Металлургия; 3)Пищевая.
7.Что изображали на монетах?
1) Животных; 2)Растения; 3) Царей, императоров.
Проверочная работа № 4 по разделу «Здоровье и безопасность»
1.Какие предметы должны быть у человека личными?
1) Мочалка; 4) Зубная щётка;
2) Мыло; 5) Полотенце;
3) Шампунь. 6) Расчёска.
2.Как часто надо чистить зубы?
1. Один раз в день.
2. Два раза в день.
3. После еды.
3. С какой стороны должен падать свет при письме?
1) Слева;
2) Справа;
3) Отовсюду.
4.Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1) Потому что заставляют родители;
2) Чтобы быть здоровым;
3) Чтобы они не испортились.
5. Почему нужно ложиться спать вовремя?
1) Чтобы быть бодрым и отдохнуть;
2) Потому что заставляют родители;
3) Чтобы не мешать родственникам, смотреть телевизор.
6. Допиши предложение:
Перед едой обязательно надо мыть __________________________________
7.Что необходимо делать по утрам, чтобы быть здоровым?
1) Играть в компьютер;
2) Делать зарядку.
3) Смотреть мультфильмы.
7.Приведи примеры продуктов растительного и животного происхождения?
Растительного_____________________________________________________
Животного_________________________________________________________
Проверочная работа № 5 по разделу «Общение»
1.Когда лучше прийти в театр?
1) Перед началом спектакля за 10, 15 минут.
2) Опоздать на 10, 15 минут.
3) К концу спектакля.
2.Что нельзя брать в театр?
1) животных;
2 ) вкусную еду: пирожное, мороженое, кока – колу.
3.Бинокль, программу.
3.Как нужно проходить на своё место, по отношению к сидящим зрителям?
1) Лицом к сидящим зрителям;
2) Спиной к сидящим зрителям;
3)Как получится.
4.Выбери верное утверждение?
1) Во время сеанса делай замечания в полный голос.
2) Мальчик уступает девочке то место, с которого хорошо видно.
3) Перед тем как погасят свет снимать высокую шапку не обязательно.
5.Что можно делать во время сеанса?
1) Шуршать бумажками;
2) Махать руками;
3)Выйти извинившись.
6.Если начало сеанса задержали, что ты будешь делать?
1) Кричать;
2) Топать ногами;
3) Спокойно ждать.
7.Как надо себя вести на остановках городского общественного транспорта?
1) Толкаться;
2) Кричать;
3) Не мешать другим людям.
8.Кому надо уступать место в общественном транспорте?
1) Пожилым людям;
2) Друзьям;
3) Пассажирам с детьми.
Проверочная работа № 6 по разделу «Путешествие»
1.Что такое карта?
1) Уменьшенная модель земли.
2) Чертёж местности;
3) Схема объектов.
2.Каким цветом на карте обозначены горы?
1) Голубым; 2)Зелёным; 3) Коричневым.
3. Что на карте показано жёлтым цветом?
1) Вода; 2) Низменности; 3) Возвышенности.
4.Где на карте показан юг?
1)Вверху;
2) Внизу;
3) Справа.
5.Выбери верное утверждение:
1) Стой у карты слева.
2) Показывай только указкой.
3) Показывай не объект, а надпись.
6.Какая сторона горизонта показана справа?
1) Юг; 2) Север; 3) Восток; 4) Запад.
7.Каким цветом на карте показаны равнины?
1) Голубым;
2) Коричневым;
3) Жёлтым и зелёным.
8.Как называется карта на которой показаны объекты?
1) Полезных ископаемых;
2) Физическая;
3) Животного и растительного мира.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сводная таблица достижения предметных результатов обучения
по окружающему миру во втором классе
Учебные действия |
Фамилия, имя ученика |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России |
||||||||||||||||||||||||||||||
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся |
||||||||||||||||||||||||||||||
различать государственные символы России – флаг, герб, гимн |
||||||||||||||||||||||||||||||
приводить примеры народов России |
||||||||||||||||||||||||||||||
сравнивать город и село, городской и сельский дома |
||||||||||||||||||||||||||||||
различать объекты природы и предметы рукотворного мира |
||||||||||||||||||||||||||||||
оценивать отношение людей к окружающему миру |
||||||||||||||||||||||||||||||
различать объекты и явления неживой и живой природы |
||||||||||||||||||||||||||||||
измерять температуру воздуха, воды, тела человека |
||||||||||||||||||||||||||||||
сравнивать объекты природы, делить их на группы |
||||||||||||||||||||||||||||||
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка |
||||||||||||||||||||||||||||||
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение |
||||||||||||||||||||||||||||||
различать виды транспорта |
||||||||||||||||||||||||||||||
приводить примеры учреждений культуры и образования |
||||||||||||||||||||||||||||||
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий |
||||||||||||||||||||||||||||||
различать внешнее и внутреннее строение тела человека |
||||||||||||||||||||||||||||||
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены |
||||||||||||||||||||||||||||||
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу |
||||||||||||||||||||||||||||||
приводить примеры семейных традиций |
||||||||||||||||||||||||||||||
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме |
||||||||||||||||||||||||||||||
ориентироваться на местности разными способами |
||||||||||||||||||||||||||||||
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору |
||||||||||||||||||||||||||||||
различать водные объекты, узнавать их по описанию |
Учитель по своему усмотрению может вписать фамилии учеников, а может закодировать их.