Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

5
0
Материал опубликован 28 August 2017 в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 91 города Перми


 

«РАССМОТРЕНО»                  «СОГЛАСОВАНО»                       «УТВЕРЖДАЮ»

Протокол заседания              Заместитель директора по УВР   Директор МАОУ «СОШ №91»

методического объединения   ____________В.А.Каменских       _____________В.И. Логутов

учителей начальных классов

№__от___________2014 года

 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

2 КЛАСС

«Школа 2100»

на 2014 -2015 учебный год


 


 


 

                                       Составила

                                                                            Паздникова Елена Сергеевна

                                                              учитель начальных классов

                                                                           первой квалификационной категории


 


 


 


 


 

Пермь

2014


 

Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс «Школа 2100»

Название, автор и год издания предметной учебной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Авторская программа А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100», М.: Баласс, 2011г)

Категория обучающихся

Учащиеся 2 класса Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 91» города Перми

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

68 часов

Форма обучения

Очная, групповая

Режим занятий

2часа в неделю

Вид ресурса

Текстовый документ

Техническое оснащение

Компьютер, магнитофон, проектор

Цели,

Задачи материала

Дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта по окружающему миру во 2 классе;

определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины.

Краткое описание работы с ресурсом

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Закона «Об образовании» № 273 –ФЗ от 29.12.2012 года, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина (Образовательная система «Школа 2100».М.: Баласс, 2011).


 

Пояснительная записка

      Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Закона «Об образовании» № 273–ФЗ от 29.12.2012 года, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина (М.: Баласс,2011).

    В авторскую программу не внесены изменения, так как уровень развития познавательной сферы обучающихся позволяет усвоить её в варианте, предложенном авторами.

   Рабочая программа составлена с учетом данных психолого-педагогической характеристики учебного коллектива:

      В классе обучается 26 человек: 10 девочек, 16 мальчиков. По результатам психолого-педагогической диагностики в классе :

     Уровень познавательной активности: высокий - 6 человек, средний – 18 человек, 2 человека с низким уровнем.

     Большинство учащихся обладают навыками самостоятельного умственного труда, на уроках активны, стараются выполнять требования учителей, отвечать на поставленные вопросы.

     Активный познавательный интерес и ответственное отношение к учѐбе проявляют Ялова Мария, Баталов Максим, Толстая Анна, Тычинкина Дарья, Пахнутова Мария, Петров Егор, Свиташов Денис. Эти ребята быстро включаются в работу. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Быстро усваивают учебный материал. Любят рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи. Ответы этих детей отличаются глубиной, содержательностью. Учатся грамотно излагать свои мысли, пытаются отстаивать свою точку зрения.

     Ослабленный интерес к учёбе наблюдается у Красина Фёдора, Балтаевой Дарии. Эти дети меньше читают, но умеют отвечать на вопросы, затрудняются выполнять творческие работы. В конечном результате учебный материал усваивают.

     Есть дети, которые бывают пассивны на уроках, отвлекаются, нуждаются в помощи учителя и постоянном контроле: Сухорукова Вика, Кипенко Саша, Тимиров Илья.

    Плохо понимают задания, в мыслительные операции включаются медленно: Сурков Слава, Шляпников Ваня, Голяков Дима, Безматерных Ваня.

     Характеристика класса получена с опорой на данные наблюдения, изучение продуктов деятельности и показывает необходимость дополнительной работы по развитию смыслового чтения, речи, познавательных способностей.

     Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество). Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

     Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы

Цель курса – ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.

     Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

      Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

Общая характеристика учебного предмета

      Во 2 классе на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа – жизнь человека – развитие общества. Ознакомление со строением Земли и её оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

   Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.

    Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.

     Особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

      Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

      Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Описание места учебного предмета в учебном плане

      В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается во 2 –м классе по два часа в неделю (всего 68часов).

Требования к результатам освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учащимися программы по окружающему миру:

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к познанию окружающего мира;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– смысловому восприятию познавательного текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– навыкам взаимоконтроля.

Таблица требований
к умениям учащихся по окружающему миру (программный минимум)

 

Линии развития учащихся средствами предмета «Окружающий мир»

– уметь объяснять мир

– уметь определять свое отношение к миру

2-й класс

• объяснять отличия твердых, жидких и газообразных веществ;
• объяснять влияние притяжения Земли;
• связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
• наблюдать за погодой и описывать ее;
• уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
• читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
• называть основные природные зоны и их особенности

• оценивать правильность поведения людей в природе;
• уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле

4. Содержание программы

Содержание учебного предмета «Наша планета Земля» (68 ч)

Введение Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Земля и солнце Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.

Практическая работа с глобусом.Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Формы земной поверхности Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.

Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.

Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

Земля – наш общий дом. Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.

Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета.

Ценность жизни– признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

6. Формы и средства контроля.

Проверочные работы – 13

Проверочная работа № 1 по теме «Из чего состоят все предметы»

Проверочная работа № 2 по темам «Природные часы, календарь и компас», «Глобус – модель Земли»

Проверочная работа № 3 по теме «Притяжение Земли»

Проверочная работа № 4 по теме «Смена времен года»

Проверочная работа № 5 по теме «Глобус и карта»

Проверочная работа № 6 по теме «Что изображают на карте»

Проверочная работа № 7 по темам «Реки и озера», «Равнины и горы»

Проверочная работа № 8 по теме «Моря и острова»

Проверочная работа № 9 по теме «Природная зональность»

Проверочная работа № 10 по теме «Люди, города и страны»

Проверочная работа № 11 по теме «Европа», «Азия»

Проверочная работа № 12 по теме «Россия – наша Родина

Проверочная работа № 13 по теме «Наша маленькая планета Земля»


 

Контрольные работы – 5


 

Контрольная работа № 1 по теме: «Предметы. Глобус – модель Земли»

Контрольная работа № 2 по теме «Земля в космосе. Сезонные изменения»

Контрольная работа № 3 по теме «План и карта. Глобус и карта»

Контрольная работа № 4 по теме «Природные зоны и их особенности»

Контрольная работа № 5 по теме «Земля – наш общий дом»

Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по окружающему миру
 

     Специфичность содержания предметов, со­ставляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержа­ние и формы контроля. Основная цель контро­ля - проверка знания фактов учебного матери­ала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приво­дить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.


      Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные

работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также

самостоятельные практические работы с картами, приборами, мо­делями, лабораторным

оборудованием.

      Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
 

      Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
 

      Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного

материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

   Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

  При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п.

     Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
 

     Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
 

     Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.


 

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, за­мена существенной характеристики

понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описа­нии объекта (явления) в тех случаях,

когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рас­суждении) причины, закономерности,

условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классифи­кации на группы по существенным

признакам;

  • незнание фактического материала, неуме­ние привести самостоятельные

примеры, под­тверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение

таблицы; не­ умение подтвердить свой ответ схемой, рисун­ком, иллюстративным

материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводя­щие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе

изу­ченных объектов (природоведческих и истори­ческих).
 

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта не­существенных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно

на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательнос­ти операций при проведении опыта, не

приво­дящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется

после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельныенеточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота,нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

      Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность ,анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

      Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
 

7. Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки

К концу второго года обучения в рамках курса «Окружающий мир» ученик должен:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы.
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • объяснять влияние притяжения Земли;
  • знать, что Земля имеет форму шара;
  • горизонт – воображаемая линия;
  • элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звёзды);
  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
  • называть основные природные зоны и их особенности;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле


 

8. Перечень учебно-методических средств обучения

  • Учебник в 2 частях «Наша планета Земля»ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2012г.
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2013г.
  • Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина, М.: Баласс, 2013г.
Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.
  • Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. – 432с. - (Образовательная система «Школа 2100»);
  • Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по окружающему миру);
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.);
  • Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения)

Методические пособия для учителя:

  • «Окружающий мир» («Наша планета Земля»).2 класс. Методические рекомендации для учителя / Под ред. А.А.Вахрушева. – Изд. 2-е. - М.: Баласс, 2012.
  • Программа «Окружающий мир» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин– М.: Баласс, 2011

9.Лист внесения изменений

Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Дата

проведения

       
       
       
       
       
       



 

5. Календарно-тематическое планирование

п/п

Темы

Планируемые результатыобучения

Личностные

Домашнее

задание

Дата

Освоение предметных знаний

(базовые понятия)

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

КоммуникативныеУУД

по плану

фактически

Введение -4 часа

1

Как мы будем учиться

Знать:

- отличия твёрдых, жидких, газообразных веществ;

- состав предметов, свойства веществ;

- стороны света;

- понятие горизонта;

-природные зоны и их особенности;

- глобус – модель Земли, вращение Земли;

- цветовые обозначения на глобусе;

- что такое календарь.

Уметь:

- ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться условными обозначениями учебника и тетради;

- различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе;

- различать 3 состояния веществ;

- определять стороны света с помощью компаса;

- ориентироваться по сторонам света;

- находить полюсы Земли и экватор;

- ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии

Регулятивные:- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при определении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- умение прогнозировать свою деятельность в соответствии определенным ранее алгоритмом при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- умение контролировать свою деятельность при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора.

Познавательные:

- осознанно и произвольно стоить речевые высказывания в устной форме при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- уметь пользоваться новыми терминами: «понятие», «наука», «вещество», «календарь», «компас», «горизонт», «стороны света», «полюс», «экватор»;

- пользоваться глобусом, как моделью Земли, ориентировать с помощью компаса;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию при ознакомлении с живой и неживой природой;

- формулировать вопросы, выполнять правила работы в парах и группах при проведении опытов и изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах

Личностные:

формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при определении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора;

- ознакомление с терминами «понятие» и «наука» при ознакомлении с общими словами-понятиями

С. 3-7 уч.

01.09

 

2

Общие слова – понятия

С.8-11 уч.

Т. с.2

05.09

 

3

Из чего состоят все предметы.

С.12-19 уч.

Т. с. 3-5

08.09

 

4

Проверочная работа № 1 по теме «Из чего состоят все предметы»

Не задано

12.09

 

Земля и солнце -17 часов

     

5

Природные часы, календарь и компас

С.20-25 уч.

15.09

 

6

Природные часы, календарь и компас

Т. с.6-8

19.09

 

7

Земля имеет форму шара

С. 26-31 уч.

Т. с.9

22.09

 

8

Глобус – модель Земли

С.32-35 уч.

Т. с.10-11

26.09

 

9

Повторение и проверочная работа № 2 по темам «Природные часы, календарь и компас», «Глобус – модель Земли»

С. 20 - 35

29.09

 

10

Контрольная работа № 1 по теме: «Предметы. Глобус – модель Земли»

Не задано

3.10

 

11

Земля в космосе

С. 36-41 уч.

Т. с. 12-13

06.10

 

12

Притяжение Земли

Знать:

- Земля – планета;

- элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды)

- движение Солнца связано с обращением Земли вокруг собственной оси;

- общее представление о форме и размерах Земли;

- закон всемирного тяготения (притяжение Земли) и его проявления;

- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца;

- соразмерность ритма в жизни человека с сутками;

- времена года, их особенности;

- правила безопасного поведения в разное время года;

- особенности природных условий на различных участках земного шара;

- понятия: «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция»;

- различие климата и погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер);

- круговорот воды в природе.

Уметь:

- оценивать роль науки в познании мира;

- характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления;

- сравнивать и различать день и ночь, времена года;

- объяснять (характеризовать) движение Земли относительно солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

- устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

- демонстрировать эти движения на моделях;

- самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояния;

- измерять температуру воздуха и воды с помощью термометра;

- сравнивать погоду и климат;

- характеризовать круговорот воды в природе;

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

Познавательные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе;

- уметь пользоваться терминами: «космос», «небесные тела», «звезды», «планеты», «притяжение Земли», «невесомость», «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция», «температура воздуха», «облачность», «осадки», «ветер», «круговорот воды в природе», «климат», «погода», «термометр»;

- пользоваться глобусом при изучении смены дня и ночи и времен года, термометром при измерении температуры воздуха и воды;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за погодой и описании ее состояния с помощью условных знаков, составлении своего режима дня.

Коммуникативные:

- правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи при работе с таблицами «Наблюдение за погодой», «Режим дня»

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе;

- формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при ознакомлении с притяжением Земли, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, измерении температуры воздуха и воды, круговоротом воды в природе;

С. 42-49 уч.

Т. С. 14-15

10.10

 

13

Смена дня и ночи.

С. 50-55 уч.

Т. С. 16-17

13.10

 

14

Смена времен года Проверочная работа № 3 по теме «Притяжение Земли»

С. 56-59 уч.

Т. С.18

17.10

 

15

Смена времен года

С.56 – 59, с. 60 - 61

20.10

 

16

Смена времен года

С. 62-63 уч.

Т. С.19

24.10

 

17

Где на Земле теплее

С. 64-69 уч.

Т. С.21

27.10

 

18

Погода и климат

С. 70-74 уч.

Т. С.22-23

31.10

 

19

Погода и климат

С. 75-77 уч.

Т. С.24

10.11

 

20

Урок-тренинг и проверочная работа № 4 по теме «Смена времен года»

Подгото-виться к контр. работе.

14.11

 

21

Контрольная работа № 2

по теме «Земля в космосе. Сезонные изменения»

Не задано

17.11

 

Что изображают на глобусе и карте -8 часов

 

22

План и карта

Знать:

- различать план и карту, иметь представление о масштабе;

- части света, материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте;

- условные обозначения на карте, элементарные приемы чтения карты;

- название особых точек и линий на глобусе;

- высоты и глубины различных географических объектов;

- растительность и животных, обитающих на том или ином материке;

- водоемы и их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд), использование их человеком;

- водоемы родного края;

- правила безопасного поведения на водоеме в разное время года;

- понятие «бассейн реки»;

- составные части реки и их определение на рисунках (устье, правый берег, левый берег, притоки, русло, исток);

- особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные);

- формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги;

- общее представление, условные обозначения равнин и гор на карте;

- особенности на поверхности родного края;

- правила безопасного поведения на дорогах, в лесу в разное время года;

- рождение гор, их превращение в равнины;

- правила безопасного поведения при землетрясении.

Уметь:

- характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки;

- находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков;

- работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой);

- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

- моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина;

- сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоемы на примере своей местности;

- находить на физической карте России и полушарий разные водоемы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их название;

- определять направления течения рек по карте и глобусу;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоемах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни

Регулятивные

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- уметь контролировать свою деятельность при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков.

Познавательные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- ознакомиться с понятиями: «условные знаки», «масштаб», «карта», «план», «река», «гора», «меридианы», «параллели», «модель», «часть света», «материк», «океан», «бассейн реки», «долина», «течение реки», «правый и левый берег», « подземные воды», «бессточное озеро», «проточное озеро»;

- пользоваться глобусом, физической картой России и картой полушарий, планом местности, масштабом, условными знаками;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков.

Коммуникативные:

- формулировать вопросы, собственное мнение и позицию при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- выполнять правила работы в парах, группах при создании проектов и изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков.

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

С. 78-80 уч.

Т. С. 25

21.11

 

23

План и карта

С. 81-83 уч.

Т. С. 26

24.11

 

24

Глобус и карта

С. 84-87 уч.

Т. С.27

28.11

 

25

Повторение и проверочная работа № 5

по теме «Глобус и карта»

С. 88-89 уч.

Т. С.28

01.12

 

26

Что изображают на карте.

С. 90-93 уч.

Т. С.29

05.12

 

27

Что изображают на карте.

Карта Пермского края

С. 94-95 уч.

Т. С.30

08.12

28

Материки и океаны

С. 96-101 уч.

Т. С. 31

12.12

 

29

Повторение и проверочная работа № 6

по теме «Что изображают на карте»

С. 102-103 уч.

Т. С. 32

15.12

 

Формы земной поверхности – 8 часов

     

30

Реки и озера

С. 104-109 уч.

Т. С.33-34

19.12

 

31

Реки и озера

С. 110-111 уч.

Т. С.35

22.12

 

32

Равнины и горы

С. 112-115 уч.

Т. С.36

26.12

 

33

Равнины и горы

С. 116-117 уч.

Т. С.37

12.01

 

34

Повторение и проверочная работа № 7

по темам «Реки и озера», «Равнины и горы»

С. 118-119 уч.

   

35

Моря и острова.

С.120-123 уч.

Т. С. 38-39

   

36

Проверочная работа № 8

по теме «Моря и острова»

С.124-125 уч.

Т. С. 40

   

37

Учимся решать жизненные задачи.

Контрольная работа № 3 по теме «План и карта. Глобус и карта»

С.126

   

Земля- наш общий дом – 12 часов

38-39

Экологические системы

Знать

- лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные);

- отличительные признаки живых организмов от неживых предметов;

- места обитания организмов;

- части экосистемы;

- природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

- смену природных зон на поверхности земли;

- закон природной зональности;

- экологические системы

родного края;

- правила безопасного поведения на дорогах, в лесу и разное время года;

- особенности зон холодного пояса, смену их на поверхности земли;

- особенности зоны лесов – тайги, смешанных, широколиственных и хвойных;

- цепи питания в хвойном лесу;

- названия зон жаркого пояса (степи, полупустыни, пустыни);

- членов экосистемы засушливой зоны, их зависимость от неживых компонентов и влияния на них;

- последствия нарушения экосистемы;

- зоны жаркого пояса: степи, пустыни, саванны и тропические леса;

- горные экосистемы;

- многообразие стран и народов на Земле;

- преимущества и недостатки людей в каждой природной зоне;

- отличия людей разных частей света.

Уметь:- характеризовать экосистемы;

- описывать климат, особенностирастительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет и др. информационные средства) о природных зонах и обсуждать полученные сведения;

- объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон;

- находить на карте изученные природные зоны;

- находить и показывать на глобусе и политической карте мира изученные страны

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь контролировать свою деятельность при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах.

Познавательные:

-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь пользоваться новыми терминами: «экологическая система», «природная зона», «закон природной зональности», «ледяная пустыня», «тундра», «лесная зона», «тайга», «лиственные леса», «степная зона», «пустынная зона», «саванны», «высотные пояса», «страна», «столица», «политическая карта»;

- уметь пользоваться картой природных зон, политической картой мира, видеть границы природных зон, различать города и страны;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- выполнять правила работы в парах, группах при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах.

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах.

С. 3-7 уч.

Т. С.41-42

С. 8-9 уч.

Т. С.43

   

40

Природная зональность

С. 10-13 уч.

Т. С. 44

   

41

Природные зоны холодного пояса

С. 14-19 уч.

Т. С. 45

   

42

Леса умеренного пояса

С.20-25 уч.

Т. С. 46-47

   

43

Засушливые зоны умеренного пояса

С. 26-29 уч.

Т. С. 48-50

   

44

Путешествие в теплые края. Самостоятельная подготовка докладов

С. 30-41 уч.

   

45

Горные экосистемы

С.42-45 уч.

Т. С. 51-52

   

46

Повторение и проверочная работа № 9 по теме «Природная зональность»

С.46 - 47

   

47

Люди, города и страны.

С. 48-51 уч.

Т. С. 53-54

   

48

Проверочная работа № 10 по теме «Люди, города и страны»

С. 48-51 уч.

Т. С. 55-56

   

49

Контрольная работа № 4

по теме «Природные зоны и их особенности»

Т. С.55 -56

   

Части света – 11 часов

5051

Путешествие тучки по Европе

Знать:

- многообразие стран, народов на Земле;

- материки: Европу, Азию, Африку, Америку, Австралию, Антарктиду;

- территорию материков, их границы, в каких поясах лежат, омывающие океаны, страны и столицы этих материков, населяющие народы, особенности географического положения, животный и растительный мир, достижения и достопримечательности этих стран;

- Москва – столица России, достопримечательности России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.

- карту России, государственную границу России, полезные ископаемые, народы, населяющие Россию, их численность, народные промыслы, символику;

- природу родного края, народы, населяющие край и их численность, природные зоны края;

- положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности);

- правила безопасного поведения в природе и бережного отношения к ней.

Уметь:

- называть и показывать на политической карте крупнейшие европейские, азиатские, африканские, американские страны, Австралию и Антарктиду;

- различать флаги этих государств, узнавать по очертанию на карте;

- называть их главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей;

- называть и показывать на карте территорию России, её границу, столицу, свой регион, свой город;

- различать флаг, герб, главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города;

- характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности;

- анализировать влияние современного человека на природу,

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; уметь контролировать свою деятельность при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, известных людей; уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей.

Познавательные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; уметь пользоваться новыми терминами: символика страны», «флаг», «герб», «экспонаты»; уметь пользоваться политической картой мира, видеть границы материков, различать города и страны; применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей.

- уметь сравнивать географическое положение, особенности климата и рельефа, животного и растительного мира стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды; уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; уметь практически работать с глобусом и политической картой, находить и показывать изученные страны мира; находить дополнительную информацию о странах с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств; готовить небольшое сообщение или доклад для выступления перед одноклассниками; вести наблюдения по плану, принятому на уроке, за особенностями рельефа своей местности, водоёмами; уметь строить план местности, работать с контурными картами; уметь создавать проекты под руководством учителя «Всемирная выставка», «Мой зоопарк», « Путешествие в дальние страны»

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; оформлять свою мысль в устной и письменной речи при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; выполнять правила работы в парах, группах при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле; уметь адекватно оценивать свои знания и умения; уметь оценивать правильность поведения в природе, беречь богатства природы в повседневной жизни.

Личностные:- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей

С. 52-57 уч.

Т. С. 57-61

   

52

Азия

С. 58-61 уч.

Т. С. 62-63

   

53

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)

С. 64-69 уч.

Т. С. 64-65

   

54

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)

С. 70-75 уч.

Т. С. 66-67

   

55

Проверочная работа № 11 по теме «Европа», «Азия»

Подготовить доклад

   

56

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)

С. 76-81 уч.

Т. С. 68

   

57

Россия – наша Родина.

С. 82-87 уч.

Т. С. 69-70

   

58

Проверочная работа № 12 по теме «Россия – наша Родина

Т. С. 71

   

59

Экскурсия

«Формы земной поверхности»: река, озеро, равнина, горы и т.п.;

рисунок

   

60

Экскурсия

«Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

рисунок

Наша маленькая планета Земля –

3 часа

     

61-62

Наша маленькая планета Земля

С. 88-93 уч.

Т. С.72-73

   

63

Проверочная работа № 13 по теме «Наша маленькая планета Земля»

Нарисовать плакат

   

Повторение пройденного материала - 5 часов

     

64

Урок повторения. Итоговое тестирование.

Т. С. 74-75

   

65

Обобщение и систематизация знаний по теме «Наша планета Земля»

С. 94, подгото-виться к контр. раб.

   

66

Учимся решать жизненные задачи.

Контрольная работа № 5

по теме « Земля – наш общий дом»

С. 95

   

67

Обобщение и систематизация знаний по теме «Земля – наш общий дом»

Т. С. 76-77

   

68

Обобщение по теме «Экологическая система родного края»

Т. С. 78-79

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.