Дидактический материал к уроку биологии в 6 классе по теме «Корень»
Шевченко Надежда Ивановна
Учитель биологии, первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Калининская средняя общеобразовательная школа
Республика Хакасия
Дидактический материал по теме «Корень»
Цель: научиться определять виды корней и типы корневых систем.
Задачи: образовательные – сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем; выяснить функции корня;
развивающие – выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем; продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов практической работы;
воспитательная – формирование ответственного отношения к получению знаний.
Результаты: предметные – учащиеся умеют различать виды корней, типы корневых систем, знают функции корня;
метапредметные – развиваются навыки выполнения практической работы под руководством учителя, оформление её результатов и умения на их основании делать выводы;
личностные – формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Задание 1.
Практическая работа «Типы корневых систем»
Цель: определить типы корневых систем.
Оборудование: гербарий.
Ход работы:
1.Пользуясь гербарием, заполните таблицу
Типы корневых систем
Название растения | Тип корневой системы | Класс |
| | |
| | |
2.Зарисуйте типы корневых систем: стержневую и мочковатую.
3.Запишите вывод, вставляя вместо точек необходимые слова.
Вывод: совокупность всех корней одного растения называют ________________. Различают два типа корневых систем: _________________ и __________________. Стержневая корневая система имеет ____________ корень, а мочковатая корневая система образована _____________ и ____________ корнями. Главный корень у растений с мочковатой корневой системой недостаточно развит или рано отмирает. Стержневая система характерна для ______________, а мочковатая - ____________ (указать класс).
Задание 2.
Задание 3.
Задание 4. Ответьте на вопросы.
1.Какие функции выполняет корень?
Ответ: корень закрепляет растение в почве. Через корень растение получает из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
2.Главный корень развивается из…
Ответ: из зародышевого корешка.
3.Придаточные корни отрастают из…
Ответ: стеблей, листьев
4.Боковые корни отрастают от … корня или от … корней.
Ответ: от главного или от придаточных корней
5.Корневая система – это совокупность всех … одного растения.
Ответ: корней.
6.Какую корневую систему называют стержневой, а какую – мочковатой?
Ответ: корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней.
7.При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, то есть присыпают землёй нижнюю часть стебля. Зачем это делают?
Ответ: при окучивании появляются придаточные корни и улучшается питание растения, рыхления почвы. У картофеля эта операция стимулирует образование клубней.
Задание 5.
Цель: сформировать понятие о зонах корня, раскрыть особенности строения клеток в связи с выполняемой функцией.
Задачи: продолжить знакомство учащихся со строением корня;
сформировать понятия о зонах корня;
продолжить формирование понятия о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей.
Результаты обучения:
Предметные: учащиеся знают выделяемые на продольном срезе зоны корня, особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией.
Метапредметные: развиваются навыки обобщения материала, полученного из разных источников.
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Задание 1.
Задание 2. Заполните таблицу
Зоны корня
Зоны корня | Ткань, особенности строения | Функции |
Корневой чехлик | Покровная ткань. Клетки недолговечны | Защитная |
Зона деления | Образовательная ткань. Клетки живые | Клетки постоянно делятся |
Зона роста (растяжения) | Клетки вытягиваются | Корень растет в длину |
Зона всасывания | Участок корня, на котором находятся корневые волоски | Всасывание воды |
Зона проведения | Покровная, проводящая, механическая, основная | По клеткам перемещаются в стебель вода и минеральные вещества |
Задание 3.
Лабораторная работа «Корневой чехлик и корневые волоски»
Цель: изучить строение корневого чехлика и корневых волосков.
Оборудование: микроскоп, емкость с водой, пипетка, предметное стекло, иголочка, растение (редис или пшеница) с корневыми волосками, лупа.
Ход работы:
1.Рассмотрите корешок растения невооруженным глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
2.Зарисуйте строение и зоны корня, пользуясь учебником. Подпишите, где расположен корневой чехлик. Под рисунком сделайте запись: рис. 1. Строение и зоны корня.
3.Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Они находятся в зоне всасывания. Отметьте зону всасывания на рисунке 1.
4.Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.
5.Зарисуйте строение корневого волоска, пользуясь учебником. Под рисунком сделайте запись: рис. 2. Строение корневого волоска. Найдите и подпишите: 1.клеточная оболочка, 2.цитоплазма, 3.ядро, 4.пластиды, 5.вакуоль с клеточным соком.
6.Запишите вывод.
Вывод: корневой волосок – относительно длинный вырост ________ (ответ: наружной клетки корня). Корневые волоски недолговечны. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к ________ (ответ: кончику корня). Зона всасывания всегда находится ближе ________ (ответ: к кончику корня). Корневые волоски всасывают из почвы ________ (ответ: воду с растворенными минеральными веществами). Корневые волоски увеличивают ________ (ответ: всасывающую поверхность корня).
Цель урока: систематизировать и углубить знания о строении, функциях, значении и видоизменении корней.
Задачи: - сформировать понятие о видоизменении корней, рассматривая видоизмененные корни как результат приспособления растения к условиям существования;
- показать биологическое и хозяйственное значение корнеплодов.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: учащиеся имеют представление о видоизменениях корней как результате приспособления растений к условиям существования; умеют определять основные органы растений (корень); умеют объяснять особенности строения и многообразие (виды) корней и их роль в жизнедеятельности растений; понимают смысл биологических терминов: корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, видоизменения корней.
Метапредметные: развивается умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования растений и видоизменениями их корней; формируется умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования растений и видоизменениями их корней.
Задание 1. Отгадайте загадки:
Сама в земле – коса на улице? (Морковь)
При правильном ответе показывает муляж или настоящий овощ.
2) Круглая, а не месяц,
Желтая, а не масло.
С хвостиком, а не мышь. (Репа)
3) За хохол, да в котел,
А потом – борщок на стол. (Свёкла)
4) Тело – бело, как береза,
Платье – красно, словно роза.
Красна, а не калина;
Горька, а не осина;
Кругла, а не лукошко,
Хвост есть, а не кошка. (Редис)
5) На песчаном океане,
На сыпучем бархане, вырос кустик,
Словно ёж,-
Голой ручкой не возьмёшь,
Зато лакомое блюдо
И для сытого верблюда.
Почему же без воды
Куст не знал большой беды? (Верблюжья колючка)
Задание 2. О чём идёт речь?
А.Корни растения, живущего на деревьях, поглощающие дождевую воду. (воздушные)
Б.Корни, образовавшиеся в результате утолщения боковых или придаточных корней. (клубни)
В.Придаточные корни растения, живущего на стволах тропических растений, дорастающие до земли. (подпорки)
Г.Главные корни, в которых запасаются питательные вещества. (корнеплоды)
Д.Придаточные корни, позволяющие прикрепляться к опоре (стене, стволу). (прицепки)
Е.Корни растений топких берегов рек, растущие вверх, достигая поверхности почвы. (дыхательные)
Задание 3. В процессе приспособления к условиям существования корни у некоторых видов растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции. Пользуясь текстом учебника, заполним схему.
В идоизменения корней