12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шевченко Надежда Ивановна636
Россия, Хакасия респ., Аскиз

Шевченко Надежда Ивановна

Учитель биологии, первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Калининская средняя общеобразовательная школа

Республика Хакасия

Дидактический материал по теме «Корень»

Цель: научиться определять виды корней и типы корневых систем.

Задачи: образовательные – сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем; выяснить функции корня;

развивающие – выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем; продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов практической работы;

воспитательная – формирование ответственного отношения к получению знаний.

Результаты: предметные – учащиеся умеют различать виды корней, типы корневых систем, знают функции корня;

метапредметные – развиваются навыки выполнения практической работы под руководством учителя, оформление её результатов и умения на их основании делать выводы;

личностные – формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Задание 1.

Практическая работа «Типы корневых систем»

Цель: определить типы корневых систем.

Оборудование: гербарий.

Ход работы:

1.Пользуясь гербарием, заполните таблицу

Типы корневых систем

Название растения

Тип корневой системы

Класс







2.Зарисуйте типы корневых систем: стержневую и мочковатую.

3.Запишите вывод, вставляя вместо точек необходимые слова.

Вывод: совокупность всех корней одного растения называют ________________. Различают два типа корневых систем: _________________ и __________________. Стержневая корневая система имеет ____________ корень, а мочковатая корневая система образована _____________ и ____________ корнями. Главный корень у растений с мочковатой корневой системой недостаточно развит или рано отмирает. Стержневая система характерна для ______________, а мочковатая - ____________ (указать класс).

Задание 2.

t1636942990aa.jpg

Задание 3.

t1636942990ab.jpg

Задание 4. Ответьте на вопросы.

1.Какие функции выполняет корень?

Ответ: корень закрепляет растение в почве. Через корень растение получает из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2.Главный корень развивается из…

Ответ: из зародышевого корешка.

3.Придаточные корни отрастают из…

Ответ: стеблей, листьев

4.Боковые корни отрастают от … корня или от … корней.

Ответ: от главного или от придаточных корней

5.Корневая система – это совокупность всех … одного растения.

Ответ: корней.

6.Какую корневую систему называют стержневой, а какую – мочковатой?

Ответ: корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней.

7.При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, то есть присыпают землёй нижнюю часть стебля. Зачем это делают?

Ответ: при окучивании появляются придаточные корни и улучшается питание растения, рыхления почвы. У картофеля эта операция стимулирует образование клубней.

Задание 5.

t1636942990ac.jpg



Цель: сформировать понятие о зонах корня, раскрыть особенности строения клеток в связи с выполняемой функцией.

Задачи: продолжить знакомство учащихся со строением корня;

сформировать понятия о зонах корня;

продолжить формирование понятия о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей.

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся знают выделяемые на продольном срезе зоны корня, особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией.

Метапредметные: развиваются навыки обобщения материала, полученного из разных источников.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Задание 1.

t1636942990ad.jpg

Задание 2. Заполните таблицу

Зоны корня

Зоны корня

Ткань, особенности строения

Функции

Корневой чехлик

Покровная ткань. Клетки недолговечны

Защитная

Зона деления

Образовательная ткань. Клетки живые

Клетки постоянно делятся

Зона роста (растяжения)

Клетки вытягиваются

Корень растет в длину

Зона всасывания

Участок корня, на котором находятся корневые волоски

Всасывание воды

Зона проведения

Покровная, проводящая, механическая, основная

По клеткам перемещаются в стебель вода и минеральные вещества

Задание 3.

Лабораторная работа «Корневой чехлик и корневые волоски»

Цель: изучить строение корневого чехлика и корневых волосков.

Оборудование: микроскоп, емкость с водой, пипетка, предметное стекло, иголочка, растение (редис или пшеница) с корневыми волосками, лупа.

Ход работы:

1.Рассмотрите корешок растения невооруженным глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

2.Зарисуйте строение и зоны корня, пользуясь учебником. Подпишите, где расположен корневой чехлик. Под рисунком сделайте запись: рис. 1. Строение и зоны корня.

3.Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Они находятся в зоне всасывания. Отметьте зону всасывания на рисунке 1.

4.Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.

5.Зарисуйте строение корневого волоска, пользуясь учебником. Под рисунком сделайте запись: рис. 2. Строение корневого волоска. Найдите и подпишите: 1.клеточная оболочка, 2.цитоплазма, 3.ядро, 4.пластиды, 5.вакуоль с клеточным соком.

6.Запишите вывод.

Вывод: корневой волосок – относительно длинный вырост ________ (ответ: наружной клетки корня). Корневые волоски недолговечны. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к ________ (ответ: кончику корня). Зона всасывания всегда находится ближе ________ (ответ: к кончику корня). Корневые волоски всасывают из почвы ________ (ответ: воду с растворенными минеральными веществами). Корневые волоски увеличивают ________ (ответ: всасывающую поверхность корня).

Цель урока: систематизировать и углубить знания о строении, функциях, значении и видоизменении корней.

Задачи: - сформировать понятие о видоизменении корней, рассматривая видоизмененные корни как результат приспособления растения к условиям существования;

- показать биологическое и хозяйственное значение корнеплодов.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: учащиеся имеют представление о видоизменениях корней как результате приспособления растений к условиям существования; умеют определять основные органы растений (корень); умеют объяснять особенности строения и многообразие (виды) корней и их роль в жизнедеятельности растений; понимают смысл биологических терминов: корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, видоизменения корней.

Метапредметные: развивается умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования растений и видоизменениями их корней; формируется умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования растений и видоизменениями их корней.

Задание 1. Отгадайте загадки:

Сама в земле – коса на улице? (Морковь)

При правильном ответе показывает муляж или настоящий овощ.

2) Круглая, а не месяц,
Желтая, а не масло.
С хвостиком, а не мышь.
(Репа)

3) За хохол, да в котел,

А потом – борщок на стол. (Свёкла)

4) Тело – бело, как береза,

Платье – красно, словно роза.

Красна, а не калина;

Горька, а не осина;

Кругла, а не лукошко,

Хвост есть, а не кошка. (Редис)

5) На песчаном океане,
На сыпучем бархане, вырос кустик,
Словно ёж,-

Голой ручкой не возьмёшь,
Зато лакомое блюдо
И для сытого верблюда.
Почему же без воды
Куст не знал большой беды? (
Верблюжья колючка)

Задание 2. О чём идёт речь?

А.Корни растения, живущего на деревьях, поглощающие дождевую воду. (воздушные)

Б.Корни, образовавшиеся в результате утолщения боковых или придаточных корней. (клубни)

В.Придаточные корни растения, живущего на стволах тропических растений, дорастающие до земли. (подпорки)

Г.Главные корни, в которых запасаются питательные вещества. (корнеплоды)

Д.Придаточные корни, позволяющие прикрепляться к опоре (стене, стволу). (прицепки)

Е.Корни растений топких берегов рек, растущие вверх, достигая поверхности почвы. (дыхательные)

Задание 3. В процессе приспособления к условиям существования корни у некоторых видов растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции. Пользуясь текстом учебника, заполним схему.

Вt1636942990ae.gift1636942990ae.gift1636942990ae.gift1636942990ae.gift1636942990ae.gift1636942990ae.gif идоизменения корней

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.