12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: дать представление о жизнедеятельности корня, об усло­виях, необходимых для его нормальной жизнедеятельности; по­знакомить с составом и основными свойствами почвы, значением почвы для растений, с основными удобрениями и способами их применения; дать представление о гидропонике как одном из спо­собов выращивания растений.

Оборудование и материалы: таблицы: «Клеточное строение корня», «Проводящая ткань растений», гербарии растений; обо­рудование, необходимое для опытов, а также результаты опытов, которые невозможно провести в течение урока.

Ключевые слова и понятия: корневое давление, поглощение воды и минеральных веществ корнем, дыхание корней, значение темпе­ратуры для жизнедеятельности корней, почва, гидропоника.

Ход урока

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Что такое зона деления корня?

Что такое ткань?

Какой тканью представлена зона роста корня?

Опишите строение корневого волоска.

Для какой зоны корня характерно наличие корневых во­лосков?

Что такое сосуды?

Какие сосуды присутствуют в корне растения?

В чем состоит основное отличие сосудов древесины и луба?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Каковы основные функции корня? (Ответы учащихся.)

Мы уже говорили, что основной функцией корня, кроме

укрепления растения в почве, является поглощение воды с рас­творенными в ней минеральными веществами.

Но как это доказать? (Учащиеся высказывают свои пред­положения.)

Наглядно продемонстрировать, что корни поглощают воду, можно на очень простом опыте. Надо взять проросток фасоли, гороха или тыквы, аккуратно выкопать его, промыть корневую систему и поместить в пробирку с водой. Вода должна покрывать только корневую систему растения. На поверхность воды нальем


 

тонкий слой подсолнечного масла для того, чтобы вода не испа­рялась. Отметим на стекле уровень воды в пробирке. Через один- два дня уровень воды в пробирке станет заметно ниже. Это корни нашего проростка поглотили воду и доставили ее наверх, к стеблю и листьям.

Для того чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна определенная сила. Силу, обеспечивающую подачу воды от корней растения вверх, к стеблям и листьям, называют кор­невым давлением.

Вода никогда не пойдет из колодца вверх, если не создать давление в шланге при помощи насоса. Так и корни. Поглощая воду из почвы, они подают ее вверх под давлением. Представьте, каким должно быть давление, чтобы доставить влагу от корней к верхушке большого дерева! Давайте проведем опыт, наглядно демонстрирующий силу корневого давления.

Опыты

ОПЫТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ СИЛУ КОРНЕВОГО ДАВЛЕНИЯ

Оборудование: трех-, четырехнедельное растение фасоли; стек­лянная трубка чуть большего диаметра, чем диаметр стебля; рези­новая пробка; пластилин; штатив.

Ход опыта

Срежем растение на расстоянии 2—4 см от уровня почвы очень острым ножом. Наденем на него резиновую пробку с отвер­стием. Сверху на пробку наденем стеклянную трубку и укрепим ее на штативе в вертикальном положении. Место соединения стеб­ля растения и пробки для герметичности залепим пластилином.

Польем растение теплой водой.

Итог. Через некоторое время заметим, что в стеклянной труб­ке появилась жидкость.

Вывод. Корни поглощают воду из почвы и поднимают ее по сосудам вверх, к стеблям и листьям.

Но как доказать, что растения поглощают не только воду, но и растворенные в ней минеральные вещества? Для этого про­ведем следующий опыт.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника перечислите основные минеральные соли, необходимые ра­стениям, а также основные минеральные удобрения и пра­вила их внесения.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Каковы основные функции корня?

Что такое корневое давление?

Опишите опыт, показывающий силу корневого давления.

Опишите опыт, доказывающий, что корень поглощает воду.

Опишите опыт, доказывающий, что минеральные вещества поглощаются корнем и перемещаются по стеблю к листьям.

 

Жизнедеятельность корня. Корневое давление

 

 

 

 

Корневое давление и транспирация

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.