Дидактическое пособие «Сенсорный куб»
Дидактического пособия
«Сенсорный куб»
педагог-психолог
Переяславцева Н.А.
г. Улан-Удэ
2021 г.
«Сенсорный куб»
Многофункциональное дидактическое пособие.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возраст: для детей дошкольного возраста.
Актуальность: Сенсорное восприятие мира – это один из путей существования в гармонии с природой. Каждый человек связан с окружающей средой своими органами чувств. Именно благодаря сенсорному взаимодействию человека с окружающей средой его интеллект растет, совершенствуется и развивается.
Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптации в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Для сенсорного развития детей я широко использую дидактические игры разного вида. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным. Разработанное мною дидактическое пособие «Сенсорный куб» позволяет соединить в комплексе дидактические игры направленные на сенсорное воспитание ребенка, развитие мелкой моторики рук. и здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, массаж, пальчиковая гимнастика).
Цель:
Развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Задачи:
• развивать у детей сенсорные способности (цвет, форма, величина), речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику.
• воспитывать интерес к сверстникам, наблюдать за их действиями и подражать им, умение играть рядом со сверстниками не мешая им, проявление интереса к совместным играм небольшими группами.
Дидактическое пособие используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей. Особое внимание уделено подбору сенсомоторных объектов для пособия в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
Дидактические принципы использования пособия:
• доступность;
• безопасность;
• креативность.
Описание применения пособия
Пособие представляет собой куб, гранями которого являются пластмассовые решетки хозяйственного назначения, скрепленные между собой шнурком.
Для игр на кубе потребуется: прищепки, резинки, ленточки, шнуры, пластмассовые шары, колокольчики, бусы, пуговицы, горох, фасоль, разноцветные пуговицы, перышки, молнии, разноцветные заколочки -крабики. Внутрь куба положить пластмассовые шары, на верхнюю плоскость повесить колокольчики и перо на нитке.
Варианты заданий
№ п/п |
Упражнения |
Задачи |
Речитатив – сопровождение с действием |
1. |
«Массаж» |
Развивать мелкую моторику, память, речь, учить выполнять массаж ладоней, пальцев |
Для массажа ладоней предлагается детям потереть ими о плоскости куба, приговаривая: Девочки и мальчики, Разминаем пальчики. О решетку их потрем И ладошки разомнем. |
2. |
«Нора» |
Развивать мелкую моторику, память, речь, внимание, глазомер. Малыш указательным пальцем, или фломастером зажатым в пальцах изображает лису, которая лезет в нору |
Малыш указательным пальцем, или фломастером зажатым в пальцах изображает лису, которая лезет в нору. (Необходимо попасть в отверстие решетки пальчиком или фломастером.) Залезает лиса в норку, Она делает уборку, А потом зовет лисят, Пусть лисята поглядят. |
3. |
«Урожай» |
-Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, навыки классификации.
-Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, навыки классификации. |
Насыпаем в 2 блюдца фасоль и горох. Ребенок большим и указательным пальцами берет фасолину или горошину и опускает в отверстие куба, говоря: Сеем мы фасоль, горох. Урожай у нас неплох. Мы корзины принесем, Урожай наш соберем. Затем куб убираем и сортируем в разные блюдца фасоль и горох, упавшие на стол. |
4. |
«Помощники» |
развивать память, внимание, речь, мелкую моторику. |
Дети прищепляют на куб прищепки, можно вместе с лоскутком ткани и говорят: Белье на веревку Вешали ловко. Дома маме помогали И нисколько не устали. |
5. |
«Домик для пуговки» |
Развивать память, речь, внимание, тренировать мелкую моторику.
|
Предложить ребенку найти домик для пуговицы, в соответствии с ее цветом.
|
6. |
«Скалолаз» |
Тренировать мелкую моторику, развивать память, речь, внимание |
Ребенок по вертикальной плоскости куба ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря: Скалолаз наш очень ловкий Лезет в гору без страховки. |
7. |
«Замок» |
Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь. |
Ребенок просовывает в отверстия большой и указательный пальцы, соединяет их, образуя колечко. Можно соединять большой и средний пальцы, большой и безымянный, большой и мизинец поочередно, читая стихотворение: Дверь закрою на замок И нестрашен серый волк. |
8. |
«Косички у сестрички» |
Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, воображение. |
Ребенок плетет из веревочек косичку, завязывает бант со словами: Я своей сестричке Заплету косички, Бант Танюшке завяжу, Всем ребятам покажу. |
9. |
«Футбол»
|
Развивать мелкую моторику, ловкость, внимание, речь, память, воображение; воспитывать умение играть сообща.
|
В игре участвуют один или несколько детей. Просовывая фломастер или карандаш в отверстие необходимо попасть по шару, приговаривая: Буду я играть в футбол И забью в ворота гол. |
10. |
«Мамины бусы» |
тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память. |
Малыш на шнурок нанизывает бусы со словами: К маме Миша приходил, Маму в бусы нарядил. Бусин много раз, два, три -Как красиво, посмотри. |
11. |
«Звонарь»
|
Развивать мелкую моторику, память, речь, слуховое внимание. |
Предложить ребенку просунуть фломастер или карандаш в отверстие и постучать по колокольчику, говоря на каждый ударный слог. Ты звони как встарь, В колокол звони, звонарь. Ты звони, звони скорей, Созывай моих друзей. |
12. |
«Разноцветные дорожки»
|
Развивать мелкую моторику, память, речь, слуховое внимание. |
На клумбе выросли цветочки, посмотри и назови какого они цвета. Давай посадим еще такой же ряд цветочков . |
13. |
«Лесенка»
|
Развивать моторику рук, речь, внимание, память, воображение. |
Ребенок нанизывает резинки друг на друга, образуя лесенку, сказав при этом: Смастерим мы лесенку, Лесенку - чудесенку. И на ней достанем мы И до звезд и до луны. |
14. |
«Змея»
|
Развивать мелкую моторику рук, память, внимание, речь, воображение. |
Ребенок в отверстия решетки продевает ленту или шнурок, при этом цитируя: Ползет змея среди травы, Не поднимает головы. |
15. |
«Швея» |
Развивать мелкую моторику, память, воображение, речь, внимание. |
Застегиваю молнии . Без работы не скучаю, Молнии я пришиваю. |
16. |
«Магазин» |
Развивать мелкую моторику рук, мышление, речь, воображение. |
Воспитатель говорит: Будем в магазин играть, Будем подарки выбирать. Давай подарим игрушки, посуду, транспорт, домашних животных, диких животных, овощи, фрукты ит.д. |
17. |
«Колечки» |
Развивать мелкую моторику, память, речь, воображение, внимание. |
Колечко имеют два цвета. Подбери прищепки такого же цвета.
|
18. |
«Ветер»
|
Учить детей выполнять дыхательную гимнастику, развивать память, речь, внимание, воображение.
|
На ниточке висит перо. Ребенок произносит слова и дует на перо. Дует ветер, дует смелый, Вот и птичка полетела. Полетела высоко, Машет крыльями легко. Можно предложить подуть на шары или на колокольчик, которые расположены внутри куба. Поиграть в ураган. |
19. |
«Гимнастика» |
Учить снимать напряжение с глаз, развивать внимание.
|
Предлагаем детям посмотреть поочередно на различные предметы, расположенные на кубе, меняя угол зрения. Можно посмотреть на левый верхний угол, затем на правый верхний угол, на нижний левый угол, на нижний правый угол, в середину куба. Просим детей следить глазами за перемещением указки в разных направлениях по кубу со словами: Глазки делают зарядку. Начинаем по порядку: Раз, два, три - Влево, вправо посмотри, Ну, скорее не ленись, Посмотрели вверх и вниз. А теперь не зевай, Глазки по кругу вращай. Ознакомление детей с цветом. На каждой плоскости куба приклеены с помощью скотча цветные квадраты из картона. По заданию воспитателя ребенок может прищеплять прищепки, завязывать ленточки, закрывать отверстия пробками соответственно цвету квадрата. Можно предложить малышу показать красные, зеленые и т.д. пуговицы, магниты, бусы... |
Дидактические игры позволяют не только целенаправленно и ускоренно формировать восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры можно определить, какой уровень перцепт ивных действий развит у ребенка, какие сенсорные эталоны он освоил.
Примечание
«Сенсорный куб» прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места, одновременно несколько детей могут пользоваться им. При желании все пособия быстро и легко снимаются. Куб может стать демонстрационным. На нем можно разместить предметные, сюжетные геометрические фигуры. Его можно использовать как мини - театр. На его плоскостях размещают персонажей сказок, декорации. Поворачивая куб, будет происходить смена декораций и сюжета сказки.