Дидактическое пособие "Сенсорный поезд"
Дидактическое пособие «Сенсорный поезд»
Дидактическое пособие «Сенсорный поезд» предназначено для развития сенсомоторных навыков детей с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), таких, как пользование выключателем, отвинчивание и завинчивание пробок на бутылках. Открывание и закрывание различных запорных механизмов. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков, узнавание на основе зрительного восприятия предметов повседневного пользования [1]. Используется в рамках реализации программы по учебному предмету «Сенсомоторное обучение» (I–IV классы) центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) в Республике Беларусь.
Работа с данным пособием способствует развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания, зрительного восприятия, памяти и мышления детей с ТМНР. Данное пособие также можно использовать в дошкольных учреждениях и в ЦКРОиР на коррекционно-развивающих занятиях с детьми до 3 лет в рамках оказания ранней комплексной помощи.
Дидактическое пособие «Сенсорный поезд» Пояснительная записка | |
Автор (ФИО, должность) | Купава Екатерина Васильевна, учитель-дефектолог ГУО ЦКРОиР Оршанского района (Республика Беларусь), реализующая программу для лиц с ТМНР в условиях ЦКРОиР |
Название ресурса | Дидактическое пособие «Сенсорный поезд» |
Вид ресурса | Учебно-дидактический материал |
Тип ресурса | Развивающая игра |
Предмет, класс | «Сенсомоторное обучение» (I–IV классы) ЦКРОиР |
Цель и задачи | Цель: сенсомоторное развитие учащихся с ТМНР, включение их в социальное взаимодействие, улучшение качества их жизни. Задачи: формировать мелкую моторику и ручную умелость, способы и приемы двигательных действий в целях повышения бытовой самостоятельности; формировать социально значимые сенсомоторные действия, важные и необходимые в повседневной жизни [1]; развивать основные психические процессы; формировать интерес к взаимодействию с взрослым |
Актуальность | Дидактическое пособие «Сенсорный поезд» позволяет детям с ТМНР в доступной форме получать необходимые для их жизни навыки. В ходе работы с данным пособием дети учатся пользоваться выключателем, отвинчивать и завинчивать пробки, открывать и закрывать задвижки и крючки, открывать и закрывать дверцы. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, шнуровка – также важные навыки, которыми может овладеть ребёнок во время игры с сенсорным поездом. Благодаря данному пособию ребята учатся узнавать на основе зрительного восприятия предметы повседневного пользования. Важной особенностью пособия «Сенсорный поезд» является возможная его адаптация для работы с детьми с ДЦП (дополнительные съёмные элементы: резинка для удобного захвата бегунка молнии, утолщающий элемент для захвата шпингалета). Благодаря сенсорному пособию ребята не только будут совершенствовать необходимые бытовые навыки, но и развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие, а также смогут научиться самостоятельности и получат огромный положительный опыт при общении и взаимодействии с взрослым. Данное пособие можно использовать при реализации программного материала по учебному предмету «Сенсомоторное обучение» (I–IV классы) ЦКРОиР, а также для закрепления полученных знаний дома. |
Формы учебной деятельности | Индивидуальная |
Описание | Дидактическое пособие «Сенсорный поезд» Представляет собой многофункциональное пособие, состоящее из 3 базовых элементов формата А4, которые можно использовать как вместе, так и по отдельности. 1 элемент - локомотив поезда - предназначен для формирования умения пользоваться выключателем, а также расстёгивать и застёгивать молнию. По мере необходимости к застёжке молнии можно присоединить дополнительный съёмный элемент (мягкая резинка), чтобы облегчить выполнение задания ребёнку с ДЦП. 2 элемент – голубой вагон - предназначен для формирования умения завинчивать и отвинчивать пробки, закрывать и открывать двери на крючок, тренировать навыки шнуровки. Для развития зрительного восприятия, внимания, привлечения интереса к результату деятельности, за дверцей можно поместить предметную картинку. В зависимости от цели и задач занятия можно менять цветовую гамму колёс у вагона и железнодорожного полотна-шнурка. 3 элемент – зелёный вагон – предназначен для формирования или закрепления навыка в расстёгивании и застёгивании молнии, пуговиц, открывании и закрывании задвижки (шпингалет). При работе с детьми с ДЦП к шпингалету присоединяется шаровидная утолщающая насадка для удобного захвата. Таким образом, дидактическое пособие «Сенсорный поезд» позволяет детям не только овладевать необходимыми навыками в повседневной жизни, но и положительно влияет на их эмоциональное состояние. |
Использованные источники | |
Материал выполнен в программах | Microsoft Word |