Дидактическое пособие "Сенсорный поезд"

2
0
Материал опубликован 2 May

Дидактическое пособие «Сенсорный поезд»

Дидактическое пособие «Сенсорный поезд» предназначено для развития сенсомоторных навыков детей с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), таких, как пользование выключателем, отвинчивание и завинчивание пробок на бутылках. Открывание и закрывание различных запорных механизмов. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков, узнавание на основе зрительного восприятия предметов повседневного пользования [1]. Используется в рамках реализации программы по учебному предмету «Сенсомоторное обучение» (I–IV классы) центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) в Республике Беларусь.

Работа с данным пособием способствует развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания, зрительного восприятия, памяти и мышления детей с ТМНР. Данное пособие также можно использовать в дошкольных учреждениях и в ЦКРОиР на коррекционно-развивающих занятиях с детьми до 3 лет в рамках оказания ранней комплексной помощи.

Дидактическое пособие «Сенсорный поезд»

Пояснительная записка

Автор (ФИО, должность)

Купава Екатерина Васильевна, учитель-дефектолог ГУО ЦКРОиР Оршанского района (Республика Беларусь), реализующая программу для лиц с ТМНР в условиях ЦКРОиР

Название ресурса

Дидактическое пособие «Сенсорный поезд»


Вид ресурса

Учебно-дидактический материал

Тип ресурса

Развивающая игра

Предмет, класс

«Сенсомоторное обучение» (I–IV классы) ЦКРОиР

Цель и задачи

Цель: сенсомоторное развитие учащихся с ТМНР, включение их в социальное взаимодействие, улучшение качества их жизни.

Задачи:

формировать мелкую моторику и ручную умелость, способы и приемы двигательных действий в целях повышения бытовой самостоятельности;

формировать социально значимые сенсомоторные действия, важные и необходимые в повседневной жизни [1];

развивать основные психические процессы;

формировать интерес к взаимодействию с взрослым

Актуальность

Дидактическое пособие «Сенсорный поезд» позволяет детям с ТМНР в доступной форме получать необходимые для их жизни навыки. В ходе работы с данным пособием дети учатся пользоваться выключателем, отвинчивать и завинчивать пробки, открывать и закрывать задвижки и крючки, открывать и закрывать дверцы. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, шнуровка – также важные навыки, которыми может овладеть ребёнок во время игры с сенсорным поездом. Благодаря данному пособию ребята учатся узнавать на основе зрительного восприятия предметы повседневного пользования.

Важной особенностью пособия «Сенсорный поезд» является возможная его адаптация для работы с детьми с ДЦП (дополнительные съёмные элементы: резинка для удобного захвата бегунка молнии, утолщающий элемент для захвата шпингалета).

Благодаря сенсорному пособию ребята не только будут совершенствовать необходимые бытовые навыки, но и развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие, а также смогут научиться самостоятельности и получат огромный положительный опыт при общении и взаимодействии с взрослым.

Данное пособие можно использовать при реализации программного материала по учебному предмету «Сенсомоторное обучение» (I–IV классы) ЦКРОиР, а также для закрепления полученных знаний дома.


Формы учебной деятельности

Индивидуальная

Описание

Дидактическое пособие «Сенсорный поезд»

Представляет собой многофункциональное пособие, состоящее из 3 базовых элементов формата А4, которые можно использовать как вместе, так и по отдельности.


t1746196110aa.jpg


1 элемент - локомотив поезда - предназначен для формирования умения пользоваться выключателем, а также расстёгивать и застёгивать молнию.


t1746196110ab.jpg


По мере необходимости к застёжке молнии можно присоединить дополнительный съёмный элемент (мягкая резинка), чтобы облегчить выполнение задания ребёнку с ДЦП.


t1746196110ac.jpg


2 элемент – голубой вагон - предназначен для формирования умения завинчивать и отвинчивать пробки, закрывать и открывать двери на крючок, тренировать навыки шнуровки.


t1746196110ad.jpg


Для развития зрительного восприятия, внимания, привлечения интереса к результату деятельности, за дверцей можно поместить предметную картинку. В зависимости от цели и задач занятия можно менять цветовую гамму колёс у вагона и железнодорожного полотна-шнурка.


​​​​​​​t1746196110ae.jpg


3 элемент – зелёный вагон – предназначен для формирования или закрепления навыка в расстёгивании и застёгивании молнии, пуговиц, открывании и закрывании задвижки (шпингалет).


t1746196110af.jpg


При работе с детьми с ДЦП к шпингалету присоединяется шаровидная утолщающая насадка для удобного захвата.


t1746196110ag.jpg


Таким образом, дидактическое пособие «Сенсорный поезд» позволяет детям не только овладевать необходимыми навыками в повседневной жизни, но и положительно влияет на их эмоциональное состояние.


Использованные источники

Учебная программа по учебному предмету «Сенсомоторное обучение» для I–IV классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.


Материал выполнен в программах

Microsoft Word



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.