Занятие «Дымковская игрушка» (1 класс)
Тема: «Дымковские лошадки» (пластилин)
Цель:
формировать у детей умение составлять узоры по мотивам дымковской росписи, используя пластилин.
Задачи:
развивать чувство цвета, умение расположить узор на силуэте;
совершенствовать технические навыки работы пластилином и стекой;
воспитывать у детей интерес к искусству народных мастеров.
Оборудование:
дымковские игрушки,
иллюстративный материал по теме «Дымково»,
бумажные силуэты коня (по количеству детей).
Ход занятия
1 Оргмомент
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
2 Постановка темы и цели занятия
Педагог читает стихотворение:
Дым идёт из труб столбом,
Словно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое "Дымково" назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, кисточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Педагог: Какова тема занятия?
Дети: Дымковские игрушки.
Педагог: Да, правильно.
Тема – дымковская игрушка, но сегодня мы попробуем украсить их с помощью пластилина.
3 Основная часть
Педагог: Послушайте сказку:
Жили, не тужили король Пластилин и королева Стека. Однажды скучно стало королю в своем государстве. И говорит он королеве:
– Поедем, матушка, королева Стека попутешествуем, на людей посмотрим, себя покажем.
Королева согласилась. Путешествовали они по разным царствам-государствам, заезжали в маленькие города и сёла. Но вот приехали они в одно государство, где все удивило наших государей: и народ, и животные в этой стране были красивые и нарядные.
Идут король с королевой по улице, а навстречу им индюк:
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок
Красной краскою горя
Как корона у царя.
Пошли они дальше. Навстречу им девица-водоноска.
За студеною водицей
Водоноска-молодица,
Как лебедушка плывет
Ведра синие несет.
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива!
Идут король с королевой дальше и видят разноцветных лошадок:
Ой, люли, ой люли!
Кони на лужок пошли!
Кони удалые
Гордые, лихие.
Вопросы педагога:
– Догадались ребята, в какое село попали король с королевой? (Дымково.)
– Какие разные и в тоже время чем-то похожие дымковские игрушки и узоры на них.
– Какие цвета используют дымковские мастера в росписи своих изделий? (красные, оранжевые и т.д.)
– Из каких элементов состоит дымковский узор? (Круги, точки, линии, и т.д.)
– Загрустили Пластилин со Стекой, нет в их царстве таких ярких, красочных игрушек. Как же их развеселить? (Предложения детей.)
– Давайте, дети, разукрасим для их королевства силуэты коней, используя элементы дымковской росписи.
Показ педагога.
Педагог: Мы с вами будем расписывать дымковскую лошадку.
- Как будем разукрашивать её?
- Какие части мы закроем пластилином полностью? (Хвост, грива, копыта).
- А узор где расположим? (вдоль ног, шеи, туловища)
Педагог демонстрирует детям образцы коней, обращая их внимание на расположение узора и закрашивание копыт, гривы, хвоста.
А затем предлагает подобрать узор для коня из пластилина и перенести его на бумажный силуэт.
Самостоятельная работа.
Индивидуальная работа с детьми по подбору элементов дымковского узора с использованием иллюстративного материала..
III. Итог занятия.