12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
АБУБАКАРОВА ЛУИЗА МАГОМЕДОВНА788
Россия, Чеченская респ., Грозный

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1 Характеристика детей, оставшихся без попечения родителей,

как социальной группы……………………………………...……………………9

1.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей:

история и современность

1.3 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………..……36

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С

ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

2.1 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей…..43

2.2 Методы работы по ликвидации социального сиротства в ЧР…………….50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………… …………………………………….……………..60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……… …………….….63

ПРИЛОЖЕНИЯ

















ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы. Законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей», основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса.

Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами:

отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;

объявлением их умершими;

отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов;

отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят:

несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным;

недостаточная «персонофицированность» помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная «эмоциональная глухота», т.е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам;

разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое;

недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации;

недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников;

закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.

Для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики.

Так, анализ опыта деятельности детских домов показывает, что в настоящее время в них применяются педагогические технологии, которые были разработаны еще 20-40 лет назад и были рассчитаны на совершенно иную социально-экономическую и социально-психологическую ситуацию в обществе. Последствия отставания технологий работы с детьми-сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение проявляются в том, что воспитанники детских домов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации, включая способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и т.д.

Степень научной разработанности темы. Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заложены в работах следующих авторов: Белопольской Н.Л., Выгодского Л. (психическое и социальное развитие детей и подростков), Михеевой Л.Ю., Пчелинцевой Л.М. (исследование системы социальной защиты детства), Буяновой М.О., А.Н., Зарембо Т.Ф. (организация профилактической и реабилитационной работы) и др.

Объект исследования: социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Предмет исследования: основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в социальных учреждениях.

Цель исследования: изучение основ социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Задачи исследования:

Определить понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» как категорию социальной работы;

Изучить социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, в историческом аспекте и на современном этапе;

Проанализировать нормативно-правовую базу в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;

Рассмотреть вопросы реализации социальной работы с детьми данной категории в Чеченской республике;

Элемент новизны: исследование социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов для применения в практике отделов образования и социальной защиты.

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1 Характеристика детей, оставшихся без попечения родителей, как социальной группы


Оказание помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются одним из самых важных направлений социальной политики государства. Содержание с этой социальной категорией детей сирот определяется государственными приоритетами политики.

Более подробно категории детей сирот представлены в таблице 1.

Таблица 1

Категория

Кто отнесен к данной категории

Дети сироты

Лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по различным причинам, в том числе в связи:

- с отсутствием родителей или лишением их родительских прав;

-признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, объявлением их умершими;

- отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных или лечебных учреждений

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие указанных причин

Обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или

единственного родителя

Лица от 18 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях профессионального образования, которые до достижения ими возраста 18 лет не являлись детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей


Сиротство - это социальное явление, возникающее при смерти родителей опекаемого или постановке на социальный учет при лишении родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными и безвестно отсутствующими и. т.д.

Также относят в данную категорию детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Сиротство - это также социальное явление, которое наблюдалось весь период развития цивилизации.

Всегда были войны, болезни и стихийные бедствия, которые уносили жизнь родителей детей, но это все равно остается печальным фактом социальной и демографической структуры социума, если смотреть на сиротство с точки зрения адекватного гуманизма, то можно получить реальное представление о деморализации общества.

Дети, не достигшие возраста 18-ти лет, оставшиеся без попечения родителей и без их опеки по различным причинам социального характера именуются детьми - сиротами.

Зачастую в тех случаях, если родители не осуществляют поддержку ребенку и не занимаются его воспитанием, государство лишает этих людей родительских прав и далее дети сироты воспитываются в приютах, интернатах и детских домах, до периода совершеннолетия.

Государство оказывает посильную помощь детям, оставшимся без попечения родителей, и после достижения совершеннолетия выделяет им жилплощадь и оплачивает процесс получения образования этим детям. [2]

В основном многие получают бесплатно среднетехническое образование, но и высшее дети получают также бесплатно, предъявив свидетельство о среднем образовании и свидетельство о том, что у них нет родителей и попав на льготную основу попечительства.

Родительских прав лишают в том случае, если они ведут аморальный образ жизни, страдают от алкоголизма, употребляют наркотики, недееспособны и находятся на лечении в медицинских учреждениях, если они применяют насилие к своему ребенку, временно пребывают в местах лишения свободы, объявляются умершими или материально не обеспечивают и не оказывают поддержку ребенку, ввиду отсутствия стабильной зарегистрированной работы и средств на обеспечение и содержания ребенка в установленном законном порядке.

Существует несколько типов детских домов.

В одних дети находятся на протяжении целого дня, в других пребывают 5 дней в неделю, а потом возвращаются на выходные к родителям, в третьи являются детскими учреждениями закрытого типа, в них дети пребывают постоянно и только изредка их посещают родители.

В связи с появление детских учреждений (институтов) было замечено пагубное их влияние на психику детей, на их интеллектуальный уровень и уровень их развития.

Сиротство - это проблема социального характера и решить её до конца на данный момент не представляется возможным.

Проблема детского сиротства требует объединенных усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте.

Социальная политика должна сейчас развиваться в 2х направлениях: развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и профилактика социального сиротства (половое просвещение, оказание помощи одиноким матерям, семейная политика и. т.д.). Нестабильное положение социально-экономических и политических факторов в стране привело к появлению такого факта как детское сиротство. На данный момент значительно увеличилось число неблагополучных семей, матерей одиночек, брошенных или больных детей, бездомных детей и детей входящих в группу риска.

По причине смерти родителей или нехватки моральной поддержки и общения дети вынуждены обратиться к уличной жизни, что приводит к фактору попадания этого ребенка в группу риска, социальной дезадаптации, понижению моральных и нравственных качеств и снижению уровня образованности, что в дальнейшем ведет к риску повышения преступности в стране. Данная проблема не столько экономического, как социального и политического характера и в настоящем времени должна подлежать решению.

В результате деморализации, семейных конфликтов, морального недопонимания родителей, низкого материального статуса и личных проблем дети вынуждены обратиться к уличной жизни, что приводит к детскому бродяжничеству. Это показали исследования, проведенные в целях изучить данную социальную проблему.

Беспризорный ребенок, оказавшийся в опасных для его жизни условиях, подвергается серьезному риску и опасности, поэтому государство должно либо решить социальную проблему семейного воспитания, либо поместить беспризорного ребенка в социально воспитательное учреждение: приют, детский дом, интернат.

Уличные дети регулярно занимается попрошайничеством, сбором и реализацией стеклопосуды, время от времени работают. Они убирают мусор, либо работают грузчиками на рынках, в магазинах, занимаются мойкой автомобилей, промышляют на помойках, в мусорных баках, регулярно навещают загородные городские свалки. Таким образом, проблема детского сиротства прямым образом связана с риском возникновения преступности в стране.

Нарушение прав ребенка начинается в семье: 70% всех детских травм носят семейно-бытовой характер. Нарушаются права ребенка во многих семьях. Насилие практикуется в каждой четвертой семье, так как является традиционной методикой воспитания. Однако насилие над ребенком до сих пор не воспринимается обществом как проблема серьезного характера, требующая немедленного решения и рассмотрения.

По данным МВД число таких детей 2 миллиона в Российской Федерации, по данным независимых экспертов превышает 4 миллиона.

Безнадзорность и незанятость общественным трудом приводит к повышению числа беспризорности среди детей и преступности, однако ювенальная юстиция - специальная система правосудия для несовершеннолетних - в нашей стране до сих пор не существует. Арест подростков очень частое явление.

Сроки содержания в следственном изоляторе до вынесения приговора непомерно велики, вплоть от 6 месяцев до 3х лет.

Эти дети формально вроде бы не поражены в правах, ведь суд еще не вынес им приговор, они только подозреваемые, но фактически уже наказаны.

Лишены необходимой медицинской и юридической помощи, возможности учиться.

Главным объектом приложения усилий должны стать дети, попавшие в трудные условия, а не семьи их проживания.

На примере содержания тысяч детей на территории Российской Федерации можно сказать, что условия жизни, содержания, воспитания и целевой подготовки воспитанников детских домов хорошая, но результаты такого обеспечения явно неудовлетворительные.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и попавшие в раннем возрасте в детдомовское учреждение трудно-обучаемы, конфликтны со своими сверстниками, страдают от зависимости, более грубы и резки в общении, менее лояльны, чаще склонны к суициду, многие из них сильно отстают в развитии, что мешает им адаптироваться в социуме и само реализоваться.

Анализ сведений о детях, содержащихся в учреждениях и выбывших из них, показал, что 85% таких детей планируют получить рабочие профессии и лишь 10% думают о получении среднего или высшего образования.

В качестве иллюстрации негативного воздействия содержания в детских учреждениях на способности детей можно привести тот факт, что примерно 63 тыс. (или 35%) из 180 тыс. российских детей, оставшихся без попечения родителей, содержались в специальных учреждениях для детей-инвалидов. [12, С. 342]

По показателям исследовательских данных, вне зависимости от более высокой подготовки персонала и улучшения материального положения детей воспитывающихся в детских домах, качество воспитания и социальной адаптации детей оставляет желать лучшего.


1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Главной задачей стоящей перед государством является не только содержание и обеспечения детей оставшихся без родителей, но и их социализация, как в обществе, так и в новых семьях.

Основная роль государства это материальное и правовое содержание детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение таких детей социальной поддержкой (в культурном и образовательном плане), выдача квартир, по достижению совершеннолетия и обеспечение собственным жильем, устройстве, контроле над условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации.

В рамках президентской программы "Дети России" (Указ Президента РФ от 01.06.92. № 543) существует целевая программа "Дети сироты", направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления.

Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст.121 - 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР (ст.53,60,62), Федеральный закон РФ от 04.12.96.

Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, другими правовыми актами в соответствии с законами субъектовРФи отраслевым законодательством.

Действующее законодательство предусматривает четыре основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1.Усыновление

2.Передача под опеку или попечительства

3.Передача в приемную семью

4.Помещение в специальное учреждение.

Семья является неотъемлемым элементом в духовном, моральном и нравственном воспитании. Она также играет существенную роль в здоровом, полноценном и социальном воспроизводстве населения.

Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогрессапривели копределенному сужениюроли семейной педагогики в воспитании детей.

Тем не менее, сужение семьи ни в коем случае не должно осуждаться, а наоборот только поддерживаться в материальном и нравственном плане со стороны общества и государства. Семья играет главенствующую роль в социальном развитии общества. В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Планомерное регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии со следующими принципами:

-обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

-забота об их благосостоянии и развитии; приоритет семейного воспитания детей.

Российское законодательство утвердило безусловный приоритет семейной формы воспитания детей.

В частности, в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 г. за № 223-ФЗ (СК РФ), (в последней редакции от 21.07.2007 г. № 194-ФЗ) записано: "Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации".

В законодательстве учитывается факт принадлежности ребенка к этнической национальности, родному языку, религии, воспитанию и культуре.

Особо приоритетной формой воспитания детей является усыновление или удочерение ребенка, оставшегося без попечительства родителей.

Его суть заключается в том, что после усыновления или удочерения, ребенок приравнивается к родному.

Законодательством об усыновлении установлено, что оно допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах.

При этом закон требует соблюдения положений третьего абзаца пункта 1 статьи 123 СК, а также учета возможностей усыновителя для обеспечения ребенку полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Законодательство отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление /удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство считает, что с гуманной точки зрения, детям, оставшихся без попечения родителей лучше всего воспитываться в семьях, которые готовы принять их (усыновить, удочерить) и взять над ними опеку. [10]

Статья 123 СК РФ, устанавливает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью - на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, согласно СК, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ.

Усыновление (удочерение) ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные или удочеренные дети теряют все свои имущественные и неимущественные права, а также обязанности по отношению к своим биологическимродителям.

Генетическая связь после принятия этого законодательного акта уже не является существенной и не берется на рассмотрение законодательством.

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства.

Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст.127 СК, не имеют права на усыновление (лишены родительскихправ, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.).

Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должнабыть не менее 16 лет, однако по причинам признанным судом уважительными, она может быть сокращена.

Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом.

Процедурныевопросы усыновленияподробнорегламентированыв "Положении о порядке передачи детей", утвержденным Постановлением Правительства РФ 15.09.95 г. № 917. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка.

Разглашение тайны усыновления - уголовное преступление (ст.155 УК РФ). Уголовным преступлением также является незаконное усыновление (ст.154 УК РФ).

При содействии в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи граждан РФ и создании условий для приема детей в эти семьи был издан Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Вопросом об усыновлении и удочерении занимаются не только семьи готовые их принять, но и специальные социальные службы по опеке и попечительству.

При факте усыновления или удочерения социальный работник должен:

-получить полную и достоверную информацию о здоровье ребенка;

-о его готовности вступить в эту семью;

-о его культурных, религиозных и ценностных ориентациях, а также, не идут ли они в разрез с моральными устоями этой семьи;

-если это необходимо, то дает ли согласие на усыновление, удочерение генетические родители; является ли процесс принятия ребенка законным фактом;

-если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка;

-существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.

-необходимо принять участи и оказать посильное содействие и семье,которая решила взять себе данного ребенка и уделить внимание подготовкеусыновителей.

-изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения;

-следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и

способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию;

-помогатьусыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка.

Принятие ребенка в новую семью зависит также от индивидуального периода адаптации ребенка к условиям новой семьи (возраст и психологические особенности ребенка), а также от степени подготовленности ребенка к условиям жизни в новой семье и его усыновителей.[12]

Важным аспектом является уровень материальной и экономической подготовленности семьи.

Стоит также учитывать, что судьба ребенка может измениться, если семейные условия окажутся неподходящими или новые родители изменят свою приоритетную точку зрения.

Особую группу составляет опека детей оставшихся без родителей, так как многие дети, так и остаются не усыновленными в условиях детских домов и интернатов.

Опека долгие годы оставалась единственной (кроме усыновления) открытой и на нормативно-правовом уровне благополучной формой устройства детей в семьи: они остаются с близкими людьми (около 90% опекунов - близкие родственники ребенка).

Детский дом семейного типа - обычная семья, принявшая на воспитание 5 и более детей.

В России до 1 марта 1996 г. (дата появления Семейного кодекса) действовало 368 домов семейного типа, в которых воспитывались более 2,5 тыс. приемных и 1,5 тыс. кровных детей.

Детским семейным домам государство оказывает материальную помощь, выделяют жилье, транспорт, землю для организации подсобных и фермерских хозяйств.

Дети при этом обретают вторую семью, граждане, желающие воспитывать сирот, получают работу, которая засчитывается в трудовой стаж, зарплату, а также пособие в соответствии с социальными нормативами и нормами для воспитанников детских домов.

В данном случае дети обретают вторую семью, а граждане, взявшие на воспитание детей работу, трудовой стаж, особые льготные условия, а также пособие в соответствии с социальными нормативами и нормами для воспитанников детских домов.[12, С. 342]

Приемная семья - это временная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и семьей, желающей усыновить либо удочерить ребенка из детского дома, интерната, либо приюта.

Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей.

Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд.

Между родителями и приемными детьми, в данном случае нет прямой алиментной или материальной установленной законодательством связи, в том числе нет и наследственных обязательств, в отличие от законодательного акта об усыновлении ребенка.[11]

Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль над выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5% до 10% детей-сирот.

В России существуют три типа учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей:

- дома ребенка для детей в возрасте до 3 лет (до 4 лет - для детей-инвалидов), как для детей, оставшихся без попечения родителей, так и для обычных детей.

Эти учреждения находятся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации;

- детские дома и школы-интернаты различного типа длядетей в возрасте от 3 до 18 лет, в основном оставшихся без попечения родителей, правда, такиеучреждения могут принимать и прочих детей на временной основе из-затяжелыхсемейных обстоятельств.

Административно такие школы подчиняются Министерству образования Российской Федерации;

- специализированные детские дома (интернаты) для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями. Эти учреждения подчиняются Министерству труда и социального развития Российской Федерации. С 1992 г. создание и финансирование детских учреждений возложены на региональные и местные органы власти (в большинстве случаев на последние). Федеральное правительство, через соответствующие министерства, устанавливает общие направления политики в области социальной защиты семьи и детства, обеспечивает методологическое руководство, нормы и инструкции для работы учреждений.

Детские дома и учреждения интернатного типа предназначены для детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 3-х до 18-ти лет, но они могут также быть временным местом содержания и обеспечения ребенка - на период до 1 года - детей из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенныхлиц,а также детей,чьиродителисталижертвамистихийных бедствий и неимеют определенного места жительства.

Родные братья и сестры не разлучаются.

Создание и функционирование детских домов и школ-интернатов происходят за счет средств региональных бюджетов и (в основном) средств органов местного самоуправления.

С административной точки зрения они находятся в ведении Министерства образования Российской Федерации. Прием детей осуществляется по решению соответствующего местного органа опеки и попечительства.

Детские дома являются временным местом жительства детей. В их обязанность входит содержание и обеспечение детей, в порядке, установленномзаконодательством.

Школы интернаты - это место, где дети, оставшиеся без родительской опеки не только проживают, но и получают начальное, либо среднее образования (в зависимости от характеристик детей и типа учреждения).

Все обучающиеся - это дети с разрушенной системой социальных связей, сшироким спектром личностных деформаций, с искаженными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами.

Все дети данных учреждений были ранее приобщены к алкоголю, наркотикам, ранним половым связям, бродяжничеству и воровству.

Над некоторыми из них ранее совершалось физическое и сексуальное насилие.

Психика у таких детей расшатана, по этой причине и были созданы специальные условия для обучения и социализации таких детей.

Приюты задуманы и создаются как полифункциональные учреждения, призванные дать обездоленному ребенку не просто кров, еду, тепло, но снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким обращением, защитить его права, законные интересы, помочь его социальному возрождению, по возможности восстановить, или компенсировать опыт семейной жизни.

Условия приюта - это одновременно, как трагическое, драматическое так и оптимистическое следствие ранней неблагополучной жизни для ребенка.

Здесь ребенок получает не только моральную и материальную поддержку, но и возможность для создания счастливой и благополучной жизни.

На самом деле помещение ребенка в приют это двоякий и неоднозначный вопрос.

Это, безусловно, является тяжелым переходным моментом в жизни и по отношению к психике ребенка, но и открывает перед ним новыеперспективы.

Таким образом, социальная опека - это единственный способ помочь детям сиротам и детям, оставшимися без попечительства родителей в результате смерти, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.

Выбывающий из учреждения ребенок по закону имеет гарантию получения муниципального жилья на приоритетной основе.

Он имеет право на бесплатное продолжение образования и получение соответствующей стипендии, а также на медицинское обслуживание.

Детям, решившим не продолжать образование, предоставляется помощь впоиске работы, включая обучение и переподготовку.

Более подробно сравнительный анализ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей представлен в таблице 2.


Таблица 2 


Усыновление

Опека/

попечительство

Приемная 
семья

Детский дом семейного типа

Федеральные нормативные акты, регулирующие 
особенности 
данной формы

Семейный кодекс РФ 

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями их жизни на территории РФ»

Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ

Семейный кодекс РФ, постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье»

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»

Основание возникновения

Решение суда

Решение органа опеки и попечительства

Договор между приемными родителями и органами опеки и 

попечительства

Договор между детским домом и органами опеки и попечительства

Орган, принимающий 
решение об устройстве ребенка

Суд

Орган опеки и попечительства

Органы опеки и 
попечительства

Создание детского дома производится на основании решения органов исполнительной власти.

Согласие ребенка

Требуется, если ребенок достиг 10 лет

Не 
требуется

Требуется, если ребенок достиг 10 лет

Требуется, если ребенок достиг 10 лет

Характер возникающих отношений с детьми

Родительские 
правоотношения

Родительские правоотношения не возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с фактическими родителями.

Родительские правоотношенияне  возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с  фактическими 
родителями

Родительские правоотношения не возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с фактическими родителями

Оплачивается ли труд лиц, которым передаются дети

Нет

Да

Да

Да

Возникают ли алиментные обязательства между детьми и лицами, которым переданы дети

Да

Нет

Нет

Нет

Количество детей

не ограничено

не 
ограничено

в приемной семье не должно быть более 8 детей

от 5 до 10 детей, общее количество детей не более 12.

Прекращение правоотношений

Отмена усыновления производится в судебном порядке

Принятие решения органом опеки и попечительства

Расторжение 
договора

Принятие решения органом опеки и 
попечительства


Большинство детей получают рабочие профессии с низкими профессиональными требованиями.

Однако считается, что повышенные гарантии получения образования детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, стимулируют их желание продолжить образование.

Кроме того, в регионах работодатели получают стимул к приему на работу молодых людей из детских учреждений, т.к. им предоставляются налоговые льготы. Тем не менее, устройство на работу молодых людей, выбывших из детских учреждений, остается сложной и затяжной проблемой.

Устройство на работу детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов в советское время решалось значительно проще: они направлялись на работу на государственные предприятия. Дети, выбывающие из учреждений, считаются зрелыми и способными позаботиться о себе.

В реальности же они крайне ранимы и нуждаются в поддержке - нередко они возвращаются в свои учреждения в поисках крова и защиты.

Для решения этой проблемы некоторые органы местного самоуправления и негосударственные организации начали реализацию программ оказания материального, психологического и социального содействия детям, выбывшим из детских учреждений.

Проблема предоставления выпускникам детских домов имеет явно выраженный характер.

Зачастую органы местного самоуправления не в состоянии дать выпускнику необходимое ему стабильное жильё.

В некоторых случаях выпускники вынуждены жить в общежитие, в одной комнате с соседями.

Порядок получения квартиры по ранним имущественным правам решается через суд и затягивается годами.

Очень часто детдомовские дети становятся жертвами мошенничества и теряют свои права на полученное ими жилье, предоставляя его бесплатно или по очень низкой стоимости новому владельцу.

Многие дети после выпуска из детских домов просто вынуждены вернуться обратно. Лишь незначительный процент выпускников детских домов адаптируются к полноценной социальной жизни и не становятся жертвами алкоголизации, наркомании и асоциального образа жизни.

Многие дети становятся жертвами преступности и попадают в тюрьму. Полноценную жизнь, получается, построить лишь немногим.

Вывод: Органы опеки и попечительства несут полную ответственность за содержание, выявление профессиональных навыков и их развитие, для последующего трудоустройства, а также по контролю над условиями их содержания, воспитания и образования.

Данные органы обязаны в течение 3х дней как они получили сообщение о нарушении прав ребенка, осуществить необходимые меры по его защите и обеспечению. [9]

1.3 Правовые основы организации социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей


В России регулируется система муниципального обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, рассматриваются все аспекты связанные со взятием или отказом от опекунства над этими детьми, регулируются права материнства, отцовства и их родительские права, обеспечивается льготная основа детям, оставшимся без попечительства родителей, предоставляется бесплатное жилье, обеспечивается медицинская поддержка, учитываются права и свобода граждан РФ, органами опеки регулируются права детей, оставшихся без родителей и предоставляются все необходимые льготы социального обеспечения.

В соответствии с Конституцией РФ принят ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты отдельных социальных групп населения.

Согласно требованиям законодательства РФ, ребенок оказавшийся вне семейного окружения имеет право на обеспечение социальной помощи и поддержки за счет муниципального бюджета, регулируемый местной исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства.

Правовые основы социальной защиты исследуемой нами категории детей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Данный перечень нормативно правовых актов регулирует положение о правах льготного обеспечения детей, оставшихся без родительской опеки и права на взятие опекунства семьями готовыми их принять, дав им возможность для воспитания, образования, семейной и социальной адаптации.

В 7й статье конституции Российской Федерации рассматриваются права на обеспечение социальной помощи гражданам РФ, которые в ней нуждаются, в соответствии с установленным законодательным порядком.

Данный закон регулирует обеспечение и защиту детей, оставшихся без родительской опеки. С целью материального и социального обеспечения вводятся новые разработки по законодательной защите и опеке детей, оставшихся без родителей. Открываются центры социальной защиты и опеки детей, регулируется правовая основа по защите и обеспечению.

В зависимости от экономической ситуации меняется процент налогообложения на бюджетную форму содержания детей сирот.

На данный момент уже существует установленный законодательством и утвержденный государственный стандарт по социальной помощи детей сирот и детей, оставшихся без родителей.

Меры по обеспечению детей, оставшихся без попечительства родителей, осуществляются за счет федерального, муниципального, регионального бюджетов. В данное положение включены затраты на содержание этих детей и предоставления им льготной основы, а также материальное обеспечение и социальное трудоустройство в соответствии с полученным ранее образованием.

Права детей, оставшихся без родительского попечительства на получение образования:

1. Детям, оставшимся без попечительства родителей, при факте получения основного или законченного среднего образования предоставляется льготная основа получения дополнительных курсов, либо средне - технического, либо высшего образования на бесплатной основе.

2. Дети, оставшиеся без родительской опеки, имеют право на получение второго начального образования.

3. Дети, оставшиеся без родительской опеки, получающее образование любой степени актуальности и сложности, автоматически зачисляются на бесплатное содержание и обеспечение за счет государства.

4. Выпускники образовательных учреждений, из числа детей, оставшихся без попечительства родителей, обеспечиваются необходимой сезонной одеждой и обувью в соответствии с государственными стандартами РФ, а также денежным пособием в размере 2х МРОТ (Минимального Размера Оплаты Труда).

5. Детям, оставшимся без родительской опеки, на период получения образования выплачивается стипендия на 50% больше по сравнению со стипендией учеников из благополучных семей. Также этим детям выплачивается 100% заработной платы во время прохождения производственной практики.

6. Детям, оставшимся без родительской опеки, выплачивается сумма определенного размера, на приобретение учебного инвентаря за 30 дней до его начала из средств образовательного учреждения и специализированных фондов в соответствии с государственным стандартом.

7. Выпускникам образовательных учреждений, приезжающим на выходные, праздники или каникулярное время предоставляется бесплатное питание и проживание за счет этого учреждения.

8. Выпускникам образовательных учреждений всех типов образования при выходе на производство обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а такжеединовременным денежнымпособиемвсуммене менее пяти минимальныхразмеров оплаты труда.

9. Детям, оставшимся без родительской опеки, при выходе в академический отпуск выплачивается полная стипендия и средства на их содержание и обеспечение. Образовательное учреждение максимально содействует выздоровлению своего учащегося.

10. Дети, оставшиеся без родительской опеки, обеспечиваются бесплатным проездом на всех видах городского, сельского и пригородного транспорта (кроме такси) и бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.

Детям, оставшимся без родительской опеки, предоставляются дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:

1. Детям, оставшимся без родительской опеки, предоставляются дополнительные права на получение медицинского обслуживания, в том числе диспансеризация и путевки в санатории медицинского характера, а также бесплатное проведение операций любой степени сложности.

2. Детям, оставшимся без родительской опеки, из числа школьников и студентов учебных заведений, предоставляются бесплатные путевки в санатории и курортные базы отдыха, а также в детские и оздоровительно трудовые лагеря, при наличии соответствующих медицинских показателей.

Детям, оставшимся без родительской опеки, предоставляются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:

1. Дети, оставшиеся без родительской опеки, имеют право на сохранение ранее закрепленного за ними жилья, также данное положение распространяется на детей, проходящих обучение в высших и средних образовательных учреждениях, детям пребывающих в местах лишения свободы или находящихся на военной службе или в армии.

Дети, за которыми не закреплены жилищные права, имеют право на бесплатное получение необходимого им жилья, после возвращения из мест лишения свободы, армии, военной службы, окончания получения образования,либо образовательных курсов, либо при достижении совершеннолетия, после

прохождения медицинского лечения в течении трех месячного срока.

2. Регистрационный учет детей, оставшихся без родительской опеки,осуществляется либо по месту фактическогопребывания, либо при учете навременной или постоянной основе.

3. Выпускникам из числа детей, оставшихся без родительской опеки, предоставляется, в случае если за ребенком нет стабильно закрепленного права на собственность, бесплатное жилье по месту фактического проживания, либо по ранней прописки, либо по месту проживания в семье или специальных социальных учреждений, однократно и без ожидания в очереди на получение имущества.В случае, если по месту временной прописки ребенка нет жилищного фонда, то государство выплачивает ссуду на получение жилья, размером не менее, чем установлено государственным стандартом РФ. [15]

4. Согласно требованиям законодательства, органами опеки и попечительства может контролироваться имущественные права детей, оставшихся без попечительства родителей и временно отсутствующих по месту жительства на правах собственника этого жилья.

5. В случае принудительного лишения права на закрепленную ранее собственность, либо смерти родителей, лишения их прав, временный опекун ребенка обязан приватизировать жилье на имя ребенка. Приватизация осуществляется за счет средств бюджета РФ.

6. Для обеспечения жилищными условиями детей, оставшихся без родительской опеки, специально создаются жилищные фонды, за счет бюджетных средств РФ.

7. Детям, оставшимся, без родительской опеки, предоставляются все права на закрепленные ранее права их собственности: личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса. Дети, оставшиеся без родительской опеки, имеют права наимуществозакрепленное за их родителями. Предоставление детям, оставшимся без родительской опеки, дополнительные гарантии права на труд:

1. Детям, оставшимся без попечительства родителей, в возрасте от 14 до 18лет, при обращении в государственную службу занятности населения, предоставляются рабочие места, учитывая сферу их деятельности, а также за счет сред Государственного бюджетного фонда РФ, проводится медицинское обследования и диагностика.

2. Предприятиям, предоставляющим вакантные рабочие места, детям, оставшимся без родительской опеки, могут выплачиваться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.

3. В соответствии с законодательством РФ, должностные лица не соблюдающие условия трудового договора с детьми, оставшимися без родительской опеки, привлекаются к уголовной ответственности.

4. Органами исполнительной власти РФ обеспечивается профессиональная подготовка и обучение лиц из числа детей, оставшихся без попечительства родителей, а также устройство на рабочие места, в соответствии с профилем выпускника.

5. Не трудоустроенные выпускники из числа детей оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются в течении шести месяцев пособием по безработице, в размере минимальной оплаты труда.

В течении этого периода времени, органами исполнительной власти обеспечивается трудоустройство и профессиональная подготовка данных лиц.

6.Трудоустроенным работникам из числа лиц, оставшихся без родительской опеки, попавшим под сокращение или подлежащих увольнению, органами исполнительной власти, за счет государственного бюджета, обеспечивается профессиональная подготовка и трудоустройствев соответствующиеорганизации.

За защитойсвоих правдети-сироты и дети, оставшиеся без попеченияродителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ. [16]

Ответственность за неисполнение настоящего закона в отношении детей, оставшихся без родительской опеки:

1. За неисполнение законов регламентированных в трудовых кодексах, атакже нормативно правовыхактов, должностные лица несут уголовнуюответственность согласно Конституции РФ.

2. В случае если исполнительные должностные лица не выполняют или нарушают положения установленные законодательством, то это влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.[17]

3. Нормативные правовые акты Федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законом порядке.

Вывод: В России проблема социально правового обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, имеет явно выраженный актуальный характер. [18]

Периодически изменяются социально правовые законодательные основы по усовершенствованию качества материального обеспечения и содержания детдомовских детей, а также предоставления им приоритетных льгот.

Но в целом проблема на данный момент является нерешенной.













2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

2.1 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей в Чеченской Республике


Оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является приоритетным направлением государственной социальной политики Чеченской Республики.

Содержание системы социальной работы с данными категориями граждан определяется приоритетами государственной социальной политики Чеченской Республики, которая реализуется уже более 6лет.

Актуальность сегодня приобретает принятие инновационных подходов, направленных на решение существующих проблем: семейное и детское неблагополучие, психическое и физическое насилие над детьми, социальное сиротство, малоразвитость института приоритетной формы жизнеустройства детей как усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Следовательно, социальная работа в данной области, на наш взгляд, должна решать следующие наиболее приоритетные задачи:

-  проводить профилактику социального сиротства, чтобы не допустить попадание ребенка в учреждение для детей-сирот.

-  осуществлять активное устройство детей–сирот на семейное воспитание. Внедрить систему стимулирования граждан на принятие в свою семью детей-сирот.

По данным Государственного комитета статистики, на 2018г. в Российской Федерации количество детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы составляет 650 тысяч человек.

Из них в настоящее время на территории Чеченской Республики проживает около 775 детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве основных источников сиротства, характерных для данной республики, выделяются такие объективные факторы как, аварии, теракты, болезни, преждевременная смерть родителей, в результате чего дети остаются без ближайших родственников, безответственность родителей, отсутствие стабильно оплачиваемой работы.

С целью изучения состояния социальной работы с детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и выявления формы их социальной защиты в условиях учреждений интернатного типа, я посетила ГБОУ «Республиканская школа — интернат для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2» г. Грозного.

ГБОУ «Республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2» учреждение, имеющие свою давнюю историю. Общеобразовательная школа-интернат образована в 1957 году. [20]

Постановлением Совета Министров ЧИАССР от 5 апреля 1978 года реорганизована в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основанием для изменения статуса послужила хорошая материально-техническая база школы-интерната, а также высокопрофессиональный опытный, работоспособный педагогический коллектив.

Во время первой и второй (1994-1995 гг. и 1999-2000 гг.) военных компаний школа-интернат, не прерывая работы функционировала за пределами республики. Это было время тяжелых испытаний, как для воспитанников, так и для сотрудников интерната.

В августе 2005 года по требованию Министерства образования и науки ЧР воспитанники были возвращены в г. Грозный. После возвращения понадобилось несколько лет напряженной работы всего коллектива сотрудников, что бы восстановить материально-техническую базу интерната и создать необходимые условия для содержания, обучения и воспитания детей.

Сегодня в школе-интернате созданы все необходимые условия для успешной работы. Летом 2018 года в школе-интернате проведен капитальный ремонт здания. Уютными стали спальни и классные комнаты воспитанников. После ремонта здания все помещения были оснащены новой мебелью.
Все это создало условия для успешной работы педагогического коллектива по воспитанию и обучению воспитанников, организации их досуга. Ныне коллектив школы-интерната работает над углублением содержания и совершенствованием методов работы для достижения главной цели - воспитание всесторонне развитой, социально-адаптированной личности.

В результате многолетней работы в школе-интернате сложилась система воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, в основе которой лежит духовно-нравственное, трудовое воспитание и профессиональная ориентация воспитанников.

Об успешной работе коллектива можно судить по результатам. Сегодня огромная армия бывших воспитанников, получив высшее, средне специальное образование работают в разных сферах жизнедеятельности республики и за ее пределами. Это учителя, врачи, юристы, экономисты, политики, работники сельского хозяйства. Бывшие воспитанники школы-интерната работают в Правительстве, Парламенте, в административных учреждениях Чеченской Республики. [19]

В 2018–2019 учебном году педагогический коллектив Республиканской школы — интерната для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 2, особое внимание уделял проблемам самообразования и воспитания детей в условиях школы — интерната.

Общешкольной темой работы педагогического коллектива была: «Формирование и развитие образованной, профессионально — ориентированной, социально — адаптированной личности воспитанника».

Обучением и воспитанием детского коллектива школы — интерната в 2018–2019 учебном году занимались 22 педагогических работника.

Управление интернатом осуществляется на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Устава, локальных актов.[19]В учреждении работают Управляющий совет, Педагогический совет, Орган детского самоуправления, Службапостинтернатного сопровождения.

На начало 2018–2019 учебного года школа — интернат была укомплектована 49 воспитанниками разного возраста, на конец года число воспитанников достигло 59 человек, в том числе 6 дошкольников. В течение года прибыло 12 человек, выбыло — 2 человека. Социальный статус воспитанников и количество: круглые сироты–8 человек, социальные сироты — 42 человека, временно (на 1 год) принятые– 9 человек.

В 2018–2019 учебном году школа — интернат выпустила 3-х выпускников, один из которых на базе 11 класса поступил в среднее профессиональное учебное заведение, остальные двое продолжают обучение в общеобразовательных учреждениях.

В дальнейшем с выпускниками работает «Служба постинтернатного сопровождения», в состав которой входят работники школы — интерната: социальный педагог, педагог — психолог, медработник.

Социальным педагогом школы — интерната ежегодно делаются запросы в Регистрационную палату г.Грозного на наличие жилья у выпускников. В 2018–2019 учебном году, по данным ответа, составлены справки для постановки на учет выпускников на льготное жилье.

За последние три года 4 выпускника школы — интерната получили жилье в г. Грозном. За последние два года с трудоустройством помогли бывшему воспитаннику интерната. Поддерживается мобильная связь с выпускниками последних трех лет.

Еженедельно (в субботу) Служба постинтернатного сопровождения работает по обращениям бывших выпускников школы — интерната. Воспитанники интерната в основном сложный контингент.

Сами работники отмечают, что при поступлении новых детей сталкиваютсяс большими пробелами в знаниях, умениях и навыках обучающихся, связанные с социально — бытовой и педагогической запущенностью, у некоторых наблюдаются проблемы психологического развития. Такие дети с первых же дней поступления в учреждение получают психолого-медико-педагогическое сопровождение.

Работа педагога школы — интерната трудная, требующая особое внимание к своим воспитанникам, когда необходимо учитывать индивидуальность каждого отдельно взятого ребенка, требующая особые формы и методы воспитания.

Перед педагогами ежегодно встает множество вопросов и задач по выявлению умственных способностей, адаптации в новых условиях и социальной защите вновь поступивших детей, решение которых требует много работы и времени.

Большую поддержку в укреплении материальной базы школы — интерната имеет ежегодно оказываемая благотворительная помощь А. Н. Кадыровой, президента Регионального общественного фонда имени Героя России А. А. Кадырова.

За счет Фонда проводится обеспечение воспитанников школы — интерната самыми качественными и разнообразными продуктами питания, одеждой, постельными и гигиеническими принадлежностями.

Важным фактором поддержки в жизнедеятельности воспитанников, стимуляции в учебе и поведении учащихся остаются поощрения со стороны администрации школы — интерната, работников общественных и государственных организаций, также и со стороны отдельных граждан республики.

Ни для кого не секрет, что дети, поступающие в социальный центр имеют определенные нарушения в состоянии психического здоровья и развития, соматическую ослабленность. [18]

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые созданы и создаются в интернате.

Исходя из статистических данных по территории Чеченской Республикии конкретно по ГБОУ «Республиканская школа — интернат для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2» г. Грозного, можно сделать вывод, что для уменьшения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо осуществлять раннее выявление семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Именно это является важнейшим направлением работы всех органов системы профилактики социального сиротства. А также своевременная и результативная работа специалистов по дальнейшему жизнеустройствудетейв родные или замещающие семьи.

Принципиальным направлением в сфере защиты прав малышей в Чеченской Республике считают развитие института замещающих семей для детей-сирот и малышей, оставшихся без попечения родителей по принципу: «Семья для малыша, а не ребенок для семьи».

Лишь в семье ребенок, мягко говоря, получает нужное физическое, нравственное, познавательно-научное, умственное и социальное воспитание.

В текущее время в нашей республике существует 3 формы домашнего устройства детей-сирот и малышей, оставшихся без попечения родителей: опека (попечительство), приемная семья, усыновление (удочерение).

Не считая того, желаю отметить, что в Чеченской Республике идет формирование и улучшение правовой базы, регламентирующая правовое положение детей-сирот и малышей, оставшихся без попечения, а спецы органов опеки и попечительства городских районов и городских округов на довольно неплохом уровне ведут работу по своевременному выявлению и учету детей-сирот и малышей, оставшихся без попечения родителей.

Скажу еще об одной индивидуальности в деле защиты прав малышей в нашей республике. Как бы это было не странно, но так, благодаря чеченским традициям 98% малышей, оставшихся по различным причинам без попечения единственного либо обоих родителей, устроены в семьи собственных близких родственников (бабушки, дедушки, тети, дяди и т. д.).

Распоряжением Правительства ЧР от 2010 г. создана комиссия по проверке соблюдения прав и легитимных интересов детей-сирот, и малышей, оставшихся, без попечения родителей, которая ведет контроль и исследование критериями их содержания. [19]

Хочу также отметить, что в Чеченской Республике полностью исполняется Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и малышей, оставшихся без попечения родителей».

Дети-сироты и малыши, оставшиеся, без попечения родителей, зачисляются на предварительные курсы по подготовке к поступлению в учреждения высшего профессионального образования без взимания с их платы за обучение, выплачивается стипендия, размер которой увеличен на 50% по сопоставлению с размером стипендии, установленной для обучающихся в вузе, также им выплачивается каждогоднее пособие на приобретение учебной литературы и, как мы привыкли говорить, письменных принадлежностей в размере 3-х месячной стипендии в период обучения.

Обеспечение жильем детей-сирот и малышей, оставшихся без попечения родителей, также малышей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Чеченской Республике ведется в согласовании с Постановлением Правительства, как все знают, Чеченской Республики от 11.05.2010 г. № 87 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и малышей, оставшихся без попечения родителей, также малышей, находящихся под, как все знают, опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений».

Конечно, в Чеченской Республике в области обеспечения прав малышей также есть трудности, имеющие общероссийский нрав. Но у нас в силу специфичности региона, сохранения достаточно мощных семейных и государственных традиций, почти все трудности наконец-то удается разрешать.

Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что мы в республике не имеем, как мы привыкли говорить, некие трудности, которые характерны почти всем иным регионам страны.

Так, а именно, невзирая на жуткие последствия двух войн, в Чеченской Республике как бы нет трудности беспризорничества. Правительство делает чрезвычайно почти все, чтоб наши малыши имели достойное будущее.


2.2 Методы работы по ликвидации социального сиротства в Чеченской Республике (на примере Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики)


В республике приоритетной формой устройства ребенка в семью остается опека и попечительство. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, устраиваются в семьи своих близких родственников.

С целью сохранения семьи и выявления детей группы риска специалистами опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов совместно с работниками органов социальной защиты, представителями правоохранительных органов и духовенства проводится профилактическая работа с населением.

Задачами их деятельности являются сохранение семьи, добросовестное соблюдение родительской заботы и опеки, недопущение изъятия ребенка из кровной семьи, а также противодействие жестокому обращению с детьми.

Систематически в образовательных организациях проводятся мероприятия, посвященные теме семейных ценностей, охраны детства, воспитания детей и защиты их прав. В Чеченской Республике принят закон от 29 июля 2014 года № 34 «О внесении изменений в закон Чеченской Республики «О размере и порядке выплаты единовременного пособия при передаче ребенка в семью и денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей».

Необходимость принятия настоящего закона обусловлена стремлением улучшить демографическую ситуацию в республике и материальное благосостояние семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.[20]На территории Чеченской Республики действуют пять центров социальной помощи семье и детям Грозненский, Курчалоевский, Шатойский, Гудермесский и Шелковской, и четыре реабилитационных центра для несовершеннолетних:

-ГБУ «Гвардейский социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»,

ГБУ Ножай-Юртовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», ГБУ «Шелковской реабилитационный центр для несовершеннолетних», ГБУ «Шалинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». На обслуживании реабилитационных центров находятся дети- сироты, социальные сироты, дети из многодетных, малоимущих семей, а также сами семьи, нуждающиеся в социальной помощи. Решая вопросы повышения качества обслуживания детей и семей, реабилитационные центры сосредотачивает усилия на изучении их нужд и потребностей, создании базы данных всех социально нуждающихся слоев населения района.Для осуществления указанных целей реабилитационные центры осуществляют такие виды деятельности, как:

-обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

-оказывает помощь в восстановлении социального статусанесовершеннолетних в коллективах сверстников по местуучебы, работы,жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

- принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

- оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;

- разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;

- обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

- организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

- содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

- уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в реабилитационном центре;

- на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;

- на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений;

- организация отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 и до достижения 15 (включительно);

- организация содержательного досуга детей;

- создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятий детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- организации общественно полезного труда, формирования и развития

позитивной мотивации здорового образа жизни;

- организация условий размещения детей, обеспечение их полноценным питанием;

- воспитание и адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма;

- формирование у детей общечеловеческой культуры и ценностей;

- привлечение детей к туристической, физкультурно-спортивной и военно-патриотической и иной деятельности;

- оказание медицинских услуг;

- проведение выставок, концертов и иных мероприятий культурно развлекательного, спортивно-массового характера;

- предоставление отдыхающим, в соответствии с утвержденными нормами благоустроенной жилой площади с мебелью и инвентарем, обеспечение постельными принадлежностями.

Деятельность же центров социальной помощи семье и детям направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей, на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизациюсвязей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений.

Для решения указанных целей центры осуществляют следующие виды деятельности:

- мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей,

- определение и периодическое предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

- выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке;

- социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

- оказание социальной помощи гражданам перенесшим психофизическое насилие;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и т.д.

Механизм работы по профилактике и преодолению социального сиротства включает в себя следующие составляющие:

- выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении,

- постановка на учёт и заведение карточки учёта обучающегося, семьи;

- составление плана индивидуальной профилактической работы с обучающимися, семьями;

- проведение работы и заполнение карты индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения;

- выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении;

- постановка на учёт в наркологический диспансер, проведение лечебной и профилактической работы;

- постановка на учёт и заведение статистической карты беспризорного и безнадзорного;

- выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении;

- постановка на учёт и формирование базы данных несовершеннолетних и семей;

- выявление и получение сведений о несовершеннолетних и семьях,

находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении;

- проведение обследования условий жизни ребёнка;

- постановка на учёт (контроль) и принятие решения о признании (непризнании) ребенка нуждающимся в государственной защите;

- составление плана по защите прав ребёнка с привлечением (к составлению плана) специалистов, владеющих необходимой информацией;

- выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении;

- постановка на учёт и заведение учетно-профилактической карточки или учетно-профилактического дела на несовершеннолетнего, семью;

- составление плана и проведение индивидуальной профилактической работы (с привлечением учреждений системы профилактики).

Работа в данном направлении ведется органами опеки и попечительства и муниципальных образований Чеченской Республики.

Помимо реабилитационных центров и центров социальной помощи семье и детям, в Чеченской Республике в содействии стабильности семьи, в установлении гармоничных внутрисемейных отношений принимают активное участие средства массовой информации. [19]

По телевидению транслируются выступления имамов, граждан старшего поколения, «круглые столы», передачи, фильмы, направленные на укрепление стабильности семейно - брачных отношений.

Также в Чеченской Республике в структуре Администрации Главы и Правительства ЧР учреждена должность уполномоченного по правам ребенка.

Основной задачей детского омбудсмена является улучшение положения детей в Российской Федерации, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей, в том числе путем осуществления независимого контроля за деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц в части соблюдения ими прав и законных интересов несовершеннолетних.

Уполномоченный поправамребенка принимаетактивное участие вформированиигосударственной политикив интересах детей,укреплении правового статуса ребенка в Российской Федерации, совершенствовании законодательных, организационно-правовых и материальных гарантийсоблюдения прав детей, разработке системныхпредложений, направленных на полную реализацию основных, базовых прав ребенка в жизни общества.

В числе важнейших направлений деятельности Уполномоченного выделяется обеспечение с использованием предоставленных ему полномочий соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы) прав детей во всех сферах их жизнедеятельности:

- на жизнь и охрану здоровья;

- на отдых и оздоровление;

- на полноценное развитие;

- на воспитание и содержание; на образование; на информационную безопасность;

-на жилье;

- восстановления нарушенных прав детей, уделяется особое внимание наиболее социально уязвимым группам несовершеннолетних:

-детям - инвалидам;

-детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

-иным категориям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Чеченской Республике действует налаженная социальнаяполитикавотношении детей-сирот.

Ни для кого не секрет, что Чеченская Республика единственная республика в России, в которой нет детских домов.

В настоящее время в регионе брошенных детей практически нет.

Дети-сироты, в основном, ставшие таковыми врезультате военныхдействий,находятся в семьях близких родственников.

Из них около 10 % находятся вдетских учреждениях на реабилитации,после чего онивозвращаются в семьи своих родственников, где и находятся постоянно.

Лучшая реабилитация ребенка осуществляется через семью при участии всех близких к ребенку людей. Причем ни один ребенок не был передан на иностранное усыновление.

В рамках данного направления осуществляется как помощь непосредственно со стороны благотворительных фондов, общественных организаций, межведомственное сотрудничество, деятельность средств массовой информации, священных служителей и богословов Чеченской Республики.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не являющихся собственниками жилых помещений, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Приобретенное жилье должно быть пригодным для постоянного проживания, при этом общая площадь жилья в расчете на 1 члена семьи не должна быть ниже установленных норм. На рисунке 5 представлена динамика предоставленного жилья.В 2020 и 2021 гг. обеспечено жильём 117 и 137 граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. По состоянию на 31 декабря 2022г. состоит на учете 104 граждан категории сирот.Более подробно динамика обеспечения жильем детей-сирот представлена на рисунке 1.[21]



t1679835438aa.gif


Рисунок 1

Дети из бедных семей имеют значительно меньше возможностей, чем дети из обеспеченных семей, на получение высшего и среднего профессионального образования, что в дальнейшем ведет к снижению их конкурентоспособности на рынке труда.

Поэтому нам необходимо принять ряд мер для выхода из сложившейся ситуации:

- обеспечение макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения;

- повышение эффективности программ социальной защиты;

- совершенствование механизмов социального партнерства.

Для решения проблем необходимо подвергнуть трансформации формы и методы работы органов социальной защиты населения, которые должны быть направлены на создание единой системы обеспечения занятости и социальной защиты населения, обеспечение координации деятельности органов социальной защиты населения, органов служб занятости населения и органов, осуществляющих предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ, а также использования единой информационной базы данных.

Необходимы также меры, направленные на повышение доступности профессионального образования для детей из бедных семей, в том числе предусматривающие реализацию программ, разработанных с участием органов социальной защиты населения и органов образования. [19]

Следует усилить адресный характер предоставления государственной социальной помощи, учитывающий как доходы, так и особенности различных групп населения, нуждающихся не только в материальной, но и в иных видах социальной поддержки.

Это позволит оптимизировать систему социальной помощи и направить бюджетные средства в пользу особо нуждающимся граждан.

Необходимо совершенствование системы социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, повышение качества и объема предоставляемых услуг, в том числе направленных на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов. [21]

Для решения задачи необходимо формирования рынка социальных услуг с равными возможностями для поставщиков, предоставляющих государственные и негосударственные социальные службы.

Кроме того, необходимо создание системы социальной реабилитации групп повышенного риска бедности, включая лиц, отбывших срок лишения свободы, и лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На данный момент, определение ребенка, оставшегося без попечения родителей в условия детского дома или интерната, за исключением случаев устройства его в приемную семью или осуществления индивидуальной опеки над этим ребенком являются одними из самых распространенных методов устройств этих детей.

Общество и государство не готово отказаться от помощи и обеспечения этих детей и оказывает им регламентированную в правовом законодательстве поддержку. Проблема обеспечения детей, оставшихся без родительского попечения, еще очень долгое время будет сохранять свою актуальность.

Учитывая большое количество методов по устройству и обеспечению детей, оставшихся без попечительства родителей, требуется, и модернизация законодательно правовой основы на которых будут основываться органы опеки и попечительства, решая судьбу детей, оставшихся без опеки.

Благодаря Семейному Кодексу, значительно расширились сферы деятельности опекунских организаций, основанных на выявлении, учете и регистрации детей, оставшихся без попечительства родителей, а также увеличилась вероятность устройства этих детей в приемные семьи.

Права и защита детей, оставшихся без родительской опеки, тоже в большей степени зависят от материального положения страны, решений исполнительных и законодательных органов влияющих на сферу деятельности органов опеки и попечительства.

Главной задачей органов опеки остается работа по изоляции ребенка от родителей, социальная работа с родителями ведущие асоциальный образ жизни и не занимающихся его воспитанием, и устройство его в государственное учреждение или замещающую семью.

Мнение ребенка по поводу изъятия его из кровной семьи в учет не берется.

Когда ребенок теряет право для того, чтобы иметь семью, все его дальнейшие действия по социализации развитию и воспитанию зависят от органов опеки и существенно ограничивают все его дальнейшие возможности по реализации своих интересов.

Социальная государственная политика, требует введения новых законов, защищающих права и интересы ребенка.

Проблема передачи ребенка из неблагополучной семьи в условия социального обеспечения имеет достаточно острый и сложно выраженный социальный характер. Общество уверено, что решая проблему таким способом, оно избавляется от неблагополучных семей.

Воспитание ребенка в казенных условиях обычно не принимается во внимание. Социальные службы должны вести учет и брать под контроль детей, положение которых в семьи имеет опасный характер для здоровья и благосостояния этих детей, а также в том случае, если ребенок привлекался к уголовной ответственности или состоит на учете за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В этих случаях судьба и жизнь ребенка находятся в руках органов опеки и социальных служб по защите и обеспечению детей.

В том случае если семья не может решить состояние своего благополучия самостоятельно, в положение семьи вмешивается инспектор органов опеки и попечительства и далее все протекает из соображений этого человека о принципах и основах семейного благополучия.

Лишь в том случае, если деятельность всех органов социальной защиты и опеки направлена на обеспечение социального благополучия детей, оставшихсябез родительской опеки, является возможным передача их в новуюсемью. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).

Снижение уровня изолированности таких детей увеличивает уровень их социальной адаптации.

Успешным опытом семейных детских домов, является тот факт, что дети обучаются в тех же школах, что и дети из благополучных семей, имеющие родителей.

Дети принимают участие в социальной деятельности и развиваются наравне с детьми из благополучных семей, а именно: принимают участие во всех мероприятиях, проводимых в школе, участвуют в спортивных мероприятиях школы и города, состоят в спортивных секциях, посещают концертные залы, театры, музеи, выставки, экскурсии, трудовые кружки вне детского дома, что способствует повышению уровня общения воспитанников с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, которые помогают воспитанникам быть более адаптированными к общественной жизни.

Проведенный анализ специфики проблемы возникновения такого явления, как детское сиротство и дети, оставшиеся без попечительства родителей, говорит о повседневности, остроте и актуальности проблемы.

Методы, применяемые государством, являются относительно эффективными, но недостаточными для исключения проблемы возникновения детей сирот и детей, оставшихся без родительской опеки.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1.Конституция Российской Федерации, 1993.

Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

2.Федеральный Закон от 24.04.2008 № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об опеке и попечительстве".

3.Федеральный Закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

4.Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

5.Закон ЧР от 2 июля 2017 г. N 334-ОЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству".

6.Закон ЧР от 6 ноября 2017 г. N 359-ОЗ

7.Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. - М., 2019 г. - 263с.

8.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2019. 432с

9.Зарецкий В., Дубровская М., Ослон В., Холмогорова А. Пути решения проблемы сиротства в России.М. - 2019 г.

10.Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. - М., 2019 г.202с

11.Иванова Н.П. Критерии готовности выпускников к профессиональному самоопределению. - М., - 2018 г.

12. Мочульская Е.Е. Право социального обеспечения. Е.Е. Мочульская М.: Проспект.2017. - 342с.

13.СавиновА.Н.Организация работы органов социального обеспечения: Учебник- М: ИНФРА-М, 2018.252с

13.Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов.-Ростов-на-Дону:«Феникс», 2018.222с

14. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения учебник для вузов. Г.В. Сулейманова М.2018. – 380 с.

15. Холостова, Е.И., Черняк, Е.М., Стрельникова, Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2018-292с.

16. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения РФ. Москва: 2019.-367с.

17. http://www.garant.ru /

18. https://pfr.gov.ru/branches/chechnya /

19. http://www.mtchr.ru

20. https://chechenstat.gks.ru/folder/38735

21. https://brobank.ru/stazh-dlya-pensii /























ПРИЛОЖЕНИЕ


Основные гарантия прав ребенка в Российской Федерации.[20]

Таблица 3


Лица, которым предоставляется гарантия

Содержание гарантии

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет

Органы государственной службы занятости населенияосуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья


Дети-сироты (дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей), которые ищут работу впервые и зарегистрированы в органах государственной службы занятости в качестве безработных

Указанным лицам выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в соответствующем субъектеРФ

(по месту жительства).

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории


Дети-сироты (дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа указанных детей), которые являются работниками, высвобождаемыми из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата


Работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить счет собственных средств необходимое профессиональное обучение указанных лиц с последующим их трудоустройством в данной или другой организации


















ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Дети без попечения родителей в России и мире.

Доля (в %) детей, оставшихся без попечения родителей в общей популяции (по данным Всемирного банка 2021г.).Подробная информация представлена на рисунке 2. [27]

t1679835438ab.gif



Рисунок 2





















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.