Слайд 1- Дистанционный мастер – класс: Обереговая кукла «Баба Яга»
Слайд2 - Цель: Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей.
Задачи:
- формировать представление родителей о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения,
- развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия у детей,
- актуализировать желание родителей проводить свободное время совместно с детьми,
- привитие интереса к изготовлению обереговых кукол для семейного благополучия,
- повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления обереговой куклы «Баба Яга» и для начального опыта проведения нетрадиционного мастер-класса с использование ИКТ.
Слайд3 - Материалы и инструменты:
- Лоскуты разноцветной ткани бязь или ситец.
- Белая или бежевая ткань на тело.
- Набивка: синтепон, синтепух, халафайбер, вата.
- Пряжа или кудель на волосы, или даже можно просто пряжа. В нашем случае пряжа.
- Спичка или палочка.
- Нитки.
- Веточки для метлы.
Слайд 4- ХОД МАСТЕР_КЛАССА:
_ Уважаемые родители и дети! Сегодня вашему вниманию будет представлен мастер-класс по изготовлению оберега куклы, не обычной, а сказочной – это «Баба-Яга» Внешность её пугает и отталкивает: кривой огромный нос, большие зубы, седые спутанные волосы, одна нога костяная. Она знается с нечистой силой, хранит волшебные предметы и тайные знания, а живёт в дремучем лесу в избушке на курьих ножках. Передвигается в ступе, а метлой след заметает. Помогают ей гуси-лебеди и четыре коня: утро, день, вечер и ночь. Так Бабу-ягу описывают русские сказки. В образе её нет лишних деталей.
Русская Баба яга – это известный сказочный персонаж, противоречивый и загадочный. Многие полагают, что Яга – это злая, страшная ведьма, живущая в дремучем лесу. На самом деле это первая помощница, мудрая советчица, иногда, гостеприимная хозяйка. Расскажет, где живой воды раздобыть, а где – Жар-птицу, как схорониться от врагов и приобрести верных друзей.
Чтобы понять роль Бабы-яги, нужно снова прочесть сказки и предания, сравнивая их со знанием обрядов древних славян. Народная мудрость утверждает, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является главой этого потустороннего мира. И чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир, к опыту предков, что и делают сказочные герои, ведь только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.
Ни в одной сказке Баба-яга никого не убила. Не зафиксировано ни одного текста, где бы она съела хоть одного человека. Угрожала — да. Но все ее враждебные действия носили лишь предупредительный характер.
В древнейшие времена этим сложным ритуалом могла руководить и женщина-ведунья, которую впоследствии, с исчезновением матриархата, сменил учитель-мужчина. Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей и стремящейся изжарить их в печи («убить» ребенка, чтобы родился мужчина). Когда-то на Руси существовал другой замечательный обряд — «перепекание» больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто наговаривался заговор) и заворачивала в него дитя. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в теплую печь, символизирующую женское лоно. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Вот и Иванушка на лопате у печи.
Слайд 5- Баба-яга — это отголосок того далекого прошлого, когда миром правили женщины. Но так как с уходом матриархата мужчины все взяли в свои руки, они практически все женские образы низвели и сделали их второстепенными. Вот и от прекрасной Женщины-Прародительницы осталась лишь старая, сморщенная, костлявая оболочка. Но дух в ней еще жив, свои магические знания она не растеряла.
Поэтому, Кукла Баба яга может стать отличным домашним оберегом, хранительницей домашнего очага, подобно домовому.
Слайд 6- Значение оберега
- Для благополучия семьи.
- Яга хранительница семейных традиций, поэтому в семью принесёт лад, гармонию и порядок.
- Помогает принять правильное решение, решить проблему, осознать своё предназначение.
- Избавляет от хворей.
- Очищает дом от негативной энергии и ссор.
- Ограждает от колдовства, порчи и сглаза.
Прежде, чем приступить к мастер-классу, вспомним правила изготовления обережной куклы. Они нужны, чтобы талисман был добрым и сильным. Любое отступление от традиций будет негативно сказываться на энергии куклы.
Слайд 7-
- Не используют ножницы и иглы. Ткани рвутся руками, лучше брать тонкие и податливые материалы. Например, ситец или бязь. Нитки перегрызают или отжигают над свечой.
- Кукле не рисуют лицо, чтобы в неё не вселились духи.
- Не садятся за работу в дурном настроении, при плохом самочувствии или в критические дни.
- Во время работы не отвлекаются на телевизор, разговоры или посторонние мысли.
- Делая куклу, надо быть сосредоточенной, посылать ей свои мысли и энергию. Можно читать заговор, но лучше просто побеседовать, рассказав о своих проблемах, планах и надеждах.
- Куклу мастерят за один раз, не растягивая работу на весь день.
- Число узелков и витков должно быть чётным.
- Если работа не ладится, значит её надо отложить. Возможно, помощь такого оберега сейчас не нужна.
- Кроме этого обязательно надо верить в силу оберега и рода. Иначе он не будет помогать
Слайд 8-
Ход работы:
- Подготовили материал:
Приступаем к работе. Размеры не указываются, чтобы каждая рукодельница сделала свою особенную куклу.
- Слайд 9- Из белого лоскута делаем квадрат. В центр его кладём спичку.
- Слайд 10- Заворачиваем спичку в ткань, перевязываем ниткой. Это нос. Можно вытянуть его вперёд наподобие клюва.
- Слайд 11 - Набиваем голову, придавая ей форму. На этом этапе формируется подбородок и щёки. В этом поможет перераспределение складок. Сзади ткань завязывается ниткой.
- Слайд 12- Складываем ткань на тело подобным образом. Чем плотнее и толще тело, тем устойчивее кукла. Для этого и необходимо такое сложение. Низ получится толщи кукла не будет переворачиваться.
- Слайд 13 - Делаем скрутку, обматываем её нитками. Это фиксирует ткань и придаёт ей жёсткость.
- Слайд 14- Приделываем голову. Баба-яга сгорбленная, потому голову приматываем с небольшим наклоном вперёд.
- Слайд 15- Выкраиваем два цветных прямоугольника и два белых квадрата. Это будущие руки.
- Слайд 16 - Белый отрез складываем по диагонали. Получившийся треугольник складываем пополам и снова пополам. Фигура напоминает заготовку для снежинки. Это ладони.
- Слайд 17 - Заворачиваем ладошку остриём внутрь прямоугольника и фиксируем ниткой.
- Слайд 18 -Выворачиваем изделие.
- Слайд 19 - Приматываем руки к телу. Чтобы усилить ощущение от горба, руки приделываем ближе к груди.
- Слайд 20 -21 - Пришло время одежды. Наряд выбирается любой: сарафан, юбка с передником, жилетка или просто неразличимые лохмотья. Принцип формирования наряда один. В нашем случае Баба-яга в длинной рубахе и юбке. С изнанки приматываем юбку. Для пышности формируют складки.
- Слайд 22 -23- К голове прикладываем волосы. Удобнее всего брать войлок. Он хорошо держится, не скользит и очень похож на седые космы. Волосы фиксируются платком. Его можно завязать по украинскому обычаю узлом на лбу или традиционно узлом назад, охватывая шею. Но мы с Вами сделаем волосы из обычной пряжи
Делаем волосы, наматывая нитки на книгу, пришиваем к голове, потом можно заплести косичку, а можно оставить распущенные.
- Слайд 24- На этом куклу можно считать завершённой. Осталось добавить аксессуаров по вкусу: чёрного кота, метлу, череп, ступу или вязанку хвороста. Мы остановились на берёзовом венике. Для этого взяли толстую палочку и веточки по тоньше. Всё это связали нитью и закрепили в руках Яги.
- Слайд 24- Получилась такая кукла.
- Слайд 25 - Спасибо за внимание!!!