Дистанционный урок по истории на тему «Первые русские князья» (6 класс)

Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта дистанционного урока истории «Первые русские князья»
Класс: 6
Предмет: История
Тема урока: «Первые русские князья»
Тип урока: урок открытия «нового» знания.
Обучающая цель (предметный результат): знать особенности внутренней и внешней политики первых русских князей, хронологию событий ; уметь давать оценку деятельности первых русских князей для развития российского государства.
Развивающая цель (метапредметный результат): продолжить развитие у обучающихся познавательных общих (интеллектуальных), регулятивных (самооценка), коммуникативных универсальных учебных действий.
Воспитывающая цель (личностный результат): продолжить формировать чувство патриотизма и любви к Родине, осознания ценности исторического прошлого российского государства, развивать интерес к предмету, внимание, умение правильно говорить, используя исторические понятия.
Планируемые результаты:
Предметные:
устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.
выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);
находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы;
составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной истории;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
Метапредметные:
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: систематизировать и анализировать исторические факты, определять новизну и обоснованность полученного результата;
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
осуществление совместной деятельности: планировать и осуществлять совместную работу, оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов;
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
Коммуникативные: способствовать формированию коммуникативных навыков, умений взаимодействовать друг с другом.
Личностные:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации.
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории);
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой;
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
Методы обучения: технология критического мышления, проблемного обучения, формирования ключевых компетенций,
здоровьесберегающая технология.
Формы организации познавательной деятельности:
Средства обучения: у учителя: интерактивная доска Сферум, презентация, видеоматериалы
у обучающихся: интерактивная доска Сферум. https://editboard.team/whiteboard/?hash=0454478590ede2efad7a4e1077c7d3f6
Ход урока
Этапы урока открытия «нового» знания
|
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД П. – познавательные; Р. – регулятивные; К. – коммуникативные; Л. – личностные;
|
|
1. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
|
-Добрый день! Вначале нашего урока, ребята давайте немного поиграем вспомним, что изучили! Игра вопрос-ответ (интерактивная доска Сферум) 10 карточек-10 вопросов Пример вопроса – Народное собрание древних славян?
|
Учащиеся здороваются с учителем. Играют. Выбирают номер карточки за которым прячется вопрос, отвечают.
|
Р. – волевая саморегуляция; К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Л. – действие смыслообразования; – самоопределение; – развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; |
2
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
|
-Вы большие молодцы! Отлично справились с вопросами! А сейчас на слайде вы видите генеалогическое древо, посмотрите кто там изображен? Попробуйте определить тему урока. Когда мы изучаем правителей, какую их деятельность мы изучаем? А теперь давайте посмотрим на следующий слайд, что вы видите?
|
Учащиеся отвечают, формулируют тему урока «Первые русские князья» Пытаются поставить вопросы к уроку, что сегодня мы рассмотрим внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей.
|
П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; – использование знаково-символических средств; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – подведение под понятие; – контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Р. – контроль, коррекция (если актуализация выполняется при проверке домашнего задания); – прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; – волевая саморегуляция в ситуации затруднения; К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений; |
3 |
Выявление места и причины затруднения.
Постановка и решение проблемы
|
На слайде таблица с именами князей, но не с датами рождений, а прозвищами. Постановка проблемного вопроса. Почему их так прозвали? Вещий, Святая, Старый А, какое прозвище можно дать Святославу??
- |
Ребята должны обратить внимание на таблицу, попытаться сформулировать проблему урока, вместе с учителем. И заполнить ее по ходу урока у себя в тетради |
П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – подведение под понятие; – определение основной и второстепенной информации; – постановка и формулирование проблемы; Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; – использование критериев для обоснования своего суждения. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения.
|
-А чтобы нам узнать, почему их так прозвали, какой вклад они внесли в развитие нашего государства, на самом раннем его этапе, давайте сегодня узнаем!
|
Показывают готовность к решению, поставленной проблемы урока. Высказывают свое мнение. |
П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; – планирование - определение способов действий в рамках предложенных условий и требований; – прогнозирование; – структурирование знаний; Р. – целеполагание, как постановка учебной задачи; – планирование – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; – выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; – принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; – волевая саморегуляция в ситуации затруднения; – владение устной и письменной речью, – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; – разрешение конфликтов; Л. – самоопределение; – смыслообразование. |
5 |
Реализация построенного проекта.
|
-Сегодня мы узнаем о жизни первых русских князей! Давайте изучим их деятельность и определим вклад в историю развития Древнерусского государства. На прошлом уроке я вам дала небольшое опережающее задание сообщение о внутренней политике князя Олега, и сообщение о внешней политике князя Игоря. Внешняя политика Олега. Просмотр отрывка из кинофильма «Рюриковичи»-поход на Византию. Работа с картой. -А теперь узнаем какой была политика Игоря внутри государства, причины гибели князя. Работа с документом. Рассказ учителя о княгине Ольге – реформа внутри государства. Просмотр видео фрагмента Работа с терминами. Физминутка https://yandex.ru/video/preview/10116747336785058676 Отдых глаз, легкие упражнения для плечевого отдела. (музыка гусли) Деятельность Святослава, работа с исторической картой. Документ из «Повести временных лет». |
Ученик выступает с сообщением о деятельности князя Олега. Просмотр отрывка о походе князя Олега на Византию. Делают выводы-заключение первого в истории России международного договора о беспошлинной торговле, записи в тетрадь. Рассказ второго ученика о внешней политике Игоря. Работа с текстом из «Повести временных лет» Читают документ, делают выводы, о гибели князя Игоря. Княгиня Ольга – анализируют ее действия, значение административной реформы. Правление Святослава. Чтение легенды карты, определение направлений походов, делают выводы о задачах в области охраны внешних рубежей Древнерусского государства.
|
П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; – выбор оснований критериев для классификации; – выдвижение гипотез и их обоснование; – поиск необходимой информации; - смысловое чтение; – использование знаково-символических средств; – моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы); – установление причинно-следственных связей; – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – построение логической цепи рассуждений, умозаключений (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы; Р. – волевая саморегуляция; – познавательная инициатива; – соотношение своих действий с планируемым результатом; – контроль своей деятельности в процессе достижения результата; – корректировка своих действий в соответствие с изменяющейся ситуацией; К. – планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками; – работа индивидуальная, парная, в группах; – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; – формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, координирование разных позиций; – использование критериев для обоснования своего суждения. – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; – разрешение конфликтов. – осознание ответственности за общее дело; – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; |
6 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
Интерактивная доска с именами правителей, соотнести действия и князя. Перетащить стикеры с правильным ответом таблицу к князю. |
Работают на интерактивной доске сферум. |
П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; – использование знаково-символических средств; – установление причинно-следственных связей; – выполнение действий по алгоритму; – построение логической цепи рассуждений, доказательство; Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; – управление поведением партнера; Л. – осознание ответственности за общее дело; – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
7
8 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
|
Ответить на проблемный вопрос, почему первые князья получили такие прозвища? Какой вклад они внесли в историю развития Древнерусского государства. |
Отвечают на проблемный вопрос урока, делают выводы о правлении первых русских князей, их вкладе в развитие Древнерусского государства. |
П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; – подведение под понятие; – доказательство; Р. – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; – самоконтроль, самооценка - оценивание качества и уровня усвоения; – волевая саморегуляция в ситуации затруднения; К. – владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; – работа индивидуальная, парная, в группах; – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; – использование критериев для обоснования своего суждения, формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения; |
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Предлагает ребятам оценить результаты своей работы, заполнить чек -лист. Записать домашнее задание.
|
Ребята заполняют чек-лист, оценивают результативность своей работы на уроке. На что необходимо обратить внимание при |
П. – умение структурировать знания; Р. – волевая саморегуляция; – самооценка на основе критерия успешности; – прогнозирование; К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; – использование критериев для обоснования своего суждения; – планирование учебного сотрудничества; Л. – самооценка на основе критерия успешности (для себя); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; |