Дистанционный урок по истории на тему «Первые русские князья» (6 класс)

4
0
Материал опубликован 25 January 2024 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта дистанционного урока истории «Первые русские князья»

 

Класс: 6
Предмет: История
Тема урока: «Первые русские князья»
Тип урока: урок открытия «нового» знания.
Обучающая цель (предметный результат): знать особенности внутренней и внешней политики первых русских князей, хронологию событий ; уметь давать оценку деятельности первых русских князей для развития российского государства.
Развивающая цель (метапредметный результат): продолжить развитие у обучающихся познавательных общих (интеллектуальных), регулятивных (самооценка), коммуникативных универсальных учебных действий.
Воспитывающая цель (личностный результат): продолжить формировать чувство патриотизма и любви к Родине, осознания ценности исторического прошлого российского государства, развивать интерес к предмету, внимание, умение правильно говорить, используя исторические понятия.
Планируемые результаты:
Предметные:

устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.

выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);

находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы;

составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной истории;

объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;

Метапредметные:

В сфере универсальных учебных познавательных действий:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: систематизировать и анализировать исторические факты, определять новизну и обоснованность полученного результата;

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,

осуществление совместной деятельности: планировать и осуществлять совместную работу, оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов;

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

Коммуникативные: способствовать формированию коммуникативных навыков, умений взаимодействовать друг с другом.

Личностные:

в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации.

в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству;

в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора;

в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений

в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; уважение к культуре своего и других народов;

в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории);

в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества;

в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой;

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

Методы обучения: технология критического мышления, проблемного обучения, формирования ключевых компетенций,

здоровьесберегающая технология.

Формы организации познавательной деятельности:
Средства обучения: у учителя: интерактивная доска Сферум, презентация, видеоматериалы
у обучающихся: интерактивная доска Сферум. https://editboard.team/whiteboard/?hash=0454478590ede2efad7a4e1077c7d3f6


Ход урока

 

Этапы урока

открытия «нового» знания

 

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

П. – познавательные; Р. – регулятивные;

К. – коммуникативные; Л. – личностные;

 

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

-Добрый день! Вначале нашего урока, ребята давайте немного поиграем вспомним, что изучили!

Игра вопрос-ответ (интерактивная доска Сферум)

10 карточек-10 вопросов

Пример вопроса – Народное собрание древних славян?

 

Учащиеся здороваются с учителем. Играют.

Выбирают номер карточки за которым прячется вопрос, отвечают.

 

Р. – волевая саморегуляция;
– целеполагание – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе познавательной деятельности;

К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Л. – действие смыслообразования;

самоопределение;

развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

2

 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

 

-Вы большие молодцы!

Отлично справились с вопросами! А сейчас на слайде вы видите генеалогическое древо, посмотрите кто там изображен?

Попробуйте определить тему урока.

Когда мы изучаем правителей, какую их деятельность мы изучаем?

А теперь давайте посмотрим на следующий слайд, что вы видите?

 

Учащиеся отвечают, формулируют тему урока «Первые русские князья»

Пытаются поставить вопросы к уроку, что сегодня мы рассмотрим внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей.

 

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

использование знаково-символических средств;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

подведение под понятие;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р. – контроль, коррекция (если актуализация выполняется при проверке домашнего задания);

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
– выполнение пробного учебного действия;

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учет разных мнений;

3

Выявление места и причины затруднения.

 

Постановка и решение проблемы

 

 

На слайде таблица с именами князей, но не с датами рождений, а прозвищами.

Постановка проблемного вопроса.

Почему их так прозвали?

Вещий, Святая, Старый

А, какое прозвище можно дать Святославу??

 

-

Ребята должны обратить внимание на таблицу, попытаться сформулировать проблему урока, вместе с учителем.

И заполнить ее по ходу урока у себя в тетради

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

подведение под понятие;

определение основной и второстепенной информации;

постановка и формулирование проблемы;

Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

использование критериев для обоснования своего суждения.

4

Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

-А чтобы нам узнать, почему их так прозвали, какой вклад они внесли в развитие нашего государства, на самом раннем его этапе, давайте сегодня узнаем!

 

 

 

 

Показывают готовность к решению, поставленной проблемы урока. Высказывают свое мнение.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

планирование - определение способов действий в рамках предложенных условий и требований;

прогнозирование;

структурирование знаний;

Р. – целеполагание, как постановка учебной задачи;

планирование – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К.– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

владение устной и письменной речью,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

разрешение конфликтов;

Л. – самоопределение;

смыслообразование.

5

Реализация построенного проекта.

 

 

 

-Сегодня мы узнаем о жизни первых русских князей!

Давайте изучим их деятельность и определим вклад в историю развития Древнерусского государства.

На прошлом уроке я вам дала небольшое опережающее задание сообщение о внутренней политике князя Олега, и сообщение о внешней политике князя Игоря.

Внешняя политика Олега.

Просмотр отрывка из кинофильма «Рюриковичи»-поход на Византию.

Работа с картой.

-А теперь узнаем какой была политика Игоря внутри государства, причины гибели князя.

Работа с документом.

Рассказ учителя о княгине Ольге – реформа внутри государства.

Просмотр видео фрагмента

Работа с терминами.

Физминутка

https://yandex.ru/video/preview/10116747336785058676

Отдых глаз, легкие упражнения для плечевого отдела. (музыка гусли)

Деятельность Святослава, работа с исторической картой. Документ из «Повести временных лет».

Ученик выступает с сообщением о деятельности князя Олега.

Просмотр отрывка о походе князя Олега на Византию.

Делают выводы-заключение первого в истории России международного договора о беспошлинной торговле, записи в тетрадь.

Рассказ второго ученика о внешней политике Игоря. Работа с текстом из «Повести временных лет»

Читают документ, делают выводы, о гибели князя Игоря.

Княгиня Ольга – анализируют ее действия, значение административной реформы.

Правление Святослава. Чтение легенды карты, определение направлений походов, делают выводы о задачах в области охраны внешних рубежей Древнерусского государства.

 

 

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

выбор оснований критериев для классификации;

выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск необходимой информации;

- смысловое чтение;

использование знаково-символических средств;

моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);

установление причинно-следственных связей;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

характера на основе метода рефлексивной самоорганизации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

построение логической цепи рассуждений, умозаключений (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;

Р. – волевая саморегуляция;

познавательная инициатива;

соотношение своих действий с планируемым результатом;

контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

корректировка своих действий в соответствие с изменяющейся ситуацией;

К. – планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками;

работа индивидуальная, парная, в группах;
– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учет разных мнений, координирование разных позиций;

использование критериев для обоснования своего суждения.

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
– управление поведением партнера;
– достижение договоренностей и согласование общего решения;

разрешение конфликтов.
Л. – смыслообразование;
– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

осознание ответственности за общее дело;

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 

Интерактивная доска с именами правителей, соотнести действия и князя.

Перетащить стикеры с правильным ответом таблицу к князю.

Работают на интерактивной доске сферум.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

использование знаково-символических средств;

установление причинно-следственных связей;

выполнение действий по алгоритму;

построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

управление поведением партнера;
– достижение договоренностей и согласование общего решения;

Л. – осознание ответственности за общее дело;

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

7

 

 

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Включение в систему знаний и повторение.

 

 

Ответить на проблемный вопрос, почему первые князья получили такие прозвища? Какой вклад они внесли в историю развития Древнерусского государства.

Отвечают на проблемный вопрос урока, делают выводы о правлении первых русских князей, их вкладе в развитие Древнерусского государства.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

подведение под понятие;

доказательство;

Р. – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

самоконтроль, самооценка - оценивание качества и уровня усвоения;
коррекция;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К. – владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

работа индивидуальная, парная, в группах;

осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

использование критериев для обоснования своего суждения, формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения;

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 

Предлагает ребятам оценить результаты своей работы, заполнить чек -лист.

Записать домашнее задание.

 

 

Ребята заполняют чек-лист, оценивают результативность своей работы на уроке. На что необходимо обратить внимание при

П. – умение структурировать знания;

Р. – волевая саморегуляция;
– оценка – выделение и осознание того, что уже усвоении и что подлежит усвоению;

самооценка на основе критерия успешности;

прогнозирование;

К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

использование критериев для обоснования своего суждения;

планирование учебного сотрудничества;

Л. – самооценка на основе критерия успешности (для себя);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 

 

Предварительный просмотр презентации

Тема урока: «Первые русские князья»

Олег 882-912

Внутренняя политика Олега

И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города, и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. За свою мудрость Олег получил прозвище  Вещий (тот кто может прозревать будущее). По легенде князь умер от укуса змеи.

В 941 г. Игорь организовал поход на Византию. Но тот оказался неудачным, русские корабли были сожжены «греческим огнём» (специальной горючей смесью). Игорь вынужден был подчинять своей власти племя древлян, которое перестало выплачивать дань. В 945 г. князь объезжал свои территории с целью сбора дани. Вместе с дружиной он отправился в земли древлян. Но, собрав уплаченную дань, князь принял решение взять ещё и вернулся к древлянам с небольшим отрядом дружины. Работа с документом стр. 48 учебник «Из повести временных лет»

Княгиня Ольга (Елена)-СВЯТАЯ

Крещение княгини Ольги

Святослав 964-972 «Иду на вы!» талантливый полководец, который большую часть своей жизни провёл в военных походах. Главной задачей князя было защитить Древнерусское государство от набегов кочевников, расширить его территории и обезопасить торговые пути В 968 г. в битве при Доростоле древнерусское войско одержало победу над болгарским царством Русско-византийская война (970–971) В 965 г. разгромил Хазарский каганат. В 970 г., заключив союз с болгарами, печенегами и венграми, Святослав совершает нападение на византийские владения

Походы Святослава стр 45.

Как погиб Святослав? Памятник князю Святославу в Белгородской области рядом с Холкинским монастырем Согласно официальной версии, Святослав с небольшим отрядом возвращался после войны с Византией, попал в печенежскую засаду и погиб. Русская летопись «Повесть временных лет» сообщает: «Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришёл в Киев к Ярополку»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации