12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лукожева Зимфира Киназовна22


ДОКЛАД







НА ТЕМУ: « ПРОБЛЕМА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ,ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ».







ПОДГОТОВИЛА ЛУКОЖЕВА ЗИМФИРА КИНАЗОВНА


УЧИТЕЛЬ КУМЫКСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.























«Если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть» Расул Гамзатов.


О величии родного языка и что он значит, великолепно написал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов в своём стихотворении «Родной язык», из которого две строки я использовал для заголовка. 


Согласно атласу языков ЮНЕСКО, кумыкский язык находится под угрозой исчезновения (категория vulnerable). Это значит, что если не предпринять срочных и решительных мер, то через 3—4 поколения носителей языка практически не останется.

Причины возникновения данной проблемы связаны не только с глобализацией, но и обусловлены целым рядом других факторов:

– программа системы общего образования не обеспечивает возможность полноценного обучения родным языкам;

– отсутствие или ограничение среды, в котором бы использовался родной язык;

– вследствии переселения значительной части горских народов на равнину возникло большое число смешанных по национальному составу поселений, в котором языком общения стал русский язык;

, «Родной язык – это дар, который бережно передается из поколения в поколение, родной язык формирует культуру мышления и национальный характер». 

А в Северной Осетии за родной язык опасаются настолько, что даже открыли билингвальные детсады: там воспитательный процесс построен на осетинском языке.

«К сожалению, наши дети плохо знают кумыкский язык и не стремятся его изучать, особенно городские. Во многих кумыкских семьях разговаривают на русском языке, в школах детей тоже обучают на русском. А хотелось бы, чтобы язык не утрачивал свои позиции, а наоборот, укреплял».



Времена меняются, меняются устои и стереотипы современного общества. И это, к сожалению, снижает актуальность изучения родного языка. Раскрывая проблематику преподавания, хочу представить несколько проблемных моментов.

Во-первых, меняются устои: в последние годы двадцатого столетия стало много смешанных браков, явление, которое было недопустимо в наших селах. Молодые семьи при рождении ребенка начинают общаться с ним на русском языке, и ребенок растет, не зная родного языка ни матери, ни отца, не зная своих корней. Во-вторых, меняются стереотипы общества: большая часть родителей считает, что для успешной учебы, карьеры родной язык является помехой.

Отсюда, на мой взгляд, в условиях двуязычия наиболее важными задачами являются следующие:

Довести до родителей понимание значимости родного (кумыкского) языка;

Прививать любовь и уважение к родному языку.

Какими средствами можно решить эти проблемы?

Обучение языку - большая и трудная работа. За 20 лет преподавания кумыкского языка в школе я пришла к выводу, что наиболее эффективным и результативным средством поддержания интереса детей и их родителей к изучению языка является народная педагогика.



Языки исчезали на протяжении всей истории человечества, последние века наблюдается ускорение этого процесса. Между 1490 и 1990 годами около половины языков мира исчезло с лица Земли. Учитывая проблему различения языков и диалектов, самое большое число языков, на которых когда-либо говорили в мире, составляет 10-15000.

Исчезновение языков в наши дни приобрело огромный масштаб. Не все языки можно спасти; сохранение и возрождение языка имеет смысл только при поддержке говорящих на нем людей.

Проблема “вымирания” языков не является актуальной только для языков малочисленных народов, она остро проявляется и в жизни многочисленных народов. Стираются диалектные различия, ведущие за собой исчезновение самих диалектов, а также засорение языков иноязычными словами.

 

В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах»

Также на своих уроках я активно использую фольклор: песни, загадки, считалки, поговорки, пословицы и сказки. Они подходят для решения как образовательной, так и воспитательной задачи. Так, например, считалки, скороговорки способствуют умению правильно проговаривать звуки, разучивание игр способствует развитию диалогической речи.

Изучение сказок используется не только для решения воспитательной задачи, но и развития творческих способностей учащихся: ребята сами сочиняют сказки, оформляют их в книжки-малышки, представляют в классе. Использование разных элементов фольклора позволяет детям усвоить языковой материал в практической деятельности, при которой внимание и запоминание семантических единиц и грамматических конструкций произвольны, развивает образное мышление и творческие способности.

Ведь известно: кто теряет родной язык, он теряет свою национальность.

Изучайте ,берегите, цените и уважайте родной язык!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.