Проблема исчезновения родного языка в современном,глобальном мире
ДОКЛАД
НА ТЕМУ: « ПРОБЛЕМА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ,ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ».
ПОДГОТОВИЛА ЛУКОЖЕВА ЗИМФИРА КИНАЗОВНА
УЧИТЕЛЬ КУМЫКСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
«Если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть» Расул Гамзатов.
О величии родного языка и что он значит, великолепно написал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов в своём стихотворении «Родной язык», из которого две строки я использовал для заголовка.
Согласно атласу языков ЮНЕСКО, кумыкский язык находится под угрозой исчезновения (категория vulnerable). Это значит, что если не предпринять срочных и решительных мер, то через 3—4 поколения носителей языка практически не останется.
Причины возникновения данной проблемы связаны не только с глобализацией, но и обусловлены целым рядом других факторов:
– программа системы общего образования не обеспечивает возможность полноценного обучения родным языкам;
– отсутствие или ограничение среды, в котором бы использовался родной язык;
– вследствии переселения значительной части горских народов на равнину возникло большое число смешанных по национальному составу поселений, в котором языком общения стал русский язык;
, «Родной язык – это дар, который бережно передается из поколения в поколение, родной язык формирует культуру мышления и национальный характер».
А в Северной Осетии за родной язык опасаются настолько, что даже открыли билингвальные детсады: там воспитательный процесс построен на осетинском языке.
«К сожалению, наши дети плохо знают кумыкский язык и не стремятся его изучать, особенно городские. Во многих кумыкских семьях разговаривают на русском языке, в школах детей тоже обучают на русском. А хотелось бы, чтобы язык не утрачивал свои позиции, а наоборот, укреплял».
Времена меняются, меняются устои и стереотипы современного общества. И это, к сожалению, снижает актуальность изучения родного языка. Раскрывая проблематику преподавания, хочу представить несколько проблемных моментов.
Во-первых, меняются устои: в последние годы двадцатого столетия стало много смешанных браков, явление, которое было недопустимо в наших селах. Молодые семьи при рождении ребенка начинают общаться с ним на русском языке, и ребенок растет, не зная родного языка ни матери, ни отца, не зная своих корней. Во-вторых, меняются стереотипы общества: большая часть родителей считает, что для успешной учебы, карьеры родной язык является помехой.
Отсюда, на мой взгляд, в условиях двуязычия наиболее важными задачами являются следующие:
Довести до родителей понимание значимости родного (кумыкского) языка;
Прививать любовь и уважение к родному языку.
Какими средствами можно решить эти проблемы?
Обучение языку - большая и трудная работа. За 20 лет преподавания кумыкского языка в школе я пришла к выводу, что наиболее эффективным и результативным средством поддержания интереса детей и их родителей к изучению языка является народная педагогика.
Языки исчезали на протяжении всей истории человечества, последние века наблюдается ускорение этого процесса. Между 1490 и 1990 годами около половины языков мира исчезло с лица Земли. Учитывая проблему различения языков и диалектов, самое большое число языков, на которых когда-либо говорили в мире, составляет 10-15000.
Исчезновение языков в наши дни приобрело огромный масштаб. Не все языки можно спасти; сохранение и возрождение языка имеет смысл только при поддержке говорящих на нем людей.
Проблема “вымирания” языков не является актуальной только для языков малочисленных народов, она остро проявляется и в жизни многочисленных народов. Стираются диалектные различия, ведущие за собой исчезновение самих диалектов, а также засорение языков иноязычными словами.
В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах»
Также на своих уроках я активно использую фольклор: песни, загадки, считалки, поговорки, пословицы и сказки. Они подходят для решения как образовательной, так и воспитательной задачи. Так, например, считалки, скороговорки способствуют умению правильно проговаривать звуки, разучивание игр способствует развитию диалогической речи.
Изучение сказок используется не только для решения воспитательной задачи, но и развития творческих способностей учащихся: ребята сами сочиняют сказки, оформляют их в книжки-малышки, представляют в классе. Использование разных элементов фольклора позволяет детям усвоить языковой материал в практической деятельности, при которой внимание и запоминание семантических единиц и грамматических конструкций произвольны, развивает образное мышление и творческие способности.
Ведь известно: кто теряет родной язык, он теряет свою национальность.
Изучайте ,берегите, цените и уважайте родной язык!