Статья на тему «Проблема аутизма в современном мире»
«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ»
© Бүркітбай Акмаржан Толегенкызы ПРОБЛЕМА АУТИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Аннотация. Статья посвящена проблемам раннего детского аутизма, сложности правиль- ной и своевременной поста- новки диагноза. В ней рас- сматриваются различные ас- пекты подготовки специали- стов, работающих с детьми. Также приведены примеры реабилитационной работы. Ключевые слова: ранний дет- ский аутизм, коррекционные мероприятия, иппотерапия, дельфинотерапия, кинезоте- рапия, комплексная реабили- тация. | © Burkitbai Akmarzhan Tolegenkyzy AUTISM IN THE MODERN WORLD Abstract. The article investi- gates the early infantile autism, complexity correct and timely diagnosis. It discusses the vari- ous aspects of training for pro- fessionals working with chil- dren. It also shows examples of rehabilitation work. Key words: early infantile au- tism, corrective actions, hippotherapy, dolphin, kinetic therapy, comprehensive rehabili- tation. |
Проблема аутизма в мире начинает приобретать свою остроту по многим параметрам. Увеличивается соотношение числа заболевших по сравнению с прошлыми годами. В 2007 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что человечество стоит перед лицом серьезной проблемы: количество людей с умственными и неврологическими проблемами, включающими аутизм, неуклонно растет. Эти болезни составляют 11% всех проблем со здоровьем в глобальном масштабе. ВОЗ утверждает, что в Китае можно насчитать не менее 1 100 000 случаев аутизма, в Соединенном Королевстве - 650 000, на Филиппи- нах - 500 000, а в Таиланде - не менее 180 000. Уровень распространения аутиз-
ма во всем мире возрастает на 14% каждый год. В Китае темпы роста количе- ства случаев аутизма немного выше - около 20% в год [1].
В 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 ново- рожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолиро- ванные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной органи- зации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. С этого же года Организация Объединенных Наций (ООН), понимая глубину проблемы и тяжесть последствий для общества, провозгласила 2 апреля «Всемирным Днем распространения информации об аутизме». В 2012 году Центр по контро- лю за заболеваемостью в американских штатах рапортовал в среднем об 1 слу- чае аутизма на каждые 88 детей. За десять лет количество детей с аутизмом вы- росло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем [1].
Российская статистика о таких детях пока отсутствует. Если исходить из средних данных по другим странам, то можно предполагать, что в России на- считывается около 200 тысяч аутичных детей, а в Санкт-Петербурге - от 1200 до 500. Согласно литературным данным, мальчики в 3-4 раза чаще страдают ау- тизмом, чем девочки.
Понятие «аутизм» было введено в середине прошлого века австрийским и американским педиатром и психиатром Лео Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году - советский ученый Самуил Мнухин.
Сегодня многим специалистам уже понятно, что оно намного масштабнее и сложнее, чем казалось сначала. Это не просто некая психическая аномалия, а многофункциональное нарушение, в основе которого - проблемы самого разно- го происхождения: иммунологические, неврологические, биохимические, эн- докринные и т.д.
На настоящий момент в психологии нет точного понимания специфики данного заболевания. Существует множество теорий о генезисе РДА. Из клас- сификации РДА Российской академии медицинских наук, мы можем увидеть, насколько разнообразны его варианты:
синдром раннего инфантильного аутизма Каннера;
аутистическая психопатия Аспергера;
эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении ау- тизм);
резидуально-органический вариант аутизма;
аутизм при хромосомных аберрациях;
аутизм при синдроме Ретта;
аутизм неясного генеза.
Количество детей и людей, попадающих в спектр аутистических рас- стройств, как правило, объединены общими признаками, то есть наличием ха- рактерной триады: трудности в общении с другими людьми; трудности в вос- приятии чего-то нового и определенная ограниченностью интересов; повто- ряющиеся рисунки поведения [3].
Таким образом, аутизм - это общее расстройство развития, которое харак- теризуется непереносимостью обычных человеческих нагрузок (всё восприни- мается слишком сильно и ярко), особенно близкого контакта с другим челове- ком, и слабостью чувства Я. Тяжелые формы аутизма встречаются редко, лёг- кие и мозаичные формы распространены широко. При этом дети с таким диаг- нозом, на самом деле, отнюдь не отворачиваются от окружающего мира - жела- ние общаться и быть понятыми, как правило, у них еще больше, чем у обычных детей. Далеко не у всех нарушена речь. Многие из них очень хорошо говорят и имеют сохранный, а иногда и очень высокий, интеллект [2], [3].
Существует несколько методов коррекции аутизма. Наибольшего результа- та можно добиться, применяя несколько методов одновременно. Концептуальную
основу составляют методики TEACCH и ABA. Кроме этих методик сопутствую- щей является предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция) Песочная терапия, иппотерапия, дельфинотерапия, кинезотерапия и т.д. - это не специаль- ные виды терапии для аутизма. Они могут послужить очень положительными стимулами для ребёнка-аутиста, но при этом аутизма у него не станет меньше.
Методика ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read) исходит из того, что взрослые должны создать ребенку особую среду для комфортабель- ного личного развития, изъяв из нее все раздражающие факторы. Весь день ре- бенка, воспитывающегося по данной системе, подчинен строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребенок. Всем вещам при- суждается определенное место. Положение вещей в комнате не меняется. Кор- рекционные занятия включают длительный этап адаптации ребенка и установле- ния контакта с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.
АВА - методика модификации поведения, подходит для тяжелых форм аутизма. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Пра- вильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресе- каются. Педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного ос- воения все новых и новых навыков [1].
Уникальная методика сотрудников Института коррекционной педагогики Российской академии образования проф. Никольской О.С., Баенской Е.Р. - это один из наиболее продуктивных в настоящее врем вариантов работы с детьми с РДА. В первую очередь безусловна необходимость ранней диагностики забо- левания и определения степени нарушения. Выбор стратегии тесного сотруд- ничества психолога с родителями ребенка и другими специалистами: психиат- рами, неврологами, терапевтами и т.д. Активное применение игровой терапии, модифицированного варианта холдинг – терапии, дает заметные результаты.
Опытные психологи так же понимают, что данная работа должна быть пролон- гированной и методичной.
Не существует медикаментозного лечения, позволяющего вылечить ау- тизм. Медикаментозная терапия может быть эффективной для решения сопут- ствующих проблем - агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепа- дов настроения, гиперактивности и т.д. Главное же и почти единственное лече- ние для аутичных детей - общение и обучение. То есть, главным образом - реа- билитация и интеграция в общество.
В нашей стране положение аутистов почти катастрофическое. Официально у нас нет даже диагноза - «аутизм». Формально при выявлении соответствующих симптомов детям часто, хотя и не всегда, пишут в истории болезни «ранний детский аутизм». На самом деле, под ранним детским аутизмом в российской практике понимается детская шизофрения, с соответствующими подходами к методологии лечения, с отношением к аутистам как к тяжело психически боль- ным людям, постоянное применение нейролептиков и психотропных препара- тов, закрытые спецшколы, психоневрологические диспансеры и интернаты. По достижении же 18 лет диагноз «ранний детский аутизм» автоматически перехо- дит в «полноценную» шизофрению. Итог - полная инвалидность и недееспо- собность, ранняя смерть, разбитые и покалеченные семьи [3].
Самое главное при аутизме - своевременная диагностика. Чем раньше его удается выявить, тем сильнее это облегчит задачу дальнейшей коррекции и реабилитации. Для нашей страны первоочередной задачей является налажива- ние ранней диагностики аутизма. Для этого необходимо дополнительное обу- чение педиатров и психиатров. На нормативном уровне необходимо прописать простейший набор симптомов, при наличии которых ребенок должен в обяза- тельном порядке направляться на специализированную диагностику, прежде всего - иммунологическую и неврологическую. И только после получения та- ких данных можно было бы говорить о постановке диагноза. В дальнейшем
обязательное и скорейшее внедрение корректирующих методик и программ для аутистов и детей с РАС, в которых должны быть задействованы родители таких детей, педагоги, персонал школ и дошкольных учреждений. Кроме того суще- ственным моментом в организации и социализации детей-аутистов является налаживание системы реального инклюзивного образования, что действительно подразумевает совместное обучение «необычных» и обычных детей, а не раз- деление их, как сейчас, на разные школы и классы.
Самое существенное и трудоёмкое здесь – подготовка и сертификация специалистов по поведенческому анализу. Для студентов психологических фа- культетов необходимо находиться в потоке новой информации, тем самым по- вышая свою профессиональную компетентность. Особенно если речь идет о детской психологии. Специалист в данной область должен понимать особен- ность этой работы, и быть готовым к постоянному научному развитию. Дисци- плина «Applied behavior analysis» (ABA) В России отсутствует - ее не изучают ни психологи, ни дефектологи, тогда как во всем мире АВА является одним из важнейших условий инклюзивного образования и адаптации аутистов. Кроме того, необходимо чтобы обязательными участниками образовательного процес- са стали тьюторы (наставники), помогающие детям, испытывающим те или иные трудности [3].
Подготовка специалистов для работы с детьми с аутизмом сегодня идёт в частном порядке, в рамках отдельных общественных организаций, созданных родителями детей с аутизмом и существующих на пожертвования частных лиц и фондов, или в формате волонтёров. Фиксация исключительно на обучении навыкам или развитии таланта ребёнка с аутизмом без работы с его глубинны- ми состояниями и личностью чревата откатом в любой момент. Подготовка специалистов по психотерапии детей с аутистическими расстройствами дли- тельная и ресурсоёмкая. Нужна комплексная поддержка на государственном уровне [2].
Таким образом, реализовать продвижение проблемы по пути ее решения возможно лишь с помощью единой комплексной программы, в которой должны быть задействованы разные ведомства – Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан [3].
Мировая практика показывает, что лишь государственная система помо- щи, позволяет значительно снизить инвалидизацию людей с аутизмом. Госу- дарству это выгодно потому, что сокращение числа пожизненно обеспечивае- мых инвалидов ведет к снижению бремени налогоплательщиков. А люди с ау- тизмом получают возможность жить, как все, принося пользу обществу [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Аутизм в Казахстане и в мире [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/spravka/20120402/615322608.html
Бардышевская М.К. Аутизм в современном социальном контексте // Аргументы и факты. 2013. 17 мая.
Золотовицкий Р. Больные аутизмом: право на диагноз [Электронный ресурс] // Казахстанское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ). URL: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20121221/265866280.html
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2010. 288 с.
Уиндер С. и др. На «ты» с аутизмом. М.: Теревинф, 2013. 510 с.
Разживина М.И. Компетентностный ресурс в деятельности клиниче- ского психолога при работе в детских реабилитационных учреждениях [Элек- тронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, разви- тие: сетевой журн. 2013. № 1. Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=21