Добро и зло в сказках А.С.Пушкина.

3
0
Материал опубликован 10 May 2023













Сочинение

учащегося 2 «В» класса

МБУ «Школа №94» г. о. Тольятти

Кудашева Михаила




















г. о. Тольятти, 2023 год





Добро и зло в сказках А.С.Пушкина.


«Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царицу погубить».

А.С.Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»


Александр Сергеевич Пушкин известен детям всех возрастов. Он был не только талантливым поэтом, но и прекрасным сочинителем сказок. Мои родители, и родители моих родителей, выросли на таких сказках, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и работнике его Балде» и других.

В чём же отличие сказки от рассказа? Кроме волшебных событий и сказочных героев? Именно в сказке автор чётко разграничивает понятие добра и зла. Помогает детям увидеть борьбу этих сил. Зло выступает в определенной роли, легко узнаваемо и всегда проигрывает.

Взять к примеру сказку «О мёртвой царевне и семи богатырях». В этой сказке зло представлено сразу в двух персонажах, как мне кажется. Первый злодей – это новая жена царя. Злая царица. Мачеха, которая является отрицательным персонажем во многих сказках. Пушкин описывает её довольно красочно:

«Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива».

Царица очень завистлива. И когда, молодая царевна подрастает, злой царице не дает покоя мысль, что её падчерица и красивее и лучше.

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого».

Молодая царица – это добро. Добро кроткое, терпеливое, скромное. Прекрасное и светлое. При прочтении этих строк, невольно сравниваешь молодую царицу с цветком, и Пушкин использует слова, которые наводят на эту мысль – «поднялась –и расцвела», «расцветая».

Семь богатырей в сказке также выступают на стороне света. При описании богатырей автор использует ласковые, яркие слова - «семь румяных усачей». И молодая царевна обращается к ним с нежностью:

«Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно».

Богатыри служат опорой и защитой в страшном лесу. Они, как островок света, на котором укрылась царевна. И в определенный момент кажется, что зло её не достанет.

Второй персонаж, который олицетворяет зло – это сенная девушка Чернавка. Удивительно, но в начале сказки, когда Чернавка пощадила молодую царевну, она описана как молодая девушка. А в конце сказки, когда она идёт «погубить» молодую царевну, автор описывает её уже по-другому:

«Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса…»

И уже дальше Чернавка описана, как «старуха». Ведь зло в детской сказке не может быть прекрасным. Оно должно быть уродливым и понятным для детей. Вот плохой человек, вот хороший. И в сказке о «Мёртвой царевне и о семи богатырях» автор очень хорошо показывает это.

В другой сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» не всё так явно. Здесь есть истинно злые персонажи, которые часто встречаются в других сказках – черти. Но они не выглядят такими. И описаны совершенно иначе.

«Вынырнул подосланный бесёнок,

Замяукал он, как голодный котёнок…»

Автор сравнивает чёрта с котёнком, использует ласковые формы слов, например, «бесёнок», «бедненький бес» и другие.

Но если существа, которые изначально на стороне зла в этой сказке его не представляют, то кто же тогда отрицательный персонаж?

«Жил был поп,

Толоконный лоб».

То есть поп – глупый, бестолковый человек. А также скупой. Ведь ему нужен работник, «повар, конюх и плотник». Такой помощник, который будет работать за троих, а платить ему поп собирался как за одного.

А что же силы добра? В отличие от сказки «О мертвой царевне…», здесь добро совершенно другое. Балда – сильный, находчивый, умный.

«Ест за четверых,

Работает за семерых;

Досветла всё у него пляшет…»

Добро в этой сказке не тихо смиряется со своей участью, а борется. И даже хочет преподать жадному попу урок. Балда хочет проучить скупого хозяина.

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» - говорит Балда в самом конце сказки. И поп, который был коварен и скуп – проигрывает.

Несмотря на это, многим детям искренне жаль попа. «Вышибло ум у старика» - все-таки поп заплатил цену за своего работника, и даже очень большую, в конечном итоге.

А что же мы увидим в другой сказке Пушкина? Строки которой, известны, наверное, каждому:

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря…»

В сказке «О рыбаке и рыбке» всего три персонажа: старик, старуха и золотая рыбка. Хотя и само море играет немаловажную роль. Здесь Александр Сергеевич вновь показывает детям, что жадность – это очень плохое качество, которое не приводит к добру.

Чтобы ни делал старик, какое бы желание старухи не сбылось, в ответ всегда он встречал одни и те же слова:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!».

И даже, когда старуха становится «столбовой дворянкой» с жемчугами и золотыми перстнями, ей по-прежнему мало богатства. И если в начале сказки она только бранила мужа, то позже автор описывает, как старуха «по щеке ударила мужа». Возможно, автор хотел показать, что чем больше потакаешь злу, тем сильнее оно становится.

А что же старик? В сказке он очень добр, ведь изначально он отпустил золотую рыбку без всякого откупа. Но вступить в борьбу со злой старухой у него не хватает сил, и он послушно выполняет все её прихоти.

«Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперёк слова молвить».

Неизвестно, как бы сложилась эта история дальше, но сама золотая рыбка говорит своё веское слово. Настроение рыбки очень живо отражает море, которое, то «слегка разыгралось», то «неспокойно», то и вовсе -«почернело». Добро должно победить, поэтому и терпению рыбки приходит конец. И сказка заканчивается точно также, как и начиналась:

«Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

В каждой истории, в каждой сказке, всегда есть хорошие и плохие персонажи. Благодаря им писатели могут чему-то научить. Могут подсказать и показать, как следует поступить в разных ситуациях. Нам остается с удовольствием следить за поворотом сюжета и задавать себе вопрос: а как бы я поступил на месте главного героя? И на какой стороне - светлой или темной, я окажусь, когда вырасту?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.