Урок на тему «Добро и зло»
Урок 5
Тема: «ДОБРО И ЗЛО».
ЦЕЛЬ:
познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
Задачи:
Закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
Мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, развитию позитивных качеств личности (доброжелательности, толерантности, умению сотрудничать),анализу собственных поступков, коррекции собственного поведения;
Способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.
На доске
“ Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека”.
М. Пришвин.
Плакат: Доброта- тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать
Ход урока
1.Наш урок мне хотелось бы начать с песни «Если добрый ты»
Дождик босиком по земле прошёл
Клёны по плечам хлопал
Если ясный день – это хорошо
А когда наоборот – плохо
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны
Если добрый ты, то всегда легко
А когда наоборот – трудно
С каждым поделись радостью своей
Рассыпая смех звучно
Если песни петь, с ними веселей
А когда наоборот – скучно.
2.Вступительное слово.
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь ,откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
Ведь доброта- это солнце, которое согревает душу человека.
3. Нашу встречу сегодня я хочу начать строками из стихотворения М. Шехтера:
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово-
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
Что же такое доброта, добросердечность?
Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил:
«Добро – это счастье всех людей, это умение видеть и ощущать прекрасное». Человеческая доброта, душевная чуткость, милосердие, расположение к людям, умение радоваться и переживать за других людей, доброжелательность создают основу человеческого счастья. Уже в четвертом веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. И наоборот, если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один.
Когда мы говорим друг другу: «здравствуйте», «спасибо», «благодарю вас», «доброго вам здоровья», «желаю вам всего доброго», то это не просто проявление элементарной вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность, свое отношение к человеку и к сделанному для нас добру.
Но дело не в том, чтобы всегда произносить эти слова в нужный момент, сколько в умении отвечать на добро движениями своей души, т.е. быть добросердечным, чутким, сопереживающим человеком.
Какие пословице о доброте вы знаете? Чему они учат?
Пословицы: В добрый час молвить, в дурной промолчать.
Кстати промолчать, что доброе слово сказать.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Пословицы учат:
хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей;
шутить по- доброму;
не быть любопытным;
быть чистосердечным в отношении с собеседником;
не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и т. д.
Вы прослушали стихотворения, в которых говорится о доброте, о добрых заветных словах. И я надеюсь, что вы сделали правильный вывод, как нужно вести себя с другими людьми, как важно не обидеть не только делом, но и словом.
Великий педагог В.А. Сухомлинский : “ Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо”.
4. Послушайте сказку «Звёздная страна» и поразмышляйте над поступками героев этой сказки.
Чтение сказки “Звездная страна”.
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойств. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. “А что же нужно для этого сделать?” - поинтересовались звездочки. “Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены”, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая... Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...
Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха...
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
- Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. “Что же делать?” - думала Люська. “Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать.
-От чего звездная страна стала превращаться в унылую, безжизненную страну?
(Многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича.)
-Докажите, что имя Пакость Пакостьевич говорящее? (Тот, кто делает пакости, унижает честь и достоинства других, оскорбляет, выискивает у других недостатки).
-Кто первый опомнился? (Люська).
-Что делать? Может подождать доброго волшебника? А действовать надо прямо сейчас.
-Как бы вы стали действовать?
- Стали бы находить хорошие слова.
- Всех хвалить.
- Не выискивать в другом человеке недостатки и промахи.
- Подчеркивать достоинства, лучшие стороны.
----А вам интересно, что предприняла Люська? (Дочитать сказку).
Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды. А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
-Чему учит сказка? Пригодится ли она в жизни?
Сказка учит, что :
нельзя безоглядно доверять всем подряд;
помнить, что в мире есть добро и зло,
что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела;
бывают в жизни такие ситуации, когда самый обыкновенный человек должен взять ответственность за изменения ситуации, а порой не торопиться что-то менять,
учит терпимее относиться друг к другу и еще очень многому другому…
5. Как важно в жизни уметь подмечать все самое доброе в человеке. К сожалению, люди подчас не стремятся к этому. Гораздо проще обругать, сделать замечание, усмехнуться, чем похвалить другого. Как неловко бывает поблагодарить шофера автобуса, который дождался вас на остановке, пока вы бежали к автобусу, или сказать продавщице спасибо за быстрое обслуживание. Даже сказать маме, как хорошо она выглядит сегодня, как идет ей новое платье, мы не всегда успеваем. Но я глубоко уверена в том, что, говоря и поступая по-доброму, мы увеличиваем добро в мире.
У Б. Окуджавы есть такие строки:
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты.
Ведь это все любви
Счастливые моменты…
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз,
Не ошибиться снова.
Я предлагаю вам сейчас показать свою наблюдательность и умение видеть в другом человеке хорошее.
Задание 1
Деловая игра «Комплимент».
Учащиеся получают листы с фамилиями одноклассников, на которых они должны написать против каждой фамилии, что нравится в этом человеке, что привлекает в нем. В каждом отметить только хорошее, доброе - это могут быть черты характера, особенности внешности и поведения. Желающие зачитывают свои записи.
Ах, как нам добрые слова нужны,
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
(М. Лисянский)
Задание 2
Составьте цветовой диктант.
Для этого вспомните добрые слова (солнце, мама, любовь, друг, улыбка и т. д.) и раскрасьте их тем цветом, с которым они у вас ассоциируются. То же самое проделайте и с плохими, сердитыми словами (ненависть, злоба, недруг, лицемерие и т. д.)
-.Какие из получившихся оттенков приятнее вам? Почему?
Урок № 6 (продолжение)
Добро и зло.
6. Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которых, даже начинают раскаиваться в совершенном добром деле.
- Вспомните, ребята, а случались ли с вами такие ситуации, когда вы действительно пожалели, что сделали доброе дело для этого человека?
У. Шекспир восклицал: «Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?!». В свою очередь, римский философ Сенека очень метко заметил: «Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжение?» Действительно, когда мы встречаем обязанного нам человека, то нередко вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. Но как часто мы встречаем людей, которых сами должны благодарить, и об этом забываем.
7. Обсуждение притчи «Как иногда за добро платят злом».
- Как вы понимаете смысл пословицы: «За добро добром платят»
(За добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же).
- В жизни существует ещё одно выражение: «Не делай добра, не получишь зла» или «За добро платят злом». Нравятся они вам?
- Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом».
Как иногда за добро платят злом.
Притча.
Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на неё. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она ни старалась, всё было бесполезно.
Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:
- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё:
- Я тебе не верю.
Но змея так долго его упрашивала, что человек пожалел её и откатил дерево прочь.
Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- Добрый человек, я умираю с голоду и поэтому сейчас тебя съем!
- Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! – сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.
Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
- Да, - ответила пума.
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- Да, - ответила лошадь.
- Братец олень, платят ли за добро злом?
- Да, - ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- Нет, я не пойду к тебе. Принеси мне цыплят завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой. Рассказал жене, что с ним произошло, и как он обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и сказала, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши.
И так как человек не хотел спорить со своей женой, он сделал, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! – ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро надо платить злом.
- Правильно поступили змея и человек?
- Как должны поступать люди в таких ситуациях?
Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку хорошо выразил другой римский философ Марк Аврелий: «Когда ты сделал кому-то добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься ещё похвалы и награды за свое доброе дело?» Очевидно, сознание сделанного добра – высшая награда для человека.
8. Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить слова А. Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».
Задание 3
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы!
И в жизни верные друзья!
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки о доброжелательной, тактичной речи. У каждого на парте лежат пазлы. Сложите из них пословицу. Прочитайте, что у вас получилось.
Пословицы
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Слово пуще стрелы разит.
Доброе молчание лучше худого ворчания.
Слово не обух, а от него люди гибнут.
Красна речь слушаньем, а беседа – смирением.
Лучше недосказать, чем пересказать.
Кто языком штурмует, не много навоюет.
Пустая мельница и без ветра мелет.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Лишнее говорить – себе вредить.
От одного слова – да на век ссора.
За худые слова слетит и голова.
Кто бы и знал, коли б не сам сказал.
Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
Говорит хорошо, а замолчит – ещё лучше.
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь.
Слово выпустишь, так и крючком не втащить.
Кстати промолчать – что большое слово сказать.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Сказанное слово серебряное, несказанное – золотое.
Не смейся над старым: и сам будешь стар.
Жизнь дана на добрые дела.
Враньё не ведёт в добро.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Ветер головы разрушает, а слово – народы поднимает.
Спорить спорь, а браниться – грех.
Цветное платье на плечи, а добрая мысль - к сердцу.
На языке медок, а на сердце ледок.
9. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств».
10. Л.Н.Толстой в письме 7-летнему мальчику Захару Шевцову давал наставления:
«… Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником – со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься – и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя все больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым».
Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее. И добрым делом помочь.
11. Я предлагаю вам выбрать значимые для себя следующие высказывания:
Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, видеть жизнь под их углом зрения.
Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза осуждать других.
Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже и кажется вам второстепенным. Ни в коем случае нельзя сходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка- сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению.
Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.
Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.
12. Заключение.
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
\ Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
И ЕЩЁ ПОМНИ:
Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.
И пусть вашим жизненным девизом будут слова:
Как бы жизнь ни летела,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.