12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Залевская Наталья Ивановна1005
По знаку Зодиака - Козерог.
Россия, Новосибирская обл., село Сурково Тогучинского района

Технологическая карта урока

Автор: Залевская Наталья Ивановна, учитель ОРКСЭ (ОДНКНР)

ОУ: МКОУ Тогучинского района «Сурковская средняя школа»

Класс: 5

Тема: Добро и зло

Цель: формирование нравственного понятия «добро» и умения отличать его от понятия «зло»

Задачи:

- расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла; 

- прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;  

- формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта; 

- развивать творческие способности учащихся; 

- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру; 

- воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

Формируемые УУД

Личностные

- формировать нравственные ценности

Метапредметные

Регулятивные

- ставить перед собой цель и добиваться ее

- обобщать и делать выводы

- осуществлять самооценку результатов своей деятельности и класса

Познавательные

- работать с текстом и извлекать нужную информацию

- строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные

- отвечать на поставленные вопросы, аргументировать ответ

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группах

Предметные

- усвоить понятия «добро» и «зло»

- понимать, что такое добрые и злые поступки

- сделать вывод о том, кого можно назвать "добрым"

Основные понятия: добро и зло как основные этические понятия

Ресурсы: учебник А.Я. Данилюка, словари Ожегова и Даля, мультимедийная установка, карточки

Применяемые технологии, методы и приемы: ИКТ, игровые технологии, прием сторителлинг

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная и групповая работа

ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

И проверьте для порядка:

Есть ли ручка и тетрадка.

Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, любите играть в какие-нибудь игры? Сейчас мы тоже с вами поиграем. Игра называется "Кладовая мыслей". У вас на столах лежат карточки со словами. Ваша задача: работать дружно, помогать друг другу, собрать из этих слов предложения. Потом прочитать то, что у вас получилось (Прил. 1).

- Итак, что у вас получилось? Как вы понимаете смысл этих пословиц и высказываний?

Обучающиеся отвечают на вопрос.

Обучающиеся работают в парах, составляют предложения (пословицы), затем их зачитывают.

Обучающиеся объясняют смысл получившихся пословиц.

III. Постановка цели урока.

- Эпиграфом к уроку я выбрала слова Л.Н. Толстого: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру».

– Ребята, как вы понимаете эти слова?
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Можем ли мы с вами по тем пословицам и эпиграфу назвать тему сегодняшнего урока?

- Правильно, запишите в тетрадях число и тему урока: “Добро и зло”

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке, какие цели запланируем на урок? На слайдах у вас есть подсказки - начало предложения. Итак, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

- Действительно, сегодня мы постараемся достичь не только этих целей, но может получиться так, что в ходе урока мы узнаем еще что-то новое, получим возможность научиться чему-то другому. В конце урока сравним поставленные цели с результатами нашей работы.

Обучающиеся объясняют смысл высказывания.

Обучающиеся предполагают тему урока (н-р, «Добро и зло»)

Обучающиеся записывают тему урока в тетрадях.

Обучающиеся высказывают свое мнение, пытаются сформулировать цели урока (н-р, научимся объяснять, что такое добро и зло; научимся отличать добрые поступки от злых и т.д.).

IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

- Послушайте вот такую историю. Жили-были старик, скажем, Николай Андреевич, со своею старухой, скажем, Марфой Петровной. А вместе с ними пёс Дружок и кот Васька. Пёс и кот были преданными друзьями старика. Старик подобрал их голодных и больных на улице, выходил и вылечил. Они всегда сопровождали старика, куда бы он ни шёл. Да что я все рассказываю? Давайте лучше послушаем самого старика (прием сторителлинг)

- Ребята, как вы думаете, как могла закончиться эта история? Повернитесь друг к другу, обсудите 1 минуту свой вариант конца этой истории (работа в мини-группах по 4 человека). Затем мы выслушаем все варианты и сравним с тем, что нам расскажет старик.

- Какая из собранных вами пословиц наиболее точно отражает суть этой истории?

- Что, на ваш взгляд, означает понятие «добро»? Найдите объяснение понятия «добро» в учебнике. Сравните это понятие с понятием "добро" из словаря Ожегова и словаря Даля.

- Какой вывод вы можете сделать о значении этого слова?

- Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «добро».

- А что значит «зло»? Найдите объяснение понятия «зло» в учебнике. Сравните его с понятием "зло" из словаря Ожегова и словаря Даля.

- Какой вывод вы можете сделать о значении этого слова?

- Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «зло».
– Запишите в свои тетради понятия и определения «добро» и «зло».

Ученик (в роли старика): Старуха моя, Марфа Петровна, не жаловала ни собаку Дружка, ни кота Ваську. Она ругала их, обзывала: «Бездельники, дармоеды!». Особенно доставалось коту Ваське. В доме поселилась мышка, которая прогрызала сыр или дыру в мешочке с зерном. Васька мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней и не хотел причинять ей вреда, да и ела мышка, совсем мало. Всё это не нравилось моей старухе, и она поднимала страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!». В такие минуты не только кот, пёс и мышка прятались куда-нибудь подальше, но и я уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза. Так мы и жили, пока не произошла одна история. Однажды утром сидел я во дворе и разбирал рыболовные снасти. Дружок и Васька были рядом, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Как всегда, Петровна готовила завтрак. Сняв сыр с полки, она увидела, что тот с краешку погрызен мышкой. С криком и угрозами в адрес кота, пса, мыши она помчалась во двор и совсем забыла про накрытый досками во дворе старый заброшенный колодец. От старости доски на колодце прогнили, и рухнула моя Петровна в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Самостоятельно выбраться из колодца она не могла, высоко. А я-то глухой на одно ухо, сижу себе. Вдруг смотрю, Дружок бегает вокруг колодца и лает. А то ко мне подбежит, и снова лает. Как будто зовет куда-то. Ну, пошел я к колодцу. А там моя Петровна! Лёг я на землю, дотянулся до рук старухи, а вытащить её сил не хватает…(делает вид, что плачет)

Ребята обсуждают свой вариант окончания истории, затем каждая группа оглашает свой вариант истории.

Ученик (в роли старика): Я попросил помощи у Дружка и Васьки, а Васька позвал ещё и мышку. Вчетвером мы вытащили старуху из колодца. Говорю ей: «Видишь, Петровна, и пригодились тебе пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце». После этого случая моя Петровна поставила в доме на пол три миски. И теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для Дружка, в другую - наливала молока для Васьки, а в третью – немного сыра для мышки и для каждого у неё находилось ласковое слово. И вообще, стала моя Петровна, как в молодости, доброй и ласковой. Ладно, пойду я, а то она меня заждалась.

Обучающиеся высказывают свое мнение.

Ребята зачитывают значения слова из разных источников.

Ребята делают вывод: лексическое значение слова «добро» у разных авторов одинаков.

Обучающиеся подбирают однокоренные слова.

Обучающиеся делают вывод: лексическое значение слова «зло» у разных авторов одинаков.

Обучающиеся подбирают однокоренные слова.

Обучающиеся записывают значение этих слов в тетради.

- Устали? Немного отдохнем!

Один из учащихся проводит физминутку, остальные выполняют упражнения.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко всем сесть.

- Вы с рождения получаете знания о добре и зле. Мы можем помочь попавшему в беду, или, испугавшись, убежать. Накормить голодного, подать милостыню или же равнодушно пройти мимо. От чего зависит выбор? Сейчас мы посмотрим с вами небольшой ролик (Прил. 2, https://disk.yandex.ru/client/disk ?

Пока вы будете смотреть, подумайте над таким вопросом: Легко ли быть добрым и надо ли громко заявлять о своих добрых делах?

- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды? И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

- Так каким должен быть добрый человек? А кого мы можем назвать «злым»?

- Перед вами карточки со словами. Все они означают качества человека. Но одни - относятся к понятию "добрый человек", а другие - к понятию "злой человек". Нам необходимо распределить их на две группы: 1) Качества - «помощники» добра; 2) Качества - «помощники» зла. У вас на столах лежат шаблоны, клей. (Прил. 3)

- Не помню кто однажды сказал: «Проще любить весь мир, чем своего соседа». И сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется “Добрые слова соседу”. Ваша задача: сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) сосед(ки)а по парте за 1 мин. Задача соседа фиксировать время и количество слов. Затем вы меняетесь ролями. После этого ваша задача – посчитать, сколько добрых слов вы сказали друг другу.

- У вас на столах карточки со стихотворением "Разговор" В. Лифшица. Прочитайте его (Прил. 4)

– Согласны ли  вы со словами автора? Чего не понял мальчик? Как должен был поступить сын? 

- Нам хорошо в обществе добрых людей, но мы и сами должны быть добрыми. Давайте попробуем для себя составить правила Доброты. Для этого разделимся на 2 группы: 1 ряд – это первая группа, 2 ряд – вторая группа. У вас на столах лежат заготовки (шаблоны сердец), маркеры, ножницы, старые газеты и журналы. Ваша задача: пока звучит песня (Прил. 5, https://yadi.sk/d/h-NGm62T3FnSAN )), обсудить правила Доброты и оформить их в виде небольшого коллажа. Может, и песня натолкнет вас на какие-то правила или даст какую-то идею для коллажа. Затем каждая группа представит свою работу.

Обучающиеся смотрят ролик, затем высказывают свое мнение.

Обучающиеся высказывают свое мнение (н-р, должен быть добрым, должен любить птиц и зверей, помогает им выживать в зимнюю стужу, должен стараться быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Злой человек – это разрушитель, грубиян и т.п.).

Группам (по 4 человека) раздаются карточки с качествами человека. Ребята в группах обсуждают, какие качества они отнесут к той или иной группе, карточки со словами крепятся на шаблонах, затем крепят эти шаблоны на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло». Затем идет обсуждение данной работы (объясняют, почему эти качества поместили в ту или иную группу)

Обучающиеся работают в парах, оглашают результаты своей работы.

Обучающиеся читают стихотворение, отвечают на вопросы.

Обучающиеся делятся на 2 группы, обсуждают правила, делают коллаж. Затем по 1-2 человека от группы представляют получившийся коллаж, знакомят с правилами доброты.

V. Подведение итогов уроков.

- Скажите, пожалуйста, узнали ли вы на уроке что-то новое, интересное для себя? Что для вас сегодня было ценным?

- Все ли поставленные цели урока мы достигли?

- Прежде чем мы будем говорить об оценке своей деятельности, я предлагаю вам на выбор несколько вариантов домашнего задания: 1) найти стихотворе-ние по теме нашего урока, выучить его и рассказать на следующем уроке; 2) найти и прочитать сказку или небольшой рассказ по теме урока, пересказать его на следующем уроке; 3) нарисовать рисунок по теме нашего урока и принести его на следующий урок; 4) написать небольшой рассказ о том, кого из своих знакомых (родственников) вы считаете добрым человеком. В рассказе должно быть отмечено, какие поступки совершает этот человек, почему вы считаете его добрым. Обращаю ваше внимание на то, что в выборе стихотворения, сказки или рассказа можно обратиться за помощью к родителям, библиотекарю.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Обучающиеся записывают в дневники домашнее задание.

VI. Рефлексия.

- У вас на партах лежат оценочные листы (Прил. 6). Прочитайте задание и заполните лист. Обращаю ваше внимание на то, что это не окончательная ваша оценка. Вы сможете получить дополнительную оценку, выполнив домашнее задание.

- Закончить урок я хотела бы словами, которые принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф.П. Гаазу, очень много делавшему для облегчения условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова: «Спешите делать добро!». Сегодня вы хорошо поработали, и я хочу подарить вам неболь-шой подарок - смайлик с изображением улыбки. Но не просто подарить, а со смыслом. Если вдруг вам сегодня встретится грустный человек, или вы увидите, что у кого-то плохое настроение, скажите этому человеку доброе слово, или комплимент, или подарите улыбку. Давай попробуем начать в своей жизни делать добрые дела уже сейчас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

- Спасибо за урок!

Обучающиеся заполняют оценочные листы.

    Обучающиеся получают смайлики.

Приложение 1

Делай другим добро – будешь и сам без беды

Добрый человек в добре живёт век

Во зле жить – по миру ходить.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым

Рубашка износится, а доброе дело не забудется

Доброе слово доходит до сердца

Не хвались серебром, а хвались добром

Злой плачет от зависти, а добрый от радости

Тьма свету не любит, злой добро не терпит.

Приложение 3

Качества

Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Приложение 4

В. Лившиц «Разговор»

Усталая, с работы

Пришла под вечер мать.

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметён,

Что, лежа на диване,

Читает книжку он…

И мать ему с обидой

Промолвила: «Сынок,

Когда – нибудь ты маме

Хоть чем-нибудь помог?»

А сын ответил хмуро,

Едва взглянув на мать:

- Ты, мама, про Тимура

Мешаешь мне читать!..

Уверен я, ребята,

Что если б жил Гайдар -

Прославленный писатель

И храбрый комиссар,

То этому парнишке,

Что так встречает мать,

Сказал бы автор книжки

(Вернее, мог сказать):

«В тебе, наверно, совесть

Заснула, паренёк!

Прочесть сумел ты повесть,

А вот понять – не смог…»

Приложение 6

Оценочный лист

Фамилия, имя___________________________________________

"Я"

Отметка

"Мой сосед"

Отметка

"отлично"

 

"отлично"

 

"хорошо"

 

"хорошо"

 

"удовлетворительно"

 

"удовлетворительно"

 

"плохо"

 

"плохо"

 

1. Оцени свою работу на уроке. Поставь любой знак (+, V) в графе "Отметка".

2. Вспомни ответы своего соседа по парте, оцени его работу на уроке, поставь знак (+, V) в графе "Отметка".


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Шестакова Айгуль Инсафовна, 18.06.17 в 07:48 0Ответить Пожаловаться
Обязательно проведу со своими детьми!спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.