Методическая разработка классного часа «Доброту откроются сердца…»

2
0
Материал опубликован 12 October 2017 в группе

 

Выполнила:

учитель математики МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики Горбунова Елена Ивановна

Аннотация

Методическая разработка классного часа «Доброту откроются сердца…» предназначена классным руководителям для проведения классных часов. В методической разработке представлена методика проведения классного часа по духовно-нравственному воспитанию.

Сценарий классного часа предназначен для детей 5-6 классов. Он отлично подходит для проведения классных часов ко Дню толерантности. При проведении этого классного часа дети с удовольствием включаются в работу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….

Основная часть. Методическое обоснование темы………………………...……………

Конспект классного часа……………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………………………………

3

4

5

8

8

9-13

   

Введение

 

Одним из направлений воспитания является формирование духовно-нравственных качеств личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Данная разработка актуальна, потому что в настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения важна для современного общества. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране делает процесс воспитания еще более трудным. Сегодня общепризнанным является тот факт, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, не беря в расчет человека, его внутреннее состояние и его качества.

Но духовность не бывает спонтанной, а значит, нужна планомерная работа, предполагающая не только личностный, но и системно – деятельностный подход, ориентированный на развитие этой личности. В связи с этим было разработано мероприятие «Доброту откроются сердца…!», направленное на развитие личности ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.

Новизна методической разработки внеклассного мероприятия заключается в том, что она предлагает современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность, духовно-нравственные качества, включает детей и родителей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие.

Практическая направленность.

Внеклассная работа помогает увеличивать активность учащихся, помогает развивать коммуникативные умения. У них совершенствуются навыки спонтанной речи, расширяется кругозор. Они научатся использовать свои знания и умения в новой жизненной ситуации.

 

 

 

Основная часть

2.1 Методическое обоснование темы.

Данная методическая разработка написана как одна из форм обмена накопленным педагогическим опытом и видением, какими методами и приёмами можно воспользоваться при проведении внеклассных мероприятий.

Цель:

1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;

2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;

3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Задачи:

- формировать знания о категориях добра и зла;

- выявить представления детей о том, что такое добро и какими должны быть добрые поступки;

- содействовать формированию дружного коллектива.

Форма мероприятия – беседа с элементами игры

Методы:

- поисковые

- игровые

- Методы воспитывающих ситуаций

Оборудования: аудиозапись песни «Дорогою добра», презентация, притча, кукла из бумаги, карточки с ситуациями, пословицы о доброте, цветы, кирпичики для дома, солнышко, листочки

 

Конспект классного часа «Добру откроются сердца…»

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

- Ребята, я знаю, что все дети любят сказки. Послушайте одну из них.

Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром.

Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, - сказал дедушка - волшебник. - Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

- А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни.

Звучит песня «Дорогою добра»

- По какой дороге пошли девушки?

- Как вы думаете, как звали девушку?

- О чем пойдет сегодня речь?

Вы совершенно правы – именно о доброте, которая всегда радует и согревает душу и будет наш разговор.

Народная мудрость гласит: «Доброта - что солнце»

Как вы понимаете это выражение?

(Доброта – это все положительное, хорошее, полезное.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).

-- Да, солнце всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем? (Теплота, внимание, забота, любовь, понимание…)

2. Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”.

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Передавая друг другу это солнышко, каждый из вас скажет друг другу вежливые слова, которые надо употреблять в нашей жизни по отношению к близким, друзьям, знакомым и даже может тем, кто вам не очень нравится, старайтесь не повторять сказанное другими ( Дети передают солнышко и говорят вежливые слова)

Спасибо, ребята, за добрые слова.

3. Игра «Собери слово»

А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать, и наше солнышко засияет ещё ярче.

Доброта сердце добросердечный

сосед добрососедский

совесть добросовестный

нрав добронравный

душа добродушный

воля добровольный

порядок добропорядочный

желание доброжелательный

4. Работа в группах.

Один философ сказал: «Недостаточно делать добро, надо делать его правильно».

А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они лежат у вас на столах. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.

(Приложение 1)

Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно

5. Игра «Доктор Айболит»

Учитель: Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»

Поговорим об этом подробнее.

Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (приложение 2). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить кукле что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

(Ученики называет обидные слова, учитель загибает края куклы, руки, ноги.)

Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)

- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень большое значение в жизни человека.

6. «Художники».

1) А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.

У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.

Начинаем строить дом из кирпичиков мудрости и понимания.

Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу укрепите на доске (приложение 3)

2) Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.

Я вам предлагаю набор деревьев, на которых написаны слова (приложение 4). Из этих слов выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. Это будет крона деревьев из нашего сада. И прикрепите рядом с домом. (Работа в группах)

- Какие качества вы выбрали?

3) Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты (приложение 5). Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека класса.

-- Назовите, чьё имя вы записали? Почему?

Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.

Помните:

Добрые слова - корни

Добрые мысли - цветы

Добрые дела - плоды

Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Возьмёмся за руки и подойдём все вместе к нашей картине. Какая она у нас получилась? (светлая, добрая, тёплая…) Такая, как ваши тёплые руки. Мне кажется, что такие руки не могут совершать зла.

- Как вы думаете, где находится сад и дом Доброты у каждого человека?

- В сердце!

- Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добру откроются сердца!

Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Не стесняйтесь своей доброты и поделись ею со всеми. Открывайте свои сердца чаще для добрых дел!

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Рефлексия. Мне очень понравилось сегодня работать с вами. А вам со мной было интересно? Кому понравилось – поднимите большой палец вверх, а кому – нет – опустите его вниз.

А в заключении я предлагаю вам, ребята, послушать и спеть песенку про доброту (слова песни лежат на столах у детей) Песенка Фунтика про доброту

Заключение

Совместная деятельность школьников имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности. В этот период у детей формируются такие духовно-нравственные качества как: сотрудничество, взаимовыручка, отзывчивость.

Я убедилась на практике, что развитие духовно-нравственных качеств, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Могу с уверенностью сказать, что ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

На основе полученных данных, я пришла к выводу о том, что совместная деятельность по воспитанию духовно-нравственных качеств развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, анализируя ситуации, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.

Литература

1. Гурьянова А. Воспитание толерантной личности. - Воспитание школьников, 2013,№2,с.25-29.

2. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева-М.,2014 - 336 с./

3. Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками начальных классов.- М.: Школа - Пресс.2012 - 96 с.

4. Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. - Кл. руководитель, 2012, №2, с. 96-98.

5. Макарова Б. Уроки сострадания. - Воспитание школьников, 2013,№6,с.42-47.

6. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. - Кл. руководитель, 2013,№3,с.78-91.

Приложение 1

 

Ситуация 1. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал:

«Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

 

 

 

Ситуация 3. Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

 

 

 

Приложение 2

Приложение 3

Добрая слава лежит,

а худая бежит

Доброе слово калечит,

злое калечит

Доброе дело питает

и тело и душу

Добрые умирают,

да дела их живут

Кто любит добрые дела

тому и жизнь мила

Доброго чтут,

а злого жалуют

За доброго человека

сто рук

Делай другим добро -

будешь сам без беды

Приложение 4

Приложение 5

 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.