12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воровщикова Анастасия Борисовна343
Россия, Коми респ., Ухта
1

Доклад Индивидуально-психологические особенности старшеклассника как основание для выбора профессии

Доклад

Индивидуально-психологические особенности старшеклассника как основание для выбора профессии.

Подготовила педагог-психолог Воровщикова А.Б.


Многие авторы (Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, Е. А. Климов, И. С. Кон и др.) считают началом формирования личностного и профессионального самоопределения старший подростковый и младший юношеский возраст.

Возрастной э тап- ранняя юность - считается третьим миром, который существует между детством и взрослостью.

Л. И. Божович обращает внимание на то, что личностное самоопределение подростков осуществляется одновременно как конкретное определение будущей профессии и планирования жизни, и как неспецифический поиск смысла своего существования.

На разных этапах подросткового возраста формирование личностного и профессионального самоопределения протекает с разной степенью интенсивности.

Э. Эриксон рассматривал проблему выбора карьеры как одну из сфер выражения кризиса идентичности. Чтобы принять решение о выборе профессии, школьник должен определиться, что он из себя представляет. Поскольку в современном обществе разные виды профессиональной занятости соответствуют разному образу жизни, выбор карьеры, по сути, превращается в выбор образа жизни в целом. Чтобы сделать правильный выбор, молодые люди должны иметь правильное представление о себе, а также разумную оценку того, в какой сфере они могут лучше всего адаптироваться к трудовой жизни. Э. Эриксон считал, что колебания в выборе профессии среди юношей являются проявлением более фундаментальной неопределенности в сфере их личностной идентичности.

По мнению Н. М. Амосова, Л. А. Никитина и Д. Д. Воронцова, важным психологическим фактором, определяющим успешность профессионального образования, является своего рода «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению определенной профессии. Выбор профессии, сделанный человеком в результате анализа внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.

Э. Ф. Зеер утверждает, что выбор профессии - важнейшая задача подросткового возраста. Это период реалистичных вариантов. Профессиональные планы подростка очень расплывчаты, аморфны, носят характер мечты. Они часто представляют себя в различных эмоционально привлекательных профессиональных ролях, но не могут сделать окончательный психологически обоснованный выбор профессии. Профессиональные намерения расплывчаты и неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления не могут быть реализованы в настоящем. Неудовлетворенность реальным будущим стимулирует развитие рефлексии-осознания своего собственного «Я» (Кто я? Каковы мои способности? Каков мой идеал в жизни? Кем я хочу быть?).

По мнению Е.В. Волобуевой, особенность профессионального самоопределения современного подростка состоит в том, что человек должен стремиться не только осознанно выбрать, но и освоить не одну профессию, а несколько родственных профессий.

Нужно отметить, что ситуация выбора профессии характеризуется двойственностью, где с одной стороны – мир профессий, обладающий безграничным диапазоном характеристик, с другой – субъект выбора профессии, личность со всеми ее особенностями.

Таким образом, в основе выбора профессионального самоопределения на разных возрастных этапах лежат качества самоопределяющейся личности.

Не каждый может сделать этот выбор самостоятельно. Поэтому для решения проблемы профессионального самоопределения старшекласснику необходима психологическая помощь, способствующая формированию адекватных представлений о своей личности, о своем будущем в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями и интересами.

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста.

Среди основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие:

интересы (познавательные, профессиональные, интерес к профессии, наклонности);

способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности);

темперамент;

характер.

Существенным критерием правильного выбора профессии является соответствие типа личности требованиям, которые эта профессия предъявляет к работнику.

В психологии тип личности - это абстрактная модель, включающая в себя набор индивидуальных характеристик, которые проявляются с определенным постоянством, являясь реакцией на воздействие окружающей социальной среды.

Классификация по типу личности в психологии очень разнородна и многочисленна. Однако грань между типами личности может быть очень размытой при любой классификации. Определенные черты характера, мировоззрения и поведения соответствуют определенному психологическому типу человека. В каждом человеке можно найти практически все существующие характеристики, относящиеся к тому или иному типу личности, однако можно говорить о существовании более или менее установленных в психологии критериев для определения типов личности.

При идентификации типов личности учитываются ее устойчивые индивидуальные или социально сформированные характеристики, такие как особенности конституции тела, свойства нервной системы, акцентуации и т. д. Однако, наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

У Юнга есть основания полагать, что одни люди лучше используют логическую информацию (рассуждения, умозаключения, доказательства), тогда как другие лучше используют эмоциональную информацию (отношения людей, их чувства). У одних более развита интуиция (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), у других - более развитые ощущения (восприятие внешних и внутренних сенсорных раздражителей). По преобладающей функции, накладывающей свой отпечаток на характер человека, К. Юнг определил типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Он рассматривал каждый из этих типов в экстравертной и интровертной версиях.

Ученица Изабель Бриггс Майерс К. Юнга подробно исследовала проявления каждого из 16 типов, описала характерные личностные черты. Она отметили влияние типа личности на способ существования человека в мире: профессиональную ориентацию, творческие способности, отношение к различным видам деятельности, к людям, животным, книгам, учебе, труду, искусству, здоровью и многое другое.

«Индикатор типов личности Майерс – Бриггс» (The Myers – Briggs Type Indicator) или MBTI применяют в психологическом консультировании и в кадровом менеджменте во многих странах, в том числе и в России.

Знание своего психологического типа позволяет успешно выбирать дело по душе, избежать излишних трудностей.

В профориентации Н.С. Пряжников выделяет следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация.

​​​​​​​Профориентационная работа с учащимися 9 класса, на мой взгляд, должна строиться в несколько этапов.

Ознакомительный этап. На этом этапе продолжается расширение представлений воспитанников о мире профессий, предлагается информация об основных профессиональных областях:

Разбор классификаций профессий по Е.А. Климову

«человек – человек»;

«человек – художественный образ»;

«человек – природа»;

«человек – техника»;

«человек – знаковая система».

Воспитанники знакомятся с общими характеристиками каждой области и профессиями из каждой области, метафорически «примеривают» профессии на себя, благодаря чему обогащается их личный опыт.

Диагностический этап. Воспитанникам предлагается диагностика по профориентации – заполнение основного диагностического пакета и обратная связь по результатам диагностики.

Подросток и воспитатель получают информацию, которая может стать полезным подспорьем при выборе профессии.

Интегрирующий этап. Этот завершающий этап работы.

На этом этапе проводится второй диагностический срез. Сводится воедино вся информация, собранная в течение процесса. Осуществляется прицельное исследование нескольких, а затем одной профессии, которые наиболее интересны и подходят подростку (такое сужение необходимо для того, чтобы подросток смог осознанно подойти к выбору профессии, лучше понять самого себя, соотнести свой потенциал с требованиями профессии; важно донести до него, что профессия ответственно выбирается не в отрыве от человека, а в соответствии с его индивидуальными особенностями, которые выявляются в процессе консультирования через все этапы работы).

Метафорически это может звучать так: «Я беру ответственность за свой выбор и делаю конкретные шаги: я выбираю профессию, а не профессия выбирает меня».

В результате воспитанники должны подойти к практическому выходу – принятию решения по выбору конкретной профессии – и делает первые конкретные шаги по планированию пути к выбранной профессии. Определяющим фактором при выборе профессии уже могут стать внутренние мотивы человека, а не внешние (престижность, популярность или востребованность профессии).

Такое понимание дает возможность выйти на тему личностного, профессионального предназначения, миссии человека в целом.

Консультирование с помочью арт-техник также дает мощный толчок для самопознания, раскрытия личностного потенциала, развития творческого потенциала и креативности, расширения опыта партнерского взаимодействия в решении жизненно важных вопросов для дальнейшей самореализации.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.