12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила120
Материал размещён в группе «Урок биологии»
1

Доклад «Исследование качества питьевой воды в Чамзинском районе Республики Мордовия»

Доклад "Исследование качества питьевой воды в Чамзинском районе Республики Мордовия"

Система пресной воды в мире, в том числе и питьевой, претерпевает острый кризис. Серьезную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды. В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Обладая свойствами универсального растворителя, она постоянно несет большое количество различных элементов и соединений, соотношение которых определяется условиями формирования воды, составом водоносных пород. Поэтому важно знать качество воды, которую мы потребляем. Проблема качества питьевой воды актуальна для нашего Чамзинского района, так и всей Мордовии в целом. На территории нашего района располагаются заводы-гиганты, железная дорога, происходят прорывы канализации. Изношенность металлических труб, по которым вода поступает в дом, добавляет ей так называемое "вторичное" загрязнение в виде ржавчины и других примесей, что еще более ухудшает качество воды. Вода дезинфицируется с помощью хлора, который вреден для человека.

В Чамзинском районе существует экологическая проблема ухудшения качества питьевой воды в соответствии с существующими нормативами. Это выражается в повышении уровня жесткости, сухого остатка.

Все эти сведения позволили нам выдвинуть гипотезу о том, что водные источники в Чамзинском районе имеют разное качество воды.

Новизна данного проекта заключается в том, что я самостоятельно в школьной лаборатории применяет стандартные научно-исследовательские методики для проведения эксперимента по определению химического состава родниковой воды (родники — по статусу особо охраняемые природные территории Чамзинского района) и водопроводной воды; представил собственные результаты анализа и сопоставилих с данными анализа проб санэпидемстанции п.Комсомольский; собрал информацию мониторинга питьевой воды, проводимого санэпидемстанцией за подписью главного врача; вел просветительскую и экологическую работу по данной проблеме.

Цель нашего исследования: провести в школьной лаборатории сравнительный химический анализ качества проб родниковой и водопроводной воды, взятых в Чамзинском районе Республики Мордовия.

Задачи исследования: изучить теорию по данной проблеме; провести химический анализ питьевой воды в школьной лаборатории; сравнить результаты химического анализа родниковой и водопроводной воды; составить рекомендации для населения по улучшению качества питьевой воды в домашних условиях; разработать комплекс мер по охране природных источников пресной воды.

Методы исследования: экспериментальные. Предмет исследования: для анализа питьевых источников были выбраны: водопроводная вода, взятая в школе (проба №1), родниковая вода родник «Святой» (проба№2), родниковая вода родник Алексеевский рядом с д. Алексеевкой (проба№3), родниковая вода родник Немка панда Лисьма около с. Б. Маресьево (проба №4

Объект исследования : химический состав воды.

Методика исследования: определение качества родниковой и водопроводной воды проводился по методике Алексеева С.В. Мной были подробно изучены методики определения качества воды, которые могут выполняться в хорошо оборудованных химических лабораториях:

Результаты исследования

Для определения качества питьевой воды я выбрала методики, которые можно провести в щкольной химической лаборатории.

Органолептический метод определения запаха. Характер запаха воды определяют ощущением воспринимаемого запаха (землистый, хлорный, нефтепродуктов и др.). Интенсивность запаха воды определяла при 200С оценивала по пятибалльной системе согласно требованиям. Вывод: по результатам исследования запах родниковой и водопроводной питьевой воды равен 2.

Органолептический метод определения вкуса Характер вкуса или привкуса определяют ощущением воспринимаемого вкуса или привкуса (соленый, кислый, щелочной, металлический и т.д.). Вывод: по результатам исследования вкус и привкус родниковой воды-1, водопроводной воды-2.

Определение цветности воды данная вода в пробах имела светло - серый цвет.

Определение прозрачности воды Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов, содержания химических соединений. Вывод: прозрачность воды в пробах – 37 см.

Определение качества воды методами химического анализа

Водородный показатель (pH) Можно определить pH с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая окраску со шкалой. Вывод: по результатам исследования, рН водопроводной питьевой воды равен 7, а родниковой 6 (приближается к слабо-щелочной).

Определение карбонатной жесткости воды. Вывод: по расчетам определила жесткость питьевой воды в школе (проба1) – 7мг-экв/л. 6,5 мг-экв/л , в пробах родниковой воды — 6,5 мг-экв/л. Водопроводная вода более жесткая.

Обнаружение хлорид - ионов (Cl-) (Фото 4) . К 10 мл пробы прибавила 3-4 капли азотной кислоты (1:4) и прилила 0,5мл. нитрата серебра (AgNO3). Белый осадок выпадает при концентрации хлорид - ионов более100мг/л.

Помутнение раствора наблюдается, если концентрация хлорид – ионов более 10мг/л, опалесценция – более 1мг/л. При добавлении аммиака NH3 раствор становится прозрачным.

Вывод: по результатам исследования наблюдалось помутнение раствора, концентрация хлорид – ионов в пробах более 10мг/л.

Обнаружение сульфат –ионов (SO42-) ( В пробирку внесла 10 мл пробы 0,5мл соляной кислоты (1:5) и 2 мл 5% раствора хлорида бария. По характеру выпавшего осадка определяла ориентировочное содержание сульфат-ионов. При отсутствии мути концентрация сульфат - ионов менее 5 мг/л, при слабой мути, появляющейся не сразу, а через несколько минут - 5-10мг/л. При концентрации сульфат - ионов более10мг/л выпадает белый осадок

Вывод: наблюдалось помутнение раствора, как в пробе №1 ,так и в пробе № 2,3,4 . Концентрация сульфат – ионов 5 -10мг/л.

Обнаружение катионов железа (Fe3+)

В пробирку добавила 10 мл пробы добавила 1 каплю концентрированной азотной кислоты, затем добавила 2-3 капли пироксида водорода и 0,5 мл раствора роданида аммония. При содержании железа 0,1мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высоком — красное. Fe3++ 3CNS-= Fe(CNS)3 Содержание железа определялось по Таблице 2 (Приложение).

Вывод: Содержание железа в родниковой воде - 0,1мг/л., т.к наблюдалось едва заметное желтовато – розовое окрашивание. Содержание железа в водопроводной воде - до 0,5 мг/л, т.к наблюдалось слабое желтовато-розовое окрашивание.

Обнаружение катионов меди (Cu2+) В фарфоровую чашку помещала 3-5 мл пробы, осторожно выпаривала досуха и нанесла на периферийную часть пятна каплю концентрированного раствора аммиака. Появление интенсивно-синей или фиолетовой окраски свидетельствует о присутствии ионов меди Cu2+: Cu2++ 4NH4OH- [Cu(NH3)4]2++ 4H2O

Вывод: иона меди в питьевой воде в пробах не обнаружены.

На основании исследований я сделали сравнительную таблицу. Таким образом, видно, что родниковая вода более минерализована. В водопроводной воде наблюдается незначительное повышение ионов железа и жесткости воды. Водопроводная и родниковая вода в Чамзинском районе пригодна для питья, так как это видно, проанализировав ПДК по ГОСТу и наши результаты. Но в последнее время наблюдается ухудшения качества питьевой воды в соответствии с существующими нормативами по данным анализа санэпидемстанции п. Комсомольский.

Мы провели исследование и узнали, ведется ли мониторинг качества питьевой воды, в том числе родниковой, в Чамзинском районе. Оказалось, что санэпидемстанция периодически отбирает пробы питьевой воды и проводит развернутый анализ. Чаще всего отбираются пробы родников близ с.Альза, с. Алексеевка. Качество родниковой воды соответствует ГОСТу, что нельзя сказать о водопроводной воде. Исследователи нашей школы отслеживают показатели проб родников и собирают данные санэпидемстанции за подписью врача (Таблица 3). Наша гипотеза подтвердилась. Действительно, водопроводная и родниковая вода в Чамзинском районе, имеет разное качество.

Выводы

Итак, после проведенных исследований, мы можем подвести итоги своей работы. Поставленные задачи выполнены.

1. Выявлены и изучены литературные источники по данной проблеме.

2. Качество питьевой родниковой и водопроводной воды по органолептическим и большинству химических показателей соответствует нормам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и Государственного стандарта (ГОСТ).

3.Водопроводная питьевая вода нашей местности является водой повышенной жесткости, и содержит железа больше, чем родниковая вода. Обе пробы воды имеют предельно допустимые концентрации.

Причинами являются следующие факторы: санитарное состояние водопроводных труб, недостаточная очистка воды очистными сооружениями.

3. Рекомендуется производить дополнительную обработку питьевой воды непосредственно на месте потребления.

На основе проведенного исследования и сделанных нами выводов, мы решили разработать план по реализации последовательных действий, направленных на улучшение водных экосистем нашего Чамзинского района и развитию экологической грамотности населения. В него включили: проведение бесед со школьниками, публикация статьи экологической направленности в местную газету «Знамя»; систематическая просветительная работа через СМИ, уборка мусора по берегам рек и прудов, чистка и благоустройство родников, посадка деревьев и кустарников в водоохранной зоне водоемов и другие. Мы были организаторами в Чамзинском районе акции "Живи, родник!" (Фото 8.). Данная работа позволяет решить проблему качества воды и снижения загрязнения источников.

Заключение. Данный проект позволяет: владеть информацией о качестве родниковой и водопроводной воды в Чамзинском районе; нацелен на решение важной проблемы по улушению экологической обстановки на водных объектах района;

Перспектива. Продолжить ведение мониторинга качества воды в Чамзинском районе, исследовать воду на содержание тяжёлых металлов. Усилить эколого-образовательную деятельность на территории родников.

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.