12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила120
2

Программа факультативного курса «Растения, грибы Красной книги Мордовии, произрастающие в Чамзинском районе»

Республика Мордовия

Чамзинский муниципальный район

Программа факультативного курса

«Растения, грибы Красной книги Мордовии, произрастающие в Чамзинском районе»

Автор - составитель – Худойкина Л.А.,

учитель биологиии химии

МБОУ "Комсомольская СОШ №1"

 

2017 г.

 

Пояснительная записка

Программа факультативного курса по биологии для учащихся 6-8 классов общеобразовательных учреждений рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год).

Сокращение биоразнообразия занимает особое место среди основных экологических проблем современности. Происходит интенсивное уничтожение природных экосистем и исчезновение видов живых организмов. Природные экосистемы полностью изменены на пятой части суши. Под угрозой исчезновения находятся тысячи видов растений и животных – в Красный список МСОП – Всемирного союза охраны природы (2000 г.) – занесено более 9 тыс. видов животных , почти 7 тыс.видов растений. В Красную книгу РФ занесено 414 видов грибов. В Красной книге Республики Мордовия представлено 120 видов сосудистых растений,9 видов грибов. Дальнейшее сокращение биоразнообразия может привести к дестабилизации биоты, утрате целостности биосферы и её способности поддерживать важнейшие характеристики среды. В результате необратимого перехода биосферы в новое состояние она может оказаться непригодной для жизни человека. Сохранение разнообразия живых систем на Земле - необходимое условие выживания человека и устойчивого развития цивилизации.

В этой ситуации оптимальная стратегия - познать и сохранить в максимальной полноте ещё оставшееся видовое разнообразие жизни на нашей планете, т.е. предотвратить сокращение генетических ресурсов планеты. Поэтому для разработки мер по сохранению видов и экосистем важно уметь оценить экологическое разнообразие в реальных условиях. Правильное понимание проблемы биологического разнообразия - одна из актуальных задач.

Чамзинский район представляет большой интерес в плане физико –географического положения, видового состава : возвышенный рельеф , чередование лесных массивов, известковых склонов с участками степной растительности. Чамзинский район – один из крупнейших промышленных районов Мордовии. Здесь в большой степени ощутимо антропогенное влияние на природу. Район считается экологически неблагоприятным. Большую антропогенную нагрузку испытывают биотопы вблизи заводов- гигантов, густо – заселенных жилых массивов.

Актуальность данного курса состоит в том, что флористические исследования территории Республики Мордовия позволяют получить дополнительные данные по хорологическому статусу и состоянию локальных популяций того или иного вида, включенного в Красную Книгу РМ. Наблюдения за этими видами, инвентаризация местонахождений или подтверждение произрастания на территории республики или в конкретном районе – важная научная и практическая задача.

В школьном курсе биологии 6-7 классов изучаются сведения, отражающие только федеральный компонент современного биологического образования.

В данном факультативном курсе изучаются сведения, отражающие национально-региональный компонент.

Рекомендуемый курс будет способствовать формированию представлений об охраняемых растениях Чамзинского района, углублению и систематизации знаний уч-ся по курсу «Растения», «Грибы», «Экология», развитию познавательного и исследовательского интереса к изучаемым объектам.

Программа ориентирована на активное познание живых организмов. В этой связи в нее включены темы практических работ, экскурсий, исследовательских работ. Данная программа отличается большой экологизацией всего курса.

Содержание программы включает понятия и термины по ботанике, экологии.

Особое внимание в данном курсе следует обратить на использование наглядного материала, проведение экскурсий, самостоятельные наблюдения учащихся.

Программа может быть использована учителями биологии и экологии Чамзинского района, а также учителями биологии и экологии Республики Мордовия, т. к. данный курс является частью изучения курса «Растительный мир Мордовии».

К данной программе, в качестве пособий, имеется:

дидактический материал (раздаточные карточки);

электронные слайды;

исследовательские работы учащихся;

презентации: «Редкие, уязвимые и исчезающие растения и грибы Чамзинского района», «Исследовательский подход в экологическом воспитании учащихся», «Экскурсии».

Программа факультативного курса «Растения и грибы Красной Книги Республики Мордовия, произрастающие в Чамзинском районе» включает следующие разделы:

  • Природа и ресурсы Чамзинского района.

    Разнообразие биотопов Чамзинского района.

    Охрана растительного мира Мордовии.

    Растения и грибы Красной Книги Республики Мордовия, произрастающие в Чамзинском районе.

 

Главная цель курса заключается в формировании целостного представления о природных ресурсах, разнообразии биотопов и растительности, охраняемых видах флоры Чамзинского района,

Основные задачи следующие:

1) обучающие – сформировать обобщенные знания об окружающем их растительном мире Мордовии в дополнение к разделу «Растения, грибы, лишайники», изучить редкие, уязвимые, исчезающие растения и грибы Чамзинского района, занесенные в Красную Книгу Республики Мордовия в дополнение к учебнику Н.И. Сонина «Многообразие живых организмов»;

умения определять растения и грибы по атласам- определителям, владеть методиками ведения исследовательских работ.

2) развивающие – способствовать формированию мышления на основе описания, анализа, сравнения, объяснения биологических объектов, установления причинных, пространственных, функциональных и иерархических взаимосвязей растительных организмов с другими живыми существами и неживыми компонентами среды обитания, влияния человека на растительные сообщества и культуру общения с природой; развивать любознательность, наблюдательность, пытливость ума, исследовательские умения при выполнении практических, исследовательских работ, устной и письменной речи при обсуждении общебиологических материалов; развивать интерес к биологии, способствовать дальнейшему выбору учащимися путей биологического и экологического образования.

3) воспитательные – способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, проведению мероприятий по охране природы, формированию бережного отношения к природе, научного мировоззрения и культуры познания биологической действительности, ценностных отношений к живой природе и процессам, происходящим в ней под воздействием естественных и антропогенных факторов.

Главными принципами разработки содержания курса являются:

1. Научности – дает возможность отбирать достоверную учебную информацию о растения и грибах, занесенных в Красную Книгу Мордовии, закономерностях их взаимодействия между собой и различными факторами естественного и антропогенного происхождения.

2. Интеграции – позволяет объединять подходы к определению содержания деятельности школьников при изучении растительных организмов. При изучении курса возможно реализовать несколько способов интеграции содержания материала, в частности межпредметный и деятельностный.

3. Гуманитаризации – дает возможность приобщать учащихся к культуре познания единства и взаимосвязи живой природы, экологической культуре, методологии «нового» открытия и творческой деятельности. Его реализация создает условия для побуждения учащихся к активной деятельности по изучению живой природы и сложных взаимосвязей в ней.

4. Историзма – позволяет организовать познание учащимися биологических объектов как изменяющихся во времени, развивающихся.

5. Единства связи теории и практики - предполагает соотнесение содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы с преобразованиями в различных сферах общественной жизни, включая биологическую и экологическую.

6. Уровневого отбора информации – необходимость его использования заключается в важности формирования у учащихся широкого и целостного взгляда на рациональное природоиспользование, изучение состояния и охрана окружающей среды, как жизненной необходимости решения проблем обеспечения устойчивого развития Чамзинского района и в целом Республики Мордовия.

 

 

Содержание программы

Введение (1 ч.)

Растительный мир как составная часть природы Мордовии, его разнообразие и роль. Флора. Растительность. Растительный покров. Естественный и искусственный растительный покров. История изучения растительного мира от П.С. Палласа до наших дней. Исследования флоры Мордовии. Научное обеспечение ведения Красной книги Мордовии кафедрами ботаники и зоологии МГУ им. Н.П. Огарева, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, МГЗ им. П.Г. Смидовича, Мордовского национального природного парка «Смольный».

Демонстрация

Физическая и административная карта Мордовии;

Красная Книга Республики Мордовия: Редкие виды растений, лишайников и грибов/ Под редакцией Т.Б. Силаевой.- Саранск: Мордов.

кн. изд-во, 2004.

Редкие растения и грибы: Материалы для ведения Красной Книги Республики Мордовия за 2004г./ Под редакцией Т.Б. Силаевой.- Саранск: Изд-во Мордов. ун – т, 2004.

Редкие растения и грибы: Материалы для ведения Красной Книги Республики Мордовия за 2007г./ Под редакцией Т.Б. Силаевой.- Саранск: Изд-во Мордов. ун – т, 2007.

Презентация «Исследовательский подход в экологическом воспитании учащихся».

Экскурсия

Знакомство с природными экспонатами краеведческого музея п. Чамзинка.

I. Природа и ресурсы Чамзинского района (2 ч.)

Физико-географическое положение Чамзинского района. Почвы, особенности рельефа. Природа и ресурсы. Реки Чамзинского района. Чамзинский лесхоз.

Практические работы

Выяснение физико-географических особенностей района (на основе анализа литературных данных, подобранных учителем).

Лабораторные работы

Определение интенсивности запаха и прозрачности воды реки Нуя и притока реки Сухая Аморда.

Демонстрации

Электронные слайды: территориально-административная карта Чамзинского района; карта ботанических объектов Мордовии, рекомендуемых к охране, методики ведения исследовательских работ, презентация к исследовательской работе «Выявление степени загрязненности атмосферы Чамзинского района методом лихеноиндикации».

Исследовательские работы

«Выявление видового биоразнообразия фауны биогеоценозов притока реки Сухая Аморда. Обнаружение миноги ручьевой в Чамзинском районе».

«Выявление степени загрязненности атмосферы Чамзинского района методом лихеноиндикации».

«Выявление фито-и орниторазнообразия в Чамзинском районе и ее зависимость от степени антропогенной нагрузки».

Межпредметные связи

География. Литосфера, атмосфера, гидросфера – компоненты неживой природы. Почва – особый компонент природы. Биология. Бактерии, грибы, лишайники, растения, животные – компоненты живой природы. Экология. Взаимосвязь между компонентами неживой и живой природы. Химия. Химический анализ почвы и воды.

II . Разнообразие биотопов Чамзинского района ( 6 ч.)_

Зональная растительность республики. Понятия зональной, азональной и экстрозональной растительности. Основные типы зональной растительности Мордовии: хвойные леса, широколиственные леса, лесостепь.

Краткая история формирования растительного покрова Мордовии.

Флористическое разнообразие. Лесная растительность.

Хвойные леса Чамзинского района, их распространение, типы сосновых лесов.

Широколиственные леса Чамзинского района. Дубравы, их типы, распространение. Липняки как зональные широколиственные леса. Широколиственные леса с примесью ясеня.

Мелколиственные леса Чамзинского района. Понятие о коренных и производных лесах. Березняки-производные леса на месте сосняков. Осинники - вторичные леса на месте дубрав. Березники и осинники, их разнообразие и распространение. Чамзинское и Наченальское лесничество. Карты лесничеств.

Травянистая растительность.

Степная, луговая, болотная, водная и прибрежно-водная растительность.

Степной карбонатный склон и сосново-широколиственный лес на третичном холме –останце близ с.Сабур-Мачкасы.

Флористическое разнообразие.

Антропофильная растительность.

Практические работы

Определение цветковых растений (с помощью определителя).

Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии.

Лабораторные работы

Систематический и морфологический анализ отдельных растений хвойного леса.

Систематический и морфологический анализ отдельных растений широколиственного леса.

Систематический и морфологический анализ отдельных растений мелколиственного леса.

Систематический и морфологический анализ отдельных травянистых растений.

Демонстрации

Электронные слайды: карта растительности Мордовии, карта Чамзинского и Наченальского лесничества; гербарий древесной и травянистой растительности, атласы-определители цветковых растений.

Межпредметные связи.

География. Зональность, рельеф. Биология. Разнообразие жизненных форм растений. Экология. Взаимосвязь между компонентами неживой и живой природы. История. Историческое развитие растительности Мордовии.

III. Охрана растительного мира Мордовии (6 ч.)

Охраняемые территории Мордовии: ботанические памятники природы, заказники лекарственных растений, комплексные памятники природы, торфяные болота, геологические памятники природы, водные памятники природы, зеленые зоны, почвозащитные и природные насаждения.

Роль охраняемых природных территорий в сохранении растительности и животного мира.

Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях: общие положения, государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, организации охраны особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории Чамзинского района.

Ботанические памятники природы – степной карбонатный склон и сосново-широколиственный лес на третичном холме-останце близ с. Сабур-Мачкасы, дуб-долгожитель на территории Чамзинского парка культуры и отдыха.

Водные памятники природы – родник Святой (с.Альза), родник Алексеевский, родник Немка панда лисьма, родник Лунка (д. Полянки).

Практические работы

Изучение особо охраняемых территорий Чамзинского района и их связи с особенностями физико-географического положения (на основе анализа материалов, подобранных учителем).

Лабораторные работы

      1. Знакомство со статьями Федерального закона об особо охраняемых природных территориях.

Экскурсии

      1. Биоразнообразие флоры степного карбонатного склона и сосново-широколиственного леса на третичном холме –останце близ с. Сабур-Мачкассы.

        Ботанические и водные памятники природы Чамзинского района.

Демонстрации

карта распространения редких растений на территории Мордовии и охраняемых территориях Мордовии, атласы-определители цветковых растений ;

электронные слайды: ботанические объекты, рекомендуемые к охране, наиболее важные особые охраняемые природные территории Республики Мордовия.

Межпредметные связи

География. Рельеф, физико-географическое положение – особенность особо охраняемых территорий Чамзинского района. Биология. Бактерии, грибы, лишайники, растения, животные – компоненты живой природы. Экология. Взаимосвязь между компонентами неживой и живой природы. Обществоведение. Федеральный закон об особо охраняемых территорий –объект общенационального достояния.

IV. Растения и грибы Красной Книги Мордовии, произрастающие в Чамзинском районе _(19 ч.)

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Мордовии. Изменения флоры и растительности. Причины исчезновения растений.

Красные книги СССР, РСФСР, России (1997).

Красная Книга Республики Мордовия. Категории редкости видов: вероятно, исчезнувшие, исчезающие виды, уязвимые виды, редкие виды, неопределенные виды, восстанавливаемые и восстанавливающиеся виды.

Сведения о распространении растений, грибов, лишайников. Картосхемы их

местонахождений: местонахождения, обнаруженные позднее 1975г., местонахождения, обнаруженные в 1951-1975гг., Местонахождения, обнаруженные в 1900-1950 гг., местонахождения, обнаруженные в XIX в., местонахождения, требующие дополнительного подтверждения.

Сосудистые растения. Отдел Цветковые растения.

Редкие виды отдела Цветковых растений, произрастающие в Чамзинском районе. Статус, описание, распространение, особенности биологии и экологии, численность и тенденции ее изменения, лимитирующие факторы, меры охраны, источники информации.

Уязвимые виды отдела Цветковых растений, произрастающие в Чамзинском районе. Статус, описание, распространение, особенности биологии и экологии, численность и тенденции ее изменения, лимитирующие факторы, меры охраны, источники информации.

Исчезающие виды отдела Цветковых растений, произрастающие в Чамзинском районе. Статус, описание, распространение, особенности биологии и экологии, численность и тенденции ее изменения, лимитирующие факторы, меры охраны, источники информации.

Редкие грибы Красной Книги Республики Мордовии, произрастающие в Чамзинском районе. Статус, описание, распространение, особенности биологии и экологии, численность и тенденции ее изменения, лимитирующие факторы, меры охраны, источники информации

Практические работы

Изучение редких видов отдела Цветковых растений, произрастающие в Чамзинском районе (на основе анализа материалов, подобранных учителем).

Составление систематического списка редких видов растений.

Изучение уязвимых видов отдела Цветковых растений, произрастающие в Чамзинском районе (на основе анализа материалов, подобранных учителем).

Составление систематического списка уязвимых видов растений.

Изучение исчезающих видов отдела Цветковых растений, произрастающие в Чамзинском районе (на основе анализа материалов, подобранных учителем).

Составление систематического списка исчезающих видов растений.

Изучение редких грибов Красной книги Республики Мордовия, произрастающих в Чамзинском районе (на основе анализа материалов, подобранных учителем).

Составление систематического списка редких грибов.

 

Лабораторные работы

Биологические, экологические особенности редких видов отдела Цветковых растений.

Биологические, экологические особенности уязвимых видов Отдела Цветковых растений.

Биологические, экологические особенности исчезающих видов отдела Цветковых растений.

Биологические, экологические особенности редких грибов.

Демонстрации

Электронные слайды редких, уязвимых и исчезающих растений и грибов, произрастающих в Чамзинском районе, карты обнаружения новых мест произрастания редкого гриба саркосцифы ярко-красной и можжевельника обыкновенного в Чамзинском районе.

Раздаточные карточки. Красная книга СССР, РСФСР, России, Мордовии (1часть). Презентация исследовательской работы «Растения, грибы Красной книги Республики Мордовия, произрастающие в Чамзинском районе».

Экскурсии

Экскурсия в природу «Обнаружение новых мест произрастания редкого гриба саркосцифы ярко-красной (апрель).

Экскурсия в природу «Обнаружение новых мест произрастания можжевельника обыкновенного».

Исследовательские работы

«Обнаружение редкого гриба саркосцифы ярко-красной в Чамзинском районе».

«Растения и грибы Красной Книги Республики Мордовия, произрастающие в Чамзинском районе».

Межпредметные связи

География. Географическое распространение растений и грибов. Биология. Биологические особенности растений и грибов. Экология. Взаимосвязь между компонентами неживой и живой природы. Лимитирующие факторы. Меры охраны.

 

 

Примерное тематическое планирование курса (объем 34 ч.)

п/п

Названия тем

Количество

часов

 

Образовательный продукт

 

Введение

Экскурсия

Знакомство с природными экспонатами краеведческого музея п. Чамзинка.

1

Отчет, сообщения уч-ся о современных исследованиях флоры Мордовии.

I

Природа и ресурсы Чамзинского района

2

 

1

Особенности географического положения, природа и ресурсы Чамзинского района.

Л/р Определение интенсивности запаха и прозрачности воды реки Нуя и притока реки Сухая Аморда.

 

Презентации к исследовательским работам, фотографии, электронные слайды.

2

П/р «Выяснение физико-географических особенностей района (на основе анализа литературных данных, подобранных учителем)»

 

Исследовательские работы:

1.«Выявление видового биоразнообразия фауны биогеоценозов притока реки Сухая Аморда. Обнаружение миноги ручьевой в Чамзинском районе»

 

2.«Выявление степени загрязненности атмосферы Чамзинского района методом лихеноиндикации».

3.«Выявление фито-и орниторазнообразия в Чамзинском районе и ее зависимость от степени антропогенной нагрузки

II

Разнообразие биотопов Чамзинского района

6

 

1.

Зональная растительность республики.

П/р «Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии.

 

 

Отчет

2

Хвойные леса Чамзинского района

Л/р «Систематический и морфологический анализ отдельных растений хвойного леса».

 

Систематический, морфологический анализ

3

Широколиственные леса Чамзинского района.

Л/р «Систематический и морфологический анализ отдельных растений широколиственного леса»

 

Систематический, морфологический анализ

4

Мелколиственные леса Чамзинского района.

Л/р «Систематический и морфологический анализ отдельных растений мелколиственного леса».

 

Систематический, морфологический анализ

5

 

Травянистая растительность.

П/р «Определение цветковых растений (с помощью определителя).

 

Систематический список

6

Флористическое разнообразие степного карбонатного склона и сосново-широколиственного леса (ботанический памятник природы).

Л/р «Систематический и морфологический анализ отдельных травянистых растений».

 

Систематический, морфологический анализ

III

Охрана растительного мира Мордовии

6

 

1

Охраняемые территории Мордовии.

 

Карта-схема

2

Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях.

   
 

Л/р «Знакомство со статьями Федерального закона об особо охраняемых природных территориях».

 

Обобщенная текстовая таблица «Краткая характеристика содержания статей».

3

Особо охраняемые природные территории Чамзинского района.

 

Карта-схема

4

Экскурсия «Ботанические и водные памятники природы Чамзинского района».

 

 

Отчет

5

П/р «Изучение особо охраняемых территорий Чамзинского района и их связи с особенностями физико-географического положения (на основе анализа материалов, подобранных учителем»).

 

Обобщенная текстовая таблица

6

 

Экскурсия «Биоразнообразие флоры степного карбонатного склона и сосново-широколиственного леса на третичном холме –останце близ с. Сабур-Мачкасы».

 

 

Отчет, систематический список растений

IV

Растения и грибы Красной Книги Мордовии, произрастающие в Чамзинском районе

19

 

1

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Мордовии.

 

Реферат

2

 

Красные книги СССР, РСФСР, России (1997).

   

3

Красная Книга Республики Мордовия. Категории редкости видов

   

4

Сведения о распространении растений, грибов, лишайников.

   

5

 

 

Редкие виды отдела Цветковых растений ,произрастающие в Чамзинском районе.

Л/р «Биологические, экологические

особенности редких видов отдела Цветковых растений».

 

Систематический, морфологический анализ

6

 

П/р «Изучение редких видов отдела Цветковых растений, произрастающие в Чамзинском районе (на основе анализа материалов, подобранных учителем)».

 

Электронные слайды

7

П/р «Составление систематического списка редких видов растений».

 

Систематический список редких видов растений

8

 

Уязвимые виды отдела Цветковых растений, произрастающие в Чамзинском районе.

Л/р «Биологические, экологические особенности уязвимых видов отдела Цветковых растений».

 

Систематический, морфологический анализ

9

 

П/р « Изучение уязвимых видов отдела Цветковых растений, произрастающие в Чамзинском районе (на основе анализа материалов, подобранных учителем)».

 

Электронные слайды

10

П/р «Составление систематического списка уязвимых видов растений».

 

Систематический список

уязвимых видов растений

 

11

 

Исчезающие виды отдела Цветковых растений, произрастающие в Чамзинском районе.

Л/р «Биологические, экологические особенности исчезающих видов отдела Цветковых растений».

 

Систематический, морфологический анализ

 

 

12

 

П/р «Изучение исчезающих видов отдела Цветковых растений, произрастающие в Чамзинском районе (на основе анализа материалов, подобранных учителем)».

 

Электронные слайды

13

П/р «Составление систематического списка исчезающих видов растений».

 

Систематический список

исчезающих видов растений

14

Редкие грибы Красной Книги Республики Мордовии, произрастающие в Чамзинском районе.

Л/р «Биологические, экологические особенности редких видов грибов».

 

Систематический, морфологический анализ

15

П/р «Изучение редких грибов Красной книги Республики Мордовия, произрастающих в Чамзинском районе (на основе анализа материалов, подобранных учителем»).

 

Электронные слайды

16

П/р «Составление систематического списка редких видов грибов».

 

Систематический список

редких видов грибов

17

Экскурсия в природу «Обнаружение новых мест произрастания редкого гриба саркосцифы ярко-красной (апрель).

 

Отчет, фотографии, карта-схема новых мест произрастания саркосцифы ярко-красной

18

Экскурсия в природу «Обнаружение новых мест произрастания можжевельника обыкновенного».

 

Отчет, фотографии, карта-схема новых мест произрастания можжевельника обыкновенного

19

Научно-практическая конференция. Защита исследовательских работ учащихся.

 

Исследовательские работы

1.«Обнаружение редкого гриба саркосцифы ярко-красной в Чамзинском районе».

2.«Растения и грибы Красной Книги Республики Мордовия,произрастающие в Чамзинском районе».

 

Итого:

34

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть:

особенности физико-географического положения, природы и

ресурсов Чамзинского района;

биотопы Чамзинского района;

особо охраняемые природные территории Чамзинского района;

- редкие, уязвимые и исчезающие виды растений и грибов,

произрастающие в Чамзинском районе

2. Выражать определения понятий:

о зональной растительности республики;

о типах зональной растительности Чамзинского района;

о категории редкости видов, занесенных в Красную книгу

Республики Мордовия

о биоразнообразии флоры;

о систематическом, биологическом и экологическом анализе

растений.

3. Знать – характеризовать:

биоразнообразие биотопов Чамзинского района;

биологические и экологические особенности редких, уязвимых,

исчезающих растений и грибов;

особенности ботанических памятников природы Чамзинского

района;

современные исследования растительности Мордовии

4. Уметь объяснять:

взаимосвязи между элементами биологических систем;

систему природоохранных мероприятий в России, республике,

районе, направленную на сохранение биоразнообразия.

5. Уметь использовать знания в учебных ситуациях, отбирать информацию для выполнения исследовательских работ и проектов, в экологической и природоохранной работе на уровне района и республики.

В процессе работы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Понимать важность изучения растительности республики и района, рационального использования и сохранения ресурсов, реализации практических мер по воспроизводству и охране;

Обобщать знания, полученные на занятиях факультативного курса по следующим разделам: «Природа и ресурсы Чамзинского района», «Разнообразие биотопов Чамзинсого района», «Охрана растительного мира Мордовии», «Растения, грибы Красной книги Республики Мордовия, произрастающие в Чамзинском районе».

работать с атласами – определителями, определять растения и грибы;

работать с разнообразными источниками информации: литературой, учебными электронными дисками, ресурсами Интернета;

овладение методиками и проведение исследовательских работ по предложенным темам;

вести исследовательскую деятельность по обнаружению новых мест произрастания охраняемых растений и грибов в Чамзинском районе;

обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности, уметь применять полученные знания в жизненной практике.

Форма отчетности:

Представление на республиканском конкурсе исследовательских работ учащихся по эколого-этнографическим проектам «Дерево Земли, на котором мы живем», конкурсе исследовательских работ «Интеллектуальное будущее Мордовии» при региональном учебном округе МГУ им. Н.П Огарева и Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Темы исследовательских работ:

«Обнаружение редкого гриба саркосцифы ярко-красной в Чамзинском районе».

«Растения и грибы Красной Книги Республики Мордовия, произрастающие в Чамзинском районе».

«Выявление видового биоразнообразия фауны биогеоценозов притока реки Сухая Аморда. Обнаружение миноги ручьевой в Чамзинском районе».

«Выявление степени загрязненности атмосферы Чамзинского района методом лихеноиндикации».

«Выявление фито-и орниторазнообразия и ее зависимость от степени антропогенной нагрузки».

Вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Современные исследования флоры республики. Темы исследований учащихся школы по обнаружению новых мест произрастания охраняемых растений и грибов.

    Географическое положение Чамзинского района, рельеф, почвы, природные ископаемые. Крупные промышленные предприятия. Хозяйственная деятельность человека. Выявление загрязненности атмосферы методом лихеноиндикации.

    Разнообразие биотопов Чамзинского района. Выявление фиторазнообразия и ее зависимость от степени антропогенной нагрузки.

    Охраняемые территории Чамзинского района. Природоохранные мероприятия, проводимые в школе.

    Лесная растительность Чамзинского района.

    Травянистая растительность и особенности фиторазнообразия степного -карбонатного склона. Выявлений фиторазнообразия биотопов Чамзинского района и ее зависимость от степени антропогенной нагрузки.

    Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях.

    Редкие виды отдела Цветковых растений

    Уязвимые виды отдела Цветковых растений Красной книги РМ.

    Исчезающие виды отдела Цветковых растений Красной книги РМ.

    Редкие грибы Красной Книги Республики Мордовии, произрастающие в Чамзинском районе.

    Обнаружение новых мест обитания грибов и растений Красной книги РМ, произрастающие в Чамзинском районе.

    Мониторинг состояния численности популяций.

    Оформление исследовательских работ.

 

 

 

 

 

Литература:

 

АстрадомовВ.И., Ворсобина Л.И. Редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии.- Саранск: Мордов. книж. изд-во, 1988.

Браун Лестер Р. Экоэкономика: Как создать экономику, оберегающую планету вступ. сл. В. И. Данилова-Данильяна; Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир»,2003.

Биологический энциклопедический словарь под ред. Гилярова М.С. ,М.: Советская энциклопедия, 1986г.

Веселова Г.Н.Сохранение биоразнообразия России. Национальная стратегия // Биология в школе .- 2004.-№8; с.5-13.

Гиляров А.М. Биоразнообразие , или почему столько видов организмов // Биология в школе.-1997.-№7.

Губанов И.А., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель высших растенийсредней полосы европейской части СССР: Пособие для учителя.-М.: Просвещение ,1981.

Губанов М.А. и др. Луговые травянистые растения. Биология и охрана: Справочник.-М.:Агропромиздат,1990.

Данилов-Данильян В.И. Экология. Организмы и среда их обитания :Практикум.9кл,10-11кл.-М.:Изд-воНЦЭНАС,2002

Израэль Ю.А.Экологический контроль состояния природной среды .-2изд.-М.:1984

Красная книга Республики Мордовия / сост. Силаева Т.Б. , Саранск, Мордовское книжное изд-во ,2003.

Красная Книга Республики Мордовия: Редкие виды растений, лишайников и грибов/Под редакцией Т.Б. Силаевой.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

Редкие растения и грибы: Материалы для ведения Красной Книги Республики Мордовия за 2004г./ Под редакцией Т.Б. Силаевой.- Саранск: Изд-во Мордов. ун – т, 2004.

Редкие растения и грибы: Материалы для ведения Красной Книги Республики Мордовия за 2007г./ Под редакцией Т.Б. Силаевой.- Саранск: Изд-во Мордов. ун – т, 2007.

Ларин В., Мнацаканян Р.и др. Охрана природы России : от Горбачёва до Путина. - М.:КМК, 2003

ЛарькинаЛ.В., Левин В.К., Силаева Т.Б. , Тихомиров В.Н. Флора окресностей биологической станции МГУ им. Н.П. Огарева.-М., Изд-во МГУ,1981.

Миркин Б.М. Биологическое разнообразие: состояние и перспективы // Биология в школе.-2004.-№8,с.14-19.

.Миркин Б. М., Резенберг Т.С. Словарь понятий и терминов современной фитоценологии, М.:-1989

.Муравьев А.Г.Экологический мониторинг- Программа факультативного курса для школьников 9-11 классов /Сост. А.Г. Муравьев. - СПб «Крисмас»/ ИСАР,1998

Опредилитель растений Мещеры /под ред. Тихомирова В.Н.,ч.1 и 2 , М.:;1986

Особо охраняемые природные территории Мордовии /Астрадамов В.И., Альба Л. Д., Силаева Т.Б.и др. - Саранск : Морд. кн. изд-во,1997-152с.

Примак Р.Основы сохранения биоразнообразия /Пер.с англ. -М.: Изд-во НУМЦ,2002

Степанов В. «Грибы Калужской области», 2005,

Суравегина И.Т. Шурхай Л.И. «Биоразнообразие» Новая тема в курсе биологии //Биология в школе.-1997-№7.

Тихомиров В.С., Силаева Т.Б. Конспект флоры Мордовского Присурья.-М: Изд-во Моск. ун-та.1990.

Фадеева Е. О. ,Бабенко В. Г. Экология. Организмы и среда их обитания :Практикум .9кл.,10-11кл.-М.:Изд-воНЦЭНАС,200

Флинт В.Е.Сохранение редких видов России (теория и практика)//Сохранение и восстановление биоразнообразия. -М.:НУМЦ,2002

Церцерк Н.Ф.Об итогах третьего Всероссийского съезда по охране природы // Биология в школе-2004.-№3,с3-5.

Чамзинский район на стыке веков: соц. экон. справ./Сост.: П.Д. Новиков и др. - Саранск. Ред. газ. «Мордовия-7 дней»,1989

Экологический практикум: Учеб. пособие/сост. В.И. Жидкин; МОРМ, МРИПКРО - Саранск, 2001.-128с.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.