Начальная школа, пожалуй, самая важная и значимая ступень в системе общего образования, так как впервые ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.
Исходя из этого, одной из главных целей на первой ступени общего образования считаю развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения, развития и воспитания. СЛАЙД . Я работаю над темой «Развитие познавательных способностей учащихся» с целью:
развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения памяти;
создания условий для проявления творческих возможностей учащихся и положительного отношения к процессу обучения;
развития мышления, речи, моторики, логики;
развития общей культуры личности младшего школьника.
СЛАЙД
В процессе работы решаю важные, на мой взгляд, задачи:
расширение информативной ёмкости уроков, внеклассных мероприятий;
повышение эффективности уроков, внеклассных мероприятий;
повышение профессионального мастерства учителя.
основываясь на требовании Государственных стандартов;
на овладение основных навыков и умений;
на принципах научности, доступности, системности и последовательности;
на формирование и развитие познавательной деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей.
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся выстраиваю в следующую цепочку:
СЛАЙД
Сотрудничая с психологом школы, я отслеживаю результаты уровня учебной мотивации,что наглядно отражено в диаграмме
СЛАЙД
Диаграмма «Учебная мотивация 4 « б» ,5 « б» ,1 « г» ,2 « г» классов»
Третий год я работаю по системе развивающего обучения «Школа 2100». Особенно близки мне технология деятельностного метода и технология проблемно-диалогического обучения тем, что они позволяют помочь ученикам самим сформулировать тему урока, либо несходный с темой вопрос для исследования и побуждают учащихся к диалогу в проблемной ситуации. Часто использую технологию игровых методов. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать.
Используя в работе диалогическую форму обучения, соответствующую образовательной системе «Школа 2100», организацию дискуссий, проблемного диалога, затрагивающего подлинные запросы детей, я сохраняю творческую активность детей и значительно повышаю интерес к обучению.
Одним из важных моментов формирования межличностных отношений и проявления творческих особенностей ребят, считаю, является активное использование мною на уроках рефлексивной деятельности, которая, несомненно, влияет на поощрение и обучение детей ведению дискуссий и споров. С одной, стороны, это позволяет развивать логическое мышление, с другой - обучает детей вести себя корректно по отношению к оппонентам критически и самостоятельно мыслить, овладевать умением отстаивать свою точку зрения, убеждения, позиции, считаться с мнением другого, вставать на его точку зрения, пополнять свои знания знаниями других.
На уроках чтения работаю над формированием и развитием у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с развитием беглого чтения в течение всех лет веду целенаправленную работу:
- над умением постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное
-над развитием у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное произведение;
- над расширением кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
- над обогащением нравственно-эстетического опыта ребёнка.
диалогу с автором». Интерес к чтению прививаю с первых уроков обучения грамоте. Разнообразные формы и методы приносят хорошие результаты
СЛАЙД
Диаграмма успешности знаний по литературному чтению:
Учащиеся моих классов являются участниками и лауреатами различных конкурсов, таких как «Лукоморье», «Золотое руно»
.СЛАЙД
Основная задача уроков русского языка – развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Поэтому на уроках русского языка я большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков; работаю над обогащением словарного запаса; толкованием слов; обращаюсь к истокам слова; подбору однокоренных слов, синонимов, антонимов; разбору фразеологизмов проблем. На уроках русского языка используя компьютерные технологии, при применении ИКТ я изменяю подход к обучению на разных этапах урока классах. Это способствует повышению интереса к предмету, познавательной активности. По этому предмету по итогам оценочных процедур в процессе внешней аттестации школы процент успешности у учащихся составил: СЛАЙД
Учащиеся моих выпусков являются активными участниками и лауреатами Международного конкурса «Русский медвежонок» .СЛАЙД
В области математики уделяю значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений. Этот предмет трудный, но дети его с нетерпением ждут. Каждая проблема поставленная автором учебников – Л.Г.Петерсон - с удовольствием учащимися решается. На практике осуществляю вопрос дифференцированного обучения младших школьников. Учитывая возможности каждого ученика, на уроках использую разноуровневые задания по определённым темам во всех классах. Помогает мне в этом использование ИКТ при подготовке к каждому уроку математики. При этом я использую компьютерную программу «Электронное приложение к учебникам математики Л.Г.Петерсон. Хочу сказать, что все учащиеся любят работать самостоятельно, ведь предложенные задания соответствуют их возможностям. Каждый стремиться решить не только задание, предложенное ему, но и попробовать свои силы при выполнении более сложного. Проводя такую работу, чувствую, что ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, классифицируют, группируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Вся эта работа даёт хороший процент качества по предмету. По итогам оценочных процедур процент успешности у учащихся составил
СЛАЙД
Ежегодно мои ученики являются активными участниками Международной математической игры по математике «Кенгуру».
СЛАЙД
Учебный курс «Окружающий мир» сложный, но очень интересный. Приоритетной задачей этого курса «является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого». Этот предмет рассматривает широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний нашей планеты, о странах и народах мира. Дети любят этот предмет, так как на уроках ученики ведут наблюдения за явлениями природы, выполняют практические работы и простейшие опыты, становятся участниками районных практических конференций в «Содружестве». На уроках окружающего мира я провожу беседы, дидактические игры, экскурсии, учебные прогулки.. Занятия проходят и на улице, и в помещении, и в музее. Вся эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, лепкой, а дети всё это делают с большим удовольствием. Работа, начатая на уроке, продолжается в той или иной форме и дома. Стараюсь, чтобы родители в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы. Это составление кроссвордов, сообщений, получение информации от взрослых. Применяемые разнообразные методы обучения подчинены главной задаче – формированию самостоятельности, желанию учиться, добывать новые знания, поддерживанию высокой работоспособности. Поэтому работу на уроках организовываю так, чтобы она заставляла ребят думать, проявлять личностные качества учащегося и способствовала развитию познавательного интереса.
Моя тема самообразования «Развитие познавательных способностей учащихся». Я постоянно слежу за новинками методической литературы, являюсь подписчиком журнала «Начальная школа», «Начальная школа плюс» применяю в работе различные словари, справочники, энциклопедии, журналы, интернет ресурсы. Использую опыт коллег по работе, посещая открытые уроки и внеклассные мероприятия, практикумы, семинары. (Приложение 1)
Я нахожусь в постоянном поиске новых форм и методов обучения, изучаю и внедряю в учебный процесс опыт учителей-новаторов (Ш.А Амонашвили, С.М. Лысенкова, В.А. Шаталов, А.В.Молокова). В современной школе, в век новых технологий учителю в процессе обучения и воспитания приходится осваивать современные образовательные и информационно-коммуникативные технологии. В своей работе я применяю такие педагогические технологии, как: «Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)», автор Д.Д.Данилов, «Технология формирования типа правильной читательской деятельности», авторы Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова, «Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика», автор Е.Л.Мельникова.
Являясь классным руководителем, осуществляю воспитание учащихся класса, содействую созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого ребенка, осуществляю изучение личности, его склонностей, интересов, вовлекаю учащихся в работу предметных кружков, художественной самодеятельности, спортивных секций, соблюдаю права и свободы обучающихся, совместно с органами ученического самоуправления школы, веду активную пропаганду здорового образа жизни. Воспитание происходит и на уроках, и во время проведения внеклассных мероприятий. Мною было проведено много интересных мероприятий, таких как тематические утренники, праздники, викторины, , беседы, , экскурсии. Учащиеся класса с удовольствием принимают в этом участие.
Ребята моих классов посещают спортивные секции, кружки, школу искусств, музыкальную школу, выступают на городских и районных концертах, соревнованиях. Они активны, доброжелательны, дружелюбны и воспитаны.
Воспитательная работа учителя включает в себя и работу с родителями. Я провожу текущие, тематические, итоговые родительские собрания, заседания родительского комитета. На собраниях обязательно провожу предметные консультации для родителей, предлагаю анкеты, тесты. Обсуждение проблемных ситуаций в семье происходит индивидуально в личной беседе. Большую помощь мне оказывают члены родительского комитета. Они помогают организовывать досуговые мероприятия для детей в классе, сами участвуют в праздниках, экскурсиях, ремонтах, решают организационные вопросы. Одним словом, родители интересуются школьной жизнью своих детей, помогают мне и словом и делом, оттого и сами довольны жизнедеятельностью в классе.
Работая учителем начальных классов вот уже 15 лет, я учу детей овладевать знаниями, сохраняя при этом познавательную потребность учащихся. Считаю что труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, выльется в качество обучения, создаст благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учеников в учебном процессе. Результаты моей работы зависят от добросовестного труда, от уровня образования, от готовности его повышать,от желания постоянно совершенствоваться и развиваться, от опыта, эрудиции, личных качеств характера и эмоциональности.
Поэтому, основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю результаты моей работы. СЛАЙД