12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Худякова Светлана Викторовна533
Работаю в ГБПОУ АО Архангельский техникум строительства и экономики. Преподаю профессиональные строительные модули. Имею два высших образования: строительное (специалитет) и педагогическое (магистратура).
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Архангельской области

«Архангельский техникум строительства и экономики»

ГБПОУ АО АТСиЭ

 

С.В. ХУДЯКОВА

 

МАЙНДМЭППИНГ

Современные образовательные технологии

 

Худякова С. В. Майндмэппинг / С. В. Худякова. – Архангельск: ГБПОУ АО АТСиЭ, 2018. – 10 с.

 

Усл. печ.л. 1,25

 

ВВЕДЕНИЕ

Формирование мотивации, активизация творческого мышления, умение добывать, анализировать и использовать информацию для решения проблем, генерирование идей и управление результатами интеллектуальной деятельности, быстрая адаптация к изменяющимся условиям - задачи современного обучения. И решить их можно лишь путем творческого подхода к организации учебного процесса, сочетанию традиционных и новых методов обучения, что выступает гарантом результативности педагогического процесса. В зависимости от выделенной цели и сформулированных задач по изучаемой теме подбираются методы обучения. Педагогическая технология проектируется на основании новых идей, моделируется в зависимости от выделенной цели и сформулированных задач обучения и реализуется преподавателем с учетом временного фактора - количества часов, используемых условий и средств обучения, изучаемой тематики, значимости учебного материала для дальнейшей профессиональной или текущей учебной деятельности студента. При этом новыми педагогическими идеями чаще всего становятся методы обучения и воспитания.

Сегодня студент должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения инженерных задач, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.

Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.

В формировании выше сказанных умений помогает метод ментальных карт. Целью их применения в образовательном и воспитательном процессе является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой, развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие студента за счет максимального раскрытия его природных способностей.

 

ИСТОРИЯ

Ментальные карты активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе. Процесс их построения по-английски обозначается "mind mapping" или коротко "mind maps".

Автором методики запоминания, творчества и организации мышления признан Тони Бьюзен, который родился 02.06.1942 в Лондоне и большую часть своего времени отдаёт людям с пониженными способностями к учёбе.

Он популярен как автор книг, касающихся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения.  Данный способ работы с информацией в разных вариациях и под другими названиями существовал еще задолго до него. Но, именно, коммерчески очень успешный Тони Бьюзен стал популяризатором идеи ментальных карт как эффективного способа работы с информацией.

Изучением этого метода в России активно занимается к.п.н Бершадская Елена Александровна и к.п.н Бершадский Михаил Евгеньевич.

 

СИНОНИМЫ

Ментальная карта известна как: интеллект-карта, ассоциативная карта, карта ума, карта разума, карта памяти, диаграмма связей, ассоциативная диаграмма, схема мышления.

 

НЕДОСТАТКИ ДРУГИХ МЕТОДОВ

Традиционные способы переработки информации трудоёмки и неэффективны. Бьюзен утверждает: "Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

·        записывается много ненужной информации;

·        теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;

·        теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

·        теряется время на поиск ключевых слов».

Преимущества карт

·        легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;

·        внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;

·        чётко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру

·        быстрее и эффективнее запоминается информация за счёт её разноцветного и многомерного представления;

·        структурный характер карты позволяет без труда дополнять её новой информацией.

 

ПОСТРОЕНИЕ КАРТ

Законы содержания и оформления:

1.     Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность).

2.     Ассоциируйте.

3.     Стремитесь к ясности в выражении мыслей.

4.     Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры:

1.     Соблюдайте иерархию мыслей.

2.     Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Для использования эмфазы предлагаются следующие рекомендации:

·        всегда используйте центральный образ;

·        как можно чаще используйте графические образы;

·        для центрального образа используйте три и более цветов;

·        чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;

·        пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия);

·        варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;

·        стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте;

·        стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Второй закон, касающийся необходимости ассоциирования, Т. Бьюзен дополняет следующими рекомендациями:

·        используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты;

·        используйте цвета;

·        используйте кодирование информации.

Третий закон ясности в выражении мыслей раскрывается с помощью следующих положений:

·        придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию;

·        используйте печатные буквы;

·        размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;

·        следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова;

·        соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом;

·        делайте главные линии плавными и более жирными;

·        отграничивайте блоки важной информации с помощью линий;

·        следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;

·        держите бумагу горизонтально перед собой;

·        старайтесь располагать слова горизонтально.

Рисовать интеллект-карты можно на листе бумаги используя набор цветных ручек (карандашей, фломастеров) или использовать компьютерные программы: Mind Maps, Power Point, FreeMind, MindApp, XMind Pro 3, MindView, bubblus, mapmyself, mind-maps, mind42, Mindmeister, mindomo, Mind-jet Manager и пр. В качестве раздаточного материала можно подготовить незавершённые интеллектуальные карты для заполнения пропущенных деталей (ключевых слов, рисунков).

·        Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней;

·        На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами;

·        Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы.

 ПРИМЕР 1 

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА 

II СТЕПЕНИ

При знакомстве с группой можно использовать составление ментальной карты каждым студентом. Объединив студентов в небольшие группы можно найти общие интересы в группе и составить по ним ментальные карты. Групповые карты необходимо озвучивать и обсуждать. К каждому слову должны быть представлены рисунки, схемы или другие графические изображения.

Рисунок 1 Ментальная карта студента техникума

ПРИМЕР 2

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА 

II СТЕПЕНИ

 

При повышении квалификации или в школе педагогического опыта по теме "Ментальная карта" можно представить карту о применении ментальных карт.
 
Рисунок 2 Ментальная карта школы педопыта

 

ПРИМЕНЕНИЕ

Метод ментальных карт можно использовать в воспитательной работе и на разных типах и формах урока:

·        изучение нового материала;

·        закрепление материала;

·        обобщение материала;

·        написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы;

·        подготовка проекта, презентации;

·        конспектирование.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод ментальных карт позволит повысить эффективность интеллектуальной деятельности студентов:

·        улучшить навыки систематизации и структурирования информации;

·        научиться быстро перерабатывать большие массивы информации;

·        повысить ясность, глубину и точность мышления за счёт овладения обобщёнными когнитивными схемами представления различной информации;

·        улучшить некоторые виды оперативной и долговременной памяти (вербальную, образную, эмоциональную);

·        развить творческие способности;

·        усовершенствовать умения, связанные с порождением информации (подготовка докладов, написание статей, планирование работы, выполнение проектов и т. д.).

Построение ментальных карт базируется на процессе радиантного мышления, где отправной точкой является центральный объект, что важно в акцентировании значимых терминов. Оперирование и словами, и образами увеличивает потенциал мышления, поэтому майндмэппинг является весьма эффективным средством обучения. Это оптимальный инструмент для запоминания больших объемов информации и структурирования её в визуальной форме. К тому же предлагаемый объем информации легче, быстрее и меньше записывать, поэтому его удобно использовать при обучении, имеющем временные рамки календарных планов с дефицитом выделенных часов на изучение каких-либо разделов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.    Бершадская Е.А. Способы введения метода интеллект‐карт в начальной и основной школе [Текст]: Современные образовательные технологии. Теория и практика: Сборник научных статей и методических материалов / Под ред. В.В. Ефимовой. – Новокузнецк, 2011. – С. 101–114.

2.    Бершадская Е.А. Систематизация учебной информации в начальной школе на основе метода интеллект‐карт [Текст]: Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: Материалы I Всероссийской научно‐практической конференции, Москва – Уфа, 28 января 2013 г. – М.: Изд‐во БГПУ им. М. Акмулы, 2013. – С. 166–168.

3.    Бьюзен Т. Интеллект-карты [Текст] / Практическое руководство – Попурри / Б.  Бьюзен, Т. Бьюзен, 2010 г., - 368 с.

4.    Бьюзен Т. Супермышление [Текст] / Б.  Бьюзен, Т. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. – 4‐е изд. – Мн.: Попурри, 2007. – С. 224.

5.    Бьюзен Т. Суперинтеллект [Текст] / Б.  Бьюзен, Т. Бьюзе н; пер. с англ. Ю.Е. Андреева. – 3‐е изд. – Мн.: Попурри, 2007. – С. 400.

6.    Копыл В. И.  Карты ума. – Минск: Харвест, - 2007 с.. (Серия «Какие кнопки нажимать»)

7.    Рыбалкина Д.Х. Использование майндмэппинга в преподавании гистологии [Текст] / Д.Х. Рыбалкина, А.В. Куркин // Образовательные технологии и общество. – 2012. – № 4. – Вып.15. – С. 435-443. 

 8.   Фахрутдинова Ф.Н. Использование метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы [Текст] / Ф.Н. Фахрутдинова – М.: 2017. – 10 с.

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.