12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна134
Россия, Свердловская обл., город Новая Ляля
2

Доклад на тему "Формирования читательских навыков и умений на логопедических занятиях с детьми ОВЗ"

Формирования читательских навыков и умений

на логопедических занятиях с детьми ОВЗ

«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит … извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное».

К .Д. Ушинский

Не секрет, что сформированный навык чтения – залог успешного обучения в школе. Он является фундаментом всего последующего образования человека.

Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, выразительность, правильность, осознанность. В целом навык чтения складывается из смысловой и технической стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного текста.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой). Овладение чтением является непростой и напряженной работой, требующей от ребенка определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических). Не все обучающиеся способны с легкостью овладеть процессом чтения. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день в ОО насчитывается 38 обучающихся категории ОВЗ, которым требуется помощь учителя-логопеда. Это дети, имеющие ЗПР и умственную отсталость. Большинство этих обучающихся имеют различные речевые нарушения (дизартрия, дисграфия, дислексия, общее недоразвитие речи, ТНР). У многих наблюдаются дефекты звукопроизношения, недостаточное развитие мелкой моторики, координации в пространстве, недостаточно развиты способности к переключению. Кроме этого, наблюдаются неустойчивое внимание, снижение слуховой, зрительной памяти, слабо развитое словесно-логическое мышление, низкая познавательная активность.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что чтение продолжает оставаться одним из самых трудных компонентов обучения.

Работа по развитию, коррекции, совершенствованию навыка чтения, а также воспитание интереса к литературе является комплексной. Она ведется на уроках чтения, литературы, русского языка, логопедических занятиях, на индивидуальных коррекционных занятиях дефектолога. Работая с «особенными детьми», мы учитываем их индивидуальные особенности и интересы, создаем определенные условия для развития и формирования читательских умений и навыков.

Хотела бы поделиться своим опытом работы по формированию читательских умений, которые позволяют развивать и совершенствовать навыки чтения. В этой работе активно использую комплект рабочих тетрадей Зегебарт Галины Михайловны из серии «Учение без мучения».

Предлагаемые упражнения могут использовать не только логопеды, но и учителя начальных классов, а также учителя русского языка и литературы.

Работая над технической стороной чтения, мною подобраны упражнения, помогающие развивать оперативную память, устойчивость внимания, что является предпосылкой правильного и скоростного чтения.





Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

1.Упражнение «Найди букву».

Ребенку предлагается на карточке найти и обвести заданную букву, например, подчеркнуть все «А». Затем ребенок подсчитывает количество выделений, полученный результат вносит в Бланк анализа ошибок. И сравнивает его с результатами из таблицы Проверки. В ней указывается сколько раз каждая буква встречается в строках и в целом в карточке. Результат подсчета может отличаться по двум причинам:

1.Механическая ошибка при пересчете.

2. Невнимательность при поиске букв.

Предлагаемое упражнение направлено на развитие внимания и навыков работы со справочной литературой.


2. Упражнение «Шифровки».

Задача ребенка - вписать в пустующие ячейки таблиц необходимые буквы и знаки, расшифровать либо зашифровать слова согласно прилагаемым образцам. Так же на этом материале хорошо отрабатывается пространственные представления детей, что является профилактикой «отзеркаливания» букв. Данные упражнения позволяют развивать внимание, способность на переключение.


3. Упражнение «Прятки» - Слова написаны горизонтально слева направо и спрятаны в буквенной ленте. Задача ребенка– обнаружить заданное слово и выделить его обведя в рамку.

Это позволяет ребенку потренироваться в распознавании знакомых букв в непривычных начертаниях.


4. Упражнение «Найди ошибки в предложении»

Оно направлено на развитие зрительного и слухового внимания, мышления, орфографической зоркости; учит задумываться, размышлять.


5. Упражнение «Составь слово». Данное упражнение учит детей составлять слова из отдельных элементов, сначала из букв, затем из слогов, тем самым знакомит начинающих читателей со структурой слова. Далее задание усложняется, тем, что слоги в словах не отделены друг от друга. Такая работа формирует у детей орфографическую грамотность.


6. Упражнение «Половинка слова»

Для выполнения данного упражнения необходимо прикрыть непрозрачной линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Либо переместить линейку выше, читать только нижние части слов. Можно предложить другой вариант. Соединить разрезанные вдоль на две половины карточки.

Данное упражнение направлено на развитие антиципации (предугадывание). Это способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.


7. Упражнение «Тексты из деформированных букв». Мысленное восстановление графического образа букв и чтение подобных текстов – упражнение, направленное на улучшение техники чтения и скорейшего перехода к его смысловой стороне.


8. Более сложное упражнение «Деформированные тексты». Работа с подобными текстами является прекрасной гимнастикой для ума. В текстах присутствуют элементы антиципации, деформированные буквы, анаграммы и слова-перевертыши. Если ребенок научится читать тексты с разного рода помехами, то чтение обычных текстов станет для него необыкновенно легким и приятным.


Предлагаю вашему вниманию упражнения для отработки  навыка понимания текста. 

1. Упражнение «Хитрости». Основная направленность данного упражнения- поиск закономерностей и построение логических цепочек.


2. Упражнение «Раставь предложения по смыслу». Ребенку предлагается расставить строчки в нужном порядке.


3. Упражнение «Раскраски». Данное упражнение предполагает наличие у ребенка ряда заранее сформированных навыков. Во-первых ребенок должен владеть по слоговым чтением. Во -вторых должен уметь распознавать цвета. В -третьих он должен уметь ориентироваться в пространстве (различать размеры и значения слов: большой, средний по размеру, маленький, второй от правого края, крайний, , последний слева и т.д. Данные задания учат ребенка строить элементарные логические цепочки.



4. Упражнение «Читалки» В данном задании ребенок должен прочитать текст,!!!!! озаглавить его и ответить на вопросы.!!! Подбор заглавий и поиск ответов на запутанные вопросы требуют от ребенка анализа текста и понимания прочитанного, т.е самым непосредственным образом развивают понятийную, смысловую сторону чтения.
5. Тексты с картинками вместо слов

Дети с ОВЗ не очень любят читать длинные сказки и рассказы. Но читать короткие и поучительные произведения с картинками вместо слов им нравится. Подобные тексты развивают логическое мышление, ведь прежде, чем вставить вместо картинки слово, ребенок должен подумать, в каком числе и каком падеже это слово должно произноситься.

Все перечисленные коррекционно-развивающие упражнения способствует повышению уровня  читательских умений и  формированию читательской грамотности обучающихся.


​​​​​​​
Презентация к докладуPPTX / 15.43 Мб





 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.