Доклад по теме «Формы и методы отслеживания результативности воспитательного процесса»

3
0
Материал опубликован 1 March 2018

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский многофункциональный центр профессиональных квалификаций»

г. Белогорск

Семинар

Тема: «Методы и формы отслеживания результативности

воспитательного процесса»


 

Разработчик: руководитель МК

Прокопова С.А.

г. Белогорск

2018 год


 


 


 


 


 


 


 

Семинар

«Методы и формы отслеживания результативности

воспитательного процесса»

«Научить человека быть счастливым нельзя,

но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»

А. С. Макаренко

Каждый из нас стремится определить эффективность своего труда и  процессов, с которыми связана наша профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной педагогической деятельности, относится воспитательный.

Как же выявить эффективность процесса воспитания наших студентов. Какие диагностические средства следует использовать? Каким образом анализируется и хранится полученная в ходе изучения информация?

В процессе работы нашего семинара, мы постараемся ответить на эти вопросы.

Слайд 2.

Цель семинара: повышение уровня компетентности кураторов в области мониторинга воспитательного процесса.

Слайд 3. 

План работы:

Теоретические аспекты рассматриваемой темы.

Знакомство с диагностическими методиками.

Практическая часть. Диагностическая методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания.

 Эффективность воспитательного процесса — это соотнесенность полученных результатов с поставленными целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности студента могут свидетельствовать об эффективности воспитания и образования в целом.

Чтобы определить эффективность воспитательного процесса нужно провести диагностику или как говорят мониторинг.

«Мониторинг» в образовании определяют, как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Слайд 4.

 Мониторинг в воспитании – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в ОУ (и о воспитательной системе его), обеспечивающее непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

Диагностика результатов развития личности, обучающегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса.

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Поэтому куратору приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии юношеского коллектива.

Слайд 5.

 Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:

Изучение личностных качеств студентов группы.
•Изучение общих и специальных способностей группы.
•Изучение уровня взаимоотношений студентов в коллективе.
•Учет индивидуальных особенностей обучающихся при планировании и организации  групповых дел.
•Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения обучающихся.

 Диагностические методики позволяют:

1. Определить уровни развития студента;

2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6.Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующее:

      -    особенности возраста обучающихся группы;
      -    степень сформированности коллектива;
      -    особенности взаимоотношений куратора и обучающихся;
      -    степень доверия друг другу.
      Работая с диагностическими методиками, куратор должен придерживаться следующих правил: Слайд 6.
      Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
      Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
      Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющими отношения к делам группы.
      Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо.
      Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы в планирование воспитательной работы.
      Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна студентам разъясняться.

Для изучения эффективности процесса воспитания целесообразно применять такие критерии и показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику учебного заведения и своеобразие осуществляемого в нем воспитательного процесса.

 Слайд 7. Например:

Критерии

Показатели

1.Сформированность познавательного потенциала личности студента

Обученность обучающихся.

Развитость мышления.

Познавательная активность.

2.Сформированность нравственного потенциала личности студента

Нравственная направленность.

Сформированность отношений личности студента к Родине, обществу, семье, центру, коллективу, себе, природе, учебе и труду

3.Сформированность коммуникативного потенциала личности студента

Коммуникабельность.

Сформированность коммуникативной культуры

4.Сформированность эстетического потенциала личности студента

Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств

5.Сформированность физического потенциала личности студента

Развитость физических качеств.

В соответствии с критериями и показателями подбираются комплекс приемов и методов для изучения результативности воспитательной деятельности.

Основные методы диагностики – наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих методов позволяет получить информацию о личности студента и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности личности и т.д.

Опросники, интервью, анкеты, тесты. Цель их – не только выявление определенных качеств личности, общественного мнения и отношений студентов к чему-либо, но и сбор содержательного материала для различных форм воспитательной работы, а также для изучения индивидуального своеобразия каждого воспитанника.

Возможно использование специальных психологических, педагогических, этических игр для изучения и воспитания учащихся.

Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик.

 Слайд 8. Например:

Аспекты изучения

1. Сформированность познавательного потенциала личности студента

Диагностические средства

1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

2. Педагогическое наблюдение.

2. Сформированность нравственного потенциала личности студента

I. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности.

2. Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности.

3.Педагогическое наблюдение.

3. Сформированность коммуникативного потенциала личности студента

1. Методика выявления коммуникативных склонностей

Р.В. Овчаровой

2. Педагогическое наблюдение.

4. Сформированность эстетического потенциала личности студента

1.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся.

2.Педагогическое наблюдение.

5. Сформированность физического потенциала личности студента

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья студентов.

2. Выполнение контрольных нормативов.  

Каждый педагогический коллектив нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании коллектива учебного заведения, других результатах воспитательного процесса ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.

И в заключении предлагаю поработать с диагностической методикой изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания.

Заполните анкету обратной связи.

«Размышляем о жизненном опыте» тест Н.Е. Щурковой

Цель теста выявить нравственную воспитанность обучающихся. 
Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» – юноша, «д» – девушка). Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1
2
3

 

 

 

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Инструкция. Выберите один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком +.

На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете? 
а) обойду, не потревожив; 
б) отодвину и пройду; 
в) смотря какое будет настроение.

Вы замечаете среди гостей (невзрачного человека) невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете? 
а) ничего, какое мое дело; 
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства; 
в) подойду и непременно заговорю.

Вы опаздываете. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете? 
а) тороплюсь, иду дальше; 
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду; 
в) звоню по телефону 030, останавливаю прохожих...

Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете? 
а) предложу свою помощь; 
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь; 
в) если попросят, я, конечно, помогу.

Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос? 
а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время; 
б) оборачиваюсь и предлагаю половину; 
в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае? 
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами; 
б) ничего: жизнь вообще несправедлива; 
в) вступаюсь за обиженного.

Вы дежурный. Подметая пол, вы находите деньги. Что делаете? 
а) они мои, раз я их нашел; 
б) завтра спрошу, кто их потерял; 
в) может быть, возьму себе.

Сдаете экзамен. На что рассчитываете? 
а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея; 
б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит; 
в) на свои знания.

Вам предстоит выбрать работу по профессии. Как будете это делать? 
а) найду что-нибудь рядом с домом; 
б) поищу высокооплачиваемую работу; 
в) хочу создавать нечто ценное на земле.

Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете? 
а) по России; 
б) по экзотическим странам; 
в) по одной из ведущих развитых стран.

Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы? 
а) проболтаюсь немного, потом видно будет; 
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих; 
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику? 
а) соглашусь с благодарностью; 
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование; 
в) отказываюсь решительно.

Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите? 
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет; 
б) выполняю, конечно; 
в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом? 
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей; 
б) не знаю, как придется; 
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Что Вы делаете в данный момент? 
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу; 
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию; 
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете? 
а) еду на дачу согласно плану; 
б) не еду, остаюсь, конечно; 
в) жду, что скажет мой товарищ.

Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит? 
а) бездомный щенок; 
б) взрослый пес с известным Вам нравом; 
в) дорогой щенок редкой породы.

Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете? 
а) напомню о праве на отдых; 
б) делаю, раз надо; 
в) посмотрю, что скажут остальные.

С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь? 
а) отвечаю тем же; 
б) не замечаю, это не имеет значения; 
в) разрываю связь.

Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родственники Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете? 
а) играю, конечно; 
б) разумеется, не играю; 
в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете? 
а) самому (самой) приготовить все блюда; 
б) закупить все в магазине; 
в) пригласить гостей на кофе.

Вдруг узнаете, что центр закрыли по каким-то особым обстоятельствам (на один день). Как встречаете такое сообщение? 
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью; 
б) обеспокоен, строю планы самообразования; 
в) буду ожидать новых сообщений.

Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших коллег? 
а) ужасно завидую, мне неудобно; 
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства; 
в) я, как все, аплодирую.

Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете? 
а) отдаю – здоровье дороже; 
б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет; 
в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете? 
а) о новогодних подарках; 
б) о каникулах и свободе; 
в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

Какова роль музыки в Вашей жизни? 
а) она мне нужна для танцев; 
б) она доставляет мне наслаждение духовного плана; 
в) она мне просто не нужна.

Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали? 
а) снятся родные места; 
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома; 
в) не замечал (не замечала).

При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение? 
а) нет, если мои дела идут хорошо; 
б) да, в настоящее время довольно часто; 
в) не замечал (не замечала).

Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете? 
а) отбираю интересное и приношу; 
б) ненужных мне книг у меня нет; 
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей? 
а) да, безусловно, могу; 
б) нет, на свете много интересного; 
в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову? 
а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес; 
б) человеку просто повезло прославиться; 
в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться. 
Большое спасибо за ответы!

Обработка результатов и интерпретация

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Слайд №9

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах: 
Графа а. Сосчитать + на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30. 
Графа б. Сосчитать + на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28. 
Графа в. Сосчитать + на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах: слайд №10
Графа а. Сосчитать + на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31. 
Графа б. Сосчитать + на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30. 
Графа в. Сосчитать + на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно необнаружено.

Спасибо за работу! Слайд №10.

Анкета куратора группы

«Самооценка уровня профессиональной компетентности в организации воспитательного процесса в группе»

Уважаемый коллега!

Предлагаю Вам оценить свои профессиональные затруднения в методике и практике воспитательного процесса в группе, поставив «галочку» в колонке, соответствующей уровню затруднений:

постоянно испытываю затруднения;

иногда испытываю затруднения;

не испытываю затруднений;

готов к обмену практическим опытом по данному вопросу.

п/п

Направления деятельности

 

Уровень затруднений

 

1

2

3

4

1.

Планирование воспитательной работы в группе

       

2.

Умение поставить цель и задачи воспитательной работы

       

3.

Выбор эффективных форм воспитательной работы

       

4.

Знание современных воспитательных технологий

       

5.

Введение инновационных форм работы в практику

       

6.

Использование современных воспитательных технологий в практической деятельности

       

7.

Знание детской возрастной психологии

       

8.

Работа с «трудными» обучающимися

       

9.

Методика работы с родителями

       

10.

Проведение родительских собраний

(информационное обеспечение)

       

11.

Индивидуальная работа с обучающимися

       

12.

Методика проведения классных часов

       

13.

Информационное обеспечение классных часов

       

14.

Знание эффективных форм работы с детьми

       

15.

Знание методики подготовки и проведения КТД

       

16.

Организация участия студентов в общешкольных мероприятиях

       

17.

Методика и система воспитательной работы в группе

       

18.

Разрешения конфликтной ситуации

       

19.

Диагностика уровня воспитанности

       

20.

Составление авторской воспитательной программы, моделирование воспитательной системы класса

       

21.

Ведение документации куратора

       
 

Общее количество ответов:

       

Дата проведения диагностики:

Куратор группы _______ / ________________/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации