12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алмаева Елизавета Михайловна139
Учитель высшей категории.Стаж работы 29 лет. Работаю по УМК " Перспективная начальная школа"
Россия, Ульяновская обл., село Сосновка

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

 

В процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решить любую проблему развития личности. Главное, применяя любую воспитательную технологию, необходимо руководствоваться первой медицинской заповедью: “Прежде всего, не навреди”.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.

Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своими союзниками в педагогическом процессе.

Однако в будущем следует остановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, например построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей «группы риска», родители одаренных детей, родители детей - инвалидов).

Мы устроены так, что всегда верим в лучшее. Поэтому для достижения результатов необходимо видеть конечную цель воспитания. Это становится возможно только при определении основных целей, задач, при осознании необходимости единства усилий семьи и школы в воспитании и развитии учащихся. Добиться положительных результатов в решении такой многогранной педагогической проблемы можно лишь при взаимодействии всех сторон педагогического процесса.

В своей практической деятельности я как классный руководитель использую сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Притом, что в обоих случаях реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. К традиционным формам работы относят:

- родительские собрания;

- родительский лекторий;

- конференции по обмену опытом;

- вечер вопросов и ответов;

- общеклассные и общешкольные конференции;

- групповые и индивидуальные консультации педагога;

- посещения на дому.

Универсальной формой считается родительское собрание.

Родительское собрание - это возможность продемонстрировать достигнутые ребенком успехи. К родительскому собранию я подготовлю не только отчет о выполненном учебном плане, но и выставки творческих работ учащихся.

Чтобы привлечь внимание, готовлю официальное приглашение на родительское собрание для каждого из родителей. При проведении собрания,  так же готовлю различного рода анкеты, тестирования психолого--педагогического характера. Такая форма работы помогает мне составить более полное представление о ребенке и о его семье. Немало важным является подготовка наглядности. Это могут быть: карточки--памятки родителям с полезными советами; плакаты с афоризмами известных педагогов или психологов.

Родительский лекторий -- это форма взаимодействия с родителями, с целью их педагогического просвещения. Но название «лекторий» используется условно. Это не только лекция, но и активное, творческое участие в обсуждении вопросов воспитания. Чаще всего на встречах такого рода использую такие формы, как диалог, групповые обсуждения, разработка путей решения. Стоит отметить, что темы для лектория выбирают сами родители. Я, в свою очередь, становлюсь наставником. С точки зрения компетенции, консультирую родителей по интересующим вопросам, предоставляю литературу и полезные публикации, готовлю печатный материал с рекомендациями и советами по предлагаемой проблеме.

Классные родительские собрания провожу один раз в четверть. Но при необходимости их можно проводить чаще. На родительском собрании должен происходить процесс просвещения родителей, расширения их педагогического кругозора, стимулирования желания быть педагогически--подкованными родителями.

В конце учебного года проводится итоговое родительское собрание, на котором классный руководитель представляет примерное планирование групповой работы с семьей на новый учебный год, в котором указаны темы будущих встреч и формы их проведения. Родители отмечают для себя наиболее интересные темы и формы, в которых они могли бы реализовать себя. Затем заместитель директора по воспитательной работе проводит анализ ответов и планирует участие родителей в жизни школы в новом учебном году.

Общешкольные родительские собрания, обычно, проводятся не более двух раз в год. Темой для таких собраний служит отчет о работе школы за определенный период времени. На таком собрании присутствует и выступает директор, его заместители, отчитываются о работе родительский комитет школы. А так же, для демонстрации положительного опыта воспитания в семье, возможно проведение церемонии награждения семей, которые достигли положительного результата в воспитания детей.

На вечере вопросов и ответов могут обсуждаться вопросы. Возникшие в ходе проведения опроса среди родителей. Но в данном мероприятии есть некоторые отличительные особенности. К примеру, если на одни вопросы может ответить педагог, то для ответа на вопросы, связанные с половым развитием или психологическими особенностями, следует пригласить специалиста. Так же некоторые вопросы могут стать основой для организации диспута.

Не менее эффективной формой педагогического просвещения родителей являются родительские конференции. Они могут быть общеклассными и общешкольными. Их основной задачей является проведение социологических и психологических исследований по заданным проблемам. А также подробный анализ участниками конференции результатов исследований.

Использую групповые формы  с привлечением родителей определенных детей, которые испытают трудности в учебном процессе. При планировании урока, я делаю акцент именно на этих детях. После проведения занятия  вместе с родителями пытаютсь найти способы оказать помощь детям.

Индивидуальные консультации - одна из наиболее важных форм взаимодействия. Она особенно необходима на начальном этапе. При знакомстве  с классом. Чтобы преодолеть психологический барьер родителей в разговоре о своем ребенке, проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Зачастую, родительская оценка поступков и оценка личности ученика не совпадает с  моей оценкой. Поэтому  создаю неофициальную атмосферу для каждого родителя, чтобы наладить доверительные отношения, выявить трудности и точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Родитель, в свою очередь, должен раскрыться и рассказать то, что он считает необходимым учителю в его профессиональной работе с ребенком: особенности его здоровья; его увлечения, интересы; предпочтения в общении, в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи.

Я использую такую форму взаимодействия, как посещение ученика на дому. Но следует учитывать, что посещение возможно только после получения разрешения родителей. Следует отметить, что перед тем как «нанести визит», я подготовливаюсь: узнаю состав семьи, её материальное положение, выясняю сферу деятельности родителей, продумываю ход беседы, возможные вопросы членов семьи и ответы на них, определить, какую информацию о ребенке я хочу получить.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.