12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гладкова Евгения Александровна51
Россия, Саратовская обл., Балашов
3

Доклад «Развитие саморегуляции у дошкольников»




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

t1690448917aa.jpg



412309, Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru






Доклад


Тема: «Развитие саморегуляции у дошкольников»


Автор Гладкова Евгения Александровна.




















Проблема развития процессов саморегуляц44ии у детей дошкольного возраста приобретает все большую значимость. Это обусловлено существенными изменениями в системе образования: современная школа предъявляет к первокласснику очень высокие требования.

Почему дети бывают такими непослушными? Почему их так трудно приучить к порядку, дисциплине, организованности? Дошкольники бывают такими непослушными, потому что не умеют владеть собой, не управляют своим поведением. Тут возникают новые вопросы: что значит управлять своим поведением и кто им может управлять, кроме тебя самого?

Главное в управлении своим поведением - уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять собой.

Основной чертой произвольного поведения является его осознанность. Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.

Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.

Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения. Она формируется, начиная с самого рождения, но особенно важным считается этап ее становления у детей старшего дошкольного возраста.

Саморегуляция- это больше чем самоконтроль, хотя это включает способность ребенка откладывать удовольствие, регулировать свои непосредственно желания.

Саморегуляцию относят и к познавательным процессам, до недавнего времени было мало исследований на сколько малыши способны контролировать свои познавательные процессы. Однако последние десять количество исследований увеличилось и очень интересные вещи были установлены. Например, развитая саморегуляция у дошкольников предсказывает успех в школе лучше, чем их интеллект и лучше, чем их социальный статус родителей. Один из аспектов саморегуляции-психическая гибкость.

Слайд 3

Попробуйте прочитать эти слова. Но произнося при этом не то слово. Которое вы видите, а тем цветом, которым это слово написано. Прочувствуйте на сколько трудно переключаться от навыка. Которого уже который практически автоматизирован на что-то новое. Вот это как раз и будет психическая гибкость переключения с одного задания на другой или с одного атрибута на другой.

Слайд 4

Сейчас вы посмотрите почему этот аспект саморегуляции бывает важен при обучении.

Многие педагоги применяли такой эксперимент, который ранее провела канадский ученый Элен Бланстоун. Они в своих исследованиях обучали детей, которые не умеют читать, в основном это дети пяти лет. Им предлагалось запомнить, как пишется слово в нашем случае слово «собака» и это сочеталась с картинкой собаки и соответственно слово «кошка» с картинкой кошка. Но когда детям показали картинку «кошка» со словом «собака», даже дети, которые до начала теста могли различать слова кошка и собака, делали ошибку и говорили, что под картинкой кошка написано слово «кошка», то есть переключались от очень важного признака, а именно картинки почему-то новому, еще не совсем хорошему освоенному, а именно печатному слову для них было трудно. И для детей. Которые могли уже читать это довольно встречающаяся ошибка, когда они угадывают слово, даже не глядя на буквы, а глядя на картинку.

Слайд 5

Сейчас и у вас будет возможность самим поупражняться. Я представляю вашему вниманию тест, который применяется с детьми дошкольного возраста от 4 до 6 лет. Мы сейчас посмотрим, насколько мы лучше детей можем саморегулироваться. Вам будут показываться картинки, на которых будет сердечко или цветочек. Итак, представьте себе, что у вас в руке переключатель для видеоигры или мышь от клавиатуры компьютера главное, чтобы вы могли нажимать справа и лева пальцами.

Слайд 6

1. Сердечки – совпадают. Это было просто, потому что это автоматический навык. Так запрограммирован мозг реагировать на тот или иной импульс.

Слайд 7

2. Цветочки- не совпадают. Вы видите цветочек и каждый раз, когда вы его видите показываете на противоположную сторону.

Слайд 8

3. Сердечки и цветочки.

Оказывается, когда пятилетки выполняли этот тест они могли запомнить правила и даже комментировали свои действия и это не мешало им делать правильно. У детей эта способностей к саморегуляции своих движений ещё только развивается.

Слайд 9

Мифы о саморегуляции:

1. разовьется с возрастом - ничего делать не надо;

2. если нет – надо лечить;

3. если нет – надо наказывать.

В реальности – развивается саморегуляция при наличии правильной поддержки; дошкольный возраст – критический.

Слайд 10

Как же развивается саморегуляция?

1. Кто -то другой (взрослый или сверстник) регулирует поведение ребенка (послушание часто принимают за способность к саморегуляции);

2. Ребенок регулирует поведение другого;

3. Ребенок регулирует собственное поведение.

Самым естественным контекстом для сочетания всех трех типов регуляции играет РАЗВИТАЯ форма ролевой игры + планирование детьми своей работы в центрах + специальным образом организована работа в парах, где дети выполняют различные роли.

Слайд 11

Чтобы помочь детям осознать себя и своё поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, мы используем основной вид деятельности – игру. Правила игры – основной метод развития саморегуляции. многие игры имеют сюжетно-образный характер, являются ролевыми, что облегчает ребенку управление своим поведением. Активность воображения дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований.

Современные дети не всегда умеют играть в детском саду мы не можем воспроизводить те формы игры, которые существовали раньше в дворовых сообществах в разновозрастных группах, где детей обучали старшие дети.

Слайд 12

Для того чтобы процесс планирования был ребенком осмысленным, необходимо, чтобы у него был выбор чем заняться, а не план, предписанный взрослым. Ребенок записывает план, чем будет заниматься в центре, это не только организовывает его деятельность, а также это свободное для воспитателя время и возможность позаниматься индивидуально, помочь кому-то, кто нуждается в помощи.

Слайд 13

Элементы регуляции себя и партнера на занятиях. Карточки с картинками напоминают детям о том, какую роль каждый их них играет.


Сейчас хочу представить вашему вниманию зефирный тест для детей от преподавателя Стэнфорда Уолтера Мишела.

Ребёнку давали один зефир. (маршмеллоу) и сообщали, что эта зефирка принадлежит теперь ему и он может её съесть.

Но, если подождёт возвращения взрослого и не станет есть эту самую зефирку, то тогда получит ещё одну.

Воспитатель выходил из комнаты, оставляя ребёнка наедине с лакомством.

Что интересно- когда ведущий объяснял детям правила «игры», то многие дети говорили ему, что подождут сколько нужно, чтобы получить дополнительное лакомство.

Но по факту большинство из испытуемых дошколят слопали зефир в первую же минуту отсутствия взрослого, некоторые терпели 15 минут и лишь единицы детей прошли 20-минутный тест полностью.

Они дождались второй зефирки.

Выводы

Выбор ребёнка и был критерием этого эксперимента.

Те дети, которые прошли тест успешно и дождались второй зефирки обладали медленным типом мышления и «холодным мозгом».

В будущем за всеми детьми из проведённого эксперимента велось многолетнее наблюдение.

Дети, не съевшие зефирку, были по жизни заметно успешнее детей, не дождавшихся добавочного угощения.

Эти дети в будущем не торопились в своих действиях, в принятии решений.

Они лучше реализовывали свои планы, лучше справлялись с любыми жизненными невзгодами, пользовались уважением и доверием окружающих людей.

Факт: обладатели медленного мышления способны подолгу концентрироваться на одной задаче, учитывать множество факторов и мнений при принятии решений, не торопиться с выводами, способны мыслить критически.












ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ.

Сова. Дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение «дня» дети двигаются. Затем ведущий командует: «Ночь! » Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, выходит из игры (того сова «съела»)

Тыкалки. Взрослый проходит за спинами детей и легко щекочет каждого. Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться.

З.Черепашки. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене. Побеждает тот, кто оказался последним.

Наоборот. Ведущий показывает различные движения (руки вверх, вправо и т. д., а остальные изображают движения, только с точностью до «наоборот» (руки вниз, влево и т. д.) .

5. .Найди и промолчи. Детям необходимо, передвигаясь по комнате, найти спрятанный мяч и вернуться на своё место. Запрещено показывать мяч, говорить кому-то, или брать его в руки.

6. Смотри на мячик. Детям предлагается скучное задание: в течение 1 минуты внимательно рассматривать мячик, не отводя от него взгляда. Ребёнок, посмотревший в другую точку, садится на своё место, считаясь проигравшим.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Горка спичек. Перед ребёнком вываливается коробок спичек в одну кучку. Предлагается по - очереди вытаскивать по одной спичке, чтобы не сдвинулись остальные (в игру могут играть до 6 детей) .

Пять спичек. Перед ребёнком на столе лежат пять спичек одна под другой. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую - двумя указательными, третью - двумя средними. Затем четвертую - безымянными пальцами, пятую - двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.

ВЕРБАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Поздоровайся с «Глобусенком» (Читайте по моим губам»)

Якалки. Ведущий загадывает лёгкие загадки, дети, отгадав загадку, сигналят ведущему поднятой рукой. Отвечает тот ребёнок, которого назовёт ведущий. Можно усложнить задачу, введя сигнал для ведущего (поднимать руку детям только после сигнала ведущего, например, поднятой карточки) .

«Да» и «Нет» не говорите. По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет».

Шепотком. Игра в вопросы, ответ на которые дети уже знают Задача дошкольников - ответить на вопрос хором только после сигнала ведущего (поднятая красная карточка) и только шёпотом.

Игра "Сохрани слово в секрете".

Вы будете называть детям разные слова, а они их четко повторять. Но нужно помнить об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:

нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

нельзя повторять названия животных;

нельзя повторять имена девочек;

нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко.

Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

«На один больше»

«Позови друга»

« Хлопни в ладоши, если услышишь ошибку»

«Штрафные санкции»/ Введение символов

Все эти игры способствуют организации поведения не только на занятии, но и в повседневной жизни

Речь с движением (Ладушки для детей постарше):

Играть можно вдвоем, тут возможны разные движения:

-две ладони вместе

ладонями попадаем в раскрытые ладони партнера

удары ладонями наискосок

один ставит руки ладонями вверх, второй хлопает сверху по ним

одна рука повернута ладонью, вторая наоборот - накрывает ладонь партнера.

Играть можно по кругу: правая ладонь поверх левой ладони соседа

Каждое слово - хлопок своей рукой поверх ладони соседа слева. Ну и на последнее слово руку надо было убрать, а предпоследний, соответственно, должен был прихлопнуть.

***

Жили-были три японца:

Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони

Жили-были три японки

Ципи, Ципи-Дрипи, Ципи-Дрипи-Тримпомпони

Женился Як на Ципи,

Як-Цидрак на Ципи-Дрипи

Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони на Ципи-Дрипи-Тримпомпони

Родились у Яка с Ципи - Шах

Як-Цидрака с Ципи-Дрипи - Шах -Шадрах

У Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони с Ципи-Дрипи-Тримпомпони -

Шах-Шадрах-Шадрах-Шетрони

***

Эни-бени-рики-таки

буль-буль-буль каляки шмяки

дэус-дэус краснодэус

Бац!

***

Если ты получишь 5 -

мы пойдем с тобой гулять,

Если ты получишь тройку -

мы пойдем с тобой на стройку,

Если ты получишь 2 -

не пойдешь ты никуда,

Если ты получишь кол -

я впилю тебе укол.

А вот эти тексты только для игры по кругу:

Летел лебедь

По синему небу,

Сломал крыло,

Сказал число.

Таким образом, развитие регуляторных способностей формируются в разных видах игр.

Игру считают школой произвольного поведения. Игры с правилами решают задачу развития саморегуляции ребенка. Воспитатель в группе организует: игровую, творческую, трудовую деятельность детей, создаёт предметно - развивающую среду для развития произвольной саморегуляции, атмосферу уюта, комфорта, игровой материал расположен удобно, доступно.


Игровые приемы саморегуляции

«Возьмите себя в руки»

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился,

хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди. «Это поза выдержанного человека»

«Врасти в землю»

Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. «Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные

корни, и никакие ветры тебе не страшны. «Это поза уверенного человека».

«Стойкий солдатик»

Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. «Ты - стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто, чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»

«Замри»

«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно:

«Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное

занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то

обязательно согласится, и тебе будет интересно».

Управление дыханием

Процесс дыхания имеет важное значение для регуляции психических

процессов. Умение правильно дышать является необходимой основой для

успеха. Даже самые элементарные дыхательные приёмы могут дать

ощутимый положительный результат, когда необходимо быстро успокоиться или, наоборот, повысить общий тонус. В первую очередь, важен ритм дыхания.

Успокаивающий ритм таков, что каждый выдох вдвое длиннее, чем

вдох. В ряде случаев можно сделать глубокий вдох и затем задержать

дыхание на 20-30 сек. Последующий выдох и глубокий компенсаторный вдох оказывают на нервную систему стабилизирующее влияние.

Можно использовать следующий игровой прием: «Дыши и думай красиво»

Взрослый говорит ребенку: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и

спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни: мысленно скажи: «Я -лев» выдохни, вдохни; скажи: «Я - птица» выдохни, вдохни; скажи: «Я - камень» выдохни, вдохни; скажи: «Я - цветок» – выдохни, вдохни;

скажи: «Я спокоен» выдохни. Ты действительно успокоишься».

Упражнения на расслабление мышц

Спящий котенок (для детей 3 —4 лет)

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и

засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик

Сосулька (для детей 4 —5 лет)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая

строчки: уронить расслабленные руки и присесть

Шалтай-болтай (для детей 4 -5 лет)

Шалтай-болтай

Сидел на стене

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо влево, руки свободно

болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко

наклонить корпус тела вниз.

Винт (для детей 5-6 лет)

Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают

влево и вправо. Одновременно руки свободно следуют за корпусом.

Штанга (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.

Качели (для детей 6-7 лет)

Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные движения.

1. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.