«Гениальному человеку мир не может дать ничего лучшего, подарить ничего более благородного, чем он сам», - заметил как-то немецкий философ Артур Шопенгауэр. Продолжая эту мысль, можно отметить, что личности в условиях Советского Союза 30-х и середины 60-х годов XX века, часто работая в экстремальных производственных и бытовых условиях, обеспечили стране непререкаемый авторитет и славу. На освоение и промышленное развитие Крайнего Севера, образование национальных округов было обращено особое внимание государства, создан специальный орган — Комитет содействия народам северных окраин при ВЦИК СССР.

Ни о каких идеях роли личности в истории, и огромных планах модернизации страны не знала Рена Старцева, родившись 7 ноября 1906 года в деревне Куниб под Сыктывкаром (Сысольский уезд, Коми губернии) в крестьянской коми семье. Отец, Иван Павлович Старцев, был человеком религиозным, суровым по отношению к детям. В семье воспитывалось девять малышей, из них восемь девочек и один мальчик. Небольшое хозяйство, состоявшее из двух коров, шести овец и огорода, обеспечивало скромное существование. Дети росли, учились в школе. После окончания Визингской средней школы девушка Рена проявила большое упорство, отказавшись продолжать патриархальный образ жизни и решив поступить на медицинский факультет Пермского государственного института. Шли трудные годы учебы. 1930 году окончила институт по специальности «гинеколог». Впереди вырисовывалось интересное будущее.

Летом 1930 года молодого доктора направили работать в ненецкое село Устье, состоявшее из нескольких деревянных домов, около которых располагались чумы оленеводов. Иногда этих чумов было много, а то вдруг все разом исчезали. Значит, поднялись оленеводы, собрали стада, ушли на кочевье.

В маленьком рубленом доме, который выделили под больницу, доктор навела порядок и оборудовала операционную...

С доброй грустью вспоминает Рена Ивановна свои молодые годы: «Койки стоят, медикаментов достаточно, инструментарий неплохой. Фельдшер у меня в помощниках есть... Жду больных день, неделю, да только не идут ко мне люди, словно во всем становище одни здоровые живут. Шумно в магазине, на приемном пункте, во всем селе. Тихо только в больнице...»

Нет доверия к молодому специалисту, древними традиционными способами ищут спасение от всех бед и напастей местные жители. В один из коротких зимних дней шла доктор по селу. Возле одного из чумов увидела группу взволнованных женщин. Подошла ближе, услышала: «Воду греть надо. Обмыть надо. Кончается... А ребенок-то мертвый, говорят...»

Словно кто подхлестнул Рену, откуда только смелость взялась, растолкала женщин, откинула полог, вбежала в чум. А там, на земле, на оленьих шкурах, лежала женщина. Синие губы, невидящий взгляд и только протяжные стоны... Ее оружием были знания, лекарства, настойчивость и убежденность. Врач победила, жизнь молодой женщины была спасена. «Выздоровела моя первая больная, » - радовалась девушка.

И поменялось отношение жителей Устья к доктору. Смело стали заходить в больницу приезжающие из стойбищ оленеводы на оленьих, то на собачьих упряжках. Коротко рассказывали, что с больным, и забирали врача с собой.

Однажды, окутанная в теплую малицу, ехала Рена на оленьей упряжке, прижимая к себе чемоданчик с медикаментами и инструментом. Дорога вела в далекое стойбище к тяжело заболевшей женщине. Несколько часов добирались до чума. Там ее ждали... Операцию надо было делать немедленно. Рискнула. Одна, без ассистентов... Врач ненадолго задумалась. Справилась, хватило полученных в институте знаний. Когда больная очнулась, Рена сказала ей: «Все в порядке, дорогая, жить будешь, поправляйся скорее». Добрая молва пошла по ненецким тундрам о чудесном докторе - целителе Р.И. Старцевой.

Уже весной 1931 года переводят гинеколога Рену работать в Усть-Цилемскую больницу. И через некоторое время из тундры доставляют пятнадцать ненцев в тяжелом состоянии. Вынесли их с парохода на носилках. Вид страшный: бледные, ноги скрючены в коленях, на голенях обширные кровоподтеки. Таких больных врач никогда не видела. Только слышала от профессоров в институте об этой страшной северной болезни — цинге. Как и чем лечить больных? Ведь специальных лекарств нет. Местные жители подсказали старинные рецепты и помогли варить настой хвои — густой, ароматный. Доктор Рена, чуть ли не падая от усталости, делала бесконечные массажи, ванны, занималась с больными лечебной физкультурой. И снова победа! Люди встали на ноги.

Неведомы пути судьбы человека. Только здесь, в Усть-Цильме, повстречала девушка случайно свою единственную любовь. На почте заместителем начальника узла связи работал Владимир Батманов. Веселый, грамотный парень удивительными словами и поступками добился расположения уже известного врача. Любовь значительно обогатила духовную жизнь молодоженов. В том же, 1931 году их переводят жить и работать в село Оксино. В стремительном, трудовом ритме прошли три года, и, неожиданно для семьи, в 1934 году Владимира Яковлевича назначают начальником отделения узла связи нового поселка Нарьян-Мар. Как специалисты, они получают трехкомнатную квартиру на улице Смидовича, 5.

Семейная пара, являясь первоклассными специалистами, была обречена на карьерный рост (В.Я. Батманов — начальник окружного узла связи, зам. председателя Ненецкого окрисполкома, второй секретарь окружкома КПСС; Рена Ивановна — врач, зам. главного врача, главный врач больницы водников, а затем окружной больницы, старший инспектор окрздравотдела) и по максимуму востребованы на работе. Семейное общение сводится к минимуму. Им удалось найти удивительной сердечности домработницу, прекрасного, чистоплотного человека Марию Степановну Борвинскую, которая стала членом семьи Батмановых, жила вместе с ними более двадцати лет, воспитывала и поднимала их четверых детей. Дрова для печек - сухие, отборные — долгие годы заготавливал надежный мужчина по фамилии Чебыкин, из деревни Захребетная.

Работа врача всегда связана со срочными вызовами к больным, с неожиданными командировками, иногда даже семью не успевали предупредить. В 1936 году в больницу водников поступила информация от председателя колхоза «Харп» о том, что у женщины начинаются тяжелые роды в тундре. Доктор Рена на оленях спешит на вызов. Между деревнями Макарово и Сопкой врач встретила роженицу. Времени нет. Начались роды, благодаря помощи гинеколога в семье Рочевых появилась двойня.

Р.И. Батманова постоянно чувствует нехватку знаний — в тундре приходиться быть широким специалистом в различных областях медицины ив 1937 году она едет на годичные курсы хирургов в Ленинград. Позднее доктор Рена освоит специальности педиатра и онколога.

Рена Ивановна очень трепетно относилась к человеческой жизни. Она была до крайности возмущена, находясь в декретном отпуске в 1949 году, когда узнала, что умерла роженица, потому что ей перелили не ту группу крови. «Меня вызвать не могли?» в гневе обращалась она к врачам.

В конце 50-х годов XX века стало не хватать крови для проведения операций. Рена Ивановна проявляет инициативу: едет на курсы в Ленинград, используя свой авторитет, пробивает штатное расписание отделения переливания крови и оборудование. В 1963 году отделение открыто и спасает жизни сотни людей. Одно имя — Рена для жителей Ненецкого национального округа становится символом спасения, ниточкой надежды к продолжению жизни. Рена Ивановна в полной мере ощущала на себе народное внимание, но, как состоявшаяся личность, часто была недовольна сама собой, своим профессиональным несовершенством, которое было видно опять же только ей одной. После окончания ненормированного рабочего дня в больнице домой продолжали идти бесконечные посланцы земли ненецкой с просьбами помочь советом, лекарствами. Для всех находилось доброе слово, совет, внимание.

В 1966 году звонит Рена Ивановна своему родственнику, ответственному работнику окружкома КПСС, и спрашивает: «У тебя какая группа крови?» «Вторая», отвечает тот. «Приходи, твоя кровь необходима для операции». Здоровый мужчина, который за всю жизнь ни разу не обращался к врачу за помощью, пришел в отделение переливания крови. Крови требовалось много. Когда большая часть работы была выполнена, ответственный работник весь побелел и потерял сознание. В чувство мужчину удалось привести только через полчаса. Для Рены Ивановны и ее медсестер это время казалось вечностью, временем огромнейшей мозговой атаки, временем растерянности и личной ответственности, временем сомнения в своих знаниях и надежды.

Редкие семейные праздники выпадали на «красные» даты календаря. Обычно Рена Ивановна с вечера ставила тесто, а на следующий день квартира наполнялась чудесными запахами печеного - пироги ягодами, морошкой, рыбников. Заводился патефон, звучала народна музыка. В доме за долгие годы была собрана прекрасная семейная библиотека классики, детективов, специальной литературы и детских книжек. Родители в кино ходили редко, все как-то не удавалось. Владимир Яковлевич азартный рыбак, охотник, грибник. В 1954 году у него одного из первого в Нарьян-Маре появился подвесной трехсильный лодочный мотор «ЛM - 1», радиола «Балтика». Вся семья очень любила отдыхать на природе.

Дети незаметно выросли и получили все высшее образование. Тамара, Игорь и Олег стали врачами, как мама, а Клава увлеченный радиоинженер. На редкие большие праздники украшался костюм Рены Ивановны Батмановой правительственными наградами: орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг.», «За оборону Советского Заполярья», знаками «Отличник здравоохранения», «Заслуженный врач РСФСР».

Доктор Рена стремительно пронеслась по судьбам многих жителей округа, щедро даря новые жизни и продлевая жизни угасающие. Ее образ, ее имя до сих пор лечат души людей.

Комментарии
Комментариев пока нет.