Статья на тему «Образование как важнейший фактор формирования нового качества экономики»
Л..В. Латыпова
к.э.н., доцент кафедры менеджмента
Сургутский государственный педагогический университет
Образование как важнейший фактор формирования нового качества экономики
В настоящее время экономика России стоит перед вызовом модернизации. Модернизация в широком смысле слова представляет собой комплексный процесс, который охватывает социальную, экономическую, политическую, культурную сферы общественной жизни. Модернизация необходима во всех сферах жизни общества, но не менее важной сферой в жизни общества является экономическая. На данный момент в экономической сфере происходит переход от преимущественного производства товаров к производству услуг, где производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. При этом уровень образования у людей должен быть на высоком уровне. Для достижения этого необходимо дать гражданам России бесплатное высшее профессиональное образование.
Рассмотрим отношение граждан России к высшему образованию. По утверждению аналитической службы ВЦИОМ и опросу, проведенного фондом «Общественное мнение» среди россиян в 2003 году, в последние годы особенно сильно возрос интерес россиян к высшему образованию, 88% граждан России признают важность высшего образования в нынешних условиях. К тому же две трети российских семей рассматривают высшее профессиональное образование как абсолютную ценность. Причем необходимость его наличия признают как взрослые люди, так и школьники, и студенты. Следовательно, наиболее важную значимость приобретает доступность именно высшего образования.
Считаю необходимым рассмотреть гарантированность государством высшего профессионального образования для граждан России, для этого следует рассмотреть следующие документы: Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании»; Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Анализ данных документов позволяет сделать вывод, что во всех вышеперечисленных документах государством не гарантировано доступность высшего профессионального образования. Отсутствие государственных гарантий доступности высшего образования В.И. Сухочев, объясняет следующими причинами:
государство не может или не хочет дать таких гарантий;
государство искусственно ограничивает доступ граждан к получению высшего профессионального образования, т.е. государство исходит из необходимости соблюдения пропорциональности уровня профессиональной квалификации трудоспособного населения России степени сложности выполняемых работ в различных отраслях хозяйственного комплекса;
у государства нет достаточных средств на финансирование учебных заведений высшего профессионального образования. По его мнению, именно эта причина пока не позволяет гарантировать доступность высшего образования.
На доступность высшего образования влияют следующие факторы: экономический - способность оплаты семьи курсов, необходимых для поступления в ВУЗ и весь сам процесс обучения; территориальный - место проживания семьи; статусный - стремление родителей сохранить для детей достигнутого семьей уровня общественного положения ее членов.
Исследования в этой области показало, что высшее профессиональное образование труднодоступно для следующих групп: учащихся сельских школ; вернувшихся из армии; учащихся из семей мигрантов; инвалидов; учащихся ПТУ, ССУЗов, учащихся из бедных, неполноценных, безработных семей, а так же для беспризорных детей и выпускников детских домов.
Рассмотрим доступность высшего образования для некоторых групп и те группы населения, которым предоставляются льготы при поступлении в ВУЗ и льготы при оплате за обучение.
При поступлении в ВУЗ вне конкурса принимаются:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи, ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации
граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях
граждане других категорий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Преимущественным правом на поступление в вузы пользуются:
граждане, уволенные с военной службы;
дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы;
дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы;
граждане других категорий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Скидкой в размере 20% при оплате обучения за I семестр обучения пользуются следующие категории студентов:
демобилизованные или уволенные в запас из рядов Вооруженных Сил РФ в год поступления или в предыдущем календарном году;
участники боевых действий в «горячих точках» (в соответствии с ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах»)
победители областных и региональных олимпиад;
лица, окончившие учреждения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования с медалью или имеющие диплом с отличием.
Скидка при оплате семестра в размере 20% при отсутствии академических задолженностей в предыдущем семестре по их заявлению предоставляется студентам, потерявшим в период обучения одного из родителей, сиротам или оставшийся без попечения родителей, студентам-инвалидам, студентам, родители (родитель) которых -инвалиды (инвалид), многодетным семьям (3 и более детей). Студентам - члены одной семьи предоставляется скидка 10%, студентам - члены одной семьи, имеющие на иждивении несовершеннолетнего ребенка - 15%, рождение ребенка в период обучения -скидка студенту-родителю 30% в текущем семестре, в последующих - 20%.
При наличии документально подтвержденных причин (болезнь, задержка зарплаты, иные причины) отдельным студентам по их заявлению могут быть разрешены:
отсрочка оплаты;
помесячная оплата.
Несмотря на предоставляемые льготы, высшее образование труднодоступно, прежде всего, для инвалидов. Рост количества ВУЗов увеличивает шансы на получение высшего образования, за период с 1990 года по 2008 год их количество выросло с 514 до 1 108, но далеко не все ВУЗы приспособлены к тому, чтобы у них обучался инвалид. Лишь немногие ВУЗы достаточно оснащены, чтобы в них могли обучаться люди с ограниченными возможностями. Такими ВУЗами являются: Санкт-Петербургский университет им. Герцена, Московский государственный педагогический университет (бывший МГПИ им. Ленина), Челябинский госуниверситет, Уральский государственный педагогический университет, Красноярский государственный торгово-экономический институт, Новосибирский государственно-технический университет, Кубанский госуниверситет. Конечно, проблема очевидна, ВУЗов мало. Однако, помимо традиционного вида обучения, имеется дистанционный (E-Learning) вид. Оно позволяет инвалидам, да не только им, получить высшее профессиональное образование с помощью Интернета. Имеются множество положительных моментов, которые дает гражданам дистанционное обучение, среди них: обучение в индивидуальном темпе, свобода, гибкость, доступность, технологичность обучения, социальное равноправие, а так же дистанционное обучение дешевле традиционного. Следует не забывать, что имеются так же минусы дистанционного обучения. Дистанционное обучение может быть недоступно по ряду причин, таких как неспособность платы за обучение или плохая техническая оснащенность. Дистанционное обучение повышает доступность получения образования, особенно для инвалидов, для которых перемещения довольно затруднительны.
Для учащихся сельских школ наибольшее значение имеет территориальный фактор. Учащимся трудно приспосабливаться к новой среде обитания, существует сложность в получении места жительства при нехватке мест в общежитии, предоставляемом университетом, в котором будет обучаться абитуриент. Так же учащимся сельских школ выдают недостаточное количество знаний, необходимых для поступления в университет, следовательно, это ведет за собой траты на репетиторства, на оплату дополнительных курсов и др., что требует от родителей учащегося дополнительные ресурсы. В основном родители учащегося просто не способны оплатить обучение в ВУЗе. Учащимся сельских школ трудно поступить в ВУЗ, тем более на престижные специальности, конкурс на них очень высок, имеется большая вероятность того, что на бюджетные места они не поступят. Хотя конечно это зависит от сдачи ЕГЭ, количества баллов набранные ими в результате тестирования. В случае хороших показателей учащиеся сельских школ могут пройти конкурс и поступить на бюджет в любые университеты на территории России.
Для мигрантов недоступны многие социальные услуги, включая образование. На доступность образования этой категории влияют такие факторы как:
знание языка. Этот фактор имеет наиважнейшую роль в получении высшего образования. Практически всем русский язык является вторым по изучению, если не третьим, но по значимости первым. Плохое знание русского языка сокращает возможности в получении высшего профессионального образования, поскольку ЕГЭ по русскому языку является обязательным для всех учащихся школ. Из-за незнания русского языка, большого отрыва в знаниях между учащимися местного населения и приезжих, бывает трудно преподавателям в школе дать достаточное количество знаний учащимся из семей мигрантов. Все это ведет к низкому уровню качества среднего образования, а следовательно доступ к получению высшего образования будет затруднителен.
материальное положение. В основном, мигранты, жившие в своей стране, занимали неплохое социальное и экономическое положение, но, переехав в Россию, их положение во многом ухудшилось. С чем это связано? Мигрантам предоставляются низко квалифицированные рабочие места, на которое претендует местное население. Часты случаи, что бывшие городские семьи, на протяжении нескольких поколений занимавшиеся интеллектуальным трудом, вынуждены селиться в российских селах и "переквалифицироваться" на ручной сельскохозяйственный труд.
место проживания. На формирование установки на получение высшего образования сильное влияние оказывает характер населенного пункта, в котором проживал ребенок, как в момент выезда с прежнего места жительства, так и в настоящее время. Учащимся сельских школ, как было сказано выше, а тем более мигрантам, будет довольно затруднительно попасть в ВУЗ, чем жителям крупных городов.
наличие правового статуса. Некоторым семьям иногда трудно получить паспорта РФ, бывает, что у семей имеются только паспорта из страны, где они прежде проживали. В основном паспортов не имеют мигранты из стран СНГ и Балтии. Отсутствие правового статуса ограничивает доступ мигрантов к получению высшего образования.
Численность студентов из стран СНГ, обучавшихся на дневных отделениях в государственных ВУЗах России заметно возросло, с 1999-2001 гг. оно составляло 18,3 тыс. человек, в 2006-2007 гг. - 25,3 тыс. чел. Численность иностранных студентов, обучавшихся в государственных вузах России (Балтия, Европа, Азия, США, Латинская Америка, Канада, Африка, Ближний восток, Австралия, Новая Зеландия) возросло незначительно в 2001 г. составляло 59,9, в 2005 - 60,9 тыс. человек1. Рост миграции, а, следовательно, студентов-мигрантов преодоление препятствий на пути к получению высшего образования, таких как изменение, их материального положения, место проживания, разработки дополнительных курсов для повышения уровня знаний должны активно рассматриваться и решаться.
В заключение скажу, что, на мой взгляд, высшее образование доступно по-разному, для разных слоев населения. Нельзя сказать, что оно не доступно. Государство стремится расширить возможности получения высшего образования. Конечно, не отрицаю тот факт, что ЕГЭ и ГИФО, различные образовательные кредиты, выдаваемые студентам, выпускникам - это мало для того, чтобы высшее образование стало доступным для любого гражданина. Государству необходимо решить многие проблемы, необходимы изменения и определенные четкие нормативно-правовые акты, в которых будут точно обозначены льготы даваемые государством для населения, и то образование, которое будет доступно для каждого гражданина страны.
Список используемой литературы:
Ориентация детей мигрантов на получение высшего образования. Е. В. Тюрюканова, Л. И. Леденева / Социологические исследования. – №4. – 2005. – С. 94-100
Сухочев В.И. Государственные гарантии доступности образования в России / В.И. Сухочев // Экономика образования. – 2009. – № 5. – C. 5–18
Ю. Юткина. Дистанционное образование: плюсы и минусы. / Юткина Ю. Web: http://www.distance-learning.ru/db/el/0DD78502474DC002C3256F5C002C1C68/doc.html
Высшее образование: правила и реальность / Авт. коллектив: А.С. Заборовская, ТИ.Л. Клячо, И.Б. Королев, В.А.Чернец, А.Е. Чирикова, Л.С. Шилова, С.В.Шишкин (отв. ред.) – М.: Независимый институт социальной политики, 2004.
И. В. Рассадникова. Проблемы доступности высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями.
Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993
1 По данным сайта http://stat.edu.ru/stat/vis.shtml
1