12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кабирова Светлана Ивановна20
3

"Дом отца и матери – золотая колыбель…" (тема родины в сентиментальном монологе Г.Н.Волкова «Золотая колыбель»)

Кабирова Светлана Ивановна,

учитель начальных классов и

родной (чувашской) литературы,

МБОУ «СОШ №17» г.Чебоксары



Дом отца и матери – золотая колыбель…

(тема родины в сентиментальном монологе Г.Н.Волкова «Золотая колыбель») слайд №1

В это же время звучит песня «Атте çинчен юрлатăп».


Конспект урока.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок - исследование

Цели урока:

- обучающая - определить составляющие жанра и передать идейно-художественное богатство монолога; показать многогранность родительской любви; научить анализировать произведение через народную иносказательность;

- воспитательная - обогатить внутренний мир детей, помочь учащимся войти в духовный мир героев, воспитание основ нравственности, показ ценности человеческих отношений, воспитание любви к родной земле, к Родине, к народам, понимание труда как высшей человеческой ценности, воспитание личности в неразрывной связи с семьей, родом, Родиной.

- развивающая (познавательная) – развивать правильность речи, самостоятельность суждений, научить детализировать информацию при взаимодействии с объектами окружающего мира и его информационными потоками; формирование у учащихся этнокультурных ценностей.


Методы и приемы урока: аналитическая беседа, комментирование фрагментов текста, дискуссия, анализ сентиментального монолога, сообщения учащихся, групповая работа


Дидактические материалы к уроку: портрет Г. Н. Волкова, выставка его произведений.


Оборудование: учебник: Чувашская литература 11кл., компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка, ватман, стикеры раздаточный материал. Литературная теория: монолог, сентиментальный монолог, этнопедагогика

Ход урока


Эпиграф урока:

Мила та сторонка, где пупок резан.

Русская пословица


1.Первая фаза урока. Вызов интереса. 1 фаза урока вызывает интерес. После прослушивания песни вместе с учениками выдвигаем гипотезу:

- Ребята, скажите, пожалуйста, какая песня звучит, о чем она, о чем мы с вами будем говорить?

Какая связь между песней и творчеством Г.Н.Волкова? (выдвижение гипотез).

Итак, я приглашаю вас на урок под названием «дом отца и матери – золотая колыбель…»»

Реализация исследовательских целей урока. слайд № 3 с целями урока

Затем переходим к реализации исследовательских целей урока

- Роль песни, сказок, пословиц и поговорок в воспитании и формировании детей занимает огромное место в жизни чуваш. В сказках родители передают свой трудовой опыт детям, поручают им разнообразные дела. Песня создает поэтический образ родительского дома, проводится параллель: незабываем труд земледельца – незабываемы и родители.

- Как называется наука, которая основывается на народном воспитании? – ответы учащихся Слайд№ 4

Сообщения учащихся

Этнопедагогика – это вечно животворящий источник, живой мостик между прошлым, настоящим и будущим каждого человека и всего народа» (Г. Н. Волков).

  Этнопедагогика – народная наука о воспитании детей. Она существовала у всех народов нашей планеты, без нее не смог бы выжить и сохраниться ни один народ.

Первым исследователем, разработавшим и выделившим этнопедагогику как науку, был чувашский ученый Волков Геннадий Никандрович. Слайд№,5,6,7,8,9,10

Геннадий Никандрович часто любил повторять: «Внутренняя духовная жизнь человека держится на любви, воспоминаниях и памяти. Это – стержневая линия в народном учении. Они тысячелетиями воспевались в народном эпосе, в семейно-обрядовой культуре, сопровождающей каждый символический судьбоносный период в жизни человека: рождение, воспитание, свадьбу, новые рождения потомков, несущих в себе плоть, кровь и душу своих предков, зрелость, старость и смерть... И каждое обращение к прошлому очищает настоящее и обогащает будущее».

Учитель - Наша цель сегодня на уроке найти этнопедагогические идеи в творчестве Г. Н. Волкова на примере сентиментального монолога «Золотая колыбель».

- Как вы думаете, к какому роду и жанру литературы можно отнести это произведение? Слайды № 11

Род литературы – эпос

Жанр - сентиментальный монолог Слайды № 12

Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) — это развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога:

- монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю;

- это речь наедине с самим собой и не направлен непосредственному слушателю. Слайды № 13

Сентиментализм - (от фр. sentiment — чувство, чувствительность) — литературное направление второй половины XVIII в.нач. XIX в.,признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. Важнейшее свойство С. - стремление исследовать человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, переживаниях. С. обращается к изображению частной человеческой жизни. Главными темами С. становятся любовь, дружба, страдание, противоречия внутренней жизни и т. п. Герой произведений С. - простой человек, наделенный врожденной нравственной чистотой, неиспорченностью, богатым духовным миром.  Основные жанры С.: сентиментальный роман, повесть, дневник, путешествие, письмо, элегия, послание

Само название «сентиментализм» указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов. Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.

Обсуждение названия произведения.

Учитель Название – это первая информация о произведении, которая должна дать ему представление о нем.

- Ребята, давайте вернемся к названию урока. Если бы писал человек «без души», взял бы он эти слова к своему произведению?

Мила та сторонка, где пупок резан (русская пословица)

Дом отца и матери – золотая колыбель.

Край отца и матери – добрая вселенная (из плача невесты на чувашской свадьбе)

- Как вы понимаете это выражение? И как объясняет слова «дом», «отчий дом», «родина» сам автор? Откройте учебники на стр. 195 и прочитайте.

Ты появилась на свет в родильном доме. В доме. Никто не сумел придумать другого слова. Может быть, и не искал. Да и едва ли в этом была нужда: ведь люди рождались дома.

Есть матери, есть пуповины, соединяющие детей с матерями…

Имени еще нет. Фамилия уже есть – моя. Ты не могла выбрать сама ни имени, ни родителей своих. Можно менять имена, фамилию, но родину, как и национальность, - никогда. Ты родилась от одной матери, от одного отца, в одном месте. У тебя одна родина.

Ответы детей

Вывод: в произведении говорится: познавая мать, отца, дом, ты познаешь родину. Родина начинается с матери.

2. Вторая фаза урока. Осмысление темы урока.

Работа в группах строится на анализе произведения.

- Ребята, давайте мы с вами составим синквейны о родителях. Одна группа – о матери, другая – об отце. (Обучающиеся по ходу обсуждения заполняют на ватмане синквейны: первая группа о матери, вторая об отце).

Слайд №14 синквейны

Мать

Красивая, добрая

Лечит, любит, воспитывает

Дороже матери нет человека.

Счастье

Отец

Сильный, добрый

Воспитывает, защищает, содержит

Опора каждого ребенка

счастье

Со дня рождения и до полного формирования ребенка в его воспитании решающую роль играет мать.

- Как автор делится с нами своими мыслями о роли матери в семье, в обществе, и в жизни человека вообще? (с. 198-199)

- Ребята находят в тексте высказывания о матери. И каждая группа составляет свой вывод о матери в виде кластера.

Ученики работают с текстом

Родина начинается с матери.

В мире талантливее твоей матери нет человека.

Мать и матери нужна.

Мать – верховный бог.

Величие человека – в отношении к матери.

Посмотрю, как относишься к матери, и скажу, что за человек ты есть.

Падение любого человека начинается с забвения своего долга перед матерью.

На основе этих высказываний составляют маленький вывод в виде кластера. Слайд №15

Кластер:

Мать – родина, верховный бог, птица, совесть семьи и рода



t1614105621aa.gif



- Как объяснил в своем сентиментальном монологе Г. Н. Волков словосочетание «Родина начинается с матери». ( Стр. 198-199) дети находят слова в тексте и читают

Первое родное место – родильный дом. Второе родное место – дом родительский. Познавая мать, отца, дом, ты познаешь родину. Она начинается с матери.

Бог есть. Мать есть бог.

Все боги умирают, все религии исчезают, у всех людей остается один бог – мать. Одна молитва – песня о матери. Дом матери будет золотым храмом человечности.

Падение любого человека начинается с забвения своего долга перед матерью. Запомни это. Твою мать даже чужие люди называют совестью семьи и рода.

Любящий родину-мать любит и родительницу-мать. Забывший мать способен забыть все на свете – даже родину.


3. Третья фаза урока. Рефлексия.

Выявление проблемы, описанной Г. Н. Волковым.

Попытаемся разобрать проблемное высказывание.

Любящий родину-мать любит и родительницу-мать. Забывший мать способен забыть все на свете – даже родину.

Найдите в тексте отрывок, раскрывающий и объясняющий слова автора. (с. 199)

Если пятидесятилетний человек плохо относится к матери, хоть пятьдесят

Лет ищи в нем хорошее – бесполезно. Даже в мелочи не доверяй человеку, забывшему родную мать. Не заводи знакомства с человеком, который способен обижать свою или твою мать. Не прощай непочтительности к любой из матерей. К твоей – тем более! Да будет проклят человек, унижающий мать своих детей!

видеоролик


Анализ урока.

- Почему урок назван «Дом отца и матери – золотая колыбель…»?

Потому что у каждого человека на свете есть мама – самый добрый, самый нежный, самый-самый… . А каждый ребенок сокращенно и торопливо повторяет историю нравственного развития человечества., которая передается материнским молоком. Слайд №16 Чувашский педагог И. Я. Яковлев говорил, что матери создают неуловимую атмосферу чувств, которыми дышат подрастающее поколение; по его мнению, племенное наречие и племенные особенности инородцев преимущественно сохраняются и поддерживаются матерями. Женщины сохраняли обычаи, язык, костюмы…

Ты едва начала ходить, а я уже приучал тебя к поэзии. Сначала через сказки. Их много было у нас. Почти двухсот народов. Помнишь дагомейскую «Неблагодарность»? или лучшую из сказок – «Золотая земля»? ты пересказывала ее в восемь лет. Эфиопы гостям-путешественникам дали много дорогих подарков. И золото, и бриллианты… но, провожая их на корабль, соскребли с их туфель приставшую глину, смахнули пыль. Дороже золота, дороже бриллиантов пылинка родной земли. Тогда ты смеялась: «золота не жаль, пылинку – жаль!»


Ученики нашли в тексте много пословиц и поговорок обучающего и воспитывающего характера. Слайд№ 17

Ам=ш с\ч\пе т=н к\месен, качака с\ч\пе т=н к\мест. – Если разум не усвоен с молоком матери, то с молоком козы ум не придет.

Ашш\пе ыв=л\ п\р урапапах чупаёё\. – Отец и сын катаются на одной повозке.

Ачасене юратас пулать, анчах ашк=нтарас пулмасть. – Надо любить детей, но не надо их баловать.

Ашш\ ёук – ёур т=л=х, ам=ш ёук х=р т=л=х. – Отца нет – полу сирота, матери нет – полная сирота.

Ам=шне в\рекен анч=к кашк=р кулли пулн=. – Щенок, лающий на свою мать, угодил в волчью пасть.

Анне теме в\рентиччен итлеме в\рент. – Раньше, чем научить произносить слово «мама», научи слушать и слышать.

Учащиеся переводили данные поговорки и пословицы на русский язык

Вот что говорил В.А. Сухомлинский о воспитании:

Судьбу каждого человека и любого народа в конечном свете решают три любви: любовь к детям, любовь к труду и любовь к Родине.

- Чтобы проверить, как обучающиеся прочитали и запомнили материал, проведем клоуз-тест

Клоуз-тест. Слайд№ 19

Без меня ты тоже думай, и часто. Вот тебе темы для сочинений и раздумий. Вернее, эпиграфы для тем. Прочтешь – поймешь тему.

И в сторону дома бежит быстрее.

Из дома – шагом, домой – ______ .

Покидает - со слезами, возвращается – с ______ .

На чужбине замерзнешь и при ____, дома и снег согревает.

Чем быть царем на чужбине, лучше быть дубовой на родине.

Без любимой и солнце не греет.

В своем краю – как в раю.

И родной земли – золото.

для каждого – и отец, и мать.

На своей родине, как в колыбели.

Ты мое ______, дочь моя, ты – моя звезда.

Ты идешь по _______, отставая от меня на двадцать четыре года. Но где-то обгонишь меня.

Так должно быть. Это закономерно.

Слова: много, эпиграф, лошадь, галопом, песней, солнце, палкой, родины, пылинка, родина, золотой, бессмертие, жизни.


Рефлексия: Ребята, все вы молодцы, достойно поработали. Если вам понравился урок поднимите розовые «сердечки», не понравился – «синие», так себе – «желтые»

Задание на дом. Домашнее задание дети получают на выбор: Слайд №21

- подобрать 10 -15 пословиц и поговорок поучительного характера;

Хочется закончить урок словами Г. Н. Волкова: Слайд № 22

Без памяти нет традиций,
без традиций нет культуры,
без культуры нет воспитания,
без воспитания нет духовности,
без духовности  нет личности,
без личности нет народа. Слайд №23














6


Опубликовано


Комментарии (2)

Фролова Елена Николаевна, 23.02.21 в 22:48 1Ответить Пожаловаться
Интере ная работа,но хотелось бы взглянуть на презентацию,на которую вы ссылаетесь.
Потамошнева Наталья Алексеевна, 24.02.21 в 12:10 0Ответить Пожаловаться
Согласна, презентация нужна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.