12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Славкина Татьяна Николаевна20



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №1

(МБОУ школа №1)

Рассмотрена

на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от 30 августа 2023 г.





Утверждена

приказом по МБОУ школе №1

от 31.08.2023 г. № 144-ОД



Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Речезнайка»

Возраст обучающихся: с 7 лет

Срок реализации: 1 год

Программа составлена:

учителем-логопедом

Славкиной Татьяной Николаевной














г. Кулебаки, 2023

Оглавление

1. Пояснительная записка…….……………………………………………………….……..3-4 2. Учебный план ………………………………………………………………………………5

3. Календарный учебный график ……………………………………………………………6

4. Рабочие программы учебных модулей……………………………………….…….……7-9

4.1. Содержание рабочей программы учебного модуля 1 ……………………………7

4.2. Тематическое планирование учебного модуля 1 ………………………………… 7

4.3. Содержание рабочей программы учебного модуля 2………………………………8

4.4. Тематическое планирование учебного модуля 2……………………………………9

5. Оценочные материалы….………………………………………………………………..11-16

6. Ожидаемые результаты ………………………………………………………………… 17

7. Методические материалы………….………..……………………………………………17

8. Перечень основного оборудования………………………………………………………18

9. Список литературы………………………………………………………………………..18






























Пояснительная записка

С момента перехода школы на ФГОС, создалась ситуация, позволяющая по-новому оценить и выстроить логопедическую работу в общеобразовательной школе.

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако, не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

Роль родного языка в воспитании детей младшего школьного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договорённости между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. К числу важнейших задач логопедической работы с детьми относится формирование связной речи. Это и произношение, и грамматический строй, и словарный запас. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки школьников к формированию полноценной учебной деятельности, комфортного ощущения ребенка в общении с детьми и взрослыми. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы; самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. В последнее время наблюдается рост количества детей-первоклассников с общим недоразвитием речи средней степени, для которого характерно:

Нарушение звукопроизношения;

Недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

Аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

Нарушение сложных форм словообразования;

Недостаточная сформированность связной речи;

Дислексия;

Дисграфия.



Актуальность программы в том, что она направлена на восполнение пробелов подготовки к школьному обучению и коррекции нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения письменной речи первоклассников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Речезнайка» (далее программа) носит социально-гуманитарную направленность.

Цель программы: формирование функционального базиса навыков письма и чтения у обучающихся 1 классов, способствующего успешной адаптации детей в учебной деятельности.

Образовательные задачи:

расширение и актуализация знаний детей об окружающем мире;

расширять словарный запас;

формировать знания детей о буквах русского алфавита и звуках;

формировать понятия звук, слог, слово, предложение, текст, умений делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;

формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;

овладение чтением и письмом, как видами речевой деятельности;

формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной);

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать психологическую базу речи;

развивать фонетический слух, фонематическое восприятие;

развивать артикуляционную и пальцевую моторику;

развивать зрительно-пространственное восприятие и координации в системе «глаз-рука»;

развивать связную речь;

развивать мыслительную деятельность;

предупреждение нарушений письма и чтения;

Воспитательные задачи:

воспитывать коммуникативные навыки;

воспитывать культуру общения;

воспитание у детей языковое чутьё;

содействовать становлению ценностных ориентаций.



Объём и срок освоения программы


Программа рассчитана на 1 год обучения.


Адресат программы



Данная программа адресована детям с 7 лет.


Режим занятий


Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.

Год обучения

Всего часов

В день

В неделю

1

1

1



УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Наименование учебных модулей


Кол-во часов

Форма промежуточной

аттестации

1.

Учебный модуль 1

9ч.


Диагностическая работа

2

Промежуточная аттестация

1

Учебный модуль 2

25ч.


Диагностическая работа

2

Промежуточная аттестация


























3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год

обучения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего


1

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя


1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя


1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Кол-во часов

1

1

1


1

1

1

1

1


1

1

1

1

1


1

1


1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

37




t1710329071aa.gif

Ведение занятий по расписанию


t1710329071ab.gif

Каникулы

t1710329071ac.gif

Промежуточная аттестация



РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ

4.1 Содержание рабочей программы учебного модуля 1

Входная диагностика. Формирование группы.

Обследование у детей первых классов речевого развития. Подведение итогов и формирование группы.

Волшебный мир звуков.

Направлен на развитие речевой функциональной системы, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных психических процессов, творческих способностей, звуковой культуры речи, воспитание вербальных и невербальных способов общения.

Артикуляционная гимнастика, как комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата с элементами биоэнергопластики.

Упражнения на развитие мелкой, пальцевой моторики и координацию движений.

Речедвигательные упражнения, направленные на координацию и речи и движений.

Дыхательная гимнастика.

Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы.

Упражнения для развития фонетического слуха.

Графические диктанты.

4.2. Тематическое планирование учебного модуля 1

п/п

Наименование раздела

Количество

часов

Всего

Теория

Практика

1

Входная диагностика. Формирование группы.

1

-

1

2

Волшебный мир звуков.


8

1

7

2.1

Неречевые звуки.

-

1

2.2

Звукоподражания. Ориентировка в пространстве.

-

1

2.3

Речевые звуки.

-

1

2.4

Гласные звуки.

-

1

2.5

Согласные звуки.

-

1

2.6

Дифференциация гласных и согласных

-

1

2.7

Слог. Ориентировка на листе бумаги.

-

1

2.8

Звук, слог и слово.

1

-







4.3. Содержание рабочей программы учебного модуля 2

Во втором модуле осуществляется работа, направленная на:

-формирование фонематического восприятия, знакомство со всеми звуками речи их уточнение, закрепление в речи, соотнесение с буквой;

- формирование и закрепление понятий слог, слово, предложение, текст;

- формирование грамматического строя речи и расширение лексического запаса;

- составление предложений, сначала простых, а потом распространенных, знакомство с эмоциональной окраской предложений;

- знакомство с ролью предлогов в предложении, выделение предлогов их предложения;

- работу с текстом;

- обучению краткому пересказу и пересказу близкому к тексту;

- формирование умения составлять рассказ по серии картинок и по сюжетной картинке, по опорным словам.



4.4. Тематическое планирование учебного модуля 2

п/п

Наименование раздела

Количество

часов

Всего

Теория

Практика

1

Гласные звуки.

8

1

7

1.1

Звук и букв А. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?

-

1

1.2

Звук и буква О. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?


1

1.3

Звук и буква И. Слова – признаки предметов.

-

1

1.4

Звук и буква У. Слова – признаки предметов.


1

1.5.

Дифференциация письменных букв И-У.


1

1.3

Звук ы. Буква ы. Слова – действия.

-

1

1.4

Звук э, буква э. Слова-действия.

-

1

1.5

Ударение в словах.

1

-

2

Согласные звуки. Свистящие.

6

1

7

2.1

Согласные звуки.

1


2.2

Дифференциация гласных и согласных.


1

2.3

Дифференциация твёрдых и мягких

согласных. Предложение, как единица высказывания.

-

1

2.4

Автоматизация свистящих звуков

(изолированно, в словах, слогах, предложениях).Звуки С, Сь. Составление простых и распространенных предложений.

-

1

2.5

Звуки З, Зь, буква З. Интонационная окраска предложений.

-

1

2.6

Звук и буква Ц. Роль предлогов в предложении.

-

1

3

Согласные звуки. Шипящие

6



3.1

Звук и буква Ш. Выделение предлогов на письме.


1

3.2

Звук и буква Ж.


1

3.3

Дифференциация звуков Ш-Ж.


1



3.4

Звук и буква Щ. Суффиксы увеличения.


1

3.5

Звук и буква Ч. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.


1

3.6

Дифференциация свистящих и шипящих. Обучение составлению плана текста.


1

4

Сонорные звуки.

5

1

4

4.1

Звуки Л, Ль, буква Л. Описательный и повествовательный типы текстов.

1

-

4.2

Звуки Р, Рь, буква Р. Обучение пересказу.


-

1

4.3

Звуки Р, Рь, буква Р. Составление самостоятельных рассказов по серии картинок.

-

1

4.4

Дифференциация звуков Л, Ль, Р, Рь. Составление творческого рассказа по опорным словам.


1

4.5

Праздник красивой речи.


1





































ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

С целью выявления уровня результативности освоения обучающимися Программы по окончанию обучения (2 раза в год) проводится промежуточная аттестация обучающихся в форме диагностической работы.

Диагностическая работа № 1 «Звуки. Буквы. Слоги»

Определи, кто в каком вагоне поедет? Соедини линиями.

t1710329071ad.gif

На каком этаже будут жить эти животные? Соедини линиями.

t1710329071ae.gif

Укажи цифрой количество слогов в словах.



t1710329071af.gif

4. Подчеркни варианты, где показано правильное деление слов на слоги.

t1710329071ag.gif





5. На какой лодке перевезут эти предметы? Соедини линиями.

(Количество иллюминаторов на лодке соответствует количеству слогов в слове.)

t1710329071ah.gif

6.Составь звуковые модели слов.

t1710329071ai.gif















7. Дострой звуко-слоговые модели слов.

t1710329071aj.gif



8.Определи количество звуков в слове. Подчеркни в словах буквы, обозначающие на письме глухие согласные звуки.

t1710329071ak.gif

Какое слово подходит к данной звуковой модели? Соедини линией.

t1710329071al.gif











Соотнеси картинки и звуковые модели слов. Раскрась звуковые модели слов. Запиши слова.

t1710329071am.gif

t1710329071an.gif





Диагностическая работа №2 «Предложение. Текст»

Прочитай пословицы. Определи основную мысль каждой пословицы.

t1710329071ao.gif

t1710329071ap.gif





Сколько слов в предложении? Напиши ответ.

t1710329071aq.gif

Какая схема подходит к предложению. Отметь ответ.

t1710329071ar.gif

4. Составь из слов три предложения. Запиши предложения. Составь схему второго предложения.

t1710329071as.gif

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________









5.Составь и запиши предложение по схеме и опорным картинкам.

t1710329071at.gif

t1710329071au.gif

6. Определи границы предложений в тексте. Сколько предложений в тексте? Напиши ответ.

Как красиво светят летней ночью звёзды вы видели звёздный

дождь а какой загадочный бывает луна она появляется тоненьким

серпом

В этом тексте ______ предложений.

7. Определи границы предложений в тексте. Поставь в конце каждого

предложения нужный знак препинания. Какому предложению

соответствует каждая картинка. Напиши ответ цифрой.

Я решил нарисовать кота Ваську он спал на стуле я взял чистый

лист бумаги вдруг Васька проснулся и убежал во двор кот

спрятался пот крыльцом как мне его рисовать

t1710329071av.gif

9. Вставь подходящие по смыслу слова, чтобы получился текст.

Ярко светит весеннее ______________. На деревьях

распускаются нежные _____________. Весенний ___________

пахнет свежестью. _____________ весело играют на улице.

Прозрачные звонкие ____________ журчат и бегут в реку.

10. Укажи такой порядок предложений в квадратиках, чтобы получился текст.

t1710329071aw.gif

t1710329071an.gif





Критерии оценивания заданий диагностических работ

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – задание выполнено с 1–2 ошибками;

1 балл – задание выполнено с большим количеством ошибок;

0 баллов – задание не выполнено.

Оценка результатов

Максимальный балл – 30 баллов.

30–27 баллов – работа выполнена на «отлично». Высокий уровень.

26–23 балла – работа выполнена на «хорошо». Базовый уровень.

22–19 баллов – работа выполнена на «удовлетворительно». Низкий

уровень.

18 баллов и менее – работа выполнена, программный материал по теме не усвоен.







6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения Программы, обучающиеся будут знать:

отличие звука от буквы; признаки гласных и согласных звуков;

согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие;

пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости;

способы обозначения мягких согласных на письме;

правила оформления предложения на письме

правила употребления предлогов;

правила образования новых слов;

правила составления простых и распространенных предложений;

правила составления рассказа.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. http://pedlib.ru/Books/7/0058/7_0058-1.shtml – Электронная библиотека.

2. http://ontolingva.ru / – Лаборатория детской речи РГПУ им. А.И.Герцена.

3. https://nsportal.ru/

4. https://infourok.ru/user/moshkareva-oksana-sergeevna/blog/poleznie-sayti-dlya-pedagogov-28292.html

5. https://multiurok.ru/blog/saity-dlia-uchitieliei-7.html

6. https://shkola27.edusite.ru/p103aa1.html

7. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте. Методические материалы: под науч. ред. О.В. Елецкой. _ М.: Редкая птица, 2017.























8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Для реализации Программы необходим кабинет для занятий, оснащенный партами, стульями, компьютером, принтером, презентации, дидактический материал по лексическим темам. игры с предлогами, игры по словообразованию, игры для развития артикуляционной, пальцевой и дыхательной систем, игры для формирования психологической базы речи, индивидуальные рабочие тетради, карандаши.

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция о правах ребенка

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018г. № 169.

4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе:

Метод. пособие. – М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2007.

5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю., Развитие и коррекция пространственно-вре-

менных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста // Ло-

гопедическая тетрадь. – М.: 2004.

6. Елецкая О.В., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е., Щукина Д.А. Организация и со-

держание работы школьного логопеда: Учебно-метод. пособие. – М.: ФОРУМ:

ИНФРА-М, 2015.

7. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Дизорфография

8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи М: Астрель, 2006

9. Козырева Л.М. Тетрадь И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Загадки звуков, букв, слогов Ярославль: Академия развития, 2001



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.