ДОП "Речезнайка"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №1
(МБОУ школа №1)
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30 августа 2023 г. | Утверждена приказом по МБОУ школе №1 от 31.08.2023 г. № 144-ОД |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Речезнайка»
Возраст обучающихся: с 7 лет
Срок реализации: 1 год
Программа составлена:
учителем-логопедом
Славкиной Татьяной Николаевной
г. Кулебаки, 2023
Оглавление
1. Пояснительная записка…….……………………………………………………….……..3-4 2. Учебный план ………………………………………………………………………………5
3. Календарный учебный график ……………………………………………………………6
4. Рабочие программы учебных модулей……………………………………….…….……7-9
4.1. Содержание рабочей программы учебного модуля 1 ……………………………7
4.2. Тематическое планирование учебного модуля 1 ………………………………… 7
4.3. Содержание рабочей программы учебного модуля 2………………………………8
4.4. Тематическое планирование учебного модуля 2……………………………………9
5. Оценочные материалы….………………………………………………………………..11-16
6. Ожидаемые результаты ………………………………………………………………… 17
7. Методические материалы………….………..……………………………………………17
8. Перечень основного оборудования………………………………………………………18
9. Список литературы………………………………………………………………………..18
Пояснительная записка
С момента перехода школы на ФГОС, создалась ситуация, позволяющая по-новому оценить и выстроить логопедическую работу в общеобразовательной школе.
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако, не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Роль родного языка в воспитании детей младшего школьного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договорённости между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. К числу важнейших задач логопедической работы с детьми относится формирование связной речи. Это и произношение, и грамматический строй, и словарный запас. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки школьников к формированию полноценной учебной деятельности, комфортного ощущения ребенка в общении с детьми и взрослыми. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы; самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. В последнее время наблюдается рост количества детей-первоклассников с общим недоразвитием речи средней степени, для которого характерно:
Нарушение звукопроизношения;
Недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
Аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
Нарушение сложных форм словообразования;
Недостаточная сформированность связной речи;
Дислексия;
Дисграфия.
Актуальность программы в том, что она направлена на восполнение пробелов подготовки к школьному обучению и коррекции нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения письменной речи первоклассников.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Речезнайка» (далее программа) носит социально-гуманитарную направленность.
Цель программы: формирование функционального базиса навыков письма и чтения у обучающихся 1 классов, способствующего успешной адаптации детей в учебной деятельности.
Образовательные задачи:
расширение и актуализация знаний детей об окружающем мире;
расширять словарный запас;
формировать знания детей о буквах русского алфавита и звуках;
формировать понятия звук, слог, слово, предложение, текст, умений делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
овладение чтением и письмом, как видами речевой деятельности;
формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной);
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать психологическую базу речи;
развивать фонетический слух, фонематическое восприятие;
развивать артикуляционную и пальцевую моторику;
развивать зрительно-пространственное восприятие и координации в системе «глаз-рука»;
развивать связную речь;
развивать мыслительную деятельность;
предупреждение нарушений письма и чтения;
Воспитательные задачи:
воспитывать коммуникативные навыки;
воспитывать культуру общения;
воспитание у детей языковое чутьё;
содействовать становлению ценностных ориентаций.
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Адресат программы
Данная программа адресована детям с 7 лет.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.
Год обучения | Всего часов | |
В день | В неделю | |
1 | 1 | 1 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование учебных модулей | Кол-во часов | Форма промежуточной аттестации |
1. | Учебный модуль 1 | 9ч. | Диагностическая работа |
2 | Промежуточная аттестация | ||
1 | Учебный модуль 2 | 25ч. | Диагностическая работа |
2 | Промежуточная аттестация |
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Всего | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
| |||||||||
Кол-во часов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 37 |
| Ведение занятий по расписанию |
| Каникулы |
| Промежуточная аттестация |
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ
4.1 Содержание рабочей программы учебного модуля 1
Входная диагностика. Формирование группы.
Обследование у детей первых классов речевого развития. Подведение итогов и формирование группы.
Волшебный мир звуков.
Направлен на развитие речевой функциональной системы, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных психических процессов, творческих способностей, звуковой культуры речи, воспитание вербальных и невербальных способов общения.
Артикуляционная гимнастика, как комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата с элементами биоэнергопластики.
Упражнения на развитие мелкой, пальцевой моторики и координацию движений.
Речедвигательные упражнения, направленные на координацию и речи и движений.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы.
Упражнения для развития фонетического слуха.
Графические диктанты.
4.2. Тематическое планирование учебного модуля 1
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Входная диагностика. Формирование группы. | 1 | - | 1 |
2 | Волшебный мир звуков. | 8
| 1 | 7 |
2.1 | Неречевые звуки. | - | 1 | |
2.2 | Звукоподражания. Ориентировка в пространстве. | - | 1 | |
2.3 | Речевые звуки. | - | 1 | |
2.4 | Гласные звуки. | - | 1 | |
2.5 | Согласные звуки. | - | 1 | |
2.6 | Дифференциация гласных и согласных | - | 1 | |
2.7 | Слог. Ориентировка на листе бумаги. | - | 1 | |
2.8 | Звук, слог и слово. | 1 | - |
4.3. Содержание рабочей программы учебного модуля 2
Во втором модуле осуществляется работа, направленная на:
-формирование фонематического восприятия, знакомство со всеми звуками речи их уточнение, закрепление в речи, соотнесение с буквой;
- формирование и закрепление понятий слог, слово, предложение, текст;
- формирование грамматического строя речи и расширение лексического запаса;
- составление предложений, сначала простых, а потом распространенных, знакомство с эмоциональной окраской предложений;
- знакомство с ролью предлогов в предложении, выделение предлогов их предложения;
- работу с текстом;
- обучению краткому пересказу и пересказу близкому к тексту;
- формирование умения составлять рассказ по серии картинок и по сюжетной картинке, по опорным словам.
4.4. Тематическое планирование учебного модуля 2
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Гласные звуки. | 8 | 1 | 7 |
1.1 | Звук и букв А. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? | - | 1 | |
1.2 | Звук и буква О. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? | | 1 | |
1.3 | Звук и буква И. Слова – признаки предметов. | - | 1 | |
1.4 | Звук и буква У. Слова – признаки предметов. | | 1 | |
1.5. | Дифференциация письменных букв И-У. | | 1 | |
1.3 | Звук ы. Буква ы. Слова – действия. | - | 1 | |
1.4 | Звук э, буква э. Слова-действия. | - | 1 | |
1.5 | Ударение в словах. | 1 | - | |
2 | Согласные звуки. Свистящие. | 6 | 1 | 7 |
2.1 | Согласные звуки. | 1 | | |
2.2 | Дифференциация гласных и согласных. | | 1 | |
2.3 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Предложение, как единица высказывания. | - | 1 | |
2.4 | Автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях).Звуки С, Сь. Составление простых и распространенных предложений. | - | 1 | |
2.5 | Звуки З, Зь, буква З. Интонационная окраска предложений. | - | 1 | |
2.6 | Звук и буква Ц. Роль предлогов в предложении. | - | 1 | |
3 | Согласные звуки. Шипящие | 6 | | |
3.1 | Звук и буква Ш. Выделение предлогов на письме. | | 1 | |
3.2 | Звук и буква Ж. | | 1 | |
3.3 | Дифференциация звуков Ш-Ж. | | 1 | |
| | |||
3.4 | Звук и буква Щ. Суффиксы увеличения. | | 1 | |
3.5 | Звук и буква Ч. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | | 1 | |
3.6 | Дифференциация свистящих и шипящих. Обучение составлению плана текста. | | 1 | |
4 | Сонорные звуки. | 5
| 1 | 4 |
4.1 | Звуки Л, Ль, буква Л. Описательный и повествовательный типы текстов. | 1 | - | |
4.2 | Звуки Р, Рь, буква Р. Обучение пересказу. | - | 1 | |
4.3 | Звуки Р, Рь, буква Р. Составление самостоятельных рассказов по серии картинок. | - | 1 | |
4.4 | Дифференциация звуков Л, Ль, Р, Рь. Составление творческого рассказа по опорным словам. | | 1 | |
4.5 | Праздник красивой речи. | | 1 |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
С целью выявления уровня результативности освоения обучающимися Программы по окончанию обучения (2 раза в год) проводится промежуточная аттестация обучающихся в форме диагностической работы.
Диагностическая работа № 1 «Звуки. Буквы. Слоги»
Определи, кто в каком вагоне поедет? Соедини линиями.
На каком этаже будут жить эти животные? Соедини линиями.
Укажи цифрой количество слогов в словах.
4. Подчеркни варианты, где показано правильное деление слов на слоги.
5. На какой лодке перевезут эти предметы? Соедини линиями.
(Количество иллюминаторов на лодке соответствует количеству слогов в слове.)
6.Составь звуковые модели слов.
7. Дострой звуко-слоговые модели слов.
8.Определи количество звуков в слове. Подчеркни в словах буквы, обозначающие на письме глухие согласные звуки.
Какое слово подходит к данной звуковой модели? Соедини линией.
Соотнеси картинки и звуковые модели слов. Раскрась звуковые модели слов. Запиши слова.
Диагностическая работа №2 «Предложение. Текст»
Прочитай пословицы. Определи основную мысль каждой пословицы.
Сколько слов в предложении? Напиши ответ.
Какая схема подходит к предложению. Отметь ответ.
4. Составь из слов три предложения. Запиши предложения. Составь схему второго предложения.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5.Составь и запиши предложение по схеме и опорным картинкам.
6. Определи границы предложений в тексте. Сколько предложений в тексте? Напиши ответ.
Как красиво светят летней ночью звёзды вы видели звёздный
дождь а какой загадочный бывает луна она появляется тоненьким
серпом
В этом тексте ______ предложений.
7. Определи границы предложений в тексте. Поставь в конце каждого
предложения нужный знак препинания. Какому предложению
соответствует каждая картинка. Напиши ответ цифрой.
Я решил нарисовать кота Ваську он спал на стуле я взял чистый
лист бумаги вдруг Васька проснулся и убежал во двор кот
спрятался пот крыльцом как мне его рисовать
9. Вставь подходящие по смыслу слова, чтобы получился текст.
Ярко светит весеннее ______________. На деревьях
распускаются нежные _____________. Весенний ___________
пахнет свежестью. _____________ весело играют на улице.
Прозрачные звонкие ____________ журчат и бегут в реку.
10. Укажи такой порядок предложений в квадратиках, чтобы получился текст.
Критерии оценивания заданий диагностических работ
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – задание выполнено с 1–2 ошибками;
1 балл – задание выполнено с большим количеством ошибок;
0 баллов – задание не выполнено.
Оценка результатов
Максимальный балл – 30 баллов.
30–27 баллов – работа выполнена на «отлично». Высокий уровень.
26–23 балла – работа выполнена на «хорошо». Базовый уровень.
22–19 баллов – работа выполнена на «удовлетворительно». Низкий
уровень.
18 баллов и менее – работа выполнена, программный материал по теме не усвоен.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения Программы, обучающиеся будут знать:
отличие звука от буквы; признаки гласных и согласных звуков;
согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие;
пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости;
способы обозначения мягких согласных на письме;
правила оформления предложения на письме
правила употребления предлогов;
правила образования новых слов;
правила составления простых и распространенных предложений;
правила составления рассказа.
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. http://pedlib.ru/Books/7/0058/7_0058-1.shtml – Электронная библиотека.
2. http://ontolingva.ru/ – Лаборатория детской речи РГПУ им. А.И.Герцена.
4. https://infourok.ru/user/moshkareva-oksana-sergeevna/blog/poleznie-sayti-dlya-pedagogov-28292.html
5. https://multiurok.ru/blog/saity-dlia-uchitieliei-7.html
6. https://shkola27.edusite.ru/p103aa1.html
7. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте. Методические материалы: под науч. ред. О.В. Елецкой. _ М.: Редкая птица, 2017.
8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Для реализации Программы необходим кабинет для занятий, оснащенный партами, стульями, компьютером, принтером, презентации, дидактический материал по лексическим темам. игры с предлогами, игры по словообразованию, игры для развития артикуляционной, пальцевой и дыхательной систем, игры для формирования психологической базы речи, индивидуальные рабочие тетради, карандаши.
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция о правах ребенка
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018г. № 169.
4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе:
Метод. пособие. – М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2007.
5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю., Развитие и коррекция пространственно-вре-
менных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста // Ло-
гопедическая тетрадь. – М.: 2004.
6. Елецкая О.В., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е., Щукина Д.А. Организация и со-
держание работы школьного логопеда: Учебно-метод. пособие. – М.: ФОРУМ:
ИНФРА-М, 2015.
7. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Дизорфография
8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи М: Астрель, 2006
9. Козырева Л.М. Тетрадь И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Загадки звуков, букв, слогов Ярославль: Академия развития, 2001