ДООП на тему «Маленькие фантазеры»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
(МАДОУ «Детский сад №92» общеразвивающего вида)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Маленькие фантазеры»
направленность «Художественная»
Возраст детей – 5-6 лет
Срок реализации – 1 год
Составители программы:
педагог
Полякова Светлана Владимировна
Сыктывкар, 2022 год
Содержание
|
Пояснительная записка |
3 |
|
Учебный план |
7 |
|
Содержание программы |
8 |
|
Методическое обеспечение; требования к образовательным результатам |
12 |
|
Литература |
14 |
Приложения к программе |
16 |
|
|
|
|
Пояснительная записка
Дошкольное детство – это период развития не только физических качеств ребенка, но и его психологических особенностей, это важный этап в формирования чувства любви, доброты, заботы, сострадания ко всему живому.
Мир животных, близких и далеких, привлекает детей с раннего детства. Они видят животных в своих первых книжках, знакомятся в окружающей жизни, испытывают потребность в общении с различными живыми объектами, на улице, в домашних условиях и в дошкольном учреждении. Рекомендации педагогов и психологов по использованию в процессе обучения изобразительной деятельности анималистических тем подтверждают необходимость с детства прививать детям любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детенышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.
Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешние облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимание, чуткое отношение к животному миру, желание защищать, сберечь природу).
Рисование животных - очень интересный и в то же время сложный процесс. Использование при изображении животных различных техник и приемов рисования позволяет создавать выразительные образы, способствует развитию воображения и фантазии. В ходе этой деятельности у дошкольников развивается мелкая моторика рук тактильное и зрительное восприятие, внимание, усидчивость, пространственная ориентировка на листе бумаги, формируется глазомер и координация. Происходит совершенствование изобразительных умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, навыков самоконтроля и контроля.
Методические разработки в этой области можно найти у таких педагогов как: Т. С. Комарова, И. А. Лыкова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.
Необходимость обучения детей рисованию животных обусловлена тем, что процесс изображения не только развивает творческую активность ребенка, но и способствует познанию окружающего мира, воспитывает гуманистическое отношение ко всему живому.
Актуальность. Непосредственно образовательная деятельность по программе дополнительного образования позволяет развивать у детей не только художественные способности и коммуникативные навыки в процессе рисования, но и привить гуманные чувства к животному миру.
У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с трех лет и до подросткового возраста рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.
Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования.
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше.
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: до изобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадия до изобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно.
Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.
Вторая стадия - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.
В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.
Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-5 лет. Эти рисунки детей весьма специфические.
Вторую стадию составляют схематичные рисунки (в 6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат.
Уже к 4-5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений.
Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка.
Цель: Создать условия для формирования всех психических процессов, развития художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира детей через различные способы рисования.
Задачи:
Обучающая:
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
Развивающая:
Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Воспитательная:
формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся должны знать:
- знать средства художественной выразительности (линия, штрих, пятно, цвет, форма, объем);
- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков, например, красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- пытаться анализировать произведения различных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, различать их образную специфику;
- давать оценку своей и чужой деятельности;
- выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры, тушь, сангина, пастель, глина, пластилин, бумага для коллажа.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
- работать в следующих видах искусства: графике, живописи, скульптуре;
- пользоваться различными художественными материалами: акварель, гуашь, мелки, тушь, пастель, сангина, бумага, глина, пластилин;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм, структура кожного покрова животного);
- использовать различную штриховку для выявления объема, формы, структуры кожного покрова животного;
- изображать животных, их строение, пропорции, характерные особенности, окрас;
- проявлять фантазию, воображение в конкретных формах творческой художественной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в выставках и конкурсах в течение года.
Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.
Год обучения |
Количество человек |
Возраст детей |
1 |
12 человек |
5-6 лет |
Сроки реализации программы.
Программа дополнительное образование «Маленькие фантазеры» реализуется в течении 1 года. Данная программа предусматривает посещение детей старшей группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю в вечернее время. Продолжительность занятия 25 минут
Учебный план
№п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
Вид контроля |
|||||
всего |
теория |
практика |
||||||
1. |
Вводное занятие “Как стать художником? |
1 |
0,5 |
0,5 |
Первичный |
|||
2 |
“В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки. |
3 |
1 |
2 |
|
|||
3 |
“Город мастеров” - работа в технике граттаж. |
3 |
1 |
2 |
|
|||
4 |
“Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью. |
4 |
1,5 |
2,5 |
|
|||
5 |
“Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования. |
5 |
2 |
3 |
|
|||
6 |
Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|||
7 |
Использование карандашей в рисовании цветов. |
4 |
0,5 |
3,5 |
|
|||
8 |
Художественный приём “заливка”. Рисование неба. |
3 |
0,5 |
2,5 |
|
|||
9 |
Рисование по - сырому. Пейзаж. |
5 |
1,5 |
3,5 |
|
|||
10 |
Многослойная живопись на тему: “Африка”. |
4 |
1 |
3 |
|
|||
11 |
Кляксография обычная. Рисование природы. |
1 |
|
1 |
|
|||
12 |
Кляксография трубочкой. |
1 |
|
1 |
|
|||
13 |
Техника рисования “Свеча + акварель”. |
3 |
1 |
2 |
|
|||
14 |
Рисование пальчиками (творческая работа). |
1 |
|
1 |
|
|||
15 |
Техника рисования “Пуантилизм” |
4 |
1,5 |
2,5 |
|
|||
16 |
Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. |
4 |
1,5 |
2,5 |
|
|||
17 |
Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью. |
4 |
2 |
2 |
|
|||
18 |
“Подводное царство” - рисование пейзажа на тему |
5 |
2 |
3 |
|
|||
19 |
Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов |
4 |
1 |
3 |
|
|||
20 |
Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|||
25 |
“Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Итоговый. Выставка |
|||
|
Итого: |
64 |
20 |
44 |
|
Содержание программы
Вводное занятие “Как стать художником?”
ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.
2. “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки
ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.
ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.
3. “Город мастеров” - работа в технике граттаж
ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.
Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.
4. “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.
ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.
5. “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования
ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.
ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
6. Приём рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному
ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.
ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.
7. Использование карандашей в рисовании цветов
ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.
ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.
8. Художественный приём “заливка”. Рисование неба
ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.
ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.
9. Рисование по - сырому. Пейзаж
ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!
10. Многослойная живопись на тему “Африка”
ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.
11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная”
ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.
ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
12. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой”
ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.
13. Техника рисования “Свеча + акварель”
ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
14. Рисование пальчиками (творческая работа).
ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.
Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
15. Техника рисования “Пуантилизм”
ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм”
ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм”
16. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж.
ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.
ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.
17. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью
ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.
18. “Подводное царство” - рисование рыбок.
ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.
ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.
19. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.
ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации.
ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.
Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.
ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.
20. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.
ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.
21. “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.
ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.
Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям
Образовательная область |
Интеграция образовательных областей по направлению «Изобразительная деятельность» |
«Социально-коммуникативное развитие» |
Формирование представления об изобразительной культуре и искусстве; Развитие свободного общения, беседы об искусстве с взрослыми и сверстниками; Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах изобразительной деятельности. |
«Познавательное развитие» |
Расширение художественного кругозора детей; Моделирование композиций; Развитие художественного творчества через дидактические игры. Формирование целостной картины мира средствами художественного искусства, творчества. |
«Речевое развитие» |
Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики изобразительного искусства; Практическое овладение детьми нормами речи; Обогащение «образного словаря». |
«Художественно-эстетическое развитие» |
Развитие детского творчества; Приобщение к различным видам искусства; Использование художественных произведений для обогащения содержания изобразительных примеров; Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. |
«Физическое развитие» |
Формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации. |
Методическое обеспечение
Содержание учебного предмета в Программе реализуется через следующие разделы: графика, живопись, изображение растительного и животного мира, изображение человека. Для каждой возрастной категории детей предусмотрен свой учебно-тематический план, соответствующий мотивационным потребностям и физиологическим особенностям различного возраста. Основные разделы Программы и система художественно-творческих занятий имеют концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
Программа предполагает реализацию следующих принципов:
системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса;
последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации;
принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.;
принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов
и способов изображения, разнообразие материала.
Методы и приёмы:
1.Наглядный: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом, игры, практические упражнения для отработки необходимых навыков.
2.Словесный: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: сангиной, углем, акварелью, камнями, песком, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ».
В непосредственно образовательной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ».
Для непосредственно образовательной деятельности по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На различных мероприятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ».
Непосредственно образовательная деятельность по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».
Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Этапы педагогического контроля.
Контроль знаний по программе проводится 2 раза в год: в октябре (входящий) и в мае (итоговый).
Входящий контроль:
Цель: проверить начальный уровень подготовки обучающихся.
Задание: учащимся предлагается нарисовать осеннее дерево.
Результаты диагностики заносятся в таблицу.
По каждому критерию ставится 1 балл
№ |
Ф.И. обучающегося |
Критерии |
Итоговый балл |
Уровень начальной подготовки |
|
Степень самостоятельности |
Аккуратность |
Итоговый контроль:
Цель: проверить уровень подготовки обучающихся по программе «Маленькие фантазеры»
Задание: учащимся предлагается нарисовать божью коровку.
Результаты диагностики заносятся в таблицу.
По каждому критерию ставится 1 балл
№ |
Ф.И. обучающегося |
Критерии |
Итоговый балл |
Уровень начальной подготовки |
|
Степень самостоятельности |
Аккуратность |
Список литературы:
Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Просвещение., 1961 г. – 35с.
Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.- М.: Творческий Центр Сфера, 2007 г.
Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М.: Просвещение, 1991. - 256 с.
Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М.: Просвещение, 1976.- 157с.
Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольника. - М.: Просвещение, 1970. – 151 с.
Косминская В. Б и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду, - М., Просвещение, 1977 г.- 200с.
Костерин Н. П. Учебное рисование. - М.: Просвещение, 1980. - 270 с.
Кудрявцева Л. С. Художники детской литературы. М., Академия , 1998. – 205 с.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Сфера, 2011. - 200 с.
Маршак Б. М. Рисование дошкольника на основе наблюдений окружающего. – Минск: Народная Асвета, 1964.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Санкт- Петербург, КАРО, 2010. - 100с.
Парафеева С. В. Обучение детей рисованию. - М.:Просвещение ,1972 . - 85 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В.И.Васильевой. - М.: Академия, 2005.
«Радуга» : программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик .; Сост. Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993. – 224с.
«Радуга» : программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик .; Сост. Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1994. – 208с.
«Радуга» : программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик .; Сост. Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997. – 271с.
Сакулина Н. П. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. - М.: Просвещение, 1966 . – 266с.
Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве.- М.: Просвящение, 1965 . - 215с.
Смирнова М. Г. Изобразительная деятельность старших
дошкольников ; рекомендации, занятия, дидактические игры. - Волгоград: Учитель, 2009. – 270с.
Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 1961 г. – 181с.
Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2008.- 160 с.
Шайдурова Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. - М.: Детство- пресс, 2010. – 68 с.
Интернет ресурсы:
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Литература для детей:
1. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – М: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7
лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз –
Дидактика», 2006. – 108с.
4. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.:
ACADEMIA, - 1999. – 96с.
Приложение №1
Учебно – тематический план
№ |
Месяц |
Тема |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Форма контроля |
1 |
|
Вводное занятие “Как стать художником? |
1 |
|
|
|
1.1 |
Октябрь |
«Как стать художником?» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Входящий |
2 |
“В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки. |
3 |
|
|
|
|
2.1 |
«Жар-птица» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
2.2 |
«Тараканище» |
1 |
|
1 |
|
|
2.3 |
«Нарисуй картину про какую хочешь сказку» |
1 |
|
1 |
|
|
3 |
“Город мастеров” - работа в технике граттаж. |
3 |
|
|
|
|
3.1 |
«Корабли пустыни» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
3.2 |
«Полосатые лошади» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
3.3 |
«Слон» |
1 |
|
1 |
|
|
4 |
“Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью. |
4 |
|
|
|
|
4.1 |
«Матрешка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
4.2 |
Ноябрь |
«Чудо-матрешка» |
1 |
|
1 |
|
4.3 |
«Чудо-матрешка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
4.4 |
«Чудо-матрешка» |
1 |
|
1 |
|
|
5. |
“Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования |
5 |
|
|
|
|
5.1 |
«Золотая осень» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
5.2 |
«Осенние листья» |
1 |
|
1 |
|
|
5.3 |
«Осенняя сказка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
5.4 |
«Пейзажи родной земли» |
1 |
|
1 |
|
|
5.5 |
Декабрь |
«Красивые бабочки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6. |
Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному. |
2 |
|
|
|
|
6.1 |
«Лебеди на озере» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
6.2 |
«Я люблю пушистое, я люблю колючее» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
7. |
Использование карандашей в рисовании цветов. |
4 |
|
|
|
|
7.1 |
«Чудесный букет» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
7.2 |
«Расцвели чудесные цветы» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
7.3 |
«Морозный узор» |
1 |
|
1 |
|
|
7.4 |
«Звездное небо» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
8. |
Художественный приём “заливка”. Рисование неба. |
3 |
|
|
|
|
8.1 |
«Небесные просторы» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
8.2 |
Январь |
«Солнечный День» |
1 |
|
1 |
|
8.3 |
«На закате» |
1 |
|
1 |
|
|
9. |
Рисование по - сырому. Пейзаж. |
5 |
|
|
|
|
9.1 |
«Расстелила зимушка-зима свои ковры » |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
9.2 |
«Морозный узор» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
9.3 |
«Елочка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
9.4 |
«Зима» |
1 |
|
1 |
|
|
9.5 |
«Деревья в снегу» |
1 |
|
1 |
|
|
10. |
Многослойная живопись на тему: “Африка |
4 |
|
|
|
|
10.1 |
«Животные жарких стран» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
10.2 |
Февраль |
«Лев» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
10.3 |
«Пушистые детеныши животных» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
10.4 |
«Жираф» |
1 |
|
1 |
|
|
11. |
Кляксография обычная. Рисование природы. |
1 |
|
|
|
|
11.1 |
«Рисуй, фантазируй» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
12. |
Кляксография трубочкой. |
1 |
|
|
|
|
12.1 |
«Дерево» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
13. |
Техника рисования “Свеча + акварель”. |
3 |
|
|
|
|
13.1 |
«Ночной город» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
13.2 |
«Вот моя деревня» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
13.3 |
«Подснежники» |
1 |
|
1 |
|
|
14. |
|
Рисование пальчиками (творческая работа). |
1 |
|
|
|
14.1 |
Март |
«Букет для мамы» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
15. |
Техника рисования “Пуантилизм” |
4 |
|
|
|
|
15.1 |
«Ваза с фруктами» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
15.2 |
«Полярный медведь» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
15.3 |
«Зачем ежу колючки» |
1 |
|
1 |
|
|
15.4 |
«Узор на миске» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
16. |
Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. |
4 |
|
|
|
|
16.1 |
«Весенний парк» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
16.2 |
«Первые цветы» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
16.3 |
«Мой город» |
1 |
|
1 |
|
|
16.4 |
Апрель |
«Половодье в лесу» |
1 |
|
1 |
|
17. |
Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью. |
4 |
|
|
|
|
17.1 |
«Искусство хохломских мастеров» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
17.2 |
«Золотая хохлома» |
1 |
|
1 |
|
|
17.3 |
«Посуда к праздничному столу» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
17.4 |
«Любимый узор» |
1 |
|
1 |
|
|
18. |
“Подводное царство” - рисование пейзажа на тему |
5 |
|
|
|
|
18.1 |
«Подводный мир» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
18.2 |
«Аквариум» |
1 |
|
1 |
|
|
18.3 |
«Медуза-балерина» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
18.4 |
Май |
«Крошки-осминожки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
18.5 |
«Веселая семья пингвинов» |
1 |
|
1 |
|
|
19. |
Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов |
4 |
|
|
|
|
19.1 |
«Филин» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
19.2 |
«Мой портрет» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
19.3 |
«Петушок красный гребешок» |
1 |
|
1 |
|
|
19.4 |
«Яблоневая ветка» |
1 |
|
1 |
|
|
20. |
Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”. |
2 |
|
|
|
|
20.1 |
«Яблоневая ветка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
20.2 |
«Совушка» |
1 |
|
1 |
|
|
21. |
“Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. |
1 |
|
|
|
|
64 |
«Я – юный художник» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Итоговый контроль |
|
|
|
|
64 |
|
|
|
Приложение №2
Календарный учебный график
Пояснительная записка к календарному учебному графику
Календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательной деятельности в учебном году по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в объеме образовательной нагрузки 2 часа в неделю, 64 часа в год.
Календарный учебный график разработан с соответствующими нормативно-образовательными документами по реализации образовательного процесса.
Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Календарный учебный график обсуждается и принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида» до начала учебного года. Все изменения, вносимые в календарный учебный график, утверждаются приказом директора, и доводится до всех участников образовательных отношений.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Продолжительность учебного года
с 19 по 30 сентября |
организационные дни, предполагающие набор обучающихся |
с 3 октября по 30 мая |
- образовательный процесс. |
I полугодие |
Образовательный процесс |
Праздничные дни |
II полугодие |
Образовательный процесс |
Праздничные дни
|
Всего в год |
03.10.- 30.12. 2022 г. |
13 недель |
4 ноября – День народного единства
|
09.01- 21.05.2023 г. |
21 неделя |
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января – Новогодние каникулы; 7 января – Рождество Христово; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы |
34 недели |
2. Регламентирование образовательного процесса на учебный год
№ |
Этапы образовательного процесса
|
Содержание и режим деятельности |
1 |
Организационные дни, предполагающие набор обучающихся, составление расписания |
с 19 по 30 сентября |
2 |
Комплектование учебных групп |
Допустимо до 30 октября |
3 |
Начало образовательного процесса |
Не позднее 03 октября |
4 |
Продолжительность учебного года
|
Начало учебного года с 03.10.2022 г. Окончание учебного года 30.05.2023 г. |
5 |
Продолжительность учебного периода |
34 учебных недель |
6 |
Количество учебных часов |
64 часа |
7 |
Объем образовательной нагрузки в неделю |
Занятие составляет 25 минут (один час); второе – 25 минут (один час), что в сумме составляет 2 академических часа в неделю |
8 |
Периодичность учебных занятий |
2 раза в неделю |
9 |
Режим работы |
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МАДОУ |
10 |
Продолжительность учебной недели |
Понедельник – пятница |
11 |
Продолжительность учебного часа (учебных занятий) |
25 минут |
12 |
Продолжительность перемен для отдыха и проветривания |
10 минут |
13 |
Входной контроль |
октябрь |
14 |
Текущая контроль |
май |
15 |
Дополнительный приём |
В течение учебного периода согласно заявлениям (при наличии свободных мест) |
Приложение №3
Материально-технического обеспечения программы.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Помещение для занятий: методический кабинет
Уголок художественного творчества;
Технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материал
Инструменты и приспособления:
акварельные краски, гуашь;
восковые мелки, свеча; ватные палочки;
поролоновые печатки;
зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания;
коктейльные трубочки;
салфетки; природный и бросовый материал;
стаканы для воды;
подставки под кисти;
кисти;
маркеры;
фломастеры.
Расходный материал: ватман, формат А4 - 30 листов; точилка; цветной, белый картон.
Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы.
Образовательные области |
Методические материалы и средства обучения и воспитания |
Вид помещений |
Художественно-эстетическое |
СD диски музыкальное сопровождение Серия картин: «Мир в картинках». программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г. Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009. |
Метод. кабинет |
21