12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Константинова О.Ю.2055
Россия, Ивановская обл.


Содержание:

Раздел I. Основные характеристики программы:

Пояснительная записка …………………………………………….. с.2

1.2.1. Цель и задачи программы………………………………………… с.6

1.2.2. Содержание программы ………………………….……………... с.7

1.2.3. Планируемые результаты……………………..………………… с.15

Раздел II. Организационно-педагогические условия:

2.1. Календарный учебный график…………………………………….. с.16

2.2. Условия реализации программы………………………………….. с.16

2.3. Формы аттестации …………………………………………………. с.17

2.4. Методические материалы …………………………………………. с.19

2.5. Список литературы ………………………………………………… с.21

Приложения……………………………………………………………… с.23

I.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ



1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство изготовления мягких игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества.

Знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходит через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному.

Традиции народного искусства продолжают жить и развиваться в новых формах. В программе «Сказка своими руками» не случайно обращение к фольклору, литературной сказке, мультфильмам, которые несут в себе представления о добре и зле, о справедливости, о красоте и гармонии. Мир сказочных героев показывает взаимоотношения детей и взрослых, пронизанные чувством любви, доброжелательности, сострадания.

Дети любят чудо, и тут разные кусочки меха, ткани, словно по волшебству превращаются в их руках в забавные игрушки, каждая из которых может рассказать свою собственную историю. А если объединить усилия, получится особый сказочный мир, в котором гномы и принцессы, куклы и лесные зверюшки сшиты из разноцветных лоскутков.

Притягательная сила игрушки велика, а процесс создания ее собственными руками дает ребенку осознание собственной значимости, уверенности в себе, в своих силах, дает возможность познать радость творческого труда.

Мягкая игрушка - один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Увлечение мягкой игрушкой может перерасти в профессию швеи, художника, модельера, дизайнера.





Основой для разработки программы стали следующие нормативно-правовые документы:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р);

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5.05. 2018 г. №298 –н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г.№ 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 г. №ВБ-976/04 « О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства Просвещения РФ №533 от 30.09.2020 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г.№196;

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 26.06.2012 г.№504;

Устав Кинешемского районного центра внешкольной работы.

При составлении программы педагог опирался на опыт работы мастеров по изготовлению игрушек: Докучаева С. О., Вольнова Е. В., Ефимова А. В., Петухова В. И., Ширшикова Е. Н., Столярова, А.М., Путятина Е.Б., М. Кузьмина, Е. Лаврентьева.

Данная программа имеет художественную направленность.

Ее реализация позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, терпению и усидчивости.

Профиль программы: декоративно-прикладное творчество.

Являясь прикладной, программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов обработки ткани, овладение техникой изготовления игрушки. В этом состоит практичекая значимость программы.

Актуальность программы. Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни, в готовности использовать новые возможности, в стремлении избежать традиционных решений, в выдвижении нестандартных идей, в удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в самореализации личности.

В основе построения данной программы лежит идея гуманизации, соответствующая современным представлениям о целях дополнительного образования и ставящая в центр внимания личность обучающегося, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит системно – деятельностный подход.

Название программы «Сказка своими руками» неслучайно. Именно от детей исходила инициатива инсценировать сказочные сюжеты с помощью изготовленных ими игрушек.

Отличительная особенность программы: дети свободно вовлекаются в игровую и театральную деятельность, самостоятельно объединяются в небольшие группы для реализации своего творческого замысла. Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Игра является способом воссоздания и усвоения общественного опыта, даёт новые возможности для социализации детей, а также способствует развитию коммуникативных навыков. Здесь есть возможность импровизировать, в полной мере проявить творческий потенциал.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста (8-12лет). Именно в этом возрасте у детей складывается устойчивый интерес к творческой деятельности. В этот период у детей ускоренно развиваются сложные координационные движения мелких мышц, что позволяет успешно осваивать тонкие движения руками, необходимые при рукоделии. Происходит дальнейшее совершенствование индивидуальных способностей.


Объем и сроки освоения программы.

Программа стартового уровня рассчитана на 1 год обучения 160 ч. в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Учитывая возрастные особенности детей, их большую подвижность, занятия предполагают два перерыва по 10-15 минут, включающие физкультминутку, упражнения высокой двигательной активности, упражнения снимающие утомление глаз, подвижные игры.

Программа составлена по разделам, каждый из которых объединяет используемый материал и техника исполнения игрушек.

Подбор и тематика изделий могут меняться в зависимости от имеющегося в наличии материала, а также от возраста учащихся.

Начало учебного года – 1 сентября. Набор учащихся в объединение проводится в начале учебного года. Формируются группы по 8-12 человек. Принимаются дети, не имеющие специальных навыков.

Состав групп постоянный.

В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом. В летний период занятия проводятся с учетом измененного списочного состава детей, их возраста, возможностей, пожеланий.

Формы обучения. Основная форма образовательного процесса – учебное занятие. Обучение очное с применением дистанционных образовательных технологий.


1.2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы – формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству через овладение техникой шитья мягких игрушек, создание условий для творческого развития обучающихся.


Задачи программы:

Предметные:

- научить детей основным навыкам шитья:

уметь работать с готовой выкройкой,

знать особенности раскроя ткани,

уметь выполнять основные виды ручных швов (шов «вперед иголку»,

шов «назад иголку», косой шов «через край», «стыковочный шов»).

Метапредметные:

- формировать знания по основам цветоведения;

- развивать интерес к народному художественному творчеству;

- развивать умение планирования собственных действий.

Личностные:

- развивать сенсорные и моторные навыки;

- развивать коммуникативные качества;

- формировать основы нравственных качеств: трудолюбие, добросовестное отношение к делу, взаимопомощь.

1.2.2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Названия разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ.

I

Введение в специальность.


10

4

6


1.Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

Изготовление игольницы.

2.Теоретические основы изготовления игрушки.

Виды и свойства тканей.

Цветовое решение игрушки.

Последовательность выполнения игрушки.

Основные понятия и термины.

3.Основные виды швов.


4



4






2


2



2




2



2






2

II

Полуобъёмные игрушки.


34

4

30


1.Технология изготовления полуобъёмных игрушек.

2.Игрушки-сувениры из драпа и фетра.

«Петельный шов».

3.Игрушки из меха.

Шов «через край».

4.Безлекальные игрушки.

Самостоятельная творческая работа.



2

18


8



6


2






2



18


8



4

III

Игрушки из помпонов.


10

2

8


1.Технология изготовления игрушек из трикотажа.

2.Шов «вперёд иголку», «стыковочный шов».

3.Изготовление игрушек.


2


2

6


2






2

6

IV

Игрушки-подушки.


26

4

22


1.Технология изготовления подушек.

Шов «строчка».

2.Подушки-засыпаночки.

3.Диванная подушка.

4.Самостоятельная творческая работа.

2


8

8

8

2




2



8

6

8


V

Объёмные игрушки из меха.

30

6

24


1.Технология изготовления объемных игрушек из меха.

2.Изготовление игрушек.

3.Перчаточные куклы для кукольного театра.

4.Выставка творческих работ

«Наши первые игрушки».

2


20

6


2

2


2

2





18

4


2

VI

Объёмные игрушки из ткани.


46

8

38


1. Технология изготовления объемных игрушек из ткани.

2.Статичные игрушки.

3.Традиционные русские куклы.

4. Игрушки с подвижными деталями. Шарнирное крепление конечностей.


2


16

12

16

2


2

2

2



14

10

14


VII

Подведение итогов.


4

2

2


1.Заключительное занятие.

2.Творческий отчет «Сказка за сказкой».

2

2

2


2


ВСЕГО:

160

30

130



Содержание учебного плана

I. Введение в специальность.

1.Вводное занятие.

Теория: Знакомство с планом работы.

Материалы и инструменты (см.приложение I).

Инструктаж по ТБ (см.приложение II) .

Беседа с детьми: изготовление мягких игрушек, как вид декоративно-прикладного искусства.

Практика: Изготовление игольницы.


2.Теоретические основы изготовления игрушки.

Теория: Цветовое решение игрушки.

Виды и свойства тканей.

Последовательность выполнения работы:

подбор материала;

раскрой;

сметывание деталей;

соединение (сшивание) деталей;

набивка заготовок (придание объема форме);

сборка элементов;

оформление игрушки.

Основные понятия и термины:

Эскиз - рисунок будущей игрушки.

Выкройка - нарисованный на бумаге контур детали со всеми подписями и обозначениями.

Лекало - выкройка, вырезанная из бумаги или картона.

Детали кроя - вырезанные по контуру лекала части из материала.

Заготовки - сшитые детали кроя.

Элементы игрушки - вывернутые на лицевую сторону, наполненные набивочным материалом, готовые к сборке заготовки.

Практика: Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

3.Основные виды швов.

Теория: Знакомство с видами ручных швов: «вперед иголку», стыковочный шов «вперед иголку», косой шов «через край»

Практика: Выполнение швов по образцу (см. приложение III).

II. Полуобъемные игрушки.

1. Технология изготовления полуобъёмных игрушек.

Теория: Полуобъемные игрушки. Конструкция. Способы набивки.

Знакомство с готовой выкройкой. Отличия лекала и выкройки.

Информация, которую содержит выкройка: название игрушки, количество деталей, направление ворса или долевой нити, материал. Условные обозначения.

2.Игрушки-сувениры из драпа и фетра.

Теория: Тематическая беседа «Сувенир»

Технология изготовления игрушек из драпа и фетра.

Особенности раскроя: края не осыпаются, поэтому припуск на швы не требуется.

Декоративная функция «петельного шва».

Cимметричные детали. Зеркальные детали.

Практика: Работа с готовой выкройкой. Изготовление игрушек и сувениров.

Предлагаемые варианты: «Мечтательная кошка», «Коты-неразлучники», «Такса», «Черепаха», «Кот «Ларри», «Маленькое привидение», «Гном», «Птички», ёлочные игрушки.

3.Игрушки из меха.

Теория: Свойства искусственного меха. Особенности раскроя. Необходимые инструменты.

Шов «через край» (см. приложение III).

Практика: Изготовление игрушек.

Предлагаемые варианты: «Шуршунчик», «Каркуша», «Кит» и другие.

4. Безлекальные игрушки.

Разнообразие форм и конструкции составных частей игрушки без лекала.

Самостоятельная творческая работа «Никтошка».

Теория: Подготовка эскиза. Творческое решение игрушки.

Практика: Создание лекала по своему эскизу. Самостоятельная работа.


III. Игрушки из помпонов.

1. Технология изготовления игрушек из трикотажа.

Теория: Основные отличия ткани и трикотажного полотна. Технология работы с трикотажным полотном.

Использование для отделки игрушек различных дополнительных материалов: бусин, лент, пуговиц, кружева и т. д.

Практика: Изготовление помпонов и игрушек на их основе.

2.Шов «вперёд иголку», «стыковочный шов».

Теория: Знакомство с видами ручных швов: «вперёд иголку», «стыковочный шов» (см. приложение III).

Практика: Выполнение образцов швов.

3.Практика: Изготовление игрушек.

Предлагаемые варианты: «Утенок», «Снегурочка», «Лягушонок «Ква», «Акварелька», «Солнечный зайчик», коврики .

IV. Игрушки - подушки.

1. Технология изготовления подушек.

Теория: Презентация «Сказки доброй подушки». История появления подушки.

Особенности работы с тканью:

а) начинать раскрой с крупных деталей;

б) при изготовлении игрушек из сыпучих тканей обведенные выкройки вырезать, отступая от намеченной линии 0,5 см;

в) при раскрое деталей из тонких тканей удобно работать карандашом;

г) перед вывертыванием сшитой детали игрушки на лицевую сторону сделать надрезы (насечки) во всех уголках и изгибах, иначе после набивки будут образовываться морщины.

Практика: Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

Подбор ткани для изготовления подушек.


2. Основные виды швов.

Теория: Знакомство с видами ручных швов: «назад иголку», шов «строчка» (см. приложение III).

Практика: Выполнение образцов швов.

3.Подушки-засыпаночки.

Теория: Подушки - засыпаночки - особый вид подушек небольшого размера, которые особенно любят маленькие дети. Положив небольшую подушечку рядом с собой или под щеку, они легче засыпают.

Практика: Выполнение эскиза и изготовление подушки – засыпаночки.

Аппликация из ткани на подушках.

Предлагаемые варианты: «Сердечко», «Подушка «Настенька», «Губка-Боб», «Цирковой слон», «Филин» и др.


4.Диванная подушка.

Теория: Диванная подушка, как предмет интерьера. Особенности подбора ткани для диванной подушки. Детали оформления.


Практика: Изготовление подушек.

Предлагаемые варианты: Подушка «Медведь», «Котейко».


5.Самостоятельная творческая работа.

Практика: Изготовление подушки по собственному замыслу.


V. Объёмные игрушки из меха.

1. Технология изготовления объемных игрушек.

Объёмные игрушки простых форм.

Теория: Объемные игрушки - это игрушки, состоящие из нескольких элементов, каждый из которых наполняется набивочным материалом.

Вшивные детали – лоб, подбородок, грудка и т.п. позволяют придать объем игрушкам, изображающих животных.

Изготовление двуцветных глаз. Изготовление носа - шарика.

Крепление ушей разными способами:

а) медвежата, зайчата, котята - уши вшивают в шов, соединяющий переднюю и затылочную части головы;

б) собака, слон и др. - уши закрепляют перпендикулярно относительно
боковой части головы.

2. Изготовление игрушек.

Теория: Особенности работы с мехом:

а) во время работы с мехом при раскрое обводить лекало карандашом (по светлому меху) или тонким кусочком сухого мыла (по темному меху).

Не рекомендуется пользоваться мелом, т. к. из-за толщины меловых линий

искажаются размеры отдельных деталей;

б) трикотажная основа меха не распускается, поэтому припуск на обработку шва не нужен.


Практика: Предлагаемые варианты: «Мышка», «Кролик», «Котики-животики», «Спящий щенок», «Попугай какаду» и другие.

3.Перчаточные куклы для кукольного театра.

Теория: Театрализованное мини-представление «Петрушка в гостях»

Особенности конструкции перчаточных кукол.

Практика: Изготовление игрушек.

Предлагаемые варианты: «Кошка «Модница», «Червячок», «Петушок -голосистое горлышко» и др.

Инсценировка сказок.

4.Выставка творческих работ «Наши первые игрушки».

Практика: демонстрация готовых изделий.

Просмотр и обсуждение творческих работ.

VI. Объемные игрушки из ткани.

1. Технология изготовления объемных игрушек из ткани.

Теория: Виды конструкции объемных игрушек. Особенности изготовления. Вшивные детали. Сметывание деталей (необходимо для более точной сборки и предотвращения перекосов). Сборка элементов игрушки.

2.Статичные игрушки. Технология изготовления.

Теория: Изготовление туловища на основе конуса.

Изготовление головы разными способами. Многоцветные глаза.

Практика: Изготовление игрушек.

Предлагаемые варианты: «Кошка «Маркиза», «Пудель», «Сова», «Матрешка», «Кошка с котятами», «Попугай», «Улитка», «Ситцевые птицы», «Черепаха» и др.

3.Традиционные русские куклы.

Теория: Беседа с детьми «Kукольный сундучок».

Ритуальная функция куклы.

Практика: Изготовление куклы «столбушки»

3. Объёмные игрушки с подвижными деталями.

Теория: Шарнирное (веревочное) крепление конечностей.

Практика: Изготовление игрушек с шарнирным креплением.

Предлагаемые варианты: «Зайчонок «Коська», «Медведь с нагрудником», «Кот-рыболов» и др.

VII. Подведение итогов.

Теория: Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Поощрение активных детей.

Практика: Творческий отчет «Сказка за сказкой».

Театр игрушки - инсценировка сказок.

Тематические композиции по сказочным сюжетам

«Колобок», «Кочеток и курочка»,

«Курочка Ряба», «Как рак лиса перехитрил»,

«Репка», «Белоснежка и семь гномов»,

«Два жадных медвежонка», «Кот и пес»,

«Царевна - лягушка», «Как кот петуха спас»,

«Про верных друзей», «Петушок и бобовое зернышко»,

«Снеговик и ворона», «Про доброго гнома»,

«Про гусеничку», «Гном и принцесса» и другие.


1.2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Предметные:

- знать названия и назначение применяемых для работы материалов, инструментов и приспособлений;

- уметь работать с готовой выкройкой;

- знать особенности раскроя ткани;

- уметь выполнять основные виды ручных швов: шов «вперед иголку», шов «назад иголку», косой шов «через край», «петельный шов»;

- уметь выполнять самостоятельно:

полуобъемные игрушки из деталей простых форм,

игрушки из помпонов,

объемные игрушки простых конструкций.

Метапредметные:

- применять знания по основам цветоведения;

- знать правила безопасности труда;

- ставить цель, планировать и осознавать собственные действия по созданию творческих работ;

Личностные:

- взаимодействовать со сверстниками и педагогом;

- проявлять трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.

II. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Количество учебных недель – 40. Занятия по программе проводятся с 1 сентября по 30 июня каждого учебного года (см. Приложение X)

Обучение по программе не предусматривает проведение занятий во время зимних каникул.

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение.

Кабинет для занятий, включая освещение рабочих мест, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Рабочие места оборудованы мебелью, подобранной по росту детей. В кабинете имеются шкафы-витрины с наглядно-информационными и учебно- методическими материалами, магнитная доска для демонстрации.

В ходе работы педагог использует технические средства обучения: магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, принтер для печатания выкроек.

Материалы и инструменты, необходимые для индивидуальной работы (см. Приложение I) приобретают родители.

Информационные ресурсы:

Библиотека литературы по изготовлению игрушек, коллекция образцов, готовые выкройки, фотоматериалы, видеоматериалы, интернет -ресурсы.

Кадровое обеспечение:

Педагог, реализующий программу, должен владеть технологией изготовления игрушек разной конструкции. Педагог имеет профессиональное образование, знает психолого-педагогические особенности детей младшего и среднего школьного возраста, владеет педагогическими методиками.

В Муниципальном учреждении дополнительного образования Кинешемском районном центре внешкольной работы программу реализует педагог дополнительного образования I категории Константинова О.Ю.


2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Система оценки образовательных и личностных результатов:

- наблюдение за детьми;

- организация выставок;

- проведение творческого отчета;

- проведение конкурсов;

- портфолио;

- диагностика творческого потенциала обучающихся (приложение V);

- диагностика качества усвоения программного материала (приложение VI);

- анкетирование родителей по эффективности данной программы (приложение VII).

Результативность усвоения дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы отслеживается путём проведения следующих

видов контроля:

- Входной мониторинг проходит в начале учебного года при комплектовании групп путём собеседования с целью определить начальный уровень подготовки и творческий потенциал обучающихся.

- текущий (педагогический контроль осуществляется на каждом занятии для

определения уровня освоения теоретического материала обучающимися и

выполнения практической работы, а также для индивидуальной

корректировки программы (наблюдение, устный опрос, творческое задание,

анализ работ);

- промежуточный (проводится в середине учебного года с целью определения уровня усвоения программного материала обучающимся (наблюдение, творческое задание, выставка);

- итоговый (проводится в конце учебного года с целью определения качества усвоения программного материала (оценочные материалы см. приложение VI),

- выполнение самостоятельной творческой работы, участие в конкурсах, итоговая выставка работ обучающихся.


Критерии оценки практической работы:

- навыки самостоятельной работы;

- качество выполнения работы;

- владение техническими навыками;

- творческий подход (добавляет элементы декора, использует гармоничное цветовое сочетание; композиционное решение, оригинальность).

Мониторинг результатов обучения отражается в журнале учёта работы педагога с помощью цветописи (приложение VIII).


2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Формы обучения. Обучение очное с применением дистанционных образовательных технологий.

Методы обучения:

- наглядные методы направлены на развитие наблюдательности,

познавательной активности, зрительной памяти, повышение внимания,

обеспечения восприятия и понимания материала (иллюстрация, демонстрация, видео-, аудиоматериалы, наблюдение);

- словесные методы направлены на развитие речи, мышления, умения выражать свои мысли, на обеспечение обратной связи, выявление знаний по предметам (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, художественное слово);

- практические методы направлены на усвоение теоретического материала и формирование трудовых навыков (демонстрация способов работы, отработка практических навыков; творческая деятельность, использование технических средств обучения).

Формы организации образовательного процесса: фронтальная, фронтально –

индивидуальная, групповая, индивидуальная. Особое внимание в работе

объединения уделяется индивидуальным формам обучения, что соответствует специфике работы (каждый ребёнок может выполнять своё изделие), а также позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Основная форма учебного занятия – практическое занятие.

Типы занятий:

1.Комбинированное занятие.

2.Занятие изучения нового материала.

3.Занятие формирования новых умений.

4.Контрольное занятие.


Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология игровой деятельности, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, проектная технология, информационно-коммуникационные технологии.

Структура занятия:

- организационный момент;


- актуализация знаний и умений;


- мотивация, целеполагание;

- теоретическая часть: изучение нового материала;


- практическая часть: выполнение практической работы.


- анализ, рефлексия.

Методические материалы:

- из опыта работы педагога «Технология изготовления кукол»;

- разработки информационного характера:

«История появления кукол»;

«Куклы: имена и образы»;

- презентация «Сказки доброй подушки»;

- сценарий мероприятия «Город кукол»;

- викторина «Куклы»;

- подборка сказок для инсценирования.

На занятиях используются следующие наглядно – дидактические пособия:

- готовые выкройки;

- таблицы по цветоведению, цветовой круг;

- альбомы с фотографиями готовых изделий;

- образцы изделий;

- иллюстрации в книгах по изготовлению игрушек.



2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок – Москва; Белый город

2.Городкова Т. В., Нагибина М. И. Мягкие игрушки - мультяшки и зверюшки. - Ярославль: Академия развития, 1998.


3.Докучаева С. О., Вольнова Е. В. Капитошка дает уроки. - Москва: Финансы и статистика, 1997.


4.Ефимова А. В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. - Ярославль: Академия развития, 1998.


5.Журналы «Бурда», «Крестьянка», «Мир женщин», «Дошкольное воспитание».


6.Кочетова С. В. Полезная игрушка (подборка открыток): Лениздат, 1989.


7.Лаврентьева Е. Чулочная кукла – Санкт -Петербург: Питер Пресс ,2016


8.Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек - сувениров. - Москва: Просвещение, 1983.


9.Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: Академия развития, 1997.


10.Петухова В. И., Ширшикова Е. Н. Мягкая игрушка. - Москва: издание И. В. Балабанова, 1998.


11.Путятина Е.Б.Учимся шить мягкие игрушки (практическое пособие по изготовлению мягкой игрушки) - Ростов-на-Дону: Феникс,2003.


12.Соколова Ю. П., Сидорович Ю. А. Мягкая игрушка своими руками. - СПб: Литера, 1998.


13.Столярова А.М. Игрушки-подушки. -Москва: Культура и традиции,2004


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЕТЯМ



1.Баева Т. Путешествие в Антресолию или чудесное превращение перчаток в... - Москва: СП «Орбита», 1990.


2. Городкова Т. В., Нагибина М. И. Мягкие игрушки - мультяшки и зверюшки. -Ярославль: Академия развития, 1998.


3.Докучаева С. О., Вольнова Е. В. Капитошка дает уроки. - Москва: Финансы и статистика, 1997.


4.Караваева Г. Игрушки. Альбом самоделок. - Москва: из-во «Малыш», 1987.


5.Майорова Л. Игрушки-подушки. - Москва: из-во «Малыш», 1984.


6.Максимова М.,Кузьмина М, Кузьмина Н.Такие разные куклы –Москва:Эксмо,2005


7.Петухова В. И., Ширшикова Е. Н. Мягкая игрушка. - Москва: издание И В. Балабанова, 1998.


ПРИЛОЖЕНИЯ

I.МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ

Материалы


Инструменты

1.Выполнение эскиза, изготовление выкройки-лекала


Бумага, картон, калька, копировальная бумага, масштабно-координационная бумага, карандаш, фломастеры, ручка, мел


Ножницы

2. Подбор материала, раскрой ткани


Лоскуты ткани: ситец, штапель, сатин, трикотаж, фланель, плюш, фетр, драп и др.

Лоскуты искусственного меха


Ножницы раскройные, булавки.

Ножницы с маленькими закругленными концами

3. Сметывание, соединение деталей


Нитки: катушечные, х/б №40 разного цвета, х/б №10 для сборки крупных игрушек.

Иголки разной величины, игольница, наперсток

4.Набивка изделия


Набивочный материал: обрезки меха, поролона, ткани, вата, нитка - путанка, полиэтиленовые пакеты, синтепон. Проволока для каркасов.

Деревянные колышки.

Пассатижи, кусачки.

5. Оформление готовой игрушки


Дополнительные материалы: пуговицы, бусинки, кусочки кожи , цветные ленты, тесьма, кружево, бисер, нитки «мулине». Клей «КИН», «Момент» для крепления мелких деталей. Средство «Штрих» для нанесения бликов на глаза игрушки.




II.ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

1.Правила техники безопасности при работе электроутюгом.

1.При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.

2. Утюг ставить на жаростойкую подставку, чтобы не допустить возгорания.

3.Следить, чтобы утюг не падал, при падении может возникнуть короткое замыкание.

4.Не отвлекаться во время работы, не оставлять утюг включенным в сеть без присмотра.

5.Устанавливать диск терморегулятора правильно по отношению к виду ткани. Если утюг без терморегулятора, то не допускать его перегрева.

6.Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался. Это может привести к излому провода и короткому замыканию.

7.Следить за нормальной работой утюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.

8.По окончании работ утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладиться.

2. Правила техники безопасности при работе ножницами.


1.Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, так, чтобы они не выступали за край стола.

2.Не оставлять ножницы в раскрытом виде.

3.Не держать ножницы концами вверх.

4.При работе внимательно следить за линией разреза.

5.Во время резания придерживать материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

6.Нельзя резать ножницами на ходу.

7.Передавать ножницы только в закрытом виде, держа их за рабочую часть, т. е. кольцами вперед.

8. Не работать тупыми ножницами и ножницами с ослабленным шарнирным

креплением.

3.Правила техники безопасности при работе иглами.


1.Не бросать иглы, проверять их количество перед началом и в конце работы. Обязательно найти недостающие иглы.

2.Во время работы вкладывать иглы в специальную подушечку - игольницу.

3.Нельзя вкладывать иглы в обрабатываемый материал или в одежду. Ни в коем случае нельзя брать иглы в рот.

4.Во время работы не пользоваться ржавой иглой.

5.Иголки необходимо хранить в игольнице, а булавки - в специальной коробке с крышкой.

6.Не применять иглы вместо булавок.

7.Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

8.Сломанную иглу следует отдать руководителю.



III. Технология выполнения ручных швов

1.Обычный шов «Вперед иголку».

Применяется для сметывания нескольких слоев материала или присборивания одного слоя материала.

Кончиком иглы проколоть все сшиваемые слои и через 3-5 мм сделать прокол на ту же сторону, с которой начинала. Протянуть иголку с ниткой и, отступив на 3-5 мм влево от места выхода нитки из ткани, сделать следующий стежок.

2.Стыковочный шов «Вперед иголку».

Применяется для сшивания меха с лицевой стороны, для зашивания набивочных отверстий и сборки игрушек.

В отличие от обычного шва «вперед иголку» стежки делать поочередно, то по одному, то по другому срезу, каждый раз прокалывая иглой только один слой материала и сильно затягивая нитку.

3.Шов «Назад иголку».

Применяется для сметывания и стачивания деталей.

Сложить два слоя материала, проколоть их иглой, оставив закрепляющий узелок на обратной стороне, и вытянуть нитку на себя. Сделать укол иглой на обратную сторону, отступив назад вправо от точки выхода нити из ткани на 3 мм и снова вывести иглу на переднюю сторону, но уже на 5 мм левее от этой точки и вытянуть иглу с ниткой на себя. В каждом последующем стежке иглой отступить на 2 мм вправо от предыдущего стежка.

4.Шов «Строчка».

Применяется для постоянного соединения деталей из любых тканей.

Работу начинать так же, как при выполнении шва «назад иголку», но после укола иглы вправо на 3 мм иглу вывести на переднюю сторону через 3 мм. Вытянуть нитку, иглу ввести в крайнюю точку первого стежка (на 3 мм вправо), а вывести на 3 мм левее выхода нити из ткани.

5.Петельный шов.

Петельный шов одновременно служит соединяющим и декоративным. Применяется при шитье игрушек по лицевой стороне.

Выполнять справа налево, прокалывая сшиваемые слои на расстоянии 2-3 мм от среза и укладывая нитку так, чтобы игла проходила в петлю. Затягивать нитку, направляя иглу в петлю так, чтобы переплетение нитей получалось на краю материала.



6.Петельный шов с узелком.

Применяется для сшивания меха с изнаночной стороны и для обработки

деталей с лицевой стороны.

В отличие от обычного петельного шва, выполняя петельный шов с узелком, в момент прокола иглой ткани нить, идущую от шва, накрутить на иглу против часовой стрелки, образуя узелок, после чего иглу с нитью вытянуть вверх.

7.Простой косой шов «Через край».

Применяется для сметывания деталей и соединения элементов игрушки.

Сложить детали лицевой стороной внутрь, проколоть оба слоя «на себя», протянуть нитку, перебросив ее через край материала назад, и сделать следующий укол. Длина стежка 5 мм.

8.Двойной косой шов «Через край».

Применяется для сшивания меха с изнаночной стороны.

Сложить кусочки мехом внутрь, проколоть иглой оба слоя «на себя» на расстоянии 2 мм от среза, протянуть нитку, перебросить ее через край материала назад и сделать еще один укол иглой в ту же точку. Следующую пару уколов иглой сделать на 2-3 мм левее.

9.Накладной шов «Зиг -заг».

Применяется при нашивании одной детали на лицевую сторону другой.

Иглой проколоть накладываемый и основной материалы с изнаночной стороны, выводя иглу на лицевую сторону на расстоянии 3 мм от края накладываемой ткани. Затем сделать укол иглой на изнаночную сторону, отступив по диагонали назад в край накладываемой детали. По изнаночной стороне сделать стежок вперед и вывести иглу на лицевую сторону. Следующий укол сделать в точке, с которой начинали.

10.Подрубочный шов.

Применяется при подшивке края изделия из сыпучих тканей.

Прежде чем подшить край изделия, его необходимо дважды подогнуть в сторону изнанки. Подогнутый край прометать швом «вперед иголку», а затем подшить, захватывая иглой одновременно два слоя материала: наружный (основу изделия) и внутренний (загнутый край).

IV.ГАРМОНИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ



Основной цвет и его оттенки

Гармонирующие с ним цвета и оттенки

1

Красный

Г олубой, золотистый, зеленый, черный, серый, белый, кремовый.

2

Оранжевый

Голубой , коричневый, кремовый, зеленый, черный, белый, фиолетовый, желтый.

3

Коричневый

Желтый, оранжевый, кремовый, голубой, синий, красный, зеленый.

4

Желтый

Зеленый, красный, оранжевый, темно – синий.

5

Зеленый

Красный, оранжевый, коричневый, желтый, серый, черный.

6

Голубой

Оранжевый, белый, черный, светло-фиолетовый.

7

Синий

Красный, желтый, голубой, беж, коричневый.

8

Фиолетовый

Коричневый, серый, белый, желтый, светло-зеленый.





V. ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Признаки высокого творческого потенциала у детей по К. Тэкэксу

1. Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.

2. Любопытство.

3. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.

4. Отличная память.

5. Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции в речи.

6. Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).

7. Высокая избирательная концентрация внимания.

8. Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.

9. Высокий уровень притязаний в этой сфере.


Уровень креативности ребёнка (опросник)

1. Я думаю, что я аккуратен.

2. Я хочу знать, как обстоят дела у моих друзей.

3. Я люблю посещать новые места вместе с родителями, а не один.

4. Я люблю быть лучшим во всём.

5. Зачастую я не желаю делиться с другими.

6. Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.

7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.

8. Мне кажется, что я не особо популярен среди детей.

9. Я не могу вести себя как взрослый человек.

10. Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.

11. Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.

12. Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.

13. Если я даже уверен, что прав, я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.

19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем что-то делать.

За каждое совпадение с ключом - 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Ключ: «да» - 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19

«нет» - 1,3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20,21

Значения утверждений:

1 - принятие беспорядка

2 - беспокойство о других

3 - стремление к риску

4 - желание выделиться

5 - альтруизм

6 - недовольство собой

7 - любопытство

8 - непопулярность

9 - регресс на детство

10 - отбрасывание давления

11 - любовь к одиночной работе

12 - самодостаточность

13 - независимость

14 - деловые ошибки

15 - отсутствие скуки

16 - чувство предназначенности

17 - чувство красоты

18 - потребность в активности

19 - спекулятивность

20 - стремление к риску

21 - потребность в активности

Если сумма ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема - помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романтизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности


VI. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Задание 1. Отгадайте загадки:

1.Всех на свете обшивает,

Что сошьёт – не надевает.

2. Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижёт.

3.Здесь сидят, словно на травке,

И иголки, и булавки.

Задание 2. Выберите правильные утверждения:

1.Передавать ножницы нужно кольцами вперёд.

2.Иголку нужно держать в игольнице

3.Можно ходить по кабинету, размахивая ножницами.

4.Иголку нужно держать за длинную нитку, продетую в ушко.

5.Передавать ножницы нужно лезвием вперёд.

6.Иголку можно хранить где угодно.

7.Ножницы должны лежать на столе с сомкнутым лезвием.

Задание 3. Отметьте инструменты, необходимые для шитья игрушки:

1.Игла.

2.Нитки.

3.Ножницы.

4.Картон.

5.Синтепон.

6.Проволока.

Задание 4. Определение длины нити, необходимой для шитья:

1.«По локтю».

2.Чем длиннее, тем лучше.

3.Не имеет значения.

Задание 5. Чем обводят контур детали на ткани?

1.Ручкой.

2.Мелом.

3.Фломастером.

4.Простым карандашом.

5.Мылом.

Задание 6. Вспомните и запишите 2-3 пословицы или поговорки о труде, о шитье.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта контроля:

задания

ответ

1

1.Игла

2.Ножницы

3.Игольница

2

1.2.7

3

1.3

4

1

5

2.4.5

6

Терпенье и труд все перетрут

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Мала пчёлка, да и та работает( и другие)



Оценка результатов: за каждый правильный ответ-1 балл, максимально-15 баллов

Оценка уровня знаний:

1-5 баллов – низкий уровень;

6-12 баллов – средний уровень;

13 -15 баллов – высокий уровень.



VII. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что способствовало выбору Вами и Вашим ребенком объединения художественной направленности?

Рекомендации друзей и знакомых

Реклама дополнительного образования

Качество услуг

Желание ребенка

Личность педагога

Другое____________________________________________________

2.С какой целью Ваш ребенок посещает объединение?

Чтобы повысить уровень культуры

Чтобы занять время ребенка, пока родители на работе

Чтобы раскрыть его способности, таланты

Чтобы общаться с друзьями в комфортной обстановке и тепле.

Чтобы укрепить здоровье, эмоциональное благополучие

Другое____________________________________________________



Удовлетворены ли Вы режимом работы объединения

(дни, время, продолжительность занятий)?

да

нет

Хотелось бы увеличить количество занятий

Хотелось бы уменьшить количество занятий

4. Удовлетворяет ли Вас и Вашего ребенка материально-техническое оснащение объединения?

да

нет

затрудняюсь ответить

5.Удовлетворены профессионализмом педагога дополнительного образования?

да

нет

затрудняюсь ответить

6.Оцените уровень взаимодействия педагога с родителями

В объединении все важные вопросы решаются во взаимодействии с родителями

Мнение родителей не учитывается в работе

Ваши пожелания___________________________________________

7. Вы удовлетворены взаимоотношениями педагога дополнительного образования с Вашим ребенком ?

да

нет

8. Выберите из списка то, что, по Вашему мнению, стало результатом занятий Вашего ребенка в объединении?

Ребенок приобрел актуальные знания, умения, практические навыки

то, чему не учат в школе, но очень важно для жизни

Ребенку удалось проявить и развить свой талант, способности

Ребенок стал лучше учиться в школе

В лучшую сторону изменилось эмоциональное состояние

Ребенок социализируется в обществе

Ребенок приобрел навыки общения в коллективе

Другое_______________________________________________________



9.Вы удовлетворены успехами своего ребенка в результате занятий в объединении?

да

нет

затрудняюсь ответить

10. Что Вам нравится в работе объединения?

__________________________________________________________________

11. Ваши предложения и пожелания:

__________________________________________________________________


VIII. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Навыки самостоятельной работы;

2.Качество выполнения работы;

3. Владение техническими навыками;

4. Творческий подход (добавляет элементы декора, использует гармоничное цветовое сочетание; композиционное решение, оригинальность).



Условные обозначения:

t1698189866aa.gifОбучающийся владеет необходимыми техническими навыками,

выполняет работу качественно, проявляет творческий замысел

при создании работы.

t1698189866ab.gif

Обучающийся выполняет работу аккуратно, в соответствии с

заданием, творчески подходит к оформлению.


t1698189866ac.gifОбучающийся работает самостоятельно в соответствии с

образцом, но допускает технические ошибки.


t1698189866ad.gifОбучающийся слабо справляется с заданием, обращается к

помощи педагога, требуя пошаговой инструкции.


t1698189866ae.gifОбучающийся недостаточно освоил технические приемы работы,

работа выполнена небрежно.







37


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.