Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «С чего начинается Родина?»

1
0
Материал опубликован 25 November 2021

 


 

«УТВЕРЖДАЮ»

Должность


 

________ ФИО


 

«___» _________2021 г.

 

«С чего начинается Родина?»

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

духовно-нравственной направленности

 

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации программы: 4 года

 

 

 

 

Стрелкова Анна Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Павло-Федоровка

2021 год


 


 

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС).

Одним из приоритетных направлений Стандарта – духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Актуальность программы. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гумманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Направленность программы духовно-нравственная.

В неё входят

-Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

-Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

-Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

-Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.

Отличительная особенность программы заключается в том, что она ориентирована на формирование и развитие духовности, нравственности, патриотизма, заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре.

Уровень освоения общекультурный

Адресат программы

Программа ориентирована на учащихся I-IV классов.

Особенности организации образовательного процесса:

-комплектование групп производится на добровольной основе из учащихся образовательных учреждений города по возрастному составу от 7 до 10 лет. Состав групп – постоянный. Количество учащихся в группе – 12 человек.

- режим занятий: один раз в неделю

- возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения;

- продолжительность образовательного процесса 4 года

 

С учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: формирование        духовно –нравственных, патриотических основ личности; предмет деятельности – образовательный, работа ведётся с обучающимися 7-10 лет с. Павло-Федоровка;

Задачи программы:

Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своей области;

- формирование личностно-ценностного отно­шения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- укрепление семейных связей

Развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познава­тельной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родной местности, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические классные часы;

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

 

Обучающие:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта (села, поселка) и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего насе­ленного пункта и Приморского края

- изучение проблем развития края (населенного пункта);

-формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании.

 

1.3 Содержание программы

Учебный план на 4 года обучения

Состоит из четырех ступеней:

1 ступень – 1 класс (33 часа); 2 ступень – 2 класс (34 часа); 3 ступень – 3 класс (34 часа);4 ступень – 4 класс (34 часа)

1 класс

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы атт/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Начало начал. Моя семья - моя малая родина.

9

3

6

Игра

2

Школа – мой второй дом.

8

4

4

Игра

3

Павлофёдоровка– село моё родное.

8

4

4

Игра

4

Родной свой край люби и знай.

8

4

4

Игра

 

Всего

33

15

18

 

 

2 класс

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы атт/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Начало начал. Моя семья - моя малая родина.

9

3

6

Игра

2

Школа – мой второй дом.

8

4

4

Зачет

3

Павлофёдоровка– село моё родное.

9

4

5

Тест

4

Родной свой край люби и знай.

8

4

4

Тест

 

Всего

34

15

19

 

 

3 класс

Название раздела, темы

Количество часов

Формы атт/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Начало начал. Моя семья - моя малая родина.

9

3

6

Зачет

2

Школа – мой второй дом.

8

4

4

Зачет

3

Павлофёдоровка– село моё родное.

8

4

4

Тест

4

Родной свой край люби и знай.

9

4

5

Тест

 

Всего

34

15

19

 

 

4 класс

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы атт/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Начало начал. Моя семья - моя малая родина.

9

3

6

Игра

2

Школа – мой второй дом.

8

4

4

Зачет

3

Павлофёдоровка– село моё родное.

9

4

5

Тест

4

Родной свой край люби и знай.

8

4

4

Тест

 

Всего

34

15

19

 

 

Содержание учебного плана за 4 года обучения

«С чего начинается Родина?»


 

Название темы

Форма проведения

 

1 класс

 

Начало начал.

Моя семья-моя малая родина.

1

Вводное занятие: «С чего начинается Родина?»

Семейные ценности.

фото вернисаж

2

«Дом, в котором я живу»

поисковое задание

3

Поздравление мам с Днем Матери

концерт

4

Мое имя и фамилия в летописи семьи

беседа

5

Ты – родитель. Мои родители.

игра

6

Игры бабушек, дедушек.

практикум

7

Мои обязанности в семье.

беседа

8

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

праздник

9

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

открытка

 

II. Школа – мой второй дом 

10

Здравствуй, школа!

праздник

11

Школьные кабинеты

экскурсия

12

Адрес школы. Дорога в школу

составление маршрута

13

Мой сосед по парте

игра

14

Посвящение в первоклассники

праздник

15

Традиции школы

беседа, собрание для родителей

16

Школьная библиотека. Посвящение в читатели

экскурсия, конкурсы

17

Наши обязанности

игра

18

До свидания, первый класс!

праздник

 

III.Павло-Фёдоровка – село моё родное.

19

Мой двор.

рисунки

20

Павлофёдоровка, удивительное имя нашего села.

легенды

21

Герб района.

беседа

22

Прогулка-экскурсия по селу.

экскурсия

23

Удивительный наряд села.Виды села.

видео экскурсия

24

Характер села. Село владеет культурными богатствами.

беседа

25

Характер села. Село владеет духовными богатствами.

Фото-вернисаж

26

Посещение районного музея им.

В. Малаева.

Экскурсия (заочная)

27

Занятия жителей села.

беседа

 

IV. Родной свой край люби и знай.

28

Приморский край на карте моей Родины. Географическое положение.

беседа

29

Павлофёдоровка– часть земли дальневосточной.

видео экскурсия

30

Из бабушкиного сундука.

фольклорные посиделки, игра

31

Кто нас окружает. Растительный и животный мир Приморского края.

беседа

32

Красота родной природы.

видео экскурсия

33

Дружба народов Дальнего Востока.

беседа, игры

 

2 класс

 

I. Начало начал.

Моя семья-моя малая родина.

1

Мой дом – моя крепость.

игра

2

Досуг в моей семье.

беседа, рисунки

3

Профессия моего отца.

фотовернисаж

4

Профессия моей мамы.

фотовернисаж

5

Распределение обязанностей в семье.

практикум

6

Песни родителей, бабушек.

прослушивание

7

Фамилия, имена, отчества членов семьи.

поисковое задание

8

Папа, мама, я – читающая семья

соревнования, праздник

 

II. Школа – мой второй дом.

9

Правила поведения учащихся на уроках и переменах.

беседа

10

Распределение обязанностей в классном коллективе.

беседа

11

Мои любимые книги.

выставка книг

12

Береги учебник.

акция

13

Бережное отношение к школьному имуществу.

беседа

14

Если был бы я директором…

устное сочинение

15

Школа будущего.

конкурс рисунков

16

Дом, в котором мы живем.

практическая деятельность по созданию презентаций о школе

 

III.Павло-Фёдоровка – село моё родное.

17

Память о прошлом.

беседа

18

О чём говорят названия улиц. Поисковое задание

поисковое задание

19

Посещение кукольного театра.

культпоход

20

Альбом «Знай и люби своё село»

рисунки,сочинения мини-доклады

21-22

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны или с их близкими

встреча ,беседы

23

Памятник героям ВОв

экскурсия

24-25

Основные достопримечательности села: памятники, музей, старинные дома.

экскурсия

26

Транспорт села. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте

беседа, прогулки по отдельным местам села

 

IV. Родной свой край люби и знай.

27

Флаг Приморского края

беседа

28

Герб Приморского края

беседа,рисунки

29

Гимн с. Павлофёдоровка

прослушивание

30

Национальные кухни народов Дальнего Востока

конкурс блюд и рецептов

31

Национальные костюмы коренных народов Дальнего Востока

конкурс рисунков

32

Игры народов Дальнего Востока

праздник

33-34

Заповедные места Приморского края.

поездка

 

 

 

 

3 класс

 

I. Начало начал.

Моя семья-моя малая родина.

1

Моя семья.

сочинение

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

выставка

3

Герб моей семьи.

конкурс рисунков

4

Моя родословная.

составление родословной

5

У семейного очага

семейная игра

6

Великая Отечественная война в истории моей семьи.

поисковое задание

7

Подвижные семейные игры.

практикум

8

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

открытки, праздник

 

II. Школа – мой второй дом

9

Моя школа – мой дом.

беседа

10

Я работаю в библиотеке.

ролевая игра

11

Поздравление учителей с Днем учителя.

открытка

12

Что растет на территории школы.

тесты

13

Все о школе.

викторина

14

Школьный музей «Боевой славы».

экскурсия

15

Акция «Хорошее время читать»»

читательский дневник

16

Трудовой десант

посадка многолетних растений на клумбах школьного участка

 

 

 

II.Павло-Фёдоровка – село моё родное

17

Исторические места села.

экскурсия

18

Моему селу более 100 лет.

выставка фотографий

19

Предприятия села.

экскурсия

20

Великая Отечественная война в истории моего села.

проект

21

Посещение музея им. Малаева

экскурсия в музей

22

Встреча с известными земляками.

встреча

23

История села в лицах.

проект

24

Знай, люби и гордись своим селом

практикум

 

IV. Родной свой край люби и знай

25

Павлофёдоровкав далеком прошлом.

беседа

26

Гражданская война на территории Приморского края.

беседа

27

Подвиги павлофёдоровцев годы Великой Отечественной войны.

беседа

28

Символика Приморского края.

беседа

29

Кто в государстве(крае) самый главный?

ролевая игра

30

Я – гражданин.

рисунки

31

Многонациональный Приморский край.

беседа

32-33

Фольклор, традиции и праздники

Приморского края.

подготовка к празднику

34

Фольклор, традиции и праздники

Приморского края.

праздник

 

4 класс

 

Начало начал.

1.Моя семья-моя малая родина.

1

История одной фотографии.

сочинение

2

Семейные реликвии.

выставка

3

Моя семья. Семейные традиции.

практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет

4

Вклад моей семьи в историю страны.

поисковое задание

5

Семейный бюджет.

практикум

6

Права и обязанности родителей и детей.

круглый стол

7

Папа, мама, я – дружная семья.

спортивный праздник

8

Поздравление с Днем Семьи.

поздравительная открытка

 

II. Школа – мой второй дом

9

Моя школа получила кабинет начальных классов.

видеофильм

10

Медалисты нашей школы.

поисковое задание

11

Бюджет школы.

практикум

12

Школьный музей.

экскурсия в школьный музей

13

Традиции школы .Законы и заповеди.

устный журнал

14

История школы в лицах.

создание альбома

15

Защита проектов «История школы в лицах»

проект

16

Прощание с начальной школой.

праздник

 

III.Павло-Фёдоровка – село моё родное.

17

О, природа нашего села!

конкурс рисунков

18

В архиве по с. Павлофёдоровка.

Заочная экскурсия

19

Герои – земляки Великой Отечественной войны.

экскурсии по храмам, соборам, мечетям

20

Памятники нашего села.

экскурсия

21

Памятники нашего села.

поисковое задание

22

Встреча с ветеранами труда.

встреча

23

Что мы покажем гостям в Павлофёдоровке?

оформление уголка

24

Моё село в будущем.

защита проекта

 

IV. Родной свой край люби и знай

25

Первобытный мир – начало истории человечества

беседа

26

Объекты Саммита.

Заочная экскурсия

27

Минеральный источник нашего района

беседа

28

Наш край в годы Великой Отечественной войны

поисковое задание

29

Санатории нашего района.

Заочная экскурсия

30-31

Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашего края.

чтение произведений, театрал.представления

32

Жизнь замечательных людей Приморского края.

поисковое задание

33

Моя малая родина.

викторина

34

Защита проектов «С чего начинается Родина?»

проект


 

 

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

Обучающийся будет знать моральные нормы и правила поведения.

У обучающегося будет сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе, семье, Родине, людям, животным.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Обучающийся приобретёт опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье.

Обучающийся будет уметь пользоваться картой (в определении границ России, круп­ных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны, приводить примеры достопримечательностей села и родного края;

Обучающийся будет владеть начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

 

 

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Кабинет №4

Спортивный зал.

Дидактические и наглядные пособия;

Современные средства ТСО (компьютеры, проектор и т.д.);

 

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Методическая, краеведческая, художественная литература:

Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;

Аудиозаписи;

Карта Приморского края;

Символика России

Буклеты, наборы открыток.

Интернет-источники в соответствии с тематическим планированием

 

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Реализация программы «С чего начинается Родина» предусматривает входной, текущий, промежуточный контроль и итоговая аттестация обучающихся.

Входной контроль проводится с целью выявления уровня подготовки учащихся. Текущий (промежуточный) – с целью контроля усвоения учащимися тем и разделов программы. Итоговый – с целью усвоения обучающимися программного материала в целом.

Входной контроль осуществляется в форме: беседа, опрос.

Текущий (промежуточный) контроль включает следующие формы: беседа, досуговые и концертные программы, викторины, педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, тестов

Итоговая аттестация осуществляется в следующих формах: защита творческих работ и проектов, тест.

Грамоты, дипломы;

Материал анкетирования и тестирования;

Отзывы детей и родителей.

 

 

Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих критериев (параметров):

1. Низкий уровень;

2. Средний уровень;

3. Высокий уровень.

При помощи бланков тестовых заданий по темам программы; карты учета творческих достижений учащихся

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

диагностическая карта;

открытое занятие;

портфолио;

праздники;

конкурсы.

 

2.3 Методические материалы

На занятиях использую разнообразные методические материалы.

Наглядные методы.

чтения педагогом рассказов;

экскурсий в музей, целевых прогулок;

наблюдений;

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр и др.

Словесные методы

чтение литературных произведений

чтения стихотворений детьми;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов, приглашенных родителей;

ответов на вопросы педагога, детей;

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);

сообщение дополнительного материала;

загадывание загадок;

рассматривание наглядного материала;


 

Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях или демонстрируемые педагогом перед всем классом.

- принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);

- принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

- принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

- принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

- принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, является эффективным способом продолжения их усвоения, способствует их лучшему закреплению);

- принцип познавательной мотивации;

-принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Игровые технологии

Обучение осуществляется через активные формы: игры-состязания; викторины; олимпиады; ролевые игры и т.д. Игровые технологии эффективны лишь в сочетании с другими методами и средствами обучения.
В своей практике использую систематически наследующих этапах урока: актуализация знаний (приём создание игровой
ситуации); закрепление нового материала (игровая ситуация)

Что показывает повышение интереса  учащихся к изучению предмета, повышение результативности учебной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках английского языка. Улучшение качества знаний проверяемых устным опросом, анкетированием и диагностическими работами

Проектная технология

Обучающиеся рисуют поздравительные открытки, выпускают стенгазеты, ведут тематические альбомы, выполняют мультимедийные и интерактивные проекты (презентации). Затем ребята демонстрируют свои работы в классе, рассказывают о её достоинствах и, таким образом, овладевают искусством презентации и самопрезентации.

Технология развивающего обучения

Результатом технологии развивающего обучения является формирование у учащихся психологической установки (доминанты) на самосовершенствование.

 

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

2 год

3 год

4 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

34

34

34

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

1.09-29.12.

 

 

 

2 полугодие

 

 

 

 

Возраст детей, лет

7

8

9

10

Продолжительность занятия, час

30 мин

40 мин

40 мин

40 мин

Режим занятия

1 раз/нед

1 раз/нед

1 раз/нед

1 раз/нед

Годовая учебная нагрузка, час

33

34

34

34

 

2.5 Календарный план воспитательной работы

(мероприятия, объём, временные границы)

Всего часов– 135 ч .Всего часов в неделю – 1 ч

Класс

Блоки

Кол-во часов

1

«Начало начал. Моя семья-моя малая родина»

33

2

«Школа – мой второй дом»

34

3

«Павлофёдоровка– село моё родное»

34

4

«Родной свой край люби и знай»

34

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


 

1.Давлетшина А.А.Воспитание чувства патриотизма у младших школьников.УИПК ПРО Ульяновск, 2009г

2. Глушко Е.А., Медведев Ю.Е. Энциклопедия русских фамилий - М.: Издательство ЭЛСМО-Пресс, 2000. - 592 с.

3. Медведев Ю.М. 10 00 русских имен и фамилий. Энциклопедический словарь, Изд. Группа АСТ - 2009.- 461 с.

4.Интернет –ресурсы

- Одежда коренных жителей приморского края http://www.fegi.ru/primorye/history/pop6.htm

- Приморский край в годы Великой Отечественной войныhttp://primkray.ru/content/primorskij-kraj-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny

- Каталог курортов, санаториев и пансионатов России http://www.aquaexpert.ru/spa_san/region25/kirovskipri/

- Объекты саммита АТЭС-2012 во Владивостоке на службе городуhttp://ria.ru/photolents/20130828/955790250.html


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.