12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Стрелкова Анна Владимировна272 Учитель начальных классов. Имею высшую квалификационную категорию. Очень люблю свою работу. Живу в приграничном селе Приморского края Россия, Приморский край |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «С чего начинается Родина?»
«УТВЕРЖДАЮ»
Должность
________ ФИО
«___» _________2021 г.
«С чего начинается Родина?»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
духовно-нравственной направленности
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации программы: 4 года
Стрелкова Анна Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
с. Павло-Федоровка
2021 год
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС).
Одним из приоритетных направлений Стандарта – духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Актуальность программы. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гумманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Направленность программы духовно-нравственная.
В неё входят
-Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
-Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
-Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
-Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она ориентирована на формирование и развитие духовности, нравственности, патриотизма, заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре.
Уровень освоения общекультурный
Адресат программы
Программа ориентирована на учащихся I-IV классов.
Особенности организации образовательного процесса:
-комплектование групп производится на добровольной основе из учащихся образовательных учреждений города по возрастному составу от 7 до 10 лет. Состав групп – постоянный. Количество учащихся в группе – 12 человек.
- режим занятий: один раз в неделю
- возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения;
- продолжительность образовательного процесса 4 года
С учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование духовно –нравственных, патриотических основ личности; предмет деятельности – образовательный, работа ведётся с обучающимися 7-10 лет с. Павло-Федоровка;
Задачи программы:
Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своей области;
- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- укрепление семейных связей
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родной местности, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические классные часы;
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
Обучающие:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта (села, поселка) и его населения;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Приморского края
- изучение проблем развития края (населенного пункта);
-формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании.
1.3 Содержание программы
Учебный план на 4 года обучения
Состоит из четырех ступеней:
1 ступень – 1 класс (33 часа); 2 ступень – 2 класс (34 часа); 3 ступень – 3 класс (34 часа);4 ступень – 4 класс (34 часа)
1 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы атт/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Начало начал. Моя семья - моя малая родина. | 9 | 3 | 6 | Игра | |
2 | Школа – мой второй дом. | 8 | 4 | 4 | Игра | |
3 | Павлофёдоровка– село моё родное. | 8 | 4 | 4 | Игра | |
4 | Родной свой край люби и знай. | 8 | 4 | 4 | Игра | |
| Всего | 33 | 15 | 18 |
|
2 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы атт/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Начало начал. Моя семья - моя малая родина. | 9 | 3 | 6 | Игра | |
2 | Школа – мой второй дом. | 8 | 4 | 4 | Зачет | |
3 | Павлофёдоровка– село моё родное. | 9 | 4 | 5 | Тест | |
4 | Родной свой край люби и знай. | 8 | 4 | 4 | Тест | |
| Всего | 34 | 15 | 19 |
|
3 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы атт/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Начало начал. Моя семья - моя малая родина. | 9 | 3 | 6 | Зачет | |
2 | Школа – мой второй дом. | 8 | 4 | 4 | Зачет | |
3 | Павлофёдоровка– село моё родное. | 8 | 4 | 4 | Тест | |
4 | Родной свой край люби и знай. | 9 | 4 | 5 | Тест | |
| Всего | 34 | 15 | 19 |
|
4 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы атт/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Начало начал. Моя семья - моя малая родина. | 9 | 3 | 6 | Игра | |
2 | Школа – мой второй дом. | 8 | 4 | 4 | Зачет | |
3 | Павлофёдоровка– село моё родное. | 9 | 4 | 5 | Тест | |
4 | Родной свой край люби и знай. | 8 | 4 | 4 | Тест | |
| Всего | 34 | 15 | 19 |
|
Содержание учебного плана за 4 года обучения
«С чего начинается Родина?»
№ | Название темы | Форма проведения |
| 1 класс | |
| Начало начал. Моя семья-моя малая родина. | |
1 | Вводное занятие: «С чего начинается Родина?» Семейные ценности. | фото вернисаж |
2 | «Дом, в котором я живу» | поисковое задание |
3 | Поздравление мам с Днем Матери | концерт |
4 | Мое имя и фамилия в летописи семьи | беседа |
5 | Ты – родитель. Мои родители. | игра |
6 | Игры бабушек, дедушек. | практикум |
7 | Мои обязанности в семье. | беседа |
8 | Поздравление пап с Днем защитника Отечества | праздник |
9 | Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта | открытка |
| II. Школа – мой второй дом | |
10 | Здравствуй, школа! | праздник |
11 | Школьные кабинеты | экскурсия |
12 | Адрес школы. Дорога в школу | составление маршрута |
13 | Мой сосед по парте | игра |
14 | Посвящение в первоклассники | праздник |
15 | Традиции школы | беседа, собрание для родителей |
16 | Школьная библиотека. Посвящение в читатели | экскурсия, конкурсы |
17 | Наши обязанности | игра |
18 | До свидания, первый класс! | праздник |
| III.Павло-Фёдоровка – село моё родное. | |
19 | Мой двор. | рисунки |
20 | Павлофёдоровка, удивительное имя нашего села. | легенды |
21 | Герб района. | беседа |
22 | Прогулка-экскурсия по селу. | экскурсия |
23 | Удивительный наряд села.Виды села. | видео экскурсия |
24 | Характер села. Село владеет культурными богатствами. | беседа |
25 | Характер села. Село владеет духовными богатствами. | Фото-вернисаж |
26 | Посещение районного музея им. В. Малаева. | Экскурсия (заочная) |
27 | Занятия жителей села. | беседа |
| IV. Родной свой край люби и знай. | |
28 | Приморский край на карте моей Родины. Географическое положение. | беседа |
29 | Павлофёдоровка– часть земли дальневосточной. | видео экскурсия |
30 | Из бабушкиного сундука. | фольклорные посиделки, игра |
31 | Кто нас окружает. Растительный и животный мир Приморского края. | беседа |
32 | Красота родной природы. | видео экскурсия |
33 | Дружба народов Дальнего Востока. | беседа, игры |
| 2 класс | |
| I. Начало начал. Моя семья-моя малая родина. | |
1 | Мой дом – моя крепость. | игра |
2 | Досуг в моей семье. | беседа, рисунки |
3 | Профессия моего отца. | фотовернисаж |
4 | Профессия моей мамы. | фотовернисаж |
5 | Распределение обязанностей в семье. | практикум |
6 | Песни родителей, бабушек. | прослушивание |
7 | Фамилия, имена, отчества членов семьи. | поисковое задание |
8 | Папа, мама, я – читающая семья | соревнования, праздник |
| II. Школа – мой второй дом. | |
9 | Правила поведения учащихся на уроках и переменах. | беседа |
10 | Распределение обязанностей в классном коллективе. | беседа |
11 | Мои любимые книги. | выставка книг |
12 | Береги учебник. | акция |
13 | Бережное отношение к школьному имуществу. | беседа |
14 | Если был бы я директором… | устное сочинение |
15 | Школа будущего. | конкурс рисунков |
16 | Дом, в котором мы живем. | практическая деятельность по созданию презентаций о школе |
| III.Павло-Фёдоровка – село моё родное. | |
17 | Память о прошлом. | беседа |
18 | О чём говорят названия улиц. Поисковое задание | поисковое задание |
19 | Посещение кукольного театра. | культпоход |
20 | Альбом «Знай и люби своё село» | рисунки,сочинения мини-доклады |
21-22 | Встреча с ветераном Великой Отечественной войны или с их близкими | встреча ,беседы |
23 | Памятник героям ВОв | экскурсия |
24-25 | Основные достопримечательности села: памятники, музей, старинные дома. | экскурсия |
26 | Транспорт села. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте | беседа, прогулки по отдельным местам села |
| IV. Родной свой край люби и знай. | |
27 | Флаг Приморского края | беседа |
28 | Герб Приморского края | беседа,рисунки |
29 | Гимн с. Павлофёдоровка | прослушивание |
30 | Национальные кухни народов Дальнего Востока | конкурс блюд и рецептов |
31 | Национальные костюмы коренных народов Дальнего Востока | конкурс рисунков |
32 | Игры народов Дальнего Востока | праздник |
33-34 | Заповедные места Приморского края. | поездка |
|
|
|
| 3 класс | |
| I. Начало начал. Моя семья-моя малая родина. | |
1 | Моя семья. | сочинение |
2 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | выставка |
3 | Герб моей семьи. | конкурс рисунков |
4 | Моя родословная. | составление родословной |
5 | У семейного очага | семейная игра |
6 | Великая Отечественная война в истории моей семьи. | поисковое задание |
7 | Подвижные семейные игры. | практикум |
8 | Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека | открытки, праздник |
| II. Школа – мой второй дом | |
9 | Моя школа – мой дом. | беседа |
10 | Я работаю в библиотеке. | ролевая игра |
11 | Поздравление учителей с Днем учителя. | открытка |
12 | Что растет на территории школы. | тесты |
13 | Все о школе. | викторина |
14 | Школьный музей «Боевой славы». | экскурсия |
15 | Акция «Хорошее время читать»» | читательский дневник |
16 | Трудовой десант | посадка многолетних растений на клумбах школьного участка |
|
II.Павло-Фёдоровка – село моё родное | |
17 | Исторические места села. | экскурсия |
18 | Моему селу более 100 лет. | выставка фотографий |
19 | Предприятия села. | экскурсия |
20 | Великая Отечественная война в истории моего села. | проект |
21 | Посещение музея им. Малаева | экскурсия в музей |
22 | Встреча с известными земляками. | встреча |
23 | История села в лицах. | проект |
24 | Знай, люби и гордись своим селом | практикум |
| IV. Родной свой край люби и знай | |
25 | Павлофёдоровкав далеком прошлом. | беседа |
26 | Гражданская война на территории Приморского края. | беседа |
27 | Подвиги павлофёдоровцев годы Великой Отечественной войны. | беседа |
28 | Символика Приморского края. | беседа |
29 | Кто в государстве(крае) самый главный? | ролевая игра |
30 | Я – гражданин. | рисунки |
31 | Многонациональный Приморский край. | беседа |
32-33 | Фольклор, традиции и праздники Приморского края. | подготовка к празднику |
34 | Фольклор, традиции и праздники Приморского края. | праздник |
| 4 класс | |
| Начало начал. 1.Моя семья-моя малая родина. | |
1 | История одной фотографии. | сочинение |
2 | Семейные реликвии. | выставка |
3 | Моя семья. Семейные традиции. | практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет |
4 | Вклад моей семьи в историю страны. | поисковое задание |
5 | Семейный бюджет. | практикум |
6 | Права и обязанности родителей и детей. | круглый стол |
7 | Папа, мама, я – дружная семья. | спортивный праздник |
8 | Поздравление с Днем Семьи. | поздравительная открытка |
| II. Школа – мой второй дом | |
9 | Моя школа получила кабинет начальных классов. | видеофильм |
10 | Медалисты нашей школы. | поисковое задание |
11 | Бюджет школы. | практикум |
12 | Школьный музей. | экскурсия в школьный музей |
13 | Традиции школы .Законы и заповеди. | устный журнал |
14 | История школы в лицах. | создание альбома |
15 | Защита проектов «История школы в лицах» | проект |
16 | Прощание с начальной школой. | праздник |
| III.Павло-Фёдоровка – село моё родное. | |
17 | О, природа нашего села! | конкурс рисунков |
18 | В архиве по с. Павлофёдоровка. | Заочная экскурсия |
19 | Герои – земляки Великой Отечественной войны. | экскурсии по храмам, соборам, мечетям |
20 | Памятники нашего села. | экскурсия |
21 | Памятники нашего села. | поисковое задание |
22 | Встреча с ветеранами труда. | встреча |
23 | Что мы покажем гостям в Павлофёдоровке? | оформление уголка |
24 | Моё село в будущем. | защита проекта |
| IV. Родной свой край люби и знай | |
25 | Первобытный мир – начало истории человечества | беседа |
26 | Объекты Саммита. | Заочная экскурсия |
27 | Минеральный источник нашего района | беседа |
28 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | поисковое задание |
29 | Санатории нашего района. | Заочная экскурсия |
30-31 | Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашего края. | чтение произведений, театрал.представления |
32 | Жизнь замечательных людей Приморского края. | поисковое задание |
33 | Моя малая родина. | викторина |
34 | Защита проектов «С чего начинается Родина?» | проект |
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающийся будет знать моральные нормы и правила поведения.
У обучающегося будет сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе, семье, Родине, людям, животным.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Обучающийся приобретёт опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье.
Обучающийся будет уметь пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны, приводить примеры достопримечательностей села и родного края;
Обучающийся будет владеть начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Кабинет №4
Спортивный зал.
Дидактические и наглядные пособия;
Современные средства ТСО (компьютеры, проектор и т.д.);
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Методическая, краеведческая, художественная литература:
Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
Аудиозаписи;
Карта Приморского края;
Символика России
Буклеты, наборы открыток.
Интернет-источники в соответствии с тематическим планированием
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Реализация программы «С чего начинается Родина» предусматривает входной, текущий, промежуточный контроль и итоговая аттестация обучающихся.
Входной контроль проводится с целью выявления уровня подготовки учащихся. Текущий (промежуточный) – с целью контроля усвоения учащимися тем и разделов программы. Итоговый – с целью усвоения обучающимися программного материала в целом.
Входной контроль осуществляется в форме: беседа, опрос.
Текущий (промежуточный) контроль включает следующие формы: беседа, досуговые и концертные программы, викторины, педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, тестов
Итоговая аттестация осуществляется в следующих формах: защита творческих работ и проектов, тест.
Грамоты, дипломы;
Материал анкетирования и тестирования;
Отзывы детей и родителей.
Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих критериев (параметров):
1. Низкий уровень;
2. Средний уровень;
3. Высокий уровень.
При помощи бланков тестовых заданий по темам программы; карты учета творческих достижений учащихся
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
диагностическая карта;
открытое занятие;
портфолио;
праздники;
конкурсы.
2.3 Методические материалы
На занятиях использую разнообразные методические материалы.
Наглядные методы.
чтения педагогом рассказов;
экскурсий в музей, целевых прогулок;
наблюдений;
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр и др.
Словесные методы
чтение литературных произведений
чтения стихотворений детьми;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов, приглашенных родителей;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
сообщение дополнительного материала;
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях или демонстрируемые педагогом перед всем классом.
- принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);
- принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
- принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
- принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
- принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, является эффективным способом продолжения их усвоения, способствует их лучшему закреплению);
- принцип познавательной мотивации;
-принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).
Игровые технологии
Обучение осуществляется через активные формы: игры-состязания; викторины; олимпиады; ролевые игры и т.д. Игровые технологии эффективны лишь в сочетании с другими методами и средствами обучения.
В своей практике использую систематически наследующих этапах урока: актуализация знаний (приём создание игровой
ситуации); закрепление нового материала (игровая ситуация)
Что показывает повышение интереса учащихся к изучению предмета, повышение результативности учебной деятельности.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка. Улучшение качества знаний проверяемых устным опросом, анкетированием и диагностическими работами
Проектная технология
Обучающиеся рисуют поздравительные открытки, выпускают стенгазеты, ведут тематические альбомы, выполняют мультимедийные и интерактивные проекты (презентации). Затем ребята демонстрируют свои работы в классе, рассказывают о её достоинствах и, таким образом, овладевают искусством презентации и самопрезентации.
Технология развивающего обучения
Результатом технологии развивающего обучения является формирование у учащихся психологической установки (доминанты) на самосовершенствование.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | |||||
Продолжительность учебного года, неделя | 34 | 34 | 34 | 34 | |||||
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 1.09-29.12. |
|
|
| ||||
2 полугодие |
|
|
|
| |||||
Возраст детей, лет | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
Продолжительность занятия, час | 30 мин | 40 мин | 40 мин | 40 мин | |||||
Режим занятия | 1 раз/нед | 1 раз/нед | 1 раз/нед | 1 раз/нед | |||||
Годовая учебная нагрузка, час | 33 | 34 | 34 | 34 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
(мероприятия, объём, временные границы)
Всего часов– 135 ч .Всего часов в неделю – 1 ч
Класс | Блоки | Кол-во часов |
1 | «Начало начал. Моя семья-моя малая родина» | 33 |
2 | «Школа – мой второй дом» | 34 |
3 | «Павлофёдоровка– село моё родное» | 34 |
4 | «Родной свой край люби и знай» | 34 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Давлетшина А.А.Воспитание чувства патриотизма у младших школьников.УИПК ПРО Ульяновск, 2009г
2. Глушко Е.А., Медведев Ю.Е. Энциклопедия русских фамилий - М.: Издательство ЭЛСМО-Пресс, 2000. - 592 с.
3. Медведев Ю.М. 10 00 русских имен и фамилий. Энциклопедический словарь, Изд. Группа АСТ - 2009.- 461 с.
4.Интернет –ресурсы
- Одежда коренных жителей приморского края
- Приморский край в годы Великой Отечественной войны
- Каталог курортов, санаториев и пансионатов России
- Объекты саммита АТЭС-2012 во Владивостоке на службе городу