12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Высоцкая Татьяна28 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арлекино»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным
образовательным программам № 17 г. Энгельса»
«Принята» на заседании педагогического совета от «___»_________________2019г. Протокол №__________________ |
«У Т В Е Р Ж Д А Ю» Директор ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса» ________ Е.В. Амвросенкова «___»_________________2019г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Арлекино».
Возраст обучающихся:10-15 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Высоцкая Татьяна Анатольевна,
педагог дополнительного образования
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Направленность и профиль дополнительной общеобразовательной программы и направление деятельности: данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность. Направление деятельности – театральное. Кружок однопрофильный.
Вид программы и её уровень: модифицированная программа, общекультурный (базовый) уровень.
Отличительные особенности программы; новизна, педагогическая целесообразность программы:
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!"
Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы:
Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи:
Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию красоты правильной литературной речи.
Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья.
Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству.
Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами любительского театра.
Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу.
Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях.
Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству.
Адресат программы: программа рассчитана на школьников 7 – 17 лет (разновозрастная группа), увлеченных искусством слова, театром, игрой на сцене; специальной подготовки детей не требуется.
Объем программы - сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы:
Объем программы – 157 часов. Сроки реализации – 1 учебный год, занятия проводятся по 5 часов в неделю.
Формы организации образовательного процесса, виды занятий, режим занятий:
Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.
Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года по 2 занятия (по 45 мин.) с перерывом в 15 минут.
- Ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и способы определения их результативности:
Требования к уровню подготовки учащихся
ЗНАЕТ:
Что такое театр.
Чем отличается театр от других видов искусств.
С чего зародился театр.
Какие виды театров существуют.
Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
Что такое выразительные средства.
Фрагмент как составная часть сюжета.
Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
Об элементарных технических средствах сцены.
Об оформлении сцены.
О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
О рождении сюжета произведения.
О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
О сверхзадаче и морали в произведении.
УМЕЕТ:
Направлять свою фантазию по заданному руслу.
Образно мыслить.
Концентрировать внимание.
Ощущать себя в сценическом пространстве.
Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
Общения с партнером (одноклассниками).
Элементарного актёрского мастерства.
Образного восприятия окружающего мира.
Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
Коллективного творчества.
Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
Анализировать последовательность поступков.
Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты. У учеников будут сформированы:
۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;
۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Предметные результаты. Учащиеся научатся:
۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;
۰строить этюд в паре с любым партнёром;
۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
۰ сочинять этюды по сказкам;
۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД: Обучающийся научится:
۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:
۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
۰ обращаться за помощью;
۰ формулировать свои затруднения;
۰ предлагать помощь и сотрудничество;
۰ слушать собеседника;
۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
۰ формулировать собственное мнение и позицию;
۰осуществлять взаимный контроль;
. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля.
Система поощрений:
благодарственные письма кружковцам и их родителям;
дипломы за актерское мастерство;
творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей.
Учебно-тематический план.
N п\п | Разделы программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие | 3 | 3 | - |
2. | Театральная игра | 39 | 17 | 22 |
3. | Культура и техника речи | 20 | 5 | 15 |
4. | Ритмопластика | 20 | 4 | 16 |
5. | Основы театральной культуры | 9 | 6 | 3 |
6. | Фольклор | 15 | 4 | 11 |
7. | Работа над спектаклем | 48 | 8 | 40 |
8. | Индивидуальная работа | 15 | 6 | 9 |
9. | Просмотрово-информационный раздел | 6 | 6 | - |
| Итого: | 175 | 24 | 44 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Наименование тем занятий
| Дата проведения
| |||
План | Корректировка | ||||
Введение (1 ч.) | |||||
1. | Вводное занятие |
|
| ||
Театральная игра (39 ч.) | |||||
2. | Игра «Я - зритель» |
|
| ||
3. | Что лишнее? Что изменилось? |
|
| ||
4. | Развитие воображения. Кто я? |
|
| ||
5. | Жесты. |
|
| ||
6. | Жесты. Закрепление |
|
| ||
7. | Мимика |
|
| ||
8. | Мимика. Закрепление |
|
| ||
9. | Позы. |
|
| ||
10. | Позы. Закрепление |
|
| ||
11. | Мимика. Позы. Упражнение на закрепление. |
|
| ||
12. | Эмоции. Этюды с воображаемым предметом. |
|
| ||
13. | Эмоции. Закрепление |
|
| ||
14. | Этюды с заданным обстоятельством |
|
| ||
15. | Этюды на эмоции и вежливое поведение. |
|
| ||
16. | Этюды. Упражнения на закрепление. |
|
| ||
17. | Сказкотерапия |
|
| ||
18 | Виды сказок. |
|
| ||
19 | Русские народные сказки. |
|
| ||
20 | Чтение сказок по ролям. |
|
| ||
21 | Импровизация |
|
| ||
22 | Импровизация. Закрепление |
|
| ||
23 | Упражнения на закрепление по теме «Импровизация» |
|
| ||
24 | Пантомима. |
|
| ||
25 | Этюды пантомимы. |
|
| ||
26 | .Пантомима. Закрепление |
|
| ||
27 | Занятие - беседа «В мире без слов» |
|
| ||
28 | Закрепление по теме жесты |
|
| ||
29 | «Четвертая стена» |
|
| ||
30 | Пристройка. |
|
| ||
31 | Театр и жизнь. |
|
| ||
32 | Что дает театральное искусство. |
|
| ||
33 | Виды театров |
|
| ||
34 | Театральное искусство |
|
| ||
35 | Театры нашего города |
|
| ||
36 | История создания школьного театра |
|
| ||
37 | Традиции школьного театра |
|
| ||
38 | Просмотр видеосюжетов. |
|
| ||
39 | Летописи школьного театра |
|
| ||
40 | Правила поведения в театре |
|
| ||
41 | Задания на закрепление темы «Правила поведения в театре» |
|
| ||
| |||||
42. | Артикуляционная гимнастика. |
|
| ||
43. | Упражнения для правильной артикуляции |
|
| ||
44. | Артикуляционные упражнения. |
|
| ||
45. | Скороговорки как средство развития артикуляции |
|
| ||
46. | Дыхательные упражнения. |
|
| ||
47. | Упражнения на развитие дыхания |
|
| ||
48. | Устранение дикционных недостатков |
|
| ||
49. | Дыхательная гимнастика |
|
| ||
50. | Тренинг правильной сценической речи. |
|
| ||
51. | Упражнения для развития сценической речи. |
|
| ||
52. | Постановка речевого голоса. |
|
| ||
53. | Тренировочные упражнения для постановки речевого голоса. |
|
| ||
54. | Диалог и монолог. |
|
| ||
55. | Речь в движении. |
|
| ||
56. | Упражнения на закрепление темы «Речь в движении» |
|
| ||
57. | Работа над стихотворением и басней |
|
| ||
58. | Выразительное чтение стихов |
|
| ||
59. | Чтение басен по ролям. |
|
| ||
60 | Коммуникативная игра. |
|
| ||
61 | Закрепление по теме «Коммуникативная игра» |
|
| ||
Ритмопластика (20 ч.) | |||||
62. | Ритмические игры |
|
| ||
63. | Упражнения на развитие ритмических движений |
|
| ||
64. | Музыкальные ритмические игры |
|
| ||
65. | Закрепление по теме «Ритмические игры» |
|
| ||
66. | Музыкальная игра «Андрей – воробей» |
|
| ||
67. | Упражнение на отстукивание ритма |
|
| ||
68. | Закрепление музыкальной игры «Андрей – воробей» |
|
| ||
69. | Пластические игры и упражнения |
|
| ||
70. | Упражнения на развитие пластики |
|
| ||
71. | Двигательные задания на развитие пластики |
|
| ||
72. | Развитие свободы телодвижений |
|
| ||
73. | Ритмическая гимнастика |
|
| ||
74. | Развитие выразительности телодвижений |
|
| ||
75. | Упражнения на развитие выразительности телодвижений |
|
| ||
76. | Игра «Повтори за мной» |
|
| ||
77. | Упражнение «Зеркало» |
|
| ||
78. | Игра «Делай как я» |
|
| ||
79. | Игра-танец «Повторяй-ка» |
|
| ||
80. | Игра «Крокодил» |
|
| ||
81 | Конкурс «Пластические загадки» |
|
| ||
Основы театральной культуры (9 ч.) | |||||
82. | Поведение в театре |
|
| ||
83. | Правила поведения в театре |
|
| ||
84. | Закрепление по теме «Правила поведения в театре» |
|
| ||
85. | «За кулисье». Игра-путешествие для зрителей |
|
| ||
86. | Что такое сцена? |
|
| ||
87. | Понятие «Реквизит» |
|
| ||
88. | Театральные профессии |
|
| ||
89. | Профессия - актер |
|
| ||
90 | Профессия - режиссер |
|
| ||
Фольклор(15 ч.) |
| ||||
91. | Что такое фольклор. |
|
| ||
92. | Фольклор разных народов нашей страны |
|
| ||
93. | Фольклор в театральном искусстве |
|
| ||
94. | Русский народный фольклор |
|
| ||
95. | Праздники русского народа |
|
| ||
96. | Праздничные традиции русского народа |
|
| ||
97. | Запевки |
|
| ||
98. | Игры русского народа |
|
| ||
99. | Действенное знакомство с традициями, играми, обрядами русского народа |
|
| ||
100. | Разучивание игр |
|
| ||
101. | Сказки, песни, игры, дразнилки - импровизация |
|
| ||
102 | Чтение сказок по ролям |
|
| ||
103. | Ролевые песни. Импровизация |
|
| ||
104. | Закрепление по теме «Традиции русского народа» |
|
| ||
105 | КВН «На Руси» |
|
| ||
Работа над спектаклем (48 ч.) |
| ||||
106. | Ознакомление со сценарием пьесы. 1ая читка |
|
| ||
107. | Выявление персонажей |
|
| ||
108. | Обсуждение характеров |
|
| ||
108. | Распределение ролей |
|
| ||
110. | Разделение пьесы на тематические части |
|
| ||
111. | Распределение декораций на сцене |
|
| ||
112. | Мизансцена |
|
| ||
113. | Понятие «Мизансцена» |
|
| ||
114. | Работа над мизансценами. |
|
| ||
115. | Репетиция мизансцен |
|
| ||
116. | Работа над мизансценами. Продолжение |
|
| ||
117. | Отработка мизансцен |
|
| ||
118. | Работа над мизансценами. Завершение |
|
| ||
119. | Последовательность мизансцен. |
|
| ||
120. | Работа над последовательностью мизансцен |
|
| ||
121. | Скрепление мизансцен в единую часть |
|
| ||
122. | Работа над скреплением мизансцен |
|
| ||
123. | Отработка мизансцен |
|
| ||
124. | Репетиция мизансцен |
|
| ||
125. | Законы сцены. |
|
| ||
126. | Правила поведения на сцене |
|
| ||
127. | Знакомство со сценой |
|
| ||
128. | Закрепление правил поведения на сцене |
|
| ||
129. | Работа на сцене. |
|
| ||
130. | Развитие «чувства» сцены. |
|
| ||
131 | Закрепление «чувства» сцены |
|
| ||
132 | Работа над мизансценами |
|
| ||
133. | Работа над мизансценами на сцене. Закрепление |
|
| ||
134. | Соединение мизансцен воедино |
|
| ||
135. | Репетиция мизансцен |
|
| ||
136. | Отработка мизансцен |
|
| ||
137. | Чувство ритма спектакля. |
|
| ||
138. | Закрепление чувства ритма спектакля |
|
| ||
139. | Музыка и свет |
|
| ||
140. | Репетиция с музыкальным сопровождением |
|
| ||
141. | Игра «Тишина за кулисами» |
|
| ||
142. | Упражнения «Тихо. Идет спектакль» |
|
| ||
143 | Закрепление по теме «Тишина за кулисами» |
|
| ||
144. | Художественное редактирование спектакля |
|
| ||
145. | Работа над художественным редактированием спектакля |
|
| ||
146. | Генеральная репетиция |
|
| ||
147. | Генеральная репетиция с музыкальным сопровождением |
|
| ||
148. | Генеральная репетиция |
|
| ||
149. | Декорации в спектакле |
|
| ||
150. | Генеральная репетиция в образах |
|
| ||
151. | Показ спектакля |
|
| ||
152. | Подведение итогов. |
|
| ||
153 | Индивидуальный разбор ошибок во время спектакля |
|
| ||
Индивидуальная работа (4 ч.) | |||||
154. | Индивидуальная работа над речевым дыханием |
|
| ||
155 | Индивидуальные задания на развитие речевого дыхания |
|
| ||
156. | Индивидуальная работа над мимикой |
|
| ||
157. | Индивидуальная работа над развитием жестов |
|
|
Содержание изучаемого материала.
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.
Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:
выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;
деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;
переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпа, ритма спектакля;
назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
премьера спектакля;
повторные показы спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.
Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
• Компьютер,
• магнитофон,
• музыкальный центр,
• диски с записью сказок и постановок,
• диски с музыкой (классической и детской),
• микрофоны, усилитель, колонки,
• проектор, экран,
• фотоаппарат,
• видеокамера для анализа выступлений.
Литература
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - СПб.: Речь, 2006. - 125 с.
3. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
4. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста
5. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. -176 с.
6. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2006. - 144 с.
7. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. - М.: Баласс, 2004. - 48 с.
8. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. - М.: Просвещение. - 1978. - 176 с.
9. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. - М.: ВАКО, 2007. - 256 с.
10. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320 с.