12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Высоцкая Татьяна28
0

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арлекино»

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным

образовательным программам № 17 г. Энгельса»


 

 

«Принята» на заседании

педагогического совета

от

«___»_________________2019г.

Протокол №__________________

 

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Директор ГБОУ СО «Школа

АОП № 17 г. Энгельса»

________ Е.В. Амвросенкова

«___»_________________2019г.


 


 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

                                                             «Арлекино».

Возраст обучающихся:10-15 лет.

Срок реализации: 1 год


 


 


 

Автор-составитель:

Высоцкая Татьяна Анатольевна,

педагог дополнительного образования


 


 


 


 


 

2019-2020 учебный год

 

Пояснительная записка.

 

Направленность и профиль дополнительной общеобразовательной программы и направление деятельности: данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность. Направление деятельности – театральное. Кружок однопрофильный.

Вид программы и её уровень: модифицированная программа, общекультурный (базовый) уровень.

Отличительные особенности программыновизна, педагогическая целесообразность программы:

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!"

Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы:

Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи:

Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.

Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию красоты правильной литературной речи.

Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья.

Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству.

Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами любительского театра.

Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу.

Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях.

Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству.

Адресат программы: программа рассчитана на школьников 7 – 17 лет (разновозрастная группа), увлеченных искусством слова, театром, игрой на сцене; специальной подготовки детей не требуется.

Объем программы - сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы:

Объем программы – 157 часов. Сроки реализации – 1 учебный год, занятия проводятся по 5 часов в неделю.

Формы организации образовательного процессавиды занятийрежим занятий:

Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.

Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены.

Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.

Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.

Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.

Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года по 2 занятия (по 45 мин.) с перерывом в 15 минут.

Ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и способы определения их результативности:

Требования к уровню подготовки учащихся

ЗНАЕТ:

Что такое театр.

Чем отличается театр от других видов искусств.

С чего зародился театр.

Какие виды театров существуют.

Кто создаёт театральные полотна (спектакли).

Что такое выразительные средства.

Фрагмент как составная часть сюжета.

Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

Об элементарных технических средствах сцены.

Об оформлении сцены.

О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

О рождении сюжета произведения.

О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

О сверхзадаче и морали в произведении.

УМЕЕТ:

Направлять свою фантазию по заданному руслу.

Образно мыслить.

Концентрировать внимание.

Ощущать себя в сценическом пространстве.

Применять выразительные средства для выражения характера сцены.

Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

Общения с партнером (одноклассниками).

Элементарного актёрского мастерства.

Образного восприятия окружающего мира.

Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

Коллективного творчества.

Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

Анализировать последовательность поступков.

Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты. У учеников будут сформированы:

۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;

۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Предметные результаты. Учащиеся научатся:

۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;

۰строить этюд в паре с любым партнёром;

۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

۰ сочинять этюды по сказкам;

۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: Обучающийся научится:

۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД: Обучающийся научится:

۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:

۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

۰ обращаться за помощью;

۰ формулировать свои затруднения;

۰ предлагать помощь и сотрудничество;

۰ слушать собеседника;

۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

۰ формулировать собственное мнение и позицию;

۰осуществлять взаимный контроль;

. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля. 

Система поощрений:

благодарственные письма кружковцам и их родителям;

дипломы за актерское мастерство;

творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей.

 

 

 

Учебно-тематический план.

 

N

п\п

Разделы программы

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, заключительное занятие

3

3

-

2.

Театральная игра

39

17

22

3.

Культура и техника речи

20

5

15

4.

Ритмопластика

20

4

16

5.

Основы театральной культуры

9

6

3

6.

Фольклор

15

4

11

7.

Работа над спектаклем

48

8

40

8.

Индивидуальная работа

15

6

9

9.

Просмотрово-информационный

раздел

6

6

-

 

Итого:

175

24

44

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

 

Наименование тем занятий

 

Дата проведения

 

План

Корректировка

Введение (1 ч.)

1.

Вводное занятие

 

 

Театральная игра (39 ч.)

2.

Игра «Я - зритель»

 

 

3.

Что лишнее? Что изменилось?

 

 

4.

Развитие воображения. Кто я?

 

 

5.

Жесты.

 

 

6.

Жесты. Закрепление

 

 

7.

Мимика

 

 

8.

Мимика. Закрепление

 

 

9.

Позы.

 

 

10.

Позы. Закрепление

 

 

11.

Мимика. Позы. Упражнение на закрепление.

 

 

12.

Эмоции. Этюды с воображаемым предметом.

 

 

13.

Эмоции. Закрепление

 

 

14.

Этюды с заданным обстоятельством

 

 

15.

Этюды на эмоции и вежливое поведение.

 

 

16.

Этюды. Упражнения на закрепление.

 

 

17.

Сказкотерапия

 

 

18

Виды сказок.

 

 

19

Русские народные сказки.

 

 

20

Чтение сказок по ролям.

 

 

21

Импровизация

 

 

22

Импровизация. Закрепление

 

 

23

Упражнения на закрепление по теме «Импровизация»

 

 

24

Пантомима.

 

 

25

Этюды пантомимы.

 

 

26

.Пантомима. Закрепление

 

 

27

Занятие - беседа «В мире без слов»

 

 

28

Закрепление по теме жесты

 

 

29

«Четвертая стена»

 

 

30

Пристройка.

 

 

31

Театр и жизнь.

 

 

32

Что дает театральное искусство.

 

 

33

Виды театров

 

 

34

Театральное искусство

 

 

35

Театры нашего города

 

 

36

История создания школьного театра

 

 

37

Традиции школьного театра

 

 

38

Просмотр видеосюжетов.

 

 

39

Летописи школьного театра

 

 

40

Правила поведения в театре

 

 

41

Задания на закрепление темы «Правила поведения в театре»

 

 

 

42.

Артикуляционная гимнастика.

 

 

43.

Упражнения для правильной артикуляции

 

 

44.

Артикуляционные упражнения.

 

 

45.

Скороговорки как средство развития артикуляции

 

 

46.

Дыхательные упражнения.

 

 

47.

Упражнения на развитие дыхания

 

 

48.

Устранение дикционных недостатков

 

 

49.

Дыхательная гимнастика

 

 

50.

Тренинг правильной сценической речи.

 

 

51.

Упражнения для развития сценической речи.

 

 

52.

Постановка речевого голоса.

 

 

53.

Тренировочные упражнения для постановки речевого голоса.

 

 

54.

Диалог и монолог.

 

 

55.

Речь в движении.

 

 

56.

Упражнения на закрепление темы «Речь в движении»

 

 

57.

Работа над стихотворением и басней

 

 

58.

Выразительное чтение стихов

 

 

59.

Чтение басен по ролям.

 

 

60

Коммуникативная игра.

 

 

61

Закрепление по теме «Коммуникативная игра»

 

 

Ритмопластика (20 ч.)

62.

Ритмические игры

 

 

63.

Упражнения на развитие ритмических движений

 

 

64.

Музыкальные ритмические игры

 

 

65.

Закрепление по теме «Ритмические игры»

 

 

66.

Музыкальная игра «Андрей – воробей»

 

 

67.

Упражнение на отстукивание ритма

 

 

68.

Закрепление музыкальной игры «Андрей – воробей»

 

 

69.

Пластические игры и упражнения

 

 

70.

Упражнения на развитие пластики

 

 

71.

Двигательные задания на развитие пластики

 

 

72.

Развитие свободы телодвижений

 

 

73.

Ритмическая гимнастика

 

 

74.

Развитие выразительности телодвижений

 

 

75.

Упражнения на развитие выразительности телодвижений

 

 

76.

Игра «Повтори за мной»

 

 

77.

Упражнение «Зеркало»

 

 

78.

Игра «Делай как я»

 

 

79.

Игра-танец «Повторяй-ка»

 

 

80.

Игра «Крокодил»

 

 

81

Конкурс «Пластические загадки»

 

 

Основы театральной культуры (9 ч.)

82.

Поведение в театре

 

 

83.

Правила поведения в театре

 

 

84.

Закрепление по теме «Правила поведения в театре»

 

 

85.

«За кулисье». Игра-путешествие для зрителей

 

 

86.

Что такое сцена?

 

 

87.

Понятие «Реквизит»

 

 

88.

Театральные профессии

 

 

89.

Профессия - актер

 

 

90

Профессия - режиссер

 

 

Фольклор(15 ч.)

 

91.

Что такое фольклор.

 

 

92.

Фольклор разных народов нашей страны

 

 

93.

Фольклор в театральном искусстве

 

 

94.

Русский народный фольклор

 

 

95.

Праздники русского народа

 

 

96.

Праздничные традиции русского народа

 

 

97.

Запевки

 

 

98.

Игры русского народа

 

 

99.

Действенное знакомство с традициями, играми, обрядами русского народа

 

 

100.

Разучивание игр

 

 

101.

Сказки, песни, игры, дразнилки - импровизация

 

 

102

Чтение сказок по ролям

 

 

103.

Ролевые песни. Импровизация

 

 

104.

Закрепление по теме «Традиции русского народа»

 

 

105

КВН «На Руси»

 

 

Работа над спектаклем (48 ч.)

 

106.

Ознакомление со сценарием пьесы. 1ая читка

 

 

107.

Выявление персонажей

 

 

108.

Обсуждение характеров

 

 

108.

Распределение ролей

 

 

110.

Разделение пьесы на тематические части

 

 

111.

Распределение декораций на сцене

 

 

112.

Мизансцена

 

 

113.

Понятие «Мизансцена»

 

 

114.

Работа над мизансценами.

 

 

115.

Репетиция мизансцен

 

 

116.

Работа над мизансценами. Продолжение

 

 

117.

Отработка мизансцен

 

 

118.

Работа над мизансценами. Завершение

 

 

119.

Последовательность мизансцен.

 

 

120.

Работа над последовательностью мизансцен

 

 

121.

Скрепление мизансцен в единую часть

 

 

122.

Работа над скреплением мизансцен

 

 

123.

Отработка мизансцен

 

 

124.

Репетиция мизансцен

 

 

125.

Законы сцены.

 

 

126.

Правила поведения на сцене

 

 

127.

Знакомство со сценой

 

 

128.

Закрепление правил поведения на сцене

 

 

129.

Работа на сцене.

 

 

130.

Развитие «чувства» сцены.

 

 

131

Закрепление «чувства» сцены

 

 

132

Работа над мизансценами

 

 

133.

Работа над мизансценами на сцене. Закрепление

 

 

134.

Соединение мизансцен воедино

 

 

135.

Репетиция мизансцен

 

 

136.

Отработка мизансцен

 

 

137.

Чувство ритма спектакля.

 

 

138.

Закрепление чувства ритма спектакля

 

 

139.

Музыка и свет

 

 

140.

Репетиция с музыкальным сопровождением

 

 

141.

Игра «Тишина за кулисами»

 

 

142.

Упражнения «Тихо. Идет спектакль»

 

 

143

Закрепление по теме «Тишина за кулисами»

 

 

144.

Художественное редактирование спектакля

 

 

145.

Работа над художественным редактированием спектакля

 

 

146.

Генеральная репетиция

 

 

147.

Генеральная репетиция с музыкальным сопровождением

 

 

148.

Генеральная репетиция

 

 

149.

Декорации в спектакле

 

 

150.

Генеральная репетиция в образах

 

 

151.

Показ спектакля

 

 

152.

Подведение итогов.

 

 

153

Индивидуальный разбор ошибок во время спектакля

 

 

Индивидуальная работа (4 ч.)

154.

Индивидуальная работа над речевым дыханием

 

 

155

Индивидуальные задания на развитие речевого дыхания

 

 

156.

Индивидуальная работа над мимикой

 

 

157.

Индивидуальная работа над развитием жестов

 

 

 

 

 

 

Содержание изучаемого материала.

 

Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.

Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:

выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;

деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;

работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;

создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;

переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;

работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;

репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпа, ритма спектакля;

назначение ответственных за смену декораций и реквизита;

премьера спектакля;

повторные показы спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.

Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.


 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Компьютер,

магнитофон,

музыкальный центр,

диски с записью сказок и постановок,

диски с музыкой (классической и детской),

микрофоны, усилитель, колонки,

проектор, экран,

фотоаппарат,

видеокамера для анализа выступлений.

 


 

Литература

 

1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с.

2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - СПб.: Речь, 2006. - 125 с.

3. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.

4. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста

5. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. -176 с.

6. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2006. - 144 с.

7. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. - М.: Баласс, 2004. - 48 с.

8. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. - М.: Просвещение. - 1978. - 176 с.

9. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. - М.: ВАКО, 2007. - 256 с.

10. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320 с.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.