Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореография»
Пояснительная записка
Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.
Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России, департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года № 09-3242); Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09. 2014 г. № 1726-р, Уставом МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработана в соответствии с социальным заказом и реализуется в художественной направленности.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям, укреплению психического и физического здоровья. Обучаясь по данной программе, ребенок получает общее эстетическое, моральное развитие. Хореография способствует физическому развитию и укрепляет здоровье, т.е. укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется красивая осанка.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в плодотворном взаимодействии педагога и учащихся. Получение удовольствия от коллективного творчества, укрепление межличностных связей, развитие способности к коммуникации, приобретение реального, конкретного опыта, а также достижение высоких творческих результатов участия в конкурсном движении современного танцевального творчества.
Адресат программы:
Представленная образовательная программа рассчитана для занятий с учащимися 7-17 лет. По данной образовательной программе могут заниматься учащиеся без специальных знаний, умений и навыков.
По временным и возрастным характеристикам программа выстроена следующим образом: первый, второй и третий год обучения - дети младшего школьного возраста (с 7 до 10 лет). Четвертый и пятый год обучения - дети среднего школьного возраста (с11 до 14 лет). Шестой и седьмой год обучения - дети старшего школьного возраста (с 14 до 17 лет).
Возраст учащихся от 7 до 17 лет. Периодичность занятий: первый и второй год обучения – 2 раза в неделю по 45 минут; последующие года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа.
Одновременно в группе может находиться до 25 человек. Форма обучения очная, традиционная, с применением дистанционных технологий. Содержание программы составлено согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Младший школьный возраст позволяет осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Учащиеся этого возраста способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.
Средний школьный возраст характеризуется достаточно большой физической активностью, у учащихся повышается выносливость. В данном случае можно начинать работу над точностью исполнения, при условии, что учащимся была дана определенная база умений и навыков, в противном случае базу нужно будет предварительно создать. На уровне психологии данный период можно рассматривать, как период самоутверждения в глазах сверстников. Именно поэтому нужно уделять большое внимание сплочению подросткового коллектива, поощрению стремлений и индивидуальности, если это не идет во вред коллективу.
Старший школьный возраст может дать самые большие результаты, при условии, что ребенок физически подготовлен и эмоционально стабилен. Устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора будущей профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов. В старшем школьном возрасте ребенок должен овладеть всем спектром знаний, умений и навыков, изучаемых в контексте данной программы.
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий.
Формы учебных занятий:
тренировочные;
постановочные;
информационные (беседа, лекция);
практические занятие.
Тренировочные занятия - основная форма подготовки (под руководством хореографа) представлений, показательных программ, отдельных номеров, сцен
путем многократных повторений (целиком и частями).
Постановочные занятия - творческий процесс создания танцевального
представления.
Информационное занятие предполагает беседы и лекции. Фронтальная беседа специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).
Лекция – представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность
взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое
позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Практическое занятие - (от греч. praktikos - деятельный, активный),
материальная, целеполагающая деятельность людей.
Цель программы – раскрытие природных задатков и развитие творческих способностей учащегося в процессе обучения искусству хореографии.Задачи:
Образовательные
Обучение основам хореографического искусства.
Формирование знаний и умений по искусству танца с учетом индивидуальных способностей.
Владение определенными теоретическими знаниями.
Умение самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.
Воспитательные
Формирование нравственных качеств личности
Формирование устойчивого интереса учащихся к танцу;
Формирование коллектива как благоприятной среды для развития личности и творчества.
Содействие становлению и проявлению индивидуальности каждого учащегося, его творческих способностей.
Развивающие
Укрепление физического здоровья.
Развитие силы, выносливости, ловкости, координации движений.
Способствование выработке ритмичности, музыкальности, артистичности, эмоциональной выразительности учащихся.
Развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся.
Развитие способности ориентироваться в системе эстетических ценностей, понимания процесса художественного творчества.
Содержание программы выстроено по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего. В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов (беседа, рассказ, анализ музыкального или художественного произведения), наглядного восприятия и практические методы.
Особенности организации образовательного процесса:
Учащиеся сформированы в смешанные по возрасту группы. Занятия проводятся в групповой форме. Состав групп постоянный. Набор детей в студию свободный.
Режим занятий:
1 год обучения: 7 лет (1 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество детей в группе 10-25 человек.
2 год обучения: 8-9 лет (2-3 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество детей в группе 10-25 человек.
3 год обучения: 10-11 лет (4-5 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа с перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут, (144 часа) количество детей в группе 10-25 человек
4 год обучения: 12-13 лет (6-7 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа с перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут, (144 часа) количество детей в группе 10-25 человек
5 год обучения: 14-15 лет (8-9 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа с перерывом 15 минут, (144 часа) продолжительность занятий 45 минут, количество детей в группе 10-25 человек
6 год обучения: 14-15 лет (9-10 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа с перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут, (144 часа) количество детей в группе 10-25 человек
7 год обучения: 15-17 лет (10-11 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа с перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут, (144 часа) количество детей в группе 10-25 человек.
Учебная программа рассчитана на 7 лет обучения, общий объем образовательной программы 864 часа.
1 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Введение | 1 | | 1 | Первичная диагностика – собеседование |
2. | Ритмика, элементы музыкальной грамоты | 4 | 10 | 14 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
3. | Азбука музыкального движения | 2 | 9 | 11 | Педагогическое наблюдение Промежуточная аттестация |
4. | Азбука классического танца | 2 | 9 | 11 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
5. | Музыкальные игры, задания, этюды на воображение | 2 | 9 | 11 | Педагогическое наблюдение |
6. | Пластические движения, специальные упражнения на полу | 4 | 9 | 13 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
7. | Постановочная работа | 2 | 9 | 11 | Итоговая аттестация |
| Итого: | | | 72 | |
Содержание первого года обучения
1.Введение
Теория: Техника безопасности. Содержание и форма занятий. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина во время обучения. Взаимоотношения «обучающийся - педагог» и отношения между детьми. Подготовка класса для занятий и их режим.
2.Ритмика, элементы музыкальной грамоты
Теория: Связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Характер мелодии: веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения от характера мелодии. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания образа. Самостоятельное использование музыкально-двигательной деятельности в импровизациях.
Практика: Упражнения, развивающие музыкальные чувство:
Марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов).
Шаг на полупальцах с высоким подъемом колена.
Бег на полупальцах с высоким подъемом колена вперед, подскоки.
Повороты головы, наклоны головы.
Наклоны корпуса вперед, назад и в сторону.
Постановка корпуса.
Основные положения ног: свободная и IV позиция.
Основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе.
Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом).
Упражнения со скакалкой, платочком, лентой.
Построения и перестроения в соответствии со структурой музыкальных произведений.
Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов, выворотности ног; исполняются в положении сидя, лежа на спине и на животе.
Растяжки на полу.
Упражнения для гибкости спины.
3. Азбука музыкального движения
Теория: Различие правой, левой, ноги, руки, плеча;
Практика: Выполнение простейших танцевальных ходов в соответствии с музыкальным ритмом, перестроение в геометрические (танцевальные) фигуры для свободной ориентировки детей в пространстве.
4. Азбука классического танца
Теория: знакомство с основами классического танца, термины классического танца, анализ характера движений;
Практика: Экзерсис у станка
Позиция ног – I, II, III, VI
Battements tendus с I позиции в сторону, вперед, назад на 2 т. 4/4; затем 1 т. 4/4.
Demi – plie в I и II позиции.
Battements tendus jete I позиции по 1 т. 4/4.
Relive по I и II позиции.
Экзерсис на середине зала
Постановка корпуса.
I – port de bras.
Выученные у станка элементы переносятся на середину зала.
Allegro
1. Pas sauté по VI и I позиции.
5. Музыкальные игры, задания, этюды на воображение
Теория: Разъяснение заданий, требования, инструкции, образный рассказ по игре, этюду.
Практика:
«На птичьем дворе» (ход на полу пальцах, махи руками) для развития образного мышления.
«Веселые лошадки» – бег с подъемом коленей.
Партерный экзерсис – соединение элементов.
«Со скакалкой мы – подруги».
«Снежинки» – импровизация.
«Голуби» – этюд на построение и перестроение.
«Синеглазка» – соединение танцевального шага с поклоном, позиция рук.
«Лыжники» – импровизация.
«Весеннее настроение».
6. Пластические движения, специальные упражнения на полу
Теория: знакомство с основами пластики, термины, анализ характера движений;
Практика: Упражнения на полу, подготавливающие двигательный аппарат к дальнейшей деятельности.
Упражнения на растяжку, вырабатывающие выворотность
Упражнения на передвижение в пространстве предоставляющие учащимся получить возможность на практике развить свою способность совершенствовать элементы гимнастики.
7. Постановочная работа
Теория:
знакомство с музыкальным материалом постановки;
изучение танцевальных движений;
соединение движений в танцевальные композиции;
разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
Практика:
отработка элементов;
работа над музыкальностью;
развитие пластичности;
синхронность в исполнении;
работа над техникой танца;
отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
выразительность и эмоциональность исполнения.
Форма работы:
групповая;
подгрупповая.
Концертная деятельность:
участие в праздниках;
выступления на фестивалях и конкурсах
В конце 1 года обучения учащийся должен знать:
единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене и в других помещениях;
требования к внешнему виду на занятиях;
музыкальные размеры, темп и характер музыки;
хореографические названия изученных элементов
Учащийся должен уметь:
воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
владеть корпусом во время исполнения движений;
ориентироваться в пространстве;
координировать свои движения;
исполнять хореографический этюд в группе
2 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Введение | 1 | | 1 | Собеседование |
2. | Азбука музыкального движения | 5 | | 5 | Педагогическое наблюдение |
3. | Элементы классического танца | 2 | 10 | 12 | Педагогическое наблюдение Промежуточная аттестация |
4. | Элементы народно-сценического танца | 2 | 10 | 12 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
5. | Основы пластики | 2 | 16 | 18 | Педагогическое наблюдение |
6. | Музыкальные игры, задания, этюды на воображение | 1 | 6 | 7 | Педагогическое наблюдение |
7. | Постановочная работа | 1 | 16 | 17 | Итоговая аттестация |
| Итого: | | | 72 | |
Содержание второго года обучения
1. Введение
Теория: Техника безопасности. Задачи этого года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Обсуждение и решение проблем подготовки костюмов, организации отдыха на каникулах.
2. Азбука музыкального движения
Теория: знакомство с музыкальной грамотой, хореографическая терминология;
Практика: Упражнения на ориентировку в пространстве:
Повороты вправо и влево;
Построение в колонну по одному, по два в пары;
Перестроение из колонны в шеренгу и обратно;
Круг, сужение и расширение круга;
“воротца”, “змейка”, “спираль”;
Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг.
3. Элементы классического танца
Теория: основы классического танца, термины классического танца, анализ характера движений;
Практика:
Экзерсис у станка
1.Позиции ног.
2. Demi plie по позициям.
3. Battements tendus:
· c demi plie в I позиции в сторону, вперед, назад;
· с V позиции,
· с опусканием пятки во II позицию;
· с demi plie во II позицию без перехода с опорной ноги.
4. Passe par terre (проведение ног вперед и назад через I позицию).
5. Понятие направлений en dehors et en dedans.
6. Demi raud de jambe par terre en dehors et en dedans.
7. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
8. Battements tendus jetes:
· с I и V позиций в сторону, вперед, назад; · pigues в сторону, вперед, назад.
9. Положение ноги sur le cou-pied вперед и назад (обхватное, для battements frappes).
10. Battements frappes в сторону, вперед, назад. Вначале носком в пол, позднее – на 45 градусов.
11. Releves на полупальцах в I, II и V позициях, с вытянутых ног и с demi-plie.
12. Battements – tendus plie – soutenus – вперед, в сторону, назад.
13.Preparation для rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
14.Положение ноги sur le cou-de-pied («условное» для battements fondus).
15.Battements fondu в сторону, вперед, назад, носком в пол, позднее – на 45 град.
16. Grand plie в I, II, V, VI позициях.
17. Battements reties (поднимание ноги из V позиции в положение sur le con-de-pied и passe и возвращение в V позицию).
18. Battement developpes вперед, в сторону, назад.
19. Grand battements jetes с I и V позиция – вперед, в сторону, назад.
20. Перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).
Экзерсис на середине зала
Изученные у станка элементы выносятся на середину зала
и исполняются в том же порядке.
1. I; II; III – port de bras. 2. Pas польки. 3. Temps lie par terre вперед, назад.
4. Элементы народно-сценического танца
Теория: Знакомство с особенностями предмета “народно-сценический танец” в организации и методическом осмыслении самых разнообразных элементов народных танцев и в их использовании в формировании исполнителей при обучении. Раскрытие широких возможностей освоения техники и эмоционального развития актёрских данных, знакомство с национальной культурой народов мира. Знакомство с характером танца.
Практика:
Основные положения ног
1-е положение: ноги свободно, без напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развернуты под небольшим углом, т.е. ставятся.
2-е положение: ноги стоят свободно, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга, носки развернуты в стороны под небольшим углом.
3-е положение: левая нога стоит свободно, носок развернут в сторону под небольшим углом, правая нога каблуком прикасается к середине стопы левой ноги; носок правой ноги развернут в сторону под небольшим углом. Это положение соответствует 3-ей позиции ног в народно-сценическом танце.
4-е положение: обе ноги соприкасаются внутренними сторонами стоп, что соответствует 6-й позиции ног в народно-сценическом танце.
Так же существует множество вариантов положений стоп в народно – сценическом экзерсисе.
Натянутая стопа – это напряженная стопа с предельно вытянутым подъемом и пальцами.
Сокращенная стопа – это напряженная стопа с сокращенным подъемом и сильно поднятыми вверх пальцами. Свободная стопа – это нога, расслабленная от голеностопного сустава до пальцев. Опорная нога – это нога, на которой находится тяжесть корпуса. Работающая нога – это нога, которая выполняет движение.
Основные положения рук
1-е положение: обе руки согнуты в локтях и находятся на талии, Локти направлены точно в стороны и расположены на одной линии с плечами. Кисть руки не прогибается, пальцы сжаты в кулачки, тыльная сторона кисти направлена строго вперед, большой палец прижат к указательному.
2-е положение: обе руки, свободные в локтях, подняты вперед на уровне груди, кисти повернуты ладонями вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. Голова приподнята, взгляд открытый.
3-е положение: обе руки широко раскрыты в стороны на уровне груди, ладони направлены верх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. У девушки локти свободны, руки мягкие. У юношей руки раскрыты широко, грудь расправлена, руки в локтях вытянуты больше, чем у девушек.
4-е положение: обе руки скрещены на уровне груди, сложены «калачиком». У девочек левая рука лежит на правой, руки свободно касаются корпуса. Кисти рук как бы спрятаны под локоть, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут, голова приподнята. У мальчиков левая рука лежит на правой на уровне груди. Руки к корпусу не прикасаются. Ладони рук лежат чуть выше локтя, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут голова приподнята.
Положения корпуса, плеч и головы
Корпус. В русских танцах корпус чаще всего прямой и спокойный, без резких движений. Даже при исполнении дробей он остается прямым, свободным, ненапряженным. В медленном танце девочка «плывет как пава», корпус подтянут, движения мягкие и плавные. Только изредка корпус слегка наклоняется вперед, на правый или левый бок или, оставаясь прямым, поворачивается вправо-влево.
У мальчиков корпус более подвижен. При исполнении «хлопушек» он резко наклоняется вперед, на правый или левый бок, поворачивается из стороны в сторону и так же резко выпрямляется. Во время присядок или прыжков он сильно наклоняется вперед или прогибается назад.
В парном танце исполнители слегка отклоняют корпус друг от друга или наклоняют его вперед, например, проходя в «воротца», приглашая к танцу или низко кланяясь широким русским поклоном.
Основные движения экзерсиса
Вначале все упражнения экзерсиса исполняются в медленном темпе, в так называемом «чистом виде» или в простых комбинациях. Сначала корпус и руки находятся в статическом положении, работают только ноги, затем добавляются port de bras, и по мере усвоения элементы все усложняются.
Задачами экзерсиса подготовительного года обучения являются изучение основ и формирование первоначальных профессиональных навыков, а так же развитие суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног.
Основная задача экзерсиса у станка на первом году обучения заключается в закреплении профессиональной основы, заложенной ранее. В работе над каждым движением экзерсиса необходимо добиваться точности и чистоты исполнения, только после этого можно усложнять упражнения координационно и композиционно.
В последующих годах композиции у станка все больше усложняются.
Plie – приседать, сгибать, demi – половина, grand – большой (полный).
Plie способствует развитию эластичности связок, укреплению мышц, развитию выворотности. Правильно и в разумных количествах оно укрепляет коленный сустав.
Demi-plie и grand plie исполняются в различных характерах, но первоначально целесообразно составлять комбинацию этого упражнения в венгерском и русском характерах.
Так же в комбинацию вводятся различные releve и движения корпуса (наклоны, перегибы, повороты).
Battement tendu – с фр. «вынос ноги».
Battement tendu способствует развитию силы мышц ног, эластичности связок, подготавливает мышцы и связки ног для работы. Подъем пятки опорной ноги развивает подвижность стопы и укрепляет голеностопный сустав. Характер движения – резкий, четкий, энергичный. При исполнении нужно максимально напрягать мышцы всех частей ног. Следить за корпусом. Battement tendu jete
Battement tendu jete – от фр. « вынос ноги на 450 и выше», jete – «бросок».
Движение battement tendu jete развивает силу мышц, вырабатывает «натянутость» ног, умение «бросать» их на 250 и 450. Все виды battement tendu jete комбинируются друг с другом, с battement tendu, pas tortille, с flic – flac и другими движениями, сходными по ритму и характеру.
Flic-flac – flic – «мазок» от себя, flac – «мазок» к себе.
Это упражнение, относящееся к разряду чечеточных. Здесь нет натянутости и напряженности стопы, а происходят «мазковые» движения. Его цель – научить владению стопой в свободном (расслабленном) положении.
При исполнении следить за стопой, что бы она не напрягалась, не вытягивался подъем. Нога от колена до стопы должна раскачиваться подобно маятнику.
Rond de jambe par terre. Rond de jambe par terre – «круг ногой по земле».
Упражнение rond de jambe par terre исполняется не только носком и пяткой, но так же скошенной внешней частью стопы.
Движение развивает выворотность тазобедренного сустава, а особенно для голеностопного сустава. Основная задача, научить движению в скошенном положении стопы работающей ноги, и резкому подведению ноги на sur le cou-de-pied.Выстукивания. Выстукивающие движения широко распространены во многих народно-сценических танцах: русских, татарских, испанских и др. В основе лежат удары: всей стопой, каблуком, полупальцами. Присядки и полуприсядки встречаются в танцах разных народов, но особенно часто – в русских и украинских. Присядка – это движение на полном приседании (grand plie) без подъема наверх. Полуприсядка – движение с полного plie на вытянутые ноги или на demi plie. «Качалка»
В названии этого движения подчеркнут характер его исполнения. Оно развивает координацию и ловкость. «Качалка» - это равномерный переход с одной ноги на другую с одновременным покачиванием корпуса.
Движение комбинируется с подготовкой к «качалке», с battement tendu, battement tendu jete. «Моталочка». Хлопушки. Припадания. «Метелочки». Вращения.
5. Основы пластики
Теория: Знакомство с музыкой, ритмическая основа которой соответствует характеру плавных и “текучих” движений тела, тем самым помогая сильнее и глубже переживать создаваемые ими пластические образы. Теоретическое знакомство с понятиями и упражнениями.
Практика: упражнения “Ролик”, “Ось” (ось позвоночника – один конец уходит в небо, другой в землю). “Цветок” (образ распускающегося цветка, раскрытие и закрытие грудной клетки).
Основным приемом пластического движения является пластическая “волна” всем телом.
После изучения тем этого раздела 1-го года обучения, учащиеся усваивают навык пластической “волны”. Успешность выполнения этого движения зависит от хорошо развитой координации движения и гибкости и упругости позвоночника. Эти свойства позвоночника развивались в специальных упражнениях, работа над которыми продолжается и на втором году обучения.
Исходное положение поза “зерна” (сидя на пятках, корпус опущен на бедра). Медленно выпрямляем позвоночник (“Ось”), начиная от копчика. Руки внизу, голова опущена. Далее раскрывается грудная клетка (“Цветок”), голова и руки поднимаются вверх (к небу). В момент полного раскрытия, нижняя часть позвоночника начинает медленно опускаться вниз (к земле), постепенно увлекая за собой верхнюю часть позвоночника. “Цветок” закрывается. Движение повторяется снова, создавая ощущение непрерывно движущегося волнообразного движения всем туловищем.
Прием пластической “волны” гармонично развивает пластику тела, способствует выработке выразительного жеста.
6. Музыкальные игры, задания, этюды на воображение
Теория: Разъяснение заданий, требования, инструкции, образный рассказ по игре, этюду
Практика:
1. “Под дождем” – с использованием элементов польки, гопака, прыжков.
2. «Оловянный солдатик» – марш, перестроения.
3. Этюд для выработки пластичности и выразительности рук.
4. Импровизация на музыку различных стилей и направлений
5. «Кукла» – с использованием элементов классического танца.
6. «Вальс» – для закрепления изученных движений.
7. Вариации с включением изученных элементов.
7. Постановочная работа
Теория:
знакомство с музыкальным материалом постановки;
изучение танцевальных движений; соединение движений в танцевальные композиции; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
Практика: Демонстрация движения, его музыкальная раскладка, особенности исполнения. Изучение сложных элементов. Исполнение в медленном, а затем обычном темпе.
Репетиция – отработка техники исполнения движения (темп, ритм, повторяемость).
Концертная деятельность – участие в мероприятиях Центра.
В конце 2 года обучения, учащийся должен знать:
музыкальную грамоту;
хореографические названия изученных элементов
Учащийся должен уметь:
корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;
контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективом;
анализировать музыкальный материал;
самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца;
владеть исполнительским мастерством сценического танца.
3 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Введение | 1 | | 1 | Собеседование |
2. | Азбука музыкального движения | 5 | | 5 | Педагогическое наблюдение |
3. | Элементы классического танца | 9 | 23 | 32 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
4. | Элементы народного танца | 9 | 23 | 32 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
5. | Элементы современного танца | 9 | 23 | 32 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
6. | Основы пластики | 5 | 15 | 22 | Педагогическое наблюдение |
7. | Постановочная работа | 5 | 15 | 20 | Итоговая аттестация |
| Итого: | | | 144 | |
Содержание третьего года обучения
1.Введение
Теория: Техника безопасности. Цели и задачи нового учебного года. Перспективный план работы по подготовке новых постановок.
2. Азбука музыкального движения
Теория: продолжение знакомства с музыкальной грамотой, хореографическая терминология;
Практика: Выполнение усложнённых танцевальных ходов в соответствии с музыкальным ритмом, перестроение в геометрические (танцевальные) фигуры для композиции, упражнения, способствующие развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков, в осанке вырабатывающие умения владеть своим телом, совершенствующие двигательные навыки, благотворно воздействующие на работу органов дыхания, кровообращения.
3.Элементы классического танца
Теория: основы классического танца, термины классического танца, анализ характера движений; Практика: Экзерсис у станка1.Battements tendus в «маленьких» и «больших» позах.
2. Battements tendus jetes: · balancoir;
3. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans в demi-plies.
4. Battements fondus:· c plie-releve на всей стопе;
5. Rond de jambe en lair en dehors et en dedans на всей стопе.
6. Pas coupe на всю стопу.
7. Pas tombe sur le cou-de-pied.
8. Battements releves lents на 90 гр.
9. Grand battements jetes.
10.1 и 3 port de bras как заключительный этап в различных упражнениях.
11. Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах.
Экзерсис на середине зала
1. 4 и 5 port de bras в V позиции.
2. Temps lie par terre avec port de bras (с перегибом корпуса назад и в сторону).
3. Полуповороты на двух ногах в V позиции с переменой ног.
Allegro
1. Temps saute по IV позиции.
2. Pas assemble.
3. Petit changement de pieds en tournant на ¼, ½.
4. Pas echappe на II и IV позицию с окончанием на одну ногу.
5. Petit pas chasse во всех направлениях
6. Sissoune fermee во всех направлениях.
4.Элементы народного танца
Теория: Знакомство с особенностями народного танца. Раскрытие широких возможностей освоения техники и эмоционального развития актёрских данных, знакомство с национальной культурой народов мира. Знакомство с характером танца.
Практика:
Дробные движения
a) Одинарный удар ребром каблука
b) Двойной удар ребром каблука
“Ключ” - простой и на подскоках
Подготовка к присядкам (плавное и резкое опускание вниз по I позиции)
Присядки
a) Присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по I позиции
b) Присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону
Боковой шаг на всей стопе и на полу пальцах
Припадание в сторону
Перескоки с ноги на ногу на всю стопу
Хлопки и хлопушки - одинарные, двойные и тройные (фиксирующие удары и скользящие удары)
a) В ладони
b) По бедру
с) По голенищу сапога
Русский переменный ход; русский дробный ход (по 1/8)
10.«Веревочка»
Движение «веревочка» является элементом украинского, русского, венгерского и других танцев. В русском характере веревочка исполняется на plie, в украинском это маленькие движения, в венгерском на полупальцах. Наиболее выразительна «веревочка» в венгерском характере. Так же «веревочка» исполняется в обратном порядке, на месте и с продвижением.
Движение комбинируется с подготовкой к веревочке, с pas tortille, с grand battement jete, battement developpe, в русском характере с выстукивающими движениями.
5.Элементы современного танца
Теория: Знакомство со стилями современных танцев и их особенностями
Практика: Волна. Основу его составляют волны по рукам, ногам и всем остальным частям тела.
Геометрические движения всеми частями тела, которые выполняются под прямым углом. Визуально это похоже на геометрическую мозаику.
Этот стиль подражает сценам, изображенным на стенах египетских пирамид и храмов.
6.Основы пластики
Теория: Продолжение знакомства с музыкой, ритмическая основа которой соответствует характеру плавных и “текучих” движений тела. Теоретическое знакомство с понятиями и упражнениями.
Практика: Элементы классической хореографии – работа над балансом,
упражнения на статику, перенос веса, постановка рук, корпуса, ног, техника выполнения вращений, прыжков, упражнения на релаксацию (напряжение и расслабление позвоночника), работа над изоляцией и координацией. Упражнения на полу, растяжка – проработка отдельных групп мышц без нагрузок на суставы. Занятия проводятся с целью развития гибкости, пластичности, растяжки.
7.Постановочная работа
Теория: знакомство с музыкальным материалом постановки; изучение танцевальных движений; соединение движений в танцевальные композиции; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
Практика:Знакомство с музыкальным материалом и разводка танцевальной композиции «Классический вальс».
Репетиция – отработка и соединение элементов.
Концертная деятельность – участие в праздниках МАУДО Центра Детского Творчества пгт. Верхние Серги
В конце 3 года обучения, учащийся должен знать:
термины азбуки классического танца
Учащийся должен уметь:
грамотно исполнять элементы классического танца;
работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.
Учебный (тематический) план
4 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Введение | 1 | | 1 | Собеседование |
2. | Элементы классического танца | 9 | 16 | 25 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
3. | Элементы народного танца | 9 | 16 | 25 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
4. | Элементы современного танца | 9 | 16 | 25 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
5. | Элементы джаз-танца | 9 | 16 | 25 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
6. | Основы пластики | 5 | 18 | 23 | Педагогическое наблюдение |
7. | Постановочная работа | 5 | 15 | 20 | Итоговая аттестация |
| Итого: | | | 144 | |
Содержание четвёртого года обучения
1. Введение
Теория: Техника безопасности. Цели и задачи нового учебного года. Перспективный план работы по подготовке новых постановок.
2. Элементы классического танца
Теория: основы классического танца, термины классического танца, анализ характера движений;Практика: Экзерсис у станка
Повторяются все изученные движения экзерсиса в различных сочетаниях. Темп нарастает. Координация движений усложняется. Новые движения вводятся постепенно.
1. Battements fondus:
· double на всей стопе и на полупальцах;
· c plie – releve et rond de jambe на 45 градусов en face, позже – из позы в позу.
2. Battements soutenus в сторону, вперед, назад носком в пол и на 45 градусов на всей стопе ; с подъемом на полупальцы.
3. Battements frappes et battements double frappes с окончанием в demi plie.
4. Petits battements sur le cou-de-pied.
5. Pas tombe:
· с продвижением, работающая нога в положении sur le cou-de-pied, носком в пол, на 45 градусов;
· на месте с полуповоротом en dehors et en dedans работающая нога в положении sur le cou-de-pied.
6. Demi-rond de jambe et grand rond de jambe developpe en dehors et en dedans.
7. Preparation k pirouette sur le con-de-pied en dehors et en dedans c V позиции.
8. Pirouette c V позиции en dehors et en dedans.
Экзерсис на середине зала
Движения, изученные у станка, переносятся на середину зала.
1. Pas de bourree de cote носком в пол и под 45 градусов.
2. Pas de bouree ballotee на effecee et crasee носком в пол и под 45 градусов.
3. Pas jete fondus с передвижением вперед и назад.
4. Preparation k pironette en dehors et en dedans с V, IV и II позиции.
5. Piroutte en dehors et en dedans c V, IV, II позиций.
Allegro
1. Petit et grand changement de pieds с продвижением вперед, в сторону, назад и en tournant по 1/8 и ¼ оборота, позже – по ½ оборота.
2. Pas echappe на II и IV et tournant по ¼, ½ оборота.
3. Pas assemble с продвижением en face и в разных позах.
4. Petit pas jete с продвижением в разных направлениях.
5. Pas de chat.
6. Sissonne ouverte par developpe на 45 градусов.
7.Sissonne tonbee en face и в позах.
8. Pas ballonne во всех направлениях и позах на месте и с продвижением.
9. Pas echappe battu.
3. Элементы народного танца
Теория: Продолжение знакомства с особенностями народного танца. Раскрытие широких возможностей освоения техники и эмоционального развития актёрских данных, знакомство с национальной культурой народов мира. Знакомство с характером танца.
Практика:
Движения у станка
Переходы из позиций
Demi- plie et grand plie по I, II и V позициям.
Каблучное упражнение без разворота стопы рабочей ноги.
Движения на середине
Техника исполнения дроби;
Моталочка с акцентом ноги на полупалец, с сокращением стопы, с мазком, в повороте;
«Верёвочка» двойная с переходом на каблук;
Дробное движение «Ключ» одинарный;
Дробные дорожки;
4. Элементы современного танца
Теория: Знакомство со стилями и авторскими техниками современных танцев и их особенностями. Терминология
Практика: Положение корпуса. Позиции рук, ног. Падения, перекаты.
Положение «Звезда». Лёжа на спине, руки в стороны, ладони вверх, шейный и поясничный отдел позвоночника без напряжения.
Положение «Замок». Левая нога согнута, правая нога согнута, колено вверх, стопа под колено левой ноги, правой рукой обнять правое колено, голова вниз, чуть вправо. Стойка на плечах, ноги соединены, вытянуты, направлены вверх, руки лежат на полу. Перевороты из одного положения в другое.
5. Элементы джаз танца
Теория: основные принципы: импровизация; полиритмия; полсценария (последние два сродни музыкальной полифонии).
Полиритмия предполагает, что разные части тела движутся в разных ритмах. Полсценария предусматривает возникновение движения в разных частях тела. Движение может исходить из головы, плеча, колена, очень часто посредством импульса. Полсценария, безусловно, требует владение техникой изолированного движения для каждой части тела.
Контракция-релиз - не столько принцип джаза, сколько характерная пара движений по сути своей противоположных друг другу. Контракция - это искажение, например, прямой линии позвоночника в том или ином его отделе. Контракция - не сжатие (мышечный зажим нарушает ток энергии и потому любой танцевальной технике, хотя, безусловно, может быть использован как выразительное сценическое средство), а напротив, удлинение.
Релиз - противоположность контракции, освобождение от кривизны и еще большее удлинение.
Важнейшая особенность джаз танца – импровизация. Она помогает танцору отражать те изменения, которые происходят в окружающем мире (эстетические и социальные). Отличительные особенности джаз танца – это также чувственность, эмоциональность. Душа в джаз танце живёт вместе с телом, в одном ритме, настрое.
Современный джаз-танец заимствовал терминологию и отдельные движения из различных танцевальных направлений. У балета он взял французскую терминологию и некоторые движения, позиции рук и ног. Модерн, дал джаз танцу величайшую свободу в раскрепощении торса и включение его в активную работу.
У степа была заимствована подчёркнутая ритмизация движений. Бальные танцы тоже оказали влияние на становление и развитие джаз танца. Как оказывают на него влияние популярные танцы. В начале века это был чарльстон Также велико влияние стилей hip-hop, r'n'b, latin, contemporary, funky, house, free style. Появились новые движения рук, бёдер, ритмические изменения.
В Jazz dance могут пересекаться различные стили- традиционный (классический джаз мюзиклов), лирический, афро или modern, contemporary. Так как большое значение в джаз-танце имеет изобретательность и импровизация, многие танцоры привносят в свой танец совершенно другие стили.
Практика: Отработка элементов джаз танца: пируэты, свинги, позирование с длинными линиями тела.
6. Основы пластики
Теория: Знакомство с музыкой, ритмическая основа которой соответствует характеру плавных и “текучих” движений тела. Теоретическое знакомство с понятиями и упражнениями.
Практика: Работа над балансом, упражнения на статику, перенос веса, постановка рук, корпуса, ног, техника выполнения вращений, прыжков. Упражнения на релаксацию (напряжение и расслабление позвоночника), работа над изоляцией и координацией.
Упражнения на полу, растяжка – проработка отдельных групп мышц без нагрузок на суставы.
7. Постановочная работа
Теория: знакомство с музыкальным материалом постановки; изучение танцевальных движений; соединение движений в танцевальные композиции; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
Практика: Вариации на темы: “Вечеринка в стиле «Диско»”, “Вечеринка в стиле «Джаз». Репетиция – отработка и соединение элементов. Концертная деятельность – участие в праздниках Центра.
В конце 4 года обучения, учащийся должен знать:
названия новых классических хореографических элементов и связок
Учащийся должен уметь:
выполнять движения и комбинации у станка и на середине в ускоренном темпе;
согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
знать и выполнять правила сценической этики.
Учебный (тематический) план
5 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Введение | 1 | | 1 | Собеседование |
2. | Элементы классического танца | 9 | 12 | 21 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
3. | Элементы народного танца | 9 | 12 | 21 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
4. | Элементы современного танца | 9 | 12 | 21 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
5. | Элементы джаз-танца | 9 | 11 | 20 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
6. | Основы пластики | 5 | 15 | 20 | Педагогическое наблюдение |
7. | Постановочная работа | 5 | 17 | 22 | Итоговая аттестация |
8. | Этюдная работа | 5 | 13 | 18 | Итоговая аттестация |
| Итого: | | | 144 | |
Содержание пятого года обучения
Введение
Теория: Техника безопасности. Цели и задачи нового учебного года. Перспективный план работы по подготовке новых постановок.
2. Элементы классического танца
Теория: Повторение и закрепление материала предыдущего года, освоение новых движений классического танца, термины.
Практика:
Экзерсис у станка
1. Battements soutenus на 90 градусов во всех направлениях и позах.
2. Battements frappes et battements double – frappes c releve на полупальцы в demi plie en face и в разных позах.
3. Flic-flac en face.
4. Battements releves lents et battements developpes en face в позах:
· на полупальцах,
· с plie – releve et demi rond de jambe en face и из позы в позу.
5. Grand battements jete developpes («мягкие» battements).
6. Grand battements jete passe par terre (через I позицию) с окончанием на носок вперед или назад en face и в разные позы.
Экзерсис на середине зала
1. Battements tendus en tournant en dehors et en dedans по 1/8, ¼, и ½ круга.
2. Battements tendus jete en tournant en dehors et en dedans по 1/8, ¼ круга.
3. Rond de jambe par terre en tournant en dehors et en dedans по 1/8, ¼ и ½ круга.
4. Temps lie на 90 градусов с переходом на всю стопу.
5. 5-е и 6-е port de bras.
6. Pas de bourree dessus-dessons en face.
Allegro
1. Pas double assemble.
2. Pas asemble с продвижением и с использованием приемов pas glissade, coupe.
3. Pas emboites вперед и назад.
4. Grand sissoune ouverte во всех позах.
3. Элементы народного танца
Теория: Продолжение знакомства с особенностями народного танца. Раскрытие широких возможностей освоения техники и эмоционального развития актёрских данных, знакомство с национальной культурой народов мира. Знакомство с характером танца.
Практика:
«Голубцы» с одним ударом;
Прыжок с двух ног на одну в полуприседании;
Двойной «Ключ»;
Вращения;
Поворот на каблучке;
Для мальчиков: гусиный шаг, прыжки с ударами ладонью по подошве, по голенищу сапога.
4. Элементы современного танца
Теория: Продолжение знакомства с авторскими техниками современных танцев и их особенностями. Терминология
Практика:
Отработка движений, пройденных в прошлом учебном году
Эмуляция движений робота, постановка фиксаций
Движения ногами: cиловыe маxи, развороты, прыжки
5. Элементы джаз танца
Теория: основные принципы: импровизация; полиритмия.
Практика: Работа начинается с разминки. Затем следуют упражнения, развивающие чувство ритма, которое очень важно для джаза. Часть времени также посвящается отработке "изолированных движений", то есть движений, выполняемых отдельными частями тела.
Джазовый танец. Центральный контроль за тела. Этот способ танца требует от танцора удерживания туловища прямым и закрепощенным. С повышенным тонусом мышц брюшного пресса и ягодичных мышц.
Прыжки, повороты и вращения, эффектные позы, изолированные движения разных частей тела в разных ритмах. Отработка движений на полусогнутых ногах, обязательным элементом танца является притопывание, отбивание ногой ритма.
6. Основы пластики
Теория: Продолжение знакомства с терминами, понятиями и упражнениями.
Практика: Работа над балансом, упражнения на статику, перенос веса, постановка рук, корпуса, ног, техника выполнения вращений, прыжков, упражнения на релаксацию (напряжение и расслабление позвоночника), работа над изоляцией и координацией. Упражнения на полу, растяжка – проработка отдельных групп мышц без нагрузок на суставы.
7. Постановочная работа
Теория: знакомство с музыкальным материалом постановки; изучение танцевальных движений; соединение движений в танцевальные композиции; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
Практика: Постановка и развитие действия военно-патриотического танца «Солдаты уходят на небо».
Репетиция – отработка и соединение элементов
Концертная деятельность – участие в праздниках Центра Детского Творчества.
8.Этюдная работа
Теория: Знакомство с этюдной работой
Практика: Вариации. Танцы народов мира.
В конце 5 года обучения, учащийся должен знать:
новые обозначения классических элементов
Учащийся должен уметь:
владеть корпусом во время поворотов;
координировать положение рук во время больших прыжков;
эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.
Учебный (тематический) план
6 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Введение | 1 | | 1 | Собеседование |
2. | Элементы классического танца | 9 | 12 | 21 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
3. | Элементы народного танца | 9 | 12 | 21 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
4. | Элементы современного танца | 9 | 12 | 21 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
5. | Элементы джаз-танца | 9 | 11 | 21 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
6. | Основы пластики | 5 | 15 | 21 | Педагогическое наблюдение |
7. | Постановочная работа | 5 | 17 | 22 | Итоговая аттестация |
8. | Этюдная работа | 5 | 13 | 18 | Итоговая аттестация |
| Итого: | | | 144 | |
Содержание шестого года обучения
Введение
Теория: Техника безопасности. Анализ материала, освоенного за прошедшие годы. Цели и задачи на учебный год.
2.Элементы классического танца
Теория: Повторение и закрепление материала предыдущего года, освоение новых движений классического танца, термины.
Практика: Экзерсис у станка
1. Retites battements sur le cou-de-pied c plie releve на всей стопе и на полупальцах.
2. Rond de jambe en l’eir en dehors et en dedans с окончанием на demi- plie-releve et releve на полупальцах.
3. Demi et grand rond de jambe developpe на полупальцах и с переходом из позы в позу.
4. Grand rond de jambe jete en dehors et en dedans.
5. Battements developpes tombe en face, в разных позах, завершая носком в пол и под 90 градусов.
6. Половина tour en dehors et en dedans c plie-releve, с ногой, вытянутой вперед и назад на 45 и 90 градусов.
Экзерсис на середине зала
1. Battements fondus:
· c plie releve et demi rond de jambe на 45° из позы в позу;
· double на всей стопе.
2. Battements soutenus на 90 градусов.
3. Grand battements jete developpes.
4. Piroutte en dehors et en dedans c V, IV, II позиций, с окончанием в V и VI позиции. Allegro
1. Pas jete ferme.
2. Pas ballotte (носком в пол).
3. Sissoune fondus на 90° во всех направлениях.
4. Grand sissoune ouverte во всех направлениях и позах без продвижения и с продвижением.
5. Grand pas assemble.
6. Grand pas jete.
3. Элементы народного танца
Теория: Продолжение знакомства с особенностями народного танца. Эмоциональное развитие актёрских данных, знакомство с национальной культурой народов мира. Знакомство с характером танца.
Практика:
Усложняется техника движений.
Дроби во вращении;
«Верёвочка» с поворотом на 3600;
Отработка положений и движений рук с платочком
Для мальчиков: присядки, прыжки, растяжки, хлопушки
4. Элементы современного танца
Теория: Продолжение знакомства с авторскими техниками современных танцев и их особенностями. Терминология
Практика: Совершенствование и усложнение техники исполнения выученных ранее движений
5. Элементы джаз танца
Теория: основные принципы: импровизация; полиритмия. Терминология
Практика: Разминки. Упражнения характера в соединении с твистами и спиралями. Передвижение в пространстве. Вращение, как способ передвижения в пространстве. Комбинации шагов, соединённые с вращениями и стабильными позами (вращение на двух ногах и на одной ноге).
6. Основы пластики
Теория: Продолжение знакомства с терминами, понятиями и упражнениями.
Практика: работа над балансом,
упражнения на статику, перенос веса, постановка рук, корпуса, ног, техника выполнения вращений, прыжков, упражнения на релаксацию (напряжение и расслабление позвоночника), работа над изоляцией и координацией. Упражнения на полу, растяжка – проработка отдельных групп мышц без нагрузок на суставы.
7.Постановочная работа
Теория: знакомство с музыкальным материалом постановки; изучение танцевальных движений; соединение движений в танцевальные композиции; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
Практика: На основе выученных движений идёт постановка русского народного танца «Перепляс». Репетиция – отработка и соединение элементов. Концертная деятельность – участие в праздниках Центра.
8.Этюдная работа
Теория: Продолжение знакомства с этюдной работой
Практика:
1. Вариации.
2. Танцы народов мира.
3. Композиции с использованием изученного материала
В конце 6 года обучения, учащийся должен знать:
элементы классического, народно-сценического и современного танца;
особенности исполнения классического, народно-сценического и современного танца;
Учащийся должен уметь:
свободно и грамотно ориентироваться в терминологии классического танца;
выражать образ с помощью движений;
уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителей.
Учебный (тематический) план
7 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Введение | 1 | | 1 | Собеседование |
2. | Элементы классического танца | 8 | 13 | 21 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
3. | Элементы народного танца | 8 | 13 | 21 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
4. | Элементы современного танца | 8 | 13 | 21 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
5. | Элементы джаз-танца | 8 | 13 | 21 | Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация |
6. | Основы пластики | 4 | 16 | 21 | Педагогическое наблюдение |
7. | Постановочная работа | 4 | 16 | 22 | Итоговая аттестация |
8. | Этюдная работа | 4 | 14 | 18 | Итоговая аттестация |
| Итого: | | | 144 | |
Содержание седьмого года обучения
1.Введение
Теория: Техника безопасности. Анализ материала, освоенного за прошедшие годы. Цели и задачи на учебный год.
2.Элементы классического танца
Теория: Повторение и закрепление материала предыдущего года, освоение новых движений классического танца, термины.
Практика: Экзерсис у станка
- demi и grand plies; battement tandu, battement tandu jete (комбинируются с полуповоротами, турами);
- rond de jambe par terre (en dehors, en dedans) на 90°;
- relevelent и develope с demi plies, с подьемом на п/пальцы;
- battement tandu frappe, petit battement (на п/пальцах);
- battement fondu;
- grand battement;
Экзерсис на середине зала
- demi и grand plie (по I ,II, V позициям);
- battement tandu, bt tandu jete в сторону, вперед, назад;
- rond de jamb parter (an dehor, an dedan);
- relevelent вперед, в сторону, назад;
- grand battement;
- pas de bourre (с продвижением, с переменой ног, без перемены ног);
- pas balance (в сторону); положение epalmant;
Аdagio
- arabesgue: I, II, III, IV;
- port de bras.
Составляются танцевальные композиции под известную классическую музыку.
Аllegro:
- sote;changement de pieds с разворотом на 90°, 180°;
- pas eshappe по II, IV позициям, с разворотом на 90°, 180°;
- pas assembly в сторону, вперед, назад;
- pas de basgue;
- glissade в сторону, вперед;
- sissonne fermee в сторону, вперед, с продвижением.
3. Элементы народного танца
Теория: Продолжение знакомства c авторскими техниками современных танцев и их особенностями. Терминология
Практика: Усложняется техника движений.
Дроби во вращении;
«Верёвочка» с поворотом на 3600;
Отработка положений и движений рук
Для мальчиков: присядки, прыжки, растяжки, хлопушки, вертушки
4.Элементы современного танца
Теория: Продолжение знакомства с авторскими техниками современных танцев и их особенностями. Терминология
Практика: Совершенствование и усложнение техники исполнения выученных ранее движений.
5.Элементы джаз танца
Теория: Закрепление изученного материала. Терминология
Практика: Разминки. Усовершенствование и усложнение упражнений характера в соединении с твистами и спиралями. Передвижение в пространстве. Вращение, как способ передвижения в пространстве. Комбинации шагов, соединённые с вращениями и стабильными позами (вращение на двух ногах и на одной ноге)
6. Основы пластики
Теория: Закрепление пройденного материала
Практика: Работа над балансом, упражнения на статику, перенос веса, постановка рук, корпуса, ног, техника выполнения вращений, прыжков. Упражнения на релаксацию (напряжение и расслабление позвоночника). Работа над изоляцией и координацией. Упражнения на полу, растяжка – проработка отдельных групп мышц без нагрузок на суставы.
7.Постановочная работа
Теория: знакомство с музыкальным материалом постановки; изучение танцевальных движений; соединение движений в танцевальные композиции; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
Практика: На основе выученных движений идёт постановка армянского народного танца «Лорке». Репетиция – отработка и соединение элементов.
Концертная деятельность – участие в праздниках Центра.
8. Этюдная работа
Теория: Закрепление пройденного материала по этюдной работе
Практика: Вариации. Танцы народов мира. Композиции с использованием изученного материала. Парные композиции.
В конце 7 года обучения, учащийся должен знать:
элементы классического, народно-сценического и современного танца;
особенности исполнения классического, народно-сценического и современного танца;
должен уметь:
свободно и грамотно ориентироваться в терминологии классического танца;
выражать образ с помощью движений;
уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителей.
самостоятельно составлять танцевальные композиции и этюды.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Личностные:
-понимание танцевального искусства как одной из богатейших и наиболее полный областей знаний, прошедших через всю историю человечества;
-формирование и развитие художественного вкуса, интерес к видам танца;
-понимание значения танца как одного из важнейших видов искусств, формирующих гармонически развитую личность и эстетические идеалы человека, его художественно - творческие способности;
-воспитание патриотизма, национального самоопределения, чувства гордости за свою Родину, историю своего народа;
- формирование мотивации к художественному танцевальному творчеству, целеустремленности и воли в достижении поставленной цели;
- формирование представлений о нравственных нормах, развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости к проблемам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных жизненных ситуациях.
2. Метапредметные:
- возможность расширения и углубления своих знаний в области современного
танцевального искусства, обогащения своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей;
- самостоятельно разучивать танцевальные направления и реализовывать собственные творческие замыслы, выступая перед зрителями;
- анализировать танцевальные номера, понимать их структуру, выделяя
моменты развития, кульминации
3. Предметные:
По окончанию каждого обучения учащиеся должны овладеть коммуникативными навыками, осознать свою значительность в коллективе.
В ходе освоения программы у воспитанников должны быть сформированы следующие компетенции:
Ценностно – смысловые компетенции: умение адекватно оценивать свои способности и возможности, понимание необходимости личностного роста для успешного самоопределения в будущем, а так же внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования.
Общекультурные компетенции. Проявление личностных качеств:
Гражданских, нравственных, интеллектуальных, общей культуры, стремление жить в гармонии с окружающим миром.
Учебно – познавательные компетенции: умение самостоятельно планировать свою деятельность, способность к самореализации и самообразованию, активность в выборе деятельности.
Информационные компетенции: при помощи реальных объектов и информационных технологий способность самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативные компетенции: умение жить и работать в коллективе, имея понятия о социальных ролях (лидер – организатор, лидер – генератор идей, исполнитель, зритель), иметь представления о способах выхода из конфликтных ситуаций
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
С момента поступления ребенка в объединение проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования хореографических способностей, определения задач индивидуального развития:
первичная диагностика;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Результаты педагогического мониторинга фиксируются в журнале и оцениваются по 10-бальной системе:
Минимальный уровень: 0 – 4 балла,
Средний уровень: 5 – 8 баллов,
Максимальный уровень: 9 – 10 баллов.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года для определения уровня подготовки учащихся.
Форма проведения – педагогическое наблюдение (собеседование, выполнение практического задания).
Цель: определение общего уровня развития учащегося и его склонности к танцу.
Задачи:
определение общего уровня развития учащегося;
выявление природных способностей к танцу;
Срок проведения: при поступлении в творческое объединение (сентябрь).
Содержание
Теоретическая часть. Вопросы:
Нравится ли тебе танцевать?
Кто посоветовал начать заниматься танцами?
Имеется ли начальная хореографическая подготовка или подготовка
другого вида (например, спортивная)?
Практическая часть: учащемуся предлагают выполнить следующие задания:
исполнение упражнений на ритмичность;
исполнение упражнений на координацию;
исполнение упражнений на ориентировку в пространстве.
Критерии оценки
Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ проявляет слабый интерес к музыкально-ритмической деятельности, у учащегося не развит музыкальный и ритмический слух, минимальный уровень способностей к хореографии, рассеянное внимание, не дисциплинирован, нет пластичности, движения угловатые.
Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ проявляет достаточный интерес к музыкально-ритмической деятельности, у учащегося развит музыкальный и ритмический слух, умеет концентрировать внимание, но координация движений развита недостаточно.
Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ учащийся проявляет активный интерес к музыкальным ритмическим движениям, показывает высокий уровень способностей к народно-сценическому танцу, развит музыкальный и ритмический слух.
Текущий контроль уровня теоретических знаний, практических навыков и умений осуществляется на каждом занятии: беседа, опрос, наблюдение педагога за практической деятельностью, просмотры и контрольные упражнения, взаимная оценка, оценка педагогом, выполненной учащимся работы. Уровень умений и навыков воспитанников проверяется по результатам практической деятельности в соответствии со степенью их усвоения. Важным видом текущего контроля является контроль техники исполнения движений, который производит педагог совместно с воспитанником в процессе занятий.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится один раз в год (декабрь) в форме открытого занятия.
Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.
Задачи:
определение уровня усвоения детьми теоретических знаний в соответствии с данным периодом обучения;
определение уровня формирования практических умений, в соответствии с данным этапом обучения.
Срок проведения: декабрь.
Форма проведения: контрольный урок.
Критерии оценки
Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ ребенок не владеет теоретическими знаниями, не развит музыкальный и ритмический слух, не знает основные позиции рук, ног, положение головы, не правильно исполняет упражнения, не способен к самостоятельности, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание.
Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ ребенок отвечает на теоретические вопросы с небольшой помощью педагога, слышит музыку и ритм, согласовывает движения с музыкой, но допускает не точности в исполнении движений. Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в танцевальную деятельность. Средняя утомляемость и снижение двигательной активности.
Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; ребенок показывает высокий уровень знаний теоретического материала, сочетает музыку с движениями, выполняет движения без ошибок, знает терминологию, ориентируется в пространстве. Устойчивость внимания, физическая выносливость, двигательная активность.
Итоговый контроль уровня теоретических знаний, практических навыков и умений воспитанников осуществляется в конце каждой темы. Итоговая аттестация проходит в виде итогового занятия с использованием устного опроса .
Цель: выявление уровня усвоения детьми программного материала, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
определение степени усвоения практических умений и навыков в
соответствие с прогнозируемыми результатами данного года обучения;
выявление уровня усвоения теоретических знаний;
определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;
анализ полноты реализации программы, данного года обучения.
Срок проведения: конец апреля – начало мая.
Форма проведения: контрольный урок.
Критерии оценки
Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ учащейся овладел менее 1/2 объема теоретических знаний и практических умений, навыков, предусмотренных программой, исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.
Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ учащейся овладел не менее 1/2 объема теоретических знаний и практических умений, навыков, предусмотренных программой, грамотное исполнение с небольшими недочетами, как в техническом плане, так и в художественном.
Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ учащейся показывает высокий уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Год обучения | Начало и окончание учебного года | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных часов | Продолжительность и периодичность занятий | Сроки аттестации |
1 | С 1 сентября по 28 мая | 38 | 72 | 2 раза по 45 минут | январь май |
2 | С 1 сентября по 28 мая | 38 | 72 | 2 раза по 45 минут | январь май |
3 | С 1 сентября по 28 мая | 38 | 144 | 2 раза по 2 часа | январь май |
4 | С 1 сентября по 28 мая | 38 | 144 | 2 раза по 2 часа | январь май |
5 | С 1 сентября по 28 мая | 38 | 144 | 2 раза по 2 часа | январь май |
6 | С 1 сентября по 28 мая | 38 | 144 | 2раза по 2 часа | январь май |
7 | С 1 сентября по 28 мая | 38 | 144 | 2раза по 2 часа | январь май |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для успешного выполнения образовательной программы необходимы следующие условия:
Материально- техническое обеспечение
Просторное, светлое помещение, оборудованное зеркалами и двух уровневыми станками.
2.Музыкальное сопровождение.
3.Магнитофон и аудиокассеты с записями музыкальных произведений.
4.Детские звучащие инструменты.
5.Коврики для партерного тренажа.
6.Форма для занятий: тренировочный костюм, танцевальная обувь.
7.Видеомагнитофон и видеокассеты с записями танцевальных композиций.
8.Концертные костюмы и обувь.
Информационное обеспечение – аудиозаписи музыкальных треков в исполнении известных поп-групп, видеозаписи танцевальных фестивалей и концертов, видеозаписи выступлений учащихся на концертах, фотоматериалы
публичных выступлений учащихся, интернет- источники по тематике
современного танца;
Кадровое обеспечение - педагог должен иметь специальное танцевально- педагогическое образование, опыт работы с детьми, уметь исполнять танцевальные номера на профессиональном уровне.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса.
Тренировочные занятия - основная форма подготовки. (под руководством
хореографа) отдельных номеров, связок путем многократных повторений
(целиком и частями).
Постановочные занятия - творческий процесс создания танцевального номера. Информационное занятие предполагает беседы и лекции. Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Лекция – представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Практическое занятие - материальная, целеполагающая деятельность людей.
Важную роль в процессе обучения и воспитания играет сотрудничество с родителями. Родители присутствуют на открытых уроках, концертах и других мероприятиях внутри объединения и в Центре детского творчества. В начале и конце учебного года проводятся родительские собрания по темам, связанным с процессом обучения и воспитания. В течение всего учебного года проводятся индивидуальные консультации с родителями по самым разным вопросам (посещаемость, успеваемость, поведение, взаимоотношения со сверстниками и педагогом, приобретение костюмов.).
Методы обучения при реализации программы обучения используются как традиционные, так и инновационные технологии:
репродуктивный метод – педагог сам объясняет материал,
проблемный - педагог помогает в решении проблемы,
поисковый - учащиеся сами решают проблемы, а педагог делает выводы,
дискуссионный - вопросы решаются в процессе дискуссии педагога и учащихся,
метод ступенчатого повышения нагрузок - предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технических приемов,
методы развивающего обучения предполагают, что часть материала учащиеся добывают самостоятельно, исходя из имеющихся знаний.
Методы воспитания:
поощрение - педагог поощряет учащихся словесно за даже незначительные успехи в освоении определенного материала,
стимулирование- педагог определенным образом стимулирует учащихся
на освоение, каких- либо связок и движений или решение проблем,
мотивация - педагог показывает открывающиеся возможности при решении каких-либо проблем.
Формы организации учебного занятия:
концерт - является формой зачета при освоении программных танцевальных номеров,
конкурс – позволяет учащимся более объективно оценивать свою технику
исполнения, сравнивая выступления других выступающих.
Педагогические технологии
Используются следующие виды педагогических технологий:
технология индивидуализации обучения - позволяет контролировать все
стороны обучения,
технология дифференцированного обучения - целью, которой является
создание оптимальных условий для развития танцевальных способностей
учащихся,
технология личностно-ориентированного обучения – организует воспитательный процесс на основе глубокого уважения к личности ребенка,
учет особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к полноправному участнику образовательного процесса,
информационные технологии - все технологии, использующие технические информационные средства: компьютер, аудио- видео- теле средства обучения,
здоровьесберегающие технологии - создание условий для улучшения и сохранения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми
должны обладать учащиеся,
технология проблемного обучения ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся, механизмом реализации являются поисковые методы и приемы постановки
познавательных задач, которые необходимо решить, используя имеющиеся
знания и навыки,
технология сотрудничества - равенство, партнерство в отношении педагога и ребенка, педагог и учащийся совместно вырабатывают цели и содержание проблемы, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества,
технология развивающего обучения - включает в себя создание условия
для развития психологических особенностей, творческих способностей, интересов, личностных качеств и отношения между людьми, при которых
учитываются и используются закономерности развития, уровень и способности индивидуума.
АННОТАЦИЯ
Данная программа разработана для учащихся 7-17 лет на семь лет обучения, первый и второй год обучения – 72 часа в год, последующие годы – 144 часа в год.
Цель программы: раскрытие и развитие природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка танцевать красиво, двигаться в свободной непринужденной манере, сформировать художественно-образное восприятие и мышление, а также решать оздоровительные задачи.
Содержание курса предлагает обширный материал, включающий в себя разные виды деятельности: классический и народный экзерсис, пластику, выполнение танцевальных движений и этюдов.
Данный материал может творчески использоваться хореографом, учитывая возможности и способности своих учащихся.
Программа предназначена для реализации в МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги.
ЛИТЕРАТУРА
Для педагога
Арзамасцев О.Г. Учебная программа «Развитие ребенка средствами хореографии». Екб. 2009
Буркитченко С.С. Детская балетная студия. Екб. 2012
Буракова О.А. Музыкальная пластика. Екб. 2011
Ваганова А.Я. Основы классического танца. С-П. 2013
Гребенюк О.С, Рожков М.И. Общие основы педагогики. М-2013
Диниц Е.В. и др. Азбука танцев. Москва. 2014
7. Жукова В.П. Учебная программа «Развитие ребенка средствами хореографии» Екб. 2010
8. Звездочкин В.А. Основы классического танца. С-П. 2013
9. Козорез О.А. теория и методика преподавания народно- сценического танца. Х. 1996
10. Козлов В.В. Акробатика. М. 2003
11. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей. Екб. 2002
Для учащихся
12. Куприна Н.Г. Музыкальное развитие дошкольников. Екб. 2006
13. Куприна Н.Г. Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Екб.2004
14. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. Москва. 2016г.
15. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Москва. 2006г.
16. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М., Искусство, 2015г.
13. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу», Москва 2014г.
18. Фирилева Ж.И., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей» С-П. 2011г.