Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуем и фантазируем»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуем и фантазируем» относится к разноуровневым программам, имеет художественную направленность.
Программа разработана на основе:
Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ,
Концепции развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р,
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018г,
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Уровни программы - «стартовый» (1й год обучения), «базовый» (2й и 3й год обучения). Они предполагают использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Актуальность программы обусловлена необходимостью воспитания творческой личности, способной решать задачи, которые ставятся жизнью. Во время занятий развиваются умение видеть и понимать красоту окружающего мира, художественно- эстетический вкус, трудовая и творческая активность, целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи. Все это дает возможность творческой самореализации личности. Развивая на занятиях творческие способности ребенка, делясь с ним своими знаниями об искусстве, «заражая» его тягой к красоте, руководитель творческого объединения осуществляет работу по формированию здорового образа жизни. В процессе своей деятельности педагог создает условия для творчества, благоприятный психологический климат, что способствует развитию эмоциональной сферы, душевного здоровья, которое непосредственно связано на психосоматическом уровне со здоровьем телесным.
У учащихся развивается фантазия, они лучше начинают понимать окружающий мир и себя в нем. «Зависимость» от красоты, потребность в творчестве порой сильнее, чем зависимости куда более вредные. Человек, который научился создавать что-то красивое, всегда будет помнить то ощущение радости, которое сопровождало его во время процесса работы и от результата. Во время творческого процесса человек забывает о неприятностях, о боли, происходит расслабление, спадает нервное напряжение.
Направленность программы на системно-деятельностное, проблемное и развивающее обучение предполагает экспериментирование с разными художественными материалами, понимание их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, в том числе нетрадиционных, используемых на занятиях, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. Дети стараются найти свой стиль, выявляют, какие материалы и техники им больше нравятся.
Отличительной особенностью данной программы является упор на развитие художественного видения действительности у ребенка. Как говорит народный художник Б.М. Неменский, умение вглядываться в жизнь — самое главное умение. Дети учатся изображать не только, что видят, но и то, что им подсказывает воображение. А развитое воображение поможет ребенку раскрыть свои возможности, лучше понимать мир и делать свои открытия.
В учебном процессе используется уровневая форма обучения, при которой дети, в зависимости от их индивидуальных способностей могут быть приняты или переведены на любой уровень обучения. Используется технология наставничества.
На занятиях используются традиционные и нетрадиционные техники и материалы, рисование с натуры и по представлению. Дети знакомятся с творчеством художников прошлых лет и с современным искусством, что способствует повышению интереса к изобразительному искусству. Выражена связь с литературой — на занятиях педагог читает детям произведения классиков и современных авторов. В содержание включены
темы по иллюстрированию литературных произведений. Большое внимание уделяется наблюдению за явлениями природы, что находит выражение в рисунках.
Адресат программы: дети и подростки 6-14 лет
дети младшего школьного возраста 6–10 лет. Дети в этом возрасте заинтересованы как в содержании предмета и способе его преподавания, так и своими достижениями в нем. Они с большей охотой занимаются тем, что хорошо получается, поэтому необходимо создавать ситуации успеха. Из-за недостатка воли дети не любят переделывать, доводить свою работу до совершенства, поэтому важно формировать умение преодолевать трудности, подавлять непосредственные желания, настойчивость и терпение;
дети среднего школьного возраста 11–14 лет. Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростков к наблюдаемому объекту. Их внимание произвольно, избирательно. Подростки могут долго сосредотачиваться на интересном материале, но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Для повышения внимания и предотвращения утомляемости необходимо вносить разнообразные виды деятельности.
Форма обучения — очно-заочная с применением дистанционных технологий.
Объем и срок освоения программыПрограмма рассчитана на 3 года обучения. Количество учебных часов – 360.
Первый год обучения — 72 часа, второй, третий по 144 часа.
Режим занятий: Занятия проводятся: 1й год обучения — 1 раз в неделю по 2 часа, 2-й и 3-й год –— 2 раза в неделю по 2 часа,
Форма организации образовательного процесса — Принимаются все желающие. Группы могут быть разновозрастные. В течение года возможен дополнительный прием детей в соответствии с индивидуальным и учебным планом в группах обучающихся разных возрастов творческого объединения. Состав группы — переменный. Состав учащихся в группе — 10-15 человек
Цель программы — приобщение ребенка к изобразительному искусству через творчество, которое выражается в создании собственных произведений.
Задачи:Обучающие:
знакомить с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и способствовать освоению некоторых из них;
способствовать овладению различными приемами и техниками изобразительной деятельности;
знакомить с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
учить применять теоретические сведения на практике — строить правильную композицию, подбирать цвета, придавать предметам объем.
Развивающие:развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;
развивать умение эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства, свои рисунки и других детей;
развивать способность ориентироваться в мире современной художественной культуры;
развивать умение анализировать художественное произведение — какие изобразительные средства используются и как они влияют на настроение, переданное в картине.
Воспитательные:воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;
воспитывать уважение к истории культуры своей страны, выраженной в произведениях искусства;
формировать духовные и эстетические потребности.
Цель стартового уровня: - создание условий для включения детей в творческую деятельность с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. Задачи стартового уровня: - формировать интерес к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного; - содействовать в развитии навыков рисования различными способами и средствами; - развивать творческую активность и самостоятельность детей; - воспитывать с ранних лет межкультурный диалог посредством детского художественного творчества; Цель базового уровня: - приобщение обучающихся к изобразительному искусству, мотивация к использованию современных и высокотехнологичных средств и методов для воплощения творческих идей, формирование высоких духовных качеств, расширение их кругозора и знаний. Задачи базового уровня: - учить детей различным стилям и техникам изобразительного творчества, их выразительным возможностям и особенностям применения; - создать условия для развития творческих способностей детей; - способствовать воспитанию у детей интереса к изобразительной деятельности; усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы; культуры деятельности; развить поиск нестандартных идей рисования; - отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.Планируемые результаты детей к концу 1 года обучения на стартовом уровне
Предметные:
- знают основы художественной грамотности;
- владеют техниками и приемами художественного творчества;
- имеют представление о творчестве художников — классиков и современников, жанрах и стилях изобразительного искусства.
- применяют знания, полученные в школе на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературы и т.д. для решения поставленных задач;
демонстрируют проявления образного, пространственное мышления и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, живописного произведения, объемной композиции.
Метапредметные:проявляют познавательную активность;
умеют формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умеют поставить цель и наметить пути ее достижения;
- умеют контролировать и объективно оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:способны к восприятию искусства и окружающего мира;
проявляют эстетические чувства, интерес к изобразительному искусству;
демонстрируют проявление нравственных качеств (взаимопомощь, добросовестность, честность).
Планируемые результаты детей к концу 2 года обучения на базовом уровнеПредметные:
владеют знаниями в области композиции, формообразования, цветоведения;
- знакомы с творчеством художников-классиков и современников, жанрами и стилями изобразительного искусства;
умеют различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.
Метапредметные:- самостоятельно оценивают уровень сложности заданий в соответствии со своими возможностями;
- умеют работать в коллективе: находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
могут вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Личностные:способны к личностному самообразованию;
активны, самостоятельны в принятии решений, выбору путей достижения целей;
проявляют признаки всесторонне развитой личности;
демонстрируют художественный вкус, воображение, желание и умение подходить к любой деятельности творчески.
Планируемые результаты детей к концу 3 года обучения на базовом уровнеПредметные:
работают в различных жанрах и стилях;
разбираются в основах формообразования, цветоведения;
строят правильную композицию, выделяют в ней главное;
сознательно выбирают художественные материалы для выражения своего замысла;
умеют различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.
передают движение фигуры человека и животных в рисунках;
Метапредметные:проявляют упорство в достижении цели;
контролируют процесс и результат выполнения задания, находит и исправляет ошибки в работе;
умеют анализировать и выделять общие признаки;
критически оценивают как собственные работы, так и работы своих товарищей.
Личностные:уважительно относятся к иному мнению, культуре других народов;
осознает мотивы своего обучения;
владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- способны воспринимать конструктивную критику, адекватно оценивать свои возможности;
умеют радоваться своим успехам и успехам товарищей, проявляет эмпатию.
Содержание программы
Учебный план
стартовый уровень 1 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации, контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Приметы осени | 20 | 3 | 18 | Наблюдение, выставки, конкурсы, отзывы, анкетирование, тестирование. | |
2 | Зимние узоры | 24 | 4 | 20 | Наблюдение, выставки, конкурсы, отзывы, анкетирование, тестирование. | |
3 | Весна-красна | 22 | 3 | 18 | Наблюдение, выставки, конкурсы, отзывы, анкетирование, тестирование. | |
4 | Проектная деятельность | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, выставка, защита проекта, отзывы. | |
| Итого | 72 | 12 | 60 | |
Содержание учебного плана стартового уровня 1-го года обучения
1. Приметы осени
Теория. Основы рисунка и живописи. Выразительные способы изображения — линия, пятно, тон, основы живописи и графики, приемы работы с карандашами, акварельными и гуашевыми красками, освоение нетрадиционных техник рисования. Орнамент — декоративность изображения, симметрия, композиция. Жанры живописи — натюрморт, пейзаж.
Практика.
Вводное занятие. Знакомство с изобразительными материалами и их свойствами, с жанрами и видами изобразительного искусства.
Графические средства изображения. Тренировка разных видов штриховки
Композиция в графике «Домик у леса».
Зарисовка овощей и фруктов. Передача объема при помощи штриховки.
Декоративное рисование «Орнамент на осеннюю тему».
Живопись – искусство цвета. Теплые и холодные цвета. Рисование осеннего пейзажа красками.
Осенний пейзаж в ограниченной цветовой гамме. Использование цвета для передачи настроения и особенностей времени года.
Рисование красками натюрморта из овощей, фруктов, грибов.
Портрет осени. Пропорции лица и способы выражения характера.
Подготовка к конкурсу.
Работа над творческим проектом.
Поэтапное рисование животных. Передача рисунка шерсти карандашами и красками.
2. Зимние узоры
Теория.
Пропорции, свет и тень, способы выявления объема предметов. Перспектива, линия горизонта. Правила, приемы и средства композиции. Жанры живописи — портрет, пейзаж. Способы изображения людей и животных. Использование цвета, как средство передачи настроения, пропорции, фактуры, характерные позы, жесты, мимика, существенные детали. Приемы создания сюжетных композиций, изображение предметов близко-далеко, линия горизонта.
Практика.
Декоративное рисование. Композиции «Снежинки», «Мороз на стекле».
Передача объема с помощью тона. Рисование снеговика.
Рисование новогодних украшений к новому году.
Портреты Деда Мороза и Снегурочки.
Рисование фигуры человека в движении. Композиция «Зимние забавы».
Рисование композиции «Птицы зимой».
Пейзаж «Солнечный зимний день». Передача настроения в пейзаже красками.
Пейзаж «Зимняя ночь» в черно-белой гамме.
Композиция «Зимнее окно». Компоновка предметов, выделение композиционного центра.
Поэтапное изображение животных Арктики и Антарктиды.
3. Весна-красна
Теория.
Перспектива, изображение пространства. Составление и обработка элементов узоров. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Подбор правильных оттенков для передачи настроения рисунка. Расположение объектов на листе для правильной и красивой композиции, выделение главного цветом, положением на листе бумаги.
Практика.
Декоративный пейзаж «Ранняя весна». Стилизация как упрощение и обобщение природных форм.
Композиция из первоцветов. Поэтапное рисование весенних цветов.
Композиция «Весеннее дерево в цвету».
Декоративный натюрморт.
Подготовка к конкурсу.
Работа над творческим проектом.
Композиция «Космические приключения».
Рисование летнего пейзажа. Правила линейной и воздушной перспективы
Знакомство с народными промыслами. Рисование орнаментов с цветами
Рисование композиции на морскую тему.
Итоговое занятие.
Учебный план
базовый уровень 2 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Золотая осень | 44 | 9 | 36 | Наблюдение, выставки, конкурсы, отзывы, анкетирование, тестирование. |
2 | Зимняя сказка | 46 | 10 | 36 | Наблюдение, выставки, конкурсы, отзывы, анкетирование, тестирование. |
3 | Краски весны | 46 | 9 | 36 | Наблюдение, выставки, конкурсы, отзывы, анкетирование, тестирование. |
4. | Проектная деятельность | 8 | 2 | 6 | Наблюдение, выставка, защита проекта, отзывы. |
| Итого | 144 | 30 | 114 | |
Содержание учебного плана
Золотая осень
Теория.
Основы рисунка и живописи — выразительные способы изображения — линия, пятно, тон, основы живописи и графики, приемы работы с акварельными и гуашевыми красками, освоение нетрадиционных техник рисования. Жанры живописи — натюрморт, пейзаж, портрет. Составление и обработка элементов узоров. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Портрет – основные правила пропорционального изображения лица, способы выражения характера в портрете.
Практика.
Знакомство с изобразительными материалами и их свойствами, с жанрами и видами изобразительного искусства. Рисование композиции «Цветик-семицветик».
Графические средства изображения.
Тренировка разных видов штриховки. Рисование композиции из овощей и фруктов «Лето в банке».
Свойства красок — акварель и гуашь. Рисование композиции из осенних листьев.
Нетрадиционные техники рисования «Букет из листьев в технике штампования».
Живопись – искусство цвета. Палитра цветов. Цветовой круг. Контрастные цвета. Рисуем отражение в реке из ограниченной палитры цветов – синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый.
Натюрморты на осеннюю тему в живописи и графике. Передача объема при помощи штриховки, тона и цвета.
Декоративное рисование «Орнамент на осеннюю тему».
Подготовка к конкурсу.
Создание декоративной композиции «Дары осени» из овощей, фруктов, грибов и т.д.
Рисование композиции «Перелетные птицы». Линейная и воздушная перспектива.
Декоративный пейзаж в графике «Поле с урожаем». Перспектива, изменение размера предметов и объектов на разных планах.
Осенний пейзаж в графике в ограниченной цветовой гамме.
Осенний пейзаж в живописи. Передача настроения цветом, линейная и воздушная перспектива.
Декоративный пейзаж. Стилизация, упрощение форм.
Рисование городского пейзажа. Особенности изображения зданий, транспорта и других объектов.
Работа над творческим проектом.
Рисование портрета – пропорции лица, средства выразительности в изображении человека. Рисование портрета «Королева Осень».
Рисование персонажей сказок.
Рисование композиции «Животные готовятся к зиме».
Зимняя сказка
Приемы изображения предмета или группы предметов, а также или живых объектов. Законы передачи формы. Использование цвета, как средства передачи настроения, пропорции, фактуры, характерных поз, жестов, мимики, существенных деталей. Приемы создания сюжетных композиций, изображение предметов близко-далеко.
Практика.
Композиция «Зима за окном». Рисование вида из окна.
Городской пейзаж «Зимний город».
Декоративное рисование композиции «Пряничные домики».
Композиция «Снеговик с характером». Изображение объемных фигур, создание образа снеговика за счет различных деталей.
Работа над творческим проектом.
Рисование новогодних украшений, карнавальных масок. Портреты символов нового года — Деда Мороза и Снегурочки.
Композиция с новогодней елкой.
Подготовка к конкурсу.
Зимний пейзаж в графике. Зимний пейзаж в живописи.
Декоративная композиция на зимнюю тему.
Рисование композиции «Животные зимой».
Создание эскиза шапки, шарфа, варежек с орнаментом.
Портрет человека. Основные правила создания пропорционального лица и выражения характера. Портрет-аппликация. Изображение человека в полный рост, в движении
Композиция на зимнюю тему с элементами коллажа, аппликации в смешанной технике.
Композиция на тему проводов зимы, Масленицы.
Краски весны
Теория.
Композиция. Умение правильно располагать изображение на листе бумаги, строить
планы по всему листу, близко-далеко, выделять главное цветом, положением на листе бумаги, передавать временную и пространственную взаимосвязь. Умение создавать сюжет, иллюстрировать сказки, литературные произведения. Перспектива, изображение пространства. Стили изобразительного искусства. Знакомство с художниками. Декоративно-прикладное искусство — способы создания аппликаций, коллажей. Создание композиций в нетрадиционных, смешанных техниках.
Практика.
Изображение деревьев в графике.
Композиция с весенними цветами. Поэтапное рисование цветов.
Искусство иллюстрации. Иллюстрирование произведений о весне. Создание книги на 4-6 страниц с собственными иллюстрациями.
Работа над творческим проектом.
Подготовка к конкурсу.
Рисование цветущей ветки, сада.
Рисование композиции «Сирень» в нетрадиционной технике.
Весенний, летний пейзаж с речкой. Морской пейзаж
Зарисовка обитателей морей и океанов. Зарисовка насекомых.
Рисование композиции с животными. Рисование композиции с птицами.
Натюрморты с цветами, фруктами, ягодами.
Создание декоративной композиции в смешанной технике.
Итоговое занятие.
Учебный план
базовый уровень 3 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Осенняя пора — очей очарование | 44 | 9 | 36 | Наблюдение, выставки, конкурсы, отзывы, анкетирование, тестирование. |
2 | Чародейкою зимою околдован лес стоит | 46 | 10 | 36 | Наблюдение, выставки, конкурсы, отзывы, анкетирование, тестирование. |
3 | Весна идет — весне дорогу | 46 | 9 | 36 | Наблюдение, выставки, конкурсы, отзывы, анкетирование, тестирование. |
4 | Проектная деятельность | 8 | 2 | 6 | Наблюдение, выставка, защита проекта, отзывы. |
| Итого | 144 | 30 | 114 | |
Содержание учебного плана
- Осенняя пора — очей очарование
Теория.
Особенности теплых и холодных цветов, их взаимодополнение. Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Разнообразный характер сказочных героев. Искусство иллюстрации. Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Природа и искусство. Природные мотивы в народном искусстве и творчестве художников.
Практика.
Вводное занятие — что я умею рисовать. Беседа, для чего важно уметь рисовать, что дети умеют и любят рисовать. Практика - рисование того, что любишь и что нравится.
Красота природы — вдохновение для художника. Создание декоративной композиции из стилизованных природных форм.
Зарисовка достопримечательностей нашего города.
Декоративная композиция «Волшебные грибы».
Декоративный пейзаж «Сказочный лес».
«Во саду ли, в огороде» - натюрморт из овощей и фруктов, цветов
Декоративный натюрморт. Орнамент из осенних листьев.
Работа над творческим проектом. Подготовка к конкурсу
Декоративная композиция с подсолнухами.
Декоративная композиция с рябиной и другими осенними ягодами.
Осенний пейзаж в графике. Осенний пейзаж в живописи.
Осенний парк. Рисование деревьев, аллеи, фонарей и др. в перспективе.
Эскиз орнамента для предметов быта.
Зарисовка животных.
Иллюстрации на осеннюю тему к художественным произведениям («Лягушка-путешественница».
Портреты персонажей сказок, книг. Портреты персонажей фильмов, мультфильмов
- Чародейкою зимою околдован лес стоит
Теория.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров. Рисунок как непосредственный вид искусства.
Рисунок простым карандашом и другими графическими материалами. Правила перспективы. Искусство вокруг нас — в доме и на улице. Праздники в художественном искусстве. Изображение человека.
Практика.
Композиция «Зимняя сказка».
Работа над творческим проектом
Праздничное освещение. Рисование гирлянд, новогоднего освещения городов. Рисование подарков и украшений к новому году.
Зимний натюрморт с еловыми ветками, апельсинами, свечами.
Композиция на тему встречи Нового года.
Рисование символов Нового года и Рождества.
Зарисовка кулинарных изделий, конфет и других блюд «Праздничное угощение».
Подготовка к конкурсу.
Зимний пейзаж в графике и живописи.
Зарисовка комнатных растений.
Зарисовка предметов мебели, комнаты с использованием правил перспективы.
Композиция «Зимний парк» с зарисовкой кованных заборов, фонарей.
Композиция «Красоты зимы» с зарисовкой кристаллов льда, заснеженных деревьев и др.
Рисование композиции с животными.
Композиция «Зимние забавы».
Композиция на зимнюю тему в смешанной технике.
Композиция на зимнюю тему в нетрадиционных техниках.
- Весна идет — весне дорогу
Теория.
Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации детей. Символы в народном искусстве. Особенности современного искусства. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практика.
Декоративная композиция «Солнце — символ весны». Композиция «Птицы - вестники весны». Весенний пейзаж. Работа над творческим проектом. Животные в творчестве современных художников. Рисование по мотивам известных художников. Учимся у современных художников-иллюстраторов. Абстракция в современном искусстве. Создание абстрактной композиции. Летний натюрморт. Дудлинг — разновидность современного искусства Цветочная декоративная композиция. Пейзаж на морскую тему. Декоративная композиция «Чудесный подводный мир» Летний пейзаж средней полосы России. Городской пейзаж «Мой город». Экзотический пейзаж. Эскиз орнамента по мотивам народных росписей. Декоративная композиция «Моя Россия». Композиция «Летние забавы». Итоговое занятие.Формы аттестации
Для аттестации используется:
стартовая диагностика в форме собеседования;
текущее и итоговое оценивание — выставки работ, конкурсы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:готовые работы;
видеозаписи, фото;
грамоты;
журнал посещаемости;
материал анкетирования и тестирования;
методические разработки;
портфолио;
перечень готовых работ;
отзывы детей и родителей;
свидетельство (сертификат);
статьи в печатных и непечатных изданиях.
выставки;
рисунки;
конкурсы;
праздники;
открытое занятие;
портфолио.
Учащимся, успешно освоившим программу, выдается свидетельство, могут выдаваться почетные грамоты, призы или устанавливаться другие виды поощрений.
Особенности организации образовательного процесса – очно - заочный с применением дистанционных технологий.
Все разделы могут быть реализованы как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрены:
система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, позволяющая овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися;
исполнительский и творческий компонент для каждого задания;
создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
создание ситуации успеха, чтобы было чувство удовлетворения от процесса деятельности;
общественная и личная значимость объектов творчества обучающихся. Теоретические знания по всем разделам программы даются по мере их изучения, затем они закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Методы обучения
Методы организации учебно-познавательной деятельности (по источнику знаний):словесные — беседа для развития навыков общения и раскрытие потенциала учащихся, метод объяснения для словесного истолкования закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений, метод вопросов как вспомогательный, метод художественного слова для повышения интереса учащихся к теме, содержанию изображения, повышению эмоционального настроя.
наглядные — обследование – целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать, рассматривание — для изучения композиции и особенностей картин, демонстрация и наблюдение — показ учащимся предметов или их моделей, представлении явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.
практические — метод упражнения — повторное выполнение практического действия с целью овладения им или повышения его качества, метод практических работ для формирования навыков самостоятельной деятельности, способности чувствовать и воспринимать изобразительное искусство во всем многообразии жанров и видов.
По видам деятельности учащихся (классификация по типу познавательной деятельности И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина) методы подразделяются на:
репродуктивные - воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности;
частично-поисковые;
проблемные;
исследовательские - поиск новых знаний, приемов работы, самостоятельного выбора действий в рамках выполнения творческой работы;
объяснительно-иллюстративные.
Методы стимулирования:метод поощрения направлен на возбуждение интереса ребенка к предмету путем одобрения, похвалы, выражения доверия и педагогического воздействия, рассчитанного на стимулирование положительных эмоций воспитанника.
метод совета состоит в том, что педагог формулирует рекомендации учащимся с целью повышения их уровня знания предмета.
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:повседневное наблюдение за работой учащихся;
анкетирование, тестирование;
выставки;
конкурсы.
Когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени, применяется методика асинхронного дистанционного обучения. При асинхронной методике больше ответственности за прохождение обучения возлагается на учащегося, когда на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа. Преподаватель при асинхронной методике дистанционного обучения отслеживает фото выполняемого творческого задания и выступает в роли консультанта.
Формы организации образовательного процесса — групповая.
Формы организации учебного занятия — практическое занятие, беседа, выставка, галерея, защита проектов, игра, конкурс, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, праздник, творческая мастерская, экскурсия.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Педагогические технологии — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения педагогических целей.
Дифференцированное обучение – это технология обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучающихся.
Развивающее обучение — ряд технологий, где активно-деятельностный способ обучения на высоком уровне трудности используется вместо объяснительно-иллюстративномого, что способствует развитию личностных качеств в зоне ближайшего развития.
Проблемное обучение предполагает такую организацию учебного процесса, где происходит создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология деятельностного подхода основана на организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
Личностно-ориентированное обучение — обучение на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся, где в основе лежит самобытность ребенка, его самоценность, т.е. развитие личностных особенностей обучающегося, раскрытие его природного дара.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Технологии дистанционного обучения - интерактивное взаимодействие учащихся и педагогов, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Технология проектной деятельности отличается от других применяемых технологий тем, что дает педагогу возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда.
Технология наставничества – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Технология наставничества строится в соответствии с целевой моделью наставничества по модели «ученик-ученик», в большинстве случаев в вариации ролевых моделей «равный-равному». Отбор наставников осуществляется исходя из личностных качеств и мотивации учащихся.
Алгоритм учебного занятия:Организационный момент. Подготовка инструментов и принадлежностей для занятия. Постановка натурных композиций.
Актуализация знаний. Определение знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей работы. Постановка проблемных вопросов и заданий.
Объяснение нового материала. Постановка целей и задач занятия, вида материала, в котором следует выполнить задание, требования к рисункам. Анализ натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения композиции на рисунке. Демонстрация наглядных пособий.
Самостоятельная работа. Закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки. Педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки.
Выставка работ. Просмотр и обсуждение. Педагог хвалит детей, указывает, кто лучше отобразил события в рисунке и какими средствами этого удалось добиться.
Итог занятия. Подведение итогов, выводы, анализ некоторых работ.
Условия реализации программы:Материально-техническое обеспечение — кабинет соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Художественные материалы — графитовый карандаш, ластик, гуашевые и акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, масляная пастель, кисти разных видов и размеров, цветной картон, белая бумага различного формата, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, клей-карандаш, старые журналы и газеты.
Дидактические материалы — раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
Информационное обеспечение — аудио-, видео-, интернет-источники.
Кадровое обеспечение — программу реализует педагог дополнительного образования, который обладает профессиональными знаниями, умениями и навыками в области изобразительного искусства, владеет технологиями, методами, техниками и приемами преподавания, создает на занятиях атмосферу вовлеченности в творческий процесс, совершенствует свое педагогическое мастерство.
Оценочные материалыСодержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовые и итоговые проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
текущие проверочные работы;
«портфолио» ученика;
публичное предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.
Предметные результатыДля оценки предметных результатов педагог предлагает тему для рисунка и оценивает готовый рисунок по следующим критериям:
- Оригинальность замысла:
3 балла — присутствует необычный сюжет, чувствуется самобытность автора; 2 балла — материал соответствует замыслу;
1 — материал не совсем точно соответствует замыслу.
- Композиционное решение:
3 балла — композиция построена правильно, использована вся площадь листа, предметы расположены гармонично;
балла — правильная композиция, но есть небольшие недочеты; 1 — элементы рисунка не согласованы.
- Использование средств выразительности — цвет, тон, пятно, линия, ритм:
балла — работа выразительная с гармоничным сочетанием цветов, светотеневыми эффектами;
2 балла — правильно подобраны цвета, не хватает объема и выразительности;
1 — нет цветовой гармонии, средства выразительности не использованы в полной мере для раскрытия замысла.
- Аккуратность:
3 балла — работа выполнена аккуратно;
2 балла — допущены небольшие помарки;
— просвечивает карандаш, не закрашены отдельные элементы, размазана краска.
- Своевременность выполнения работы:
балла — вовремя;
1 балл — с задержкой.
Критерии в оценке натюрморта:Составлен интересный натюрморт на определенную тему
Выбрана интересная точка зрения
Правильно выбран формат листа для данного натюрморта
Натюрморт выражает определенное настроение
Удачно выбран композиционный центр
Предметы оптимального размера и грамотно расположены
Точно передается характер предметов и их пропорции
Достигнута целостность работы, т.е. выразительность и соответствующее теме соотношение всех ее частей
Соблюдаются правила линейной перспективы
Предметы прорисованы подробно
Общее цветовое построение соответствует эмоциональному восприятию работы
Тональные и цветовые контрасты, ритм линий и пятен, создают определенное настроение и характер работы
Верно намечено распределение светотени на предметах натюрморта (блика света, полутени, тени, рефлекса на предметах, падающие тени)
Предметное оценивание теоретических знаний в виде теста5 — «отлично» — ученик ответил на 100% - 80% вопросов верно; 4 — «хорошо» — ученик ответил на 79% - 51% вопросов верно;
3 — «удовлетворительно» — ученик ответил на 50% - 30% вопросов верно; 2 — «неудовлетворительно» ученик ответил на менее 30% вопросов верно. Метапредметные результаты
Педагог наблюдает за работой учащихся в процессе рисования и оценивает:степень самостоятельности при выполнении работы — 3, 2, 1 балла;
уровень творческой деятельности — репродуктивный 1 балл, частично поисковый 2 балла, творческий 3 балла);
полное или частичное раскрытие темы — 3, 2, 1 балла;
степень завершенности работы — 3, 2, 1 балла.
Методика оценивания познавательной самостоятельности младшего школьника (Приложение 3).
Личностные результатыДиагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов по методике Н.П. Капустиной (Приложение 1)
Общая самооценка определяется с помощью опросника Г.Н.Казанцевой (Приложение 2). Художественно-экспрессивный тест для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности позволяет диагностировать уровень развития эмоциональных представлений. (Приложение 4 ).
Методика А.А. Мелик-Пашаева по выявлению и развитию художественной одаренности детей «Описание предмета» (Приложение 5).
Тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. (Приложение 6) Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе :
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»; от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»; от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Гонсалес. А. Современные техники рисунка. Экспрессивный стиль. — Спб.:Питер, 2017. — 144 с.
Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского »Изобразительное искусство и художественный труд»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 124 с.
Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
Мелик-Пашаев А. А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие.
- Дубна:Феникс+, 2006.- 112 с.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
Нестерова И.А. Методы обучения ИЗО // Энциклопедия Нестеровых - http://odiplom.ru/lab/metody-obucheniya-izo.html
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С.Кузин.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Тэмпл К. Изо для детей: рисунок. — М.: Абрикобукс, 2016. — 112с.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс курс: учимся рисовать шаг за шагом. — Москва: Эксмо, 2019. 80 с.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
Список литературы для детейГрей П. Рисуем пейзажи/ Питер Грей. – М.: Эксмо, 2013 – 48 с.
Могилевцев В.А. Основы рисунка. Уч.пособие.- СПБ.: 4арт, 2012
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Цой-Гергерт В. Художественная мастерская. Рисуем природу. — Спб: Питер, 2016.— 144с.
Интернет-рисурсыБесплатная электронная библиотека - http://vitanuova.ru/ -
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/ -
Единое окно доступа к образовательным ресурсам РФ- http://window.edu.ru/
Музеи мира -http://wwar.com/categories/Museums/
Сайт о всех видах искусства http://www.obiskysstve.ru/
Электронный портал «Музеи России»http://www.museum.ru
http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
http://art.ioso.ru/seminar2004/lepskaya/lepskaya.htm
http://podelki-doma.ru/handmade/iz-tkani/kukla-kolokolchik
http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-izoterapii-kak-metoda- psihologicheskoy-korrektsii
http://u-sovenka.ru/Materialyi/UROKI-RISOVANIYA-DLYA-DETEY/uroki-risovaniya- dla-detei-11.html
http://brushechka.ru/article/in_the_winter
http://www.tvoyrebenok.ru/origami-koleso-obozreniya.shtml
http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/izobrazitelnoe-iskustvo/netradicionoe- risovanie-v-tehnike-grifonazh-master-klas/page-2.html
Приложение 1
Оценочные материалы Личностные результаты Диагностика уровня воспитанности учащихся(методика Н.П. Капустиной
Я оцениваю себя вместе с родителями Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
- ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться я люблю мечтать
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы мне нравится выполнять домашние задания
я стремлюсь получать хорошие отметки
- ТРУДОЛЮБИЕ:
я старателен учебе я внимателен
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу мне нравится дежурство в школе
- БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
земле растениям животным
природе
МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ: выполняю правила для учащихся добр в отношениях с людьми участвую в делах класса и школы
КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:я аккуратен в делах я опрятен в одежде
мне нравится красивое вокруг меня я вежлив в отношениях с людьми
- КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
управляю собой
соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень
Приложение 2
Определение самооценкиМетодика предложена Г. Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.
Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (—), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА.
Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
Со мной большинство ребят советуются (считаются).
У меня отсутствует уверенность в себе.
Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
Временами я чувствую себя никому не нужным.
Я все делаю хорошо (любое дело).
Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
В любом деле я считаю себя правым.
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
Меня мало беспокоят возможные неудачи.
Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
Я редко жалею о том, что уже сделал.
Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
Мне чаще везет, чем не везет.
Я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10. Результат от –10 до –4 – свидетельствует о низкой самооценке; от –3 до +3 – об адекватной самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Приложение 3
Познавательная самостоятельность младшего школьникаЦелью данной методики являлось оценить степень выраженности познавательной активности младших школьников.
Анкета
Нравится ли тебе выполнять творческие задания? а) да;
б) иногда; в) нет.
Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность? а) помучиться, но самому найти ответ;
б) когда как;
в) получить готовый ответ от других.
Много ли ты читаешь дополнительной литературы? а) постоянно много;
б) иногда много, иногда ничего не читаю; в) читаю мало.
Что ты делаешь, если при изучении какой - то темы у тебя возникли вопросы? а) всегда нахожу на них ответ;
б) иногда нахожу на них ответ; в) не обращаю на них внимания.
Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?
а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями); б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;
в) ты не станешь об этом рассказывать.
Если учащийся ответил от 3 до 5 вопросов буквой «а», это свидетельствует о высоком уровне познавательной активности, если ученик ответил от 3 до 5 вопросов буквой «б» - это свидетельствует о среднем уровне познавательной активности, если школьник ответил от 3 до 5 вопросов буквой «в» — о низком уровне познавательной активности.
Приложение 4
Художественно-экспрессивный тестДля определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности используется художественно-экспрессивный тест, который позволяет продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагаются репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети:
Серов В.А. Девочка с персиками.
Ренуар О. Читающая девочка.
Серов В.А. Портрет Мики Морозова.
На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.
Цель эксперимента заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций живописной картины и эмоциональности.
Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы:
«О чем думают эти дети»?
«Какие они по характеру»?
«Какое у них настроение»?
Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе:
3 балла - высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;
2 балла - средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако его суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;
1 балл - низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.
Ребенку предлагают описать простой предмет, привычный для него, например, письменный стол, какой-то овощ, настольная лампа, ботинок и др. Предпочтительно брать предметы, которые не являются предметами художественной ценности.
Инструкция — рассмотри внимательно предмет и расскажи о нем все, что захочешь.
При диагностике нужно смотреть на эмоциональную заинтересованность ребенка, интонацию, признаки эстетического отношения — одушевление предмета, разгадывание его характера, состояния, судьбы.
Приложение 6
.
Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала
Первый год обученияФамилия, имя ребёнка | № | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка | ||
Правильный ответ | Не во всём правильный ответ | Невер- ный ответ | ||||
1 | Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? | | | | | |
| фиолетовый цвет? | | | | | |
| зелёный цвет? | | | | | |
2 | Какие цвета относятся к тёплой гамме? | | | | | |
3 | Какие цвета относятся к холодной гамме? | | | | | |
4 | С чего нужно | | | | |
| | начинать рисунок — с больших деталей или с маленьких? | | | | |
5 | С помощью каких геометрических фигур можно изобразить животных? | | | | | |
6 | Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? | | | | | |
7 | Что такое натюрморт? | | | | | |
8 | Что такое пейзаж? | | | | | |
9. | Что такое орнамент? | | | | | |
| 10. | Что рисуют художники- иллюстраторы? | | | | |
Второй год обучения
Фамилия, имя ребёнка | № | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка | ||
Правильный ответ | Не во всём правильный ответ | Неверный ответ | ||||
1 | Назови три основных жанра изобразительного искусства | | | | | |
2 | Что такое композиция? | | | | | |
3 | Чем отличаются акварельные краски от гуаши? | | | | | |
4 | Назови особенности декоративного рисования | | | | | |
5 | Чем отличается графика от живописи? | | | | | |
6 | Как сделать, чтобы объект выглядел объемным на рисунке? | | | | | |
7 | Что такое линия горизонта? | | | | | |
8 | Как показать, что предмет расположен на отдалении? | | | | | |
9. | Чему равно расстояние между глаз на портрете? | | | | | |
10 | Какие цвета являются контрастными? | | | | |
Фа ми | № | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка | |||
Правильный | Не во всём | Неверный |
| | | ответ | правильный ответ | ответ | |
1. | С чего нужно начинать рисунок красками — с крупных или мелких деталей? | | | | | |
2. | Что такое ритм в орнаменте? | | | | | |
3. | Как определить центр композиции на картине? | | | | | |
4. | Кого изображают художники в анималистическом жанре? | | | | | |
5. | Как добиться объемного изображения в живописи? | | | | | |
6. | Как сделать рисунок более выразительным? | | | | | |
7. | Какие графические материалы ты знаешь? | | | | | |
8. | Во сколько раз голова взрослого человека меньше длины его тела? | | | | | |
9. | Что такое абстракция? | | | | | |
10. | Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму? | | | | |