12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вьюнова Александра Валерьевна30
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЖД ЛИЦЕЙ № 21»




ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ


Решение педагогического совета Директор РЖД лицей № 21

РЖД лицей № 21 _____________/Н.В. Минько/

От «__» ____________г. № __ Приказ от «__» ___________г. № __






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Железнодорожное моделирование посредством современных компьютерных технологий»


Направленность: техническая

Возраст учащихся: 13-17 лет

Срок реализации: 2 года


Первый год обучения



Автор-составитель – Вьюнова Александра Валерьевна,

учитель информатики




г. Комсомольск-на-Амуре, 2023



ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЖД ЛИЦЕЙ № 21»





ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ


Решение педагогического совета Директор РЖД лицей № 21

РЖД лицей № 21 _____________/Н.В. Минько/

От «__» ____________г. № __ Приказ от «__» ___________г. № __






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Железнодорожное моделирование посредством современных компьютерных технологий»


Направленность: техническая

Возраст учащихся: 13-17 лет

Срок реализации: 2 года


Второй год обучения



Автор-составитель – Вьюнова Александра Валерьевна,

учитель информатики




г. Комсомольск-на-Амуре, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Без грамотного конструктора или проектировщика даже самая лучшая техника и программа - не более чем груда железа и красивая коробка с книжками и дисками.

Из материалов сети Интернет


Рабочая программа курса «Железнодорожное моделирование посредством современных компьютерных технологий» разработана для реализации дополнительного образования технической направленности обучающихся. Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования детей»

Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты

Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Москва «Просвещение» 2011

Целевая программа "Молодежь ОАО "РЖД" (2016 - 2020 гг.)"


Направление программы


Программа курса «Железнодорожное моделирование посредством современных компьютерных технологий» имеет техническую направленность и дает возможность учащимся РЖД лицея № 21 реализовать свой интерес в области компьютерного моделирования с помощью современных информационных и коммуникационных технологий, новейшего инновационного оборудования. Содействует их ускоренному развитию в научно-технической сфере. Способствует формированию будущего инженерного потенциала среди школьников, чтобы уже на школьной скамье погрузить их в мир инженерной деятельности и так заинтересовать молодых одарённых ребят, чтобы они горели желанием стать профессионалами в области железнодорожного моделирования. 


Актуальность
Сегодня в мире происходит феноменальный научно-технический прогресс. Появляются новые принципы организации производства. Промышленные предприятия отдают предпочтение современным высокотехнологичным станкам. Управление подобным оборудованием требует множество навыков и знаний: трехмерное проектирование, программирование, знание принципов обработки материалов и технологических режимов работы оборудования. Все это в совокупности неизбежно приводит к изменению востребованности тех или иных специалистов. Современный рынок труда нуждается в квалифицированных инженерных кадрах, ученых и технологах. Инженеры сего­дня, и тем более в будущем – это элита общества, востребованная во всех отраслях: космос, машиностроение, железная дорога, аграрный сектор и т.д. * (Инженеры были и останутся элитой. Павел Зеленков, проректор по информатизации и коммерциализации научных разрабо­ток – начальник Научно-исследовательского управления Сибирского государственного аэрокосмического университета. http://newslab.ru/article/682898 )


По словам Президента Российской Федерации В.В.Путина, наша система дополнительного образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. По статистике Минобрнауки РФ более 50% российских школьников занимаются в учреждениях дополнительного образования, однако лишь 4% вовлечены в научно-техническое творчество. Существующая система дополнительного образования не решает задач современной профориентации и развития талантливых школьников.


Новизна


В настоящие время мы и наши дети со всех сторон окружены готовыми, покупными изделиями фабричного производства, внутреннее устройство которых зачастую скрыто и непонятно. Таким образом, в людях, в первую очередь детях, оказывается невостребована и подавлена склонность к техническому творчеству.

Компьютерное моделирование сейчас является одним из самых актуальных направлений современного технического творчества. Железнодорожное моделирование дает целый пласт возможностей для творчества, в которое с головой погружаются и дети, и взрослые. Кто-то любит просто коллекционировать модели, а кто-то воссоздавать точные макеты локомотивов, вагонов и целых железнодорожных линий, и станций, для чего даже обращается к историческим справкам.

Чем же полезно такое занятие для детей? Это:

развитие творческих способностей и логического мышления;

изучение технических возможностей железнодорожного транспорта;

и главное – это необычайно увлекательно!


Педагогическая целесообразность


В результате освоения программы «Железнодорожное моделирование посредством современных компьютерных технологий» дети изучат базовые процессы моделирования 3D объектов, сами создадут такие модели на компьютере и распечатают их на 3D принтере.


При изучении курса «Железнодорожное моделирование посредством современных компьютерных технологий» школьники будут заниматься по общеразвивающимся программам с использованием новейшего инновационного оборудования. Компьютерный класс для проведения занятий обеспечен необходимым программным обеспечением и оснащен 3D принтером.



Адресат

Возраст обучающихся – с 13 до 17 лет. Но в отдельных случаях при наличии особого желания ребенка он может быть изменен. Возможно обучение в разновозрастной группе с индивидуальным сопровождением. При реализации учебного плана учебно-практические занятия проводятся в группе, численность которой составляет 5-10 человек. Обучающиеся работают с постоянным педагогом.


Объем и сроки усвоения программы


Период

Продолжительность занятий

Количество занятий в неделю

Количество часов в неделю

Количество недель

Количество часов в год

1 год обучения

2 часа

1

2 часа

35

70 часов

2 год обучения

2 часа

2

4 часа

35

140 часов

Итого по программе


210 часов


Программа рассчитана на 2 года обучения. В настоящем учебном плане предусмотрена следующая нагрузка: по 2 академических часа 1 раз в неделю, всего – 70 часов в первый год, по 2 академических часа 2 раза в неделю, всего – 140 часов во второй год. За 2 года – 210 часов.


Режим и формы организации занятий


В ходе занятий учащиеся будут вовлечены в образовательную деятельность, которая включает в себя две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть организована в форме лекций. Лекции проводятся с обязательным использованием иллюстративных материалов. Практическая часть – в форме самостоятельных заданий (практических работ на компьютере) и творческих работ (самостоятельных проектов), что является важной составляющей всего курса. Теоретическая и прикладная часть курса изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике. В ходе выполнения индивидуальных работ, учитель консультирует учащихся и при необходимости оказывает им помощь. Выполняя практические задания, учащиеся не только закрепляют навыки работы с программами, но и развивают свои творческие способности.


Для отслеживая полученных результатов деятельности обучающихся, предусматривается система промежуточной и итоговой аттестации, средствами которой являются наблюдения педагога, самоанализ выполняемых заданий, взаимооценка учащимися работ друг друга, участие обучающихся в муниципальных и внутренних мероприятиях: конкурсах, выставках, праздниках. Результаты достижений обучающихся будут представлены на защите проектов. В организации и проведении промежуточной и итоговой аттестации в качестве независимых экспертов принимают участие члены Совета школы.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основная цель курса «Железнодорожное моделирование посредством современных компьютерных технологий» – формирование у учащихся системы компетентностей в области современных компьютерных технологий и технического проектирования, освоение элементов основных предпрофессиональных навыков специалиста по трехмерному моделированию.


Достижение поставленной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:


Выявлять талантливых детей, содействовать их ускоренному техническому развитию, возрождать престиж инженерных профессий

Раскрывать творческий потенциал при использовании современных информационных и коммуникационных технологий, новейшего инновационного оборудования

Показывать возможности использования компьютера как инструмента практической деятельности человека в области 3D моделирования

Формировать у обучающихся умений и навыков использования компьютерных технологий для решения практических задач и развивать потребности постоянного самосовершенствования в дальнейшей профессиональной деятельности

Расширять понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного моделирования

Развивать пространственное мышление и техническую эрудицию

Сформировать представление о системах 3D-моделирования

Обогащать знания приемов конструирования, умение решать несложные конструкторские задачи в программах 123D Design, Autodesk Inventor

Изучать основы подготовки и выполнения 3D-печати

Научить базовым навыкам ручной работы и использования инструментов, необходимых для финишной обработки и сборки изготовленных объектов

Совершенствовать умения анализировать информацию и синтезировать новые идеи для создания собственного проекта

Мотивировать учащихся к будущей профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде

Обеспечивать подготовку национально-ориентированного кадрового резерва для Российских железных дорог






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1 год обучения

1

Моделирование как метод познания

8

4

4

2

Моделирование в среде графического редактора

28

2

26

3

Основы 3D моделирования в программе 123D Design

30

5

25


Резерв

4





Итого за первый год обучения

70




2 год обучения

1

Основы моделирования деталей в Autodesk Inventor

42

12

30

2

Проектирование поверхностей

16

6

10

3

Работа в режиме «Сборка»

24

6

18

4

Работа в режиме «Чертеж»

8

3

5

5

Работа в режиме «Анимация»

12

2

10

6

Создание моделей по чертежам

34

8

26


Резерв

4









Итого за второй год обучения

140




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Первый год обучения

Наименование

раздела/темы

Содержание



Теория

Практика

1

Вводное занятие.


Знакомство с целями, задачами и содержанием курса. Изучение правил ТБ в компьютерном классе. Ознакомление с достижениями учащихся в предыдущие годы, демонстрация моделей.



Моделирование как метод познания

2

Понятие о моделях и моделировании.


Основные методы моделирования. Классификация моделей. Компьютерное моделирование. Возможности 3D принтера.



3

Железнодорожное моделирование.


Разнообразие компьютерных программ для создания железнодорожных моделей.



4

ЖД транспорт: прошлое, настоящее, будущее.

Ознакомление учащихся с историей ЖД транспорта, с профессиями железной дороги.


5-8

Простейшие модели паровозов.


Основные части поезда и его модели. Инструменты, применяемые при изготовлении моделей.

Практическая часть. Изготовление простейших моделей паровоза из бумаги.

Практическая часть. Модели поездов из серии «Умная бумага».

Практическая часть. Железнодорожные модели 3D ручкой.


Моделирование в среде графического редактора

9

Методы представления графических изображений

Растровая и векторная графика. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.



10

Цвет в компьютерной графике

Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB.  Цветовая модель CMYK. Взаимосвязь цве­товых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах.



11

Форматы графических файлов

Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ.


Практическая часть. Преобразование файлов из одного формата в другой.


12

Знакомство с векторным графическим редактором Inkscape

Рабочее окно программы Inkscape. Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.


Практическая часть. Знакомство с программой Inkscape.


13-14

Основы работы с объектами в Inkscape

Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого. Закраска объекта (заливка). Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.


Практическая часть. Технология работы с графическими объектами.

Практическая часть. Основные приемы и принципы композиции.


15

Вспомогательные режимы работы

Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.


Практическая часть. Вспомогательные режимы работы.


16

Создание рисунков из кривых

Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.


Практическая часть. Создание объектов из кривых.


17-18

Эффект объема

Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Создание технических рисунков. Получение художественных эффектов.



Практическая часть. Изображение объектов в перспективе.


19

Работа с текстом

Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.


Практическая часть. Разработка логотипа.


20

Сохранение и загрузка изображений в редакторе векторной графики Inkscape. 

Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях редактора векторной графики Inkscape. Импорт и экспорт изображений в редактор векторной графики Inkscape.


Практическая часть. Импорт изображений в программу Inkscape.


21-23

Работа над проектом

Разработка собственного проекта. Продумывание общей идеи. Разработка алгоритма создания модели. Практическая работа по созданию модели.


Практическая часть. Работа над проектом.


24

Изучение интерфейса программы GIMP.

Интерфейс программы GIMP, основные команды и панели. Понятие и структура рабочей среды. Приемы управления палитрами. Основные группы клавиш.


Практическая часть. Знакомство с программой GIMP.

25

Работа с инструментами выделения программы GIMP.

Инструменты выделения. Группы инструментов выделения:

- овальная, прямоугольная область, вертикальная, горизонтальная строки

- лассо, магнитное лассо, прямолинейное лассо.

- волшебная палочка, быстрое выделение.


Практическая часть. Работа с инструментами GIMP.


26

Работа с инструментами коррекции GIMP.

Преобразование цветных фотографий. Использование эффектов цветовых фильтров в фотографии Использование приема эффекта глубины резкости на фотографиях. Осветление и затемнение фотографии.


Практическая часть. Коррекция изображений.


27-29

Монтаж фотографии.

Замена фона в фотографии. Создание единой композиции из объектов разных фотографий, вставок графических элементов. Работа со слоями, фильтрами, коррекции цвета и света в графическом приложении GIMP. Изменение фона в цифровой фотографии с неудачным задним планом, выделение главного объекта на передний план.


Практическая часть. Работа со слоями.

Практическая часть. Использование фильтров.

Практическая часть. Монтаж фотографий.


30

Раскрашивание вручную на цифровых фотографиях

Ретушь цифровых фотографий в приложении GIMP.


Практическая часть. Раскрашивание черно-белых изображений.


31-32

Анимация в GIMP.

Компьютерная обработка растровой графики, рисование и редактирование, специальные эффекты и фильтры, работа с дополнительными источниками освещения, ретуширование фотографий, альфа - каналы, прозрачность слоев, подготовка к печати, подготовка к показу анимации растрированного изображения.


Практическая часть. Вставка надписи.

Практическая часть. Создание анимации.


33-36

Работа над проектом

Разработка собственного проекта. Продумывание общей идеи. Разработка алгоритма создания модели. Практическая работа по созданию модели.


Практическая часть. Работа над проектом.


3D моделирование

37

Трехмерное моделирова­ние.

Четырехмерное пространство и среды трехмерного моделирования. Функции 3D моделирования: рационализирующая, организующая, креативная (созидательная, творческая), эстетическая (техническая эстетика). Исходные материалы для подготовки 3D модели изделия (планы, развёртки, разрезы в формате; чертежи; ручные рисунки, наброски, эскизы; трёхмерные модели; фотографии). Трёхмерное рабочее пространство.



38-39

Знакомство с 3D принтером

Принцип работы 3D принтера.


Практическая часть. Подготовка 3D моделей к печати.

Практическая часть. Печать на 3D принтере.


40-41

Интерфейс редактора трехмерного моделирования 123D Design

Знакомство с программой 123D Design. Демонстрация возможностей, элементы интерфейса. Трёхмерное рабочее пространство в 123D Design. Структура окна программы. Панели инструментов. Сохранение работы.


Практическая часть. Первый запуск Autodesk 123D Design

Практическая часть. Как управлять объектом в Autodesk 123D Design


42-45

Создание и преобразование трехмерных объектов в 123D Design.

Понятие трехмерного объекта. Вершины, ребра, грани объекта, их видимость. Категории объектов, их назначение. Инструмент Snap.

Практическая часть. Позиционирование объектов относительно друг друга в Autodesk 123D Design

46-47

Применение инструментов модификации объектов

Виды и назначение модификаторов, командная панель Modify. Инструмент Extrude

Практическая часть. Инструмент Extrude

48-51

Знакомство с примитивами. Рисование плоских фигур и полигонов. Инструмент Sweep

Создание простых объектов, установка их параметров. Выравнивание и группировка объектов. Преобразование объектов: перемещение, масштабирование, поворот, растягивание-сжатие, дублирование (копии, образцы, экземпляры).


Практическая часть. Работа с готовыми графическими примитивами.

Практическая часть. Рисование плоских фигур и полигонов

Практическая часть. Инструмент Sweep

52-57

Создание простых 3D моделей.

Выбор объекта для моделирования. Выбор методов и средств для создания модели. Построение модели в 123D Design. Подготовка модели к печати на 3D принтере. Печать.


Практическая часть. Обработка кромок инструментами Fillet, Chamfer

Практическая часть. Работа с меню Combine

Практическая часть. Создание массивов. Меню Pattern


58-60

Материалы и текстурирование

Редактор материалов. Настройка параметров материалов и карт текстур. Назначение материалов объектам.


Практическая часть. Использование цветов и материалов

61-66

Работа над проектом

Разработка собственного проекта. Продумывание общей идеи. Разработка алгоритма создания модели. Практическая работа по созданию модели.


Практическая часть. Работа над проектом.


67-70

Резерв


Подведение итогов за год занятий в объединении. Перспектива работы на следующий год.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения



Наименование

раздела/темы

Содержание



Теория

Практика

1

Вводное занятие. Введение в инженерное 3D-моделирование и 3D-печать.


Знакомство с целями, задачами и содержанием курса. Изучение правил ТБ в компьютерном классе. Ознакомление с достижениями учащихся в предыдущие годы, демонстрация моделей.



Основы моделирования деталей в Autodesk Inventor

2-4

Первый опыт работы в Autodesk Inventor.

Базовая операция «вытягивание». Эскиз (простые приемы, размеры), плоскость эскиза вытягивания.

Практическая часть. Знакомство с интерфейсом программы Autodesk Inventor

Практическая часть. Простой брелок

5-8

Первый опыт работы в Autodesk Inventor.

Базовая операция «вращение». Эскиз, плоскость эскиза вращения, ось вращения. Сочетание вытягивания и вращения

Практическая часть. Простая ваза

9-12

Построение эскиза.

Эскизные операции. Зависимости в эскизе. Исправление эскиза установкой зависимостей.

Практическая часть. Манипулирование объектами в режиме эскиз. Постановка размеров.

13-16

Варианты и особенности использования операции вытягивание

операции вытягивание (симметричное вытягивание, вытягивание с удалением, и др.). Сглаживание, фаски.


Практическая часть. Сложный брелок


17-20

Массивы - виды и способы применения

Техника создания копий объектов. Создание массивов элемента

Практическая работа. Выполнение упражнений на создание различных массивов

21-24

Варианты и особенности использования операции вращение.

Массив по оси.

Практическая часть. Создание круговых массивов


25-32

Совместное использование разных операций

Круговые массивы, вращение с вырезанием, моделирование в разных плоскостях.


Практическая часть. Штурвал

33-36

Совместное использование разных операций

Вращение, работа в разных плоскостях, массивы массивов.


Практическая часть.

37-42

Самостоятельное моделирование

Творческий проект

Практическая часть. Творческий проект


Проектирование поверхностей

43-46

Поверхности. Их создание, придание толщины. Операция "Сдвиг по линии".

Инструменты построения поверхностей. Кривые. Параметры.

Практическая часть. Выполнение упражнений на закрепление инструментов построения поверхностей


47-50

Объединение и вычитание тел, 3D-эскизы, работа с поверхностями.

Поверхностное моделирование для сопрягаемых плоскостей.

Практическая часть. Выполнение упражнений на закрепление инструментов построения поверхностей


51-54

Тела и поверхности.

Криволинейные поверхности, пересечение объемов.

Практическая часть. Операции с поверхностями.


55-58

Мультитела.

Введение в многотельные детали. Лофт по направляющей

Практическая часть. Работа с поверхностями.


Работа в режиме «Сборка»

59-62

Преобразование многотельной детали в сборку.

Режим объединения деталей в сборку. Манипулирование компонентами

Практическая часть. Сборка кубической конструкции


63-66

Создание и виды сборочных моделей (сборок). Сборочные зависимости.

Типы ограничений. Создание и сохранение сборки

Практическая часть. Сборка кубической конструкции

67-70

Сборки”. Зубчатые передачи. Моделирование шестерни “вручную”

Способы создания шестерни «вручную»

Практическая часть. Моделирование шестерни


71-74

Массивы деталей. Параметризация. Использование массивов в сборочных моделях

Техника создания копий объектов. Создание массивов элементов

Практическая часть. Выполнение упражнений на создание различных массивов


75-78

Режим объединения деталей в сборку. Манипулирование компонентами.

Режим объединения деталей в сборку. Манипулирование компонентами

Практическая часть. Выполнение сборки многотельной детали


79-82

Режимы работы в сборке

Режимы работы в сборке. Управление отображением объектов.

Практическая часть. Выполнение сборки многотельной детали


Работа в режиме «Чертеж»

83-86

Стартовые настройки чертежа. Манипуляции с чертежами.

Стартовые настройки чертежа. Изменение масштаба чертежа. Перемещение видов. Добавление размеров. Добавление примечаний.

Практическая часть. Составление чертежей деталей сборки.



87-90

Работа с чертежами, с сечениями, с листами чертежа

Работа с чертежами, с сечениями, с листами чертежа

Практическая часть. Составление чертежа детали с сечением.


Работа в режиме «Анимация»

91-102

Настройка анимации

Работа в режиме «Анимация». Особенности настройки анимации сборки

Практическая часть. Создание анимации сборки

Создание моделей по чертежам

103-108

Знакомство с положениями конкурсов разного уровня. Анализ конкурсных заданий.

Разбор положений конкурсов разного уровня в области 3D-моделирования и прототипирования

Практическая часть. Изучение конкурсных заданий

109-116

Работа с конкурсными заданиями

Разбор положений конкурсов разного уровня в области 3D-моделирования и прототипирования

Практическая часть. Выполнение конкурсных заданий по моделированию согласно чертежу


117-136

Творческий проект

Разработка собственного проекта. Продумывание общей идеи. Разработка алгоритма создания модели. Практическая работа по созданию модели.


Практическая часть. Работа над проектом.


137-140

Резерв


Подведение итогов за год занятий в объединении. Перспектива работы на следующий год.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Первый год обучения


Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Дата план

Дата факт

1

Вводное занятие.


1

1


08.09


Моделирование как метод познания

всего часов – 7, теория – 3, практика – 4

2

Понятие о моделях и моделировании.

1

1


08.09


3

Железнодорожное моделирование.


1

1


15.09


4

ЖД транспорт: прошлое, настоящее, будущее.

1

1


15.09


5-8

Простейшие модели паровозов.


4


4

22.09

22.09

29.09

29.09


Моделирование в среде графического редактора

всего часов – 28, теория – 2, практика – 26

9

Методы представления графических изображений

1

1


06.10



10

Цвет в компьютерной графике

1

1


06.10


11

Форматы графических файлов

1


1

13.10





Графический редактор INKSCAPE

всего часов – 12, теория – 0, практика – 12

12

Знакомство с векторным графическим редактором Inkscape

1


1

13.10


13-14

Основы работы с объектами в Inkscape

2


2

20.10

20.10


15

Вспомогательные режимы работы

1


1

03.11


16

Создание рисунков из кривых

1


1

03.11


17-18

Эффект объема

2


2

10.11

10.11


19

Работа с текстом

1


1

17.11


20

Сохранение и загрузка изображений в редакторе векторной графики Inkscape. 

1


1

17.11


21-23

Работа над проектом

3


3

24.11

24.11

01.12


Графический редактор GIMP

всего часов – 13, теория – 0, практика – 13

24

Изучение интерфейса программы GIMP.

1


1

01.12


25

Работа с инструментами выделения программы GIMP.

1


1

08.12


26

Работа с инструментами коррекции GIMP.

1


1

08.12


27-29

Монтаж фотографии.

3


3

15.12

15.12

22.12


30

Раскрашивание вручную на цифровых фотографиях

1


1

22.12


31-32

Анимация в GIMP.

2


2

10.01

10.01


33-36

Работа над проектом

4


4

17.01

17.01

24.01

24.01


3D моделирование

всего часов – 30, теория – 4, практика – 26

37

Трехмерное моделирование.

1

1


31.01


38-39

Знакомство с 3D принтером

2


2

31.01

07.02


40-41

Интерфейс редактора трехмерного моделирования 3D Max.

2

1

1

07.02

14.02


42-45

Создание и преобразование трехмерных объектов в 3D Max.

4

1

3

14.02

21.02

21.02

28.02


46-47

Применение инструментов модификации объектов

2


2

28.02

07.03


48-51

Основы создания сплайнов

4


4

07.03

14.03

14.03

21.03


52-57

Создание простых 3D моделей.

6


6

21.03

04.04

04.04

11.04

11.04

18.04


58-60

Материалы и текстурирование

3

1

2

18.04

25.04

25.04


61-66

Работа над проектом

6


6

02.05

02.05

16.05

16.05

23.05

23.05



67-70

Резерв

4



30.05

30.05






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Второй год обучения

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Дата план

Дата факт

1

Вводное занятие. Введение в инженерное 3D-моделирование и 3D-печать


1

1


03.09


Основы моделирования деталей в Autodesk Inventor

всего часов – 42, теория – 12, практика – 30

2-4

Первый опыт работы в Autodesk Inventor

3

1

2

03.09

06.09

06.09



5-8

Первый опыт работы в Autodesk Inventor.

4

1

3

10.09

10.09

13.09

13.09



9-12

Построение эскиза.

4

1

3

17.09

17.09

20.09

20.09


13-16

Варианты и особенности использования операции вытягивание

4

1

3

24.09

24.09

27.09

27.09


17-20

Массивы - виды и способы применения

4

2

2

01.10

01.10

04.10

04.10


21-24

Варианты и особенности использования операции вращение.

4

1

3

08.10

08.10

11.10

11.10


25-32

Совместное использование разных операций

8

2

6

15.10

15.10

18.10

18.10

22.10

22.10

01.11

01.11


33-36

Совместное использование разных операций

4

1

3

08.11

08.11

12.11

12.11


37-42

Самостоятельное моделирование

6

1

5

15.11

15.11

19.11

19.11

22.11

22.11


Проектирование поверхностей

всего часов – 16, теория – 6, практика – 10

43-46

Поверхности. Их создание, придание толщины. Операция "Сдвиг по линии".

4

2

2

26.11

26.11

29.11

29.11


47-50

Объединение и вычитание тел, 3D-эскизы, работа с поверхностями.

4

1

3

29.11

29.11

03.12

03.12


51-54

Тела и поверхности.

4

1

3

06.12

06.12

10.12

10.12


55-58

Мультитела.

4

2

2

13.12

13.12

17.12

17.12


Работа в режиме «Сборка»

всего часов – 24, теория – 6, практика – 18

59-62

Преобразование многотельной детали в сборку.

4

1

3

20.12

20.12

24.12

24.12


63-66

Создание и виды сборочных моделей (сборок). Сборочные зависимости.

4

1

3

12.01

12.01

14.01

14.01


67-70

Сборки”. Зубчатые передачи. Моделирование шестерни “вручную”

4

1

3

19.01

19.01

21.01

21.01


71-74

Массивы деталей. Параметризация. Использование массивов в сборочных моделях

4

1

3

26.01

26.01

28.01

28.01


75-78

Режим объединения деталей в сборку. Манипулирование компонентами.

4

1

3

02.02

02.02

04.02

04.02


79-82

Режимы работы в сборке

4

1

3

09.02

09.02

11.02

11.02


Работа в режиме «Чертеж»

всего часов – 8, теория – 2, практика – 6

83-86

Стартовые настройки чертежа. Манипуляции с чертежами.

4

1

3

16.02

16.02

18.02

18.02


87-90

Работа с чертежами, с сечениями, с листами чертежа

4

1

3

25.02

25.02

02.03

02.03




Работа в режиме «Анимация»

всего часов – 12, теория – 2, практика – 10

91-102

Настройка анимации

12

2

10

04.03

04.03

09.03

09.03

11.03

11.03

16.03

16.03

18.03

18.03

23.03

23.03


Создание моделей по чертежам

всего часов – 34, теория – 8, практика – 22

103-108

Знакомство с положениями конкурсов разного уровня. Анализ конкурсных заданий.

6

4

2

25.03

25.03

06.04

06.04

08.04

08.04


109-116

Работа с конкурсными заданиями

8

4

4

13.04

13.04

15.04

15.04

20.04

20.04

22.04

22.04


117-136

Творческий проект

20

2

18

27.04

27.04

29.04

29.04

04.05

04.05

06.05

06.05

11.05

11.05

13.05

13.05

18.05

18.05

20.05

20.05

25.05

25.05

27.05

27.05


137-140

Резерв

4





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:


формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

терпение при приобретении новых знаний и отработке умений;

развитие чувства личной ответственности за результат своего труда;

развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование у учащихся графической культуры в целом;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:


умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий — широкий спектр умений и навыков использования средств ИКТ технологий в области компьютерного моделирования, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; создание графических объектов и объектов 3D моделирования; поиск и организация хранения информации; анализ информации);

приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, базирующихся на ИКТ;

формированию будущего инженерного потенциала среди школьников, их ускоренное развитие в научно-технической сфере


Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основные предметные результаты изучения данной программы отражают:


формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств в области компьютерного моделирования;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: модель, графический редактор, 3D объект – их свойствах;

формирование у учащихся графических знаний, умений и навыков чтения и выполнения графических изображений с использованием компьютерного моделирования, необходимых для будущей профессиональной деятельности, формирование представления об основных инструментах программного обеспечения для 3D-моделирования;

формирование у школьников новых навыков оперирования информационными потоками, восприятия, переструктурирования и графической интерпретации информации в соответствии с возникающими учебно-познавательными задачами.

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Учащиеся будут знать:

основные изучаемые понятия: модель, графический редактор, 3D объект – их свойства;

назначение и функции графических редакторов, программ трехмерного моделирования, новейших средств моделирования;

основные навыки оперирования информационными потоками, восприятия, переструктурирования и графической интерпретации информации в соответствии с возникающими учебно-познавательными задачами;

принципы создания трехмерных моделей по чертежу, основные методы и приемы проектирования и конструирования;

основы работы с периферийными устройствами (3D-принтер, 3D-сканер);

подготовку объектов к печати на 3D-принтере (подбор материала, настройка слайсера, печать), правила выполнения ручной доводки и сборки полученных изделий


Учащиеся будут уметь:

читать и выполнять графические изображения с использованием компьютерного моделирования, использовать рабочие инструменты программного обеспечения для 3D-моделирования;

читать чертежи и по ним воспроизводить модели; подготавливать трехмерные модели к печати на 3D-принтере;

сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм проектирования объекта; использовать его в ходе самостоятельной работы;

применять изученные способы учебной работы и приёмы линейной обработки материальных объектов для 2D и 3D проектирования;

проектировать в 2D и 3D объекты и схемы разной технической и конструкторской сложности;

делать эскизы деталей, создавать объемные детали на основании эскизов, создавать эскизы по объемным фигурам

создавать 3D-модели деталей и сборочные модели несложных технических устройств, работать со сборочными моделями, использовать продвинутые приемы моделирования на уровне детали;

самостоятельно придумать и смоделировать несложное техническое устройство, состоящее из нескольких взаимодействующих деталей.





СПИСОК ИСТОЧНИКОВ


Единая система конструкторской документации (ЕСКД) ГОСТ 2.109-73. Основные требования к чертежам. Введен 01.07.1974. Дата последнего изменения: 22.05.2013. М.:Стандартинформ.2007. 29 с.

Жексенаев А.Г. ОСНОВЫ РАБОТЫ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ GIMP: Томск, 2007

Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

Зиновьев Д.В. Основы проектирования в Autodesk Inventor 2016. 2-е изд. г. Днепропетровск: Студия Vertex, 2016. 259 с.

Плаксина В.В., Плаксина А.В. – Практикум по моделированию (информатика) - Программа кружка для предпрофильной подготовки в 9 классах, 2010г.

Трембли Т. Autodesk Inventor 2012 и Inventor LT 2012. М: ДМК Пресс, 2012. 352 с.

Федоренков А.П., Полубинская Л.Г. Autodesk Inventor. Шаг за шагом. М.: Эксмо, 2008. 336 с.: ил.


Ресурсы Интернет:


http://nazva.net/logic_test5 / - Тест на механическую понятливость. Тест Беннета.

http://olymp3d.ru / - сайт методической поддержки программы.

http://ru.wikipedia.org / - Википедия – свободная энциклопедия.

http://school- collection.edu.ru/catalog/rubr /– единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.gimp.org / - GIMP (Гимп) — растровый графический редактор

http://www.inkscape.org / - Inkscape Векторный графический редактор

http://www.openarts.ru –уроки Gimp и Inkscape

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.