Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы офисного делопроизводства»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 4» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ОФИСНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 15-16 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Разработчик программы:
Григорова Елена Сергеевна,
учитель информатики
Самара, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы офисного делопроизводства» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня. Программа предлагает осваивать способы работы с информационными потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Актуальность программы
Современные требования к ведению и оформлению документов достаточно жестко регламентируют рамки их «украшения».
Учебная программа обучения профессии секретарь-делопроизводитель разработана на основе анализа делопроизводства и функций секретаря-машинистки в учреждениях с учетом знаний школьников, полученных на уроках информатики, экономики и психологии.
Новизна программы заключается в том, что программа имеет практико-ориентированный подход, позволяющий в дальнейшем использовать полученные в результате освоения программы навыки в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Педагогическая целесообразность
Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня. Программа «Офисное делопроизводство» предлагает осваивать способы работы с информационными потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучение исполнительскому мастерству оформления разнообразных офисных документов закладывает культуру ведения современной деловой документации, что очень важно для современных 9-классников, вступающих на путь предпрофильной подготовки, ведь умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности обучающегося.
Отличительные особенности программы
Предлагаемая программа позволяет успешно решать задачи формирования у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.
В процессе обучения реализуется дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка.
В основу данной программы положены следующие нормативные документы, регламентирующие деятельность ОУ в сфере дополнительного образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (направленных Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);
Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 № МО -16- 09-01/826-ТУ
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Группа/ категория обучающихся
Программа предназначена для учащихся в возрасте 15-16 лет. Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.
Форма обучения по программе:
Основная методическая установка - обучение навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи преподавателя входит создание условий для реализации ведущей групповой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю по 40 минут. Количество детей в группе: 10 человек.
Срок реализации программы:
Курс обучения по программе рассчитан на 34 учебных недели, 34 учебных часа в течение 9 месяцев.
Цель программы:
Целью программы является формирование расширенных навыков владения современными офисными программными пакетами, приобретение навыков выбора и оптимальных сценариев использования функциональности офисного программного обеспечения для автоматизации рутинных процедур и решения прикладных задач, возникающих в повседневной профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
познакомить обучающихся с правилами оформления и составления организационно-распорядительных документов на ПК; с основными профессиональными терминами и определениями; особенностями языка и стиля служебных документов;
помочь овладеть умениями применять полученные знания на основе современных требований, предъявляемых к составлению и оформлению управленческих документов; составлять и оформлять организационные, распорядительные, информационно-справочные документы с применением информационных технологий;
Развивающие задачи:
развить коммуникативные умения и навыки (в процессе общения при обсуждении документов);
развить познавательную и творческую активность обучающихся;
способствовать развитию творческого потенциала, памяти, внимания, воображения и наблюдательности.
Воспитательные задачи:
способствовать воспитанию личностных качеств: умению работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельности, уважению к себе и другим, личной и взаимной ответственности.
воспитать у обучающихся устойчивое поведение в организации сохранности документов на ПК, оперативного хранения документов и подготовки документов к передаче в архив;
научить применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни для решения проблем управления документацией в современных управленческих структурах.
Планируемые образовательные результаты:
Личностными результатами изучения основ офисного делопроизводства являются:
Понимание сущности и социальной значимости правильного документооборота
Организация собственной деятельности, связанной с документооборотом
Выработка способности выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.
Метапредметные результаты:
развитие умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
развитие коммуникативных способностей;
осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использование информационно-коммуникационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности;
самостоятельное определение задач будущего профессионального и личностного развития.
Предметные результаты:
оформление и регистрация организационно-распорядительных документов
обработка входящих и исходящих документов, систематизация их, составление номенклатуры дел и формирование документов в дела.
самостоятельная работа с документами, содержащими конфиденциальную информацию
осуществление телефонного обслуживания, прием и передача факсов;
осуществление подготовки дел к передаче на архивное хранение;
составление описи дел, осуществление подготовки дел к передаче в архив организации, государственные и муниципальные архивы
Формы организации деятельности обучающихся:
индивидуальная, групповая.
Используемые образовательные технологии:
ИКТ, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения
К методам организации учебно-познавательной деятельности относятся:
– наглядные, практические;
– репродуктивные, проблемно-поисковые;
– методы самостоятельной работы и работы под руководством.
Средства обучения: компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, видеоматериалы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в предмет | 2 | 2 | 0 | |
2 | Организация рабочего места секретаря. Программное обеспечение персонального компьютера. | 4 | 1 | 3 | Организация на ПК файловой структуры для хранения документов |
3 | Машинопись | 3 | 1 | 2 | Десятипальцевый метод печати |
4 | Организация документооборота. Основные требования к оформлению документов. Подготовка текстов и основы верстки | 12 | 3 | 9 | Создание документов по заданным критериям |
5 | Профессиональная этика и деловое общение. Персональная документация | 4 | 2 | 2 | Организация диалогового общения. Умение работать с персональными документами. |
6 | Электронный офис. Системы распознавания текста. Основы делопроизводства | 2 | 0 | 2 | Работа с системами распознавания текста |
7 | Экономико-правовые вопросы работы секретаря | 4 | 2 | 2 | Тестирование по знанию нормативной документации |
8 | Современные средства передачи информации | 3 | 1 | 2 | Практические работы по обработке документации на средствах передачи информации |
| ИТОГО: | 34 | 12 | 22 | |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
№ | Название темы | Краткое описание темы | |
1 | Введение в предмет | Теоретическая часть | Общие сведения о профессии секретарь-делопроизводитель. Основные профессиональные умения и навыки. Служебные функции. Советы секретарю. |
Практическая часть | нет | ||
2 | Организация рабочего места секретаря. Программное обеспечение персонального компьютера. | Теоретическая часть | Оборудование рабочего места секретаря. Правила техники безопасности и электробезопасности. История создания, классификация, перспективы развития технических средств для ведения делопроизводства Периферийные устройства. |
Практическая часть | Файловая структура организации рабочего места секретаря. | ||
3 | Машинопись | Теоретическая часть | Понятие о слепом «десятипальцевом» методе письма. Схема клавиатуры. |
Практическая часть | Программы-тренажеры. Практическая работа в текстовом редакторе. Автоматизированный ввод текста. | ||
4 | Организация документооборота. Основные требования к оформлению документов. Подготовка текстов и основы верстки | Теоретическая часть | Общие требования к оформлению служебных документов. |
Практическая часть | Практическая работа «Обработка текстовой информации. Ввод, редактирование» Знаки препинания, сокращения в тексте. Нумерация страниц. Оформление заголовков и подзаголовков. Оформление сносок, прямой речи и цитат. Оформление примечании, приложений. Практическая работа «Отработка навыков ввода текстовой информации, редактирования и верстки». Составление и оформление служебных писем. Составление и оформление телеграмм, телефонограмм, факсов. Виды распорядительных документов. Их назначение. Приказ и выписка из него. Докладная записка и справка. Протокол и выписка из него. Акт. Договор, трудовое соглашение, контракт. | ||
5 | Профессиональная этика и деловое общение. Персональная документация | Теоретическая часть | Этикет. Служебный этикет. Поведенческий этикет. Речевой этикет. Ведение телефонных переговоров. Деловые беседы, совещания, встречи, приемы. Роль секретаря в их подготовке и организации. |
Практическая часть | Практические работы. | ||
6 | Электронный офис. Системы распознавания текста. Основы делопроизводства | Теоретическая часть | нет |
Практическая часть | Копии документов. Организация документооборота. Технология работы с документами. | ||
7 | Экономико-правовые вопросы работы секретаря | Теоретическая часть | Основные отрасли права. Трудовое право. Административное право. Другие отрасли права. Значение делопроизводства в работе учреждения. Виды документов. ГОСТы на документы |
Практическая часть | Составление и оформление документов личного характера. Общие требования к оформлению служебных документов. | ||
8 | Современные средства передачи информации | Теоретическая часть | Компьютерные телекоммуникации (основные понятия). |
Практическая часть | Аппаратные и программные средства телекоммуникаций. Услуги глобальных сетей: Электронная почта. Услуги глобальных сетей: WWW. |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Виды контроля:
текущий – отслеживание активности обучающихся при выполнении заданий каждой темы.
итоговый - заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации программы (практическое задание).
Способы определения результативности:
Средства контроля – педагогическое наблюдение, практические задания, опросы.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально –техническое:
учебная аудитория для индивидуальных и групповых занятий;
компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Методическое:
Сапков В.В. Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2007
Киселев С.В., Киселев И.Л. Современные офисные технологии: Учебное пособие для 10-11 кл. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
http://dogovorlibrary.by.ru/index.htm - коллекция типовых договоров, образцов заявлений, исков, бланков
www.directum.ru/339256.shtml - электронное делопроизводство и канцелярия
www.directum.ru/340614.shtml - ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
www.dis.ru/slovar/deloproizvodstvo- словарь по разделу «Делопроизводство»