Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы офисного делопроизводства»

0
0
Материал опубликован 31 December 2024 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА





t1735640073aa.png




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ ОФИСНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА»




Направленность: социально-гуманитарная

Уровень программы: базовый

Возраст учащихся: 15-16 лет

Срок реализации: 9 месяцев










Разработчик программы:

Григорова Елена Сергеевна,

учитель информатики




Самара, 2021


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы офисного делопроизводства» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня. Программа предлагает осваивать способы работы с информационными потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.


Актуальность программы

Современные требования к ведению и оформлению документов достаточно жестко регламентируют рамки их «украшения».

Учебная программа обучения профес­сии секретарь-делопроизводитель разрабо­тана на основе анализа делопроизводства и функций секретаря-машинистки в уч­реждениях с учетом знаний школьников, полученных на уроках информатики, эко­номики и психологии.


Новизна программы заключается в том, что программа имеет практико-ориентированный подход, позволяющий в дальнейшем использовать полученные в результате освоения программы навыки в своей дальнейшей профессиональной деятельности.


Педагогическая целесообразность

Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня. Программа «Офисное делопроизводство» предлагает осваивать способы работы с информационными потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучение исполнительскому мастерству оформления разнообразных офисных документов закладывает культуру ведения современной деловой документации, что очень важно для современных 9-классников, вступающих на путь предпрофильной подготовки, ведь умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности обучающегося.


Отличительные особенности программы

Предлагаемая программа позволяет успешно решать задачи формирования у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.

В процессе обучения реализуется дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка.


В основу данной программы положены следующие нормативные документы, регламентирующие деятельность ОУ в сфере дополнительного образования:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р);

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (направленных Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 № МО -16- 09-01/826-ТУ

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»

Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».


Группа/ категория обучающихся

Программа предназначена для учащихся в возрасте 15-16 лет. Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.


Форма обучения по программе:

Основная методическая установка - обучение навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи преподавателя входит создание условий   для   реализации   ведущей   групповой    деятельности  -   авторского   действия, выраженного в проектных формах работы. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся.


Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю по 40 минут. Количество детей в группе: 10 человек.


Срок реализации программы:

Курс обучения по программе рассчитан на 34 учебных недели, 34 учебных часа в течение 9 месяцев.


Цель программы:

Целью программы является формирование расширенных навыков владения современными офисными программными пакетами, приобретение навыков выбора и оптимальных сценариев использования функциональности офисного программного обеспечения для автоматизации рутинных процедур и решения прикладных задач, возникающих в повседневной профессиональной деятельности.


Задачи программы:

Обучающие задачи:

познакомить обучающихся с правилами оформления и составления организационно-распорядительных документов на ПК; с основными профессиональными терминами и определениями; особенностями языка и стиля служебных документов;

помочь овладеть умениями применять полученные знания на основе современных требований, предъявляемых к составлению и оформлению управленческих документов; составлять и оформлять организационные, распорядительные, информационно-справочные документы с применением информационных технологий;



Развивающие задачи:

развить коммуникативные умения и навыки (в процессе общения при обсуждении документов);

развить познавательную и творческую активность обучающихся;

способствовать развитию творческого потенциала, памяти, внимания, воображения и наблюдательности.


Воспитательные задачи:

способствовать воспитанию личностных качеств: умению работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельности, уважению к себе и другим, личной и взаимной ответственности.

воспитать у обучающихся устойчивое поведение в организации сохранности документов на ПК, оперативного хранения документов и подготовки документов к передаче в архив;

научить применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни для решения проблем управления документацией в современных управленческих структурах.



Планируемые образовательные результаты:


Личностными результатами изучения основ офисного делопроизводства являются:

Понимание сущности и социальной значимости правильного документооборота

Организация собственной деятельности, связанной с документооборотом

Выработка способности выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.


Метапредметные результаты:

развитие умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

развитие коммуникативных способностей;

осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

использование информационно-коммуникационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности;

самостоятельное определение задач будущего профессионального и личностного развития.


Предметные результаты:

оформление и регистрация организационно-распорядительных документов

обработка входящих и исходящих документов, систематизация их, составление номенклатуры дел и формирование документов в дела.

самостоятельная работа с документами, содержащими конфиденциальную информацию

осуществление телефонного обслуживания, прием и передача факсов;

осуществление подготовки дел к передаче на архивное хранение;

составление описи дел, осуществление подготовки дел к передаче в архив организации, государственные и муниципальные архивы


Формы организации деятельности обучающихся:

индивидуальная, групповая.


Используемые образовательные технологии:

ИКТ, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.


Методы обучения


К методам организации учебно-познавательной деятельности относятся:

– наглядные, практические;

– репродуктивные, проблемно-поисковые;

– методы самостоятельной работы и работы под руководством.


Средства обучения: компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, видеоматериалы.










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации,

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в предмет

2

2

0


2

Организация рабо­чего места секретаря. Программное обеспечение персонального компьютера.

4

1

3

Организация на ПК файловой структуры для хранения документов

3

Машинопись

3

1

2

Десятипальцевый метод печати

4

Организация документооборота. Основные требования к оформлению документов. Подготовка текстов и основы верстки

12

3

9

Создание документов по заданным критериям

5

Профессиональная этика и деловое об­щение. Персональная документация

4

2

2

Организация диалогового общения. Умение работать с персональными документами.

6

Электронный офис. Системы распознавания текста. Основы делопроиз­водства

2

0

2

Работа с системами распознавания текста

7

Экономико-правовые вопросы работы сек­ретаря

4

2

2

Тестирование по знанию нормативной документации

8

Современные сред­ства передачи ин­формации

3

1

2

Практические работы по обработке документации на средствах передачи информации


ИТОГО:

34

12

22






СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА


Название темы

Краткое описание темы

1


Введение

в предмет


Теоретическая часть

Общие сведения о профессии секретарь-делопро­изводитель. Основные профессиональные умения и навыки. Служебные функции. Советы секретарю.

Практическая часть

нет

2

Организация рабо­чего места секретаря. Программное обеспечение персонального компьютера.

Теоретическая часть

Оборудование рабочего места секретаря.

Правила техники безопасности и электробезопас­ности.

История создания, классификация, перспективы развития технических средств для ведения дело­производства

Периферийные устройства.

Практическая часть

Файловая структура организации рабочего места секретаря.

3

Машинопись

Теоретическая часть

Понятие о слепом «десятипальцевом» методе письма.

Схема клавиатуры.

Практическая часть

Программы-тренажеры.

Практическая работа в текстовом редакторе.

Автоматизированный ввод текста.

4

Организация документооборота. Основные требования к оформлению документов. Подготовка текстов и основы верстки

Теоретическая часть

Общие требования к оформлению служебных доку­ментов.

Практическая часть

Практическая работа «Обработка текстовой ин­формации. Ввод, редактирование»

Знаки препинания, сокращения в тексте. Нумерация страниц.

Оформление заголовков и подзаголовков. Оформление сносок, прямой речи и цитат. Оформление примечании, приложений.

Практическая работа «Отработка навыков ввода текстовой информации, редактирования и верстки».

Составление и оформление служебных писем.

Составление и оформление телеграмм, телефоно­грамм, факсов.

Виды распорядительных документов. Их назначение.

Приказ и выписка из него.

Докладная записка и справка.

Протокол и выписка из него.

Акт.

Договор, трудовое соглашение, контракт.


5

Профессиональная этика и деловое об­щение. Персональная документация

Теоретическая часть

Этикет. Служебный этикет. Поведенческий этикет.

Речевой этикет. Ведение телефонных переговоров. Деловые беседы, совещания, встречи, приемы. Роль секретаря в их подготовке и организации.

Практическая часть

Практические работы.

6

Электронный офис. Системы распознавания текста. Основы делопроиз­водства

Теоретическая часть

нет

Практическая часть

Копии документов.

Организация документооборота.

Технология работы с документами.

7

Экономико-правовые вопросы работы сек­ретаря

Теоретическая часть

Основные отрасли права. Трудовое право. Админи­стративное право. Другие отрасли права.

Значение делопроизводства в работе учреждения. Виды документов. ГОСТы на документы

Практическая часть

Составление и оформление документов личного характера.

Общие требования к оформлению служебных доку­ментов.

8

Современные сред­ства передачи ин­формации

Теоретическая часть

Компьютерные телекоммуникации (основные понятия).

Практическая часть

Аппаратные и программные средства телеком­муникаций.

Услуги глобальных сетей: Электронная почта.

Услуги глобальных сетей: WWW.




КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Виды контроля:

текущий – отслеживание активности обучающихся при выполнении заданий каждой темы.

итоговый - заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации программы (практическое задание).


Способы определения результативности:

Средства контроля – педагогическое наблюдение, практические задания, опросы.




РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Материально –техническое:

учебная аудитория для индивидуальных и групповых занятий;

компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор.


Методическое:

Сапков В.В. Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства: учеб. пособие для  нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2007

Киселев С.В., Киселев И.Л. Современные офисные технологии: Учебное пособие для 10-11 кл. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

http://dogovorlibrary.by.ru/index.htm - коллекция типовых договоров, образцов заявлений, исков, бланков

www.directum.ru/339256.shtml - электронное делопроизводство и канцелярия

www.directum.ru/340614.shtml - ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

www.dis.ru/slovar/deloproizvodstvo- словарь по разделу «Делопроизводство»


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации