Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Карусель творчества»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСЁЛОВСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА» |
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма» Протокол от ____2023 № ___ |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма» ________ О.Н. Хихлатых Приказ от ___2023 № ___ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Карусель творчества» Художественная направленность Стартовый и базовый уровень Возраст учащихся: 7-15 лет Срок реализации программы - 1 год |
|
|
Составитель: педагог дополнительного образования Куликова Татьяна Викторовна |
Новоселово
2023
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Карусель творчества» (далее Программа), разработана на основании следующих нормативных документов:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.08.2020);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства
просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое
образование»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные региональным модельным центром дополнительного образования детей Красноярского края 2021 года;
- Устав МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма»
Направленность Программы - художественная и предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, проявление фантазии и воображения за счет включения их в изобразительную деятельность и декоративно прикладное творчество.
Учащиеся приобретают навыки декоративного творчества, изучая технологию изготовления игрушек из шерсти, картона, бумаги, глины, фоамирана, фетра, меха, ткани; технику выжигания по дереву; приемы рисования текстурной пастой; моделирование из бумаги и картона.
Полученные знания и умения помогают развитию мышления, кругозора, творческих способностей, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, пространства, глазомер, чувство цвета. Изучение каждой темы завершается изготовлением небольшого творческого изделия, которое станет оригинальным украшением своего быта.
Новизна. Программа новая, ее новизна заключается в том, что в ней объединены разные направления деятельности: изготовление игрушек, выжигание по дереву, рисование текстурной пастой, моделирование из бумаги и картона. Изучив их можно самостоятельно создавать оригинальные изделия. Освоение Программы позволяет учащимся понять разнообразие современного декоративно-прикладного творчества, создавать творческие работы, и участвовать в конкурсах, мастер-классах, выставках различного уровня.
Обязательным условием на занятиях является применение здоровьесберегающих технологий (динамические паузы: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, ходьба по массажным коврикам, арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия). Для детей с ОВЗ и инвалидностью предусмотрены дополнительные минутки отдыха, если это необходимо.
Особое внимание уделяется применению игровых технологий на занятиях. Это положительно влияет на качество образовательного процесса и развитие творческих способностей, позволяет снизить эмоциональные и физические нагрузки на учеников, воспитывает, формирует личность, способную к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции.
В программе могут заниматься дети с ОВЗ и инвалидностью. Для них применяется индивидуальный подход, дополнительно объясняются и повторяются задания, в некоторых случаях, по необходимости, дополнительно разрабатывается индивидуальный план.
Дифференцированное обучение позволяет учитывать возможности и запросы каждого учащегося и осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учащихся в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.
Актуальность. В современном мире постоянно происходит поиск новых форм рукоделия и изобразительного творчества, чтобы мотивировать интерес детей к декоративно-прикладному творчеству. Изделия, выполненные своими руками имеют огромную популярность. Занимаясь по Программе, учащиеся знакомятся с самыми несложными, но доступными и красочными видами декоративно-прикладного и изобразительного творчества (изготовление игрушек, выжигание по дереву, рисование текстурной пастой, моделирование из бумаги и картона). Каждый вид направлен на развитие определенных качеств, умений и навыков.
На занятиях учащимся предоставляется возможность планировать предстоящую работу, организовывать свое рабочее место, проводить необходимые расчеты, пользоваться готовыми выкройками, схемами, шаблонами, самостоятельно работать с инструкционными картами, контролировать свои действия.
Для детей с ОВЗ и инвалидностью Программа способствует возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.
Результатом деятельности станут:
- игрушки, с которыми дети будут играть сами, дарить друзьям и родственникам, некоторые игрушки останутся в Центре для игры другим детям;
- интерьерные панно и картины, которые создадут уют в доме;
- композиции из картона и бумаги, которые будут привлекать внимание, особенно на праздники, как оформление.
Отличительные особенности. Программа базового уровня, рассчитана на 1 год обучения и направлена на изучение:
- технологии изготовления игрушек своими руками из шерсти, картона, бумаги, глины, фоамирана, фетра, меха, ткани;
- техники выжигания по дереву;
- приемов рисования текстурной пастой;
- способов моделирования из бумаги и картона.
Образовательный процесс построен на применении инструкционных и технологических карт, которые активизируют мыслительные процессы учащихся, улучшают способность следовать устной и письменной инструкции, повышают заинтересованность в конечном результате.
Для детей с ОВЗ и инвалидностью, данная Программа выступает как социокультурная реабилитация средствами творческой деятельности, обеспечивающая включение детей с ОВЗ в социум.
Адресат программы
Категория детей: дети, желающие заниматься данными видами творчества; дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды. В программе могут заниматься как мальчики, так и девочки.
Возраст детей: 7 - 15 лет.
Наполняемость групп: 6 человек: минимальное - 5 чел., максимальное - 6 чел.
Предполагаемый состав групп: разновозрастной.
Условия приема детей: система набора детей на обучение по Программе и на вакантные места осуществляется по результатам собеседования
Срок реализации программы и объем учебных часов: 1 год обучения, 140 часов
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия 45 минут, 15 минут перемена.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей учащихся через изготовление игрушек, выжигание по дереву, рисование текстурной пастой, моделирование из бумаги и картона по инструкционным и технологическим картам.
Задачи
Предметные:
- познакомить с историей появления игрушек, выжигания по дереву, рисования текстурной пастой, моделирования из бумаги и картона;
- научить работать по инструкционной и технологической карте;
- научить технологии изготовления игрушек из шерсти, картона, бумаги, глины, фоамирана, фетра, меха, ткани;
- научить технике выжигания по дереву;
- научить приемам рисования текстурной пастой;
- научить способам моделирования из бумаги и картона;
- научить пользоваться шаблонами, схемами, выкройками
Метапредметные:
- формировать потребность к творческой активности интерес к прикладному творчеству;
- формировать умения работать по инструкционным и технологическим картам;
- развивать фантазию, воображение, творческое и художественное мышление.
Личностные:
- развивать культуру общения и поведения в коллективе.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Таблица 1
№п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Беседа, наблюдение |
2 |
Понятия: инструкционная и технологическая карта |
2 |
2 |
- |
Обсуждение, наблюдение |
3 |
Игрушки
|
28 |
4 |
24 |
Наблюдение, опрос, практическая работа |
4 |
Выжигание по дереву
|
28 |
4 |
24 |
Наблюдение, опрос, практическая работа |
5 |
Рисование текстурной пастой |
28 |
4 |
24 |
Наблюдение, опрос, практическая работа |
6 |
Моделирование из бумаги и картона |
28 |
4 |
24 |
Наблюдение, опрос, практическая работа |
7 |
Конкурсная и выставочная деятельность |
8 |
1 |
7 |
Наблюдение, обсуждение |
8 |
Познавательные мероприятия |
6 |
2 |
4 |
Наблюдение, обсуждение |
9 |
Работа с детским коллективом |
8 |
- |
8 |
Наблюдение, обсуждение |
10 |
Итоговая аттестация |
2 |
- |
2 |
Опрос, практическое задание |
|
Итого часов |
140 |
22 |
118 |
|
Содержание учебного плана программы
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория (1ч.). Знакомство с детьми. Знакомство с планом и содержанием работы на учебный год. Правила поведения в кабинете и ТБ. Развитие декоративно-прикладного искусства.
Практика (1ч.). Входной контроль: собеседование, заполнение журнала.
Форма контроля: беседа, наблюдение
Тема 2. Понятия: инструкционная карта; технологическая карта (2 часа)
Теория (2ч.). Понятия и основные разделы технологической и инструкционной карты, их отличие.
Форма контроля: обсуждение, наблюдение.
Тема 3. Игрушки (28 часов)
Теория (4ч.). История появления игрушек. Виды игрушек: дидактические игрушки, игрушки-забавы, театрализованные игрушки, игрушки-самоделки. Материалы, применяемые при создании разных видов игрушек, их свойства. Технология изготовления игрушек из шерсти, картона, бумаги, глины, фоамирана, фетра, меха, ткани. Шаблоны и их применение. Правила выкраивания деталей. Правила техники безопасности труда.
Практика (24ч.). Пошив игрушек из ткани, меха, фетра: выбор идеи, подготовка материала, шаблонов, раскрой, соединение деталей, набивка, пошив одежды, оформление. Изготовление игрушек из картона, бумаги, фоамирана: выбор идеи, подготовка материала, шаблонов; вырезание заготовок, элементов игрушек; соединение заготовок и элементов, оформление игрушек. Валяние игрушек из шерсти: выбор идеи, подготовка материалов и основы для валяния (синтепона), заготовка основы для валяния, закрепление шерсти на основе, придание формы игрушке, валяние деталей и их соединение с основой, оформление игрушки. Изготовление игрушек из глины: подбор инструментов и материалов, используемых для лепки игрушки; лепка основных деталей игрушки и мелких; соединение готовых деталей; сушка и оформление игрушки. Работа по инструкционным картам.
Форма контроля: Наблюдение, опрос, практическая работа.
Тема 4. Выжигание по дереву (28 часов)
Теория (4ч.). История появления выжигания по дереву. Правила техники безопасности труда. Материалы, применяемые при выжигании. Способы и приемы работы: контурное выжигание, заливка, градиент, штриховка, текстура, фон. Технологическая последовательность изготовления панно в технике выжигания по дереву: работа с информационными источниками; нанесение рисунка, выжигание, оформление работы. Способы окрашивания.
Практика (24ч.). Упражнения по выполнению приемов выжигания. Выжигание творческой работы: выбор идеи, нанесение рисунка, выжигание, окрашивание и оформление работы. Работа по инструкционным картам.
Форма контроля: Наблюдение, опрос, практическая работа.
Тема 5. Рисование текстурной пастой (28 часов)
Теория (4ч.). История появления рельефной живописи. Основные виды текстурной пасты: универсальные, мелкозернистые, крупнозернистые, Пасты для образования специальных эффектов. Способы приготовления рельефной пасты в домашних условиях, особенности работы с ней. Материалы и инструменты, применяемые при работе, правила техники безопасности. Последовательность выполнения рисунка текстурной пастой. Способы создания рисунка.
Практика (24ч.). Изготовление интерьерных объемных картин: выбор идеи, приготовление основы для рисования, нанесение рисунка, нанесение рельефной пасты и правильное ее распределение, окрашивание работы после высыхания. Работа по инструкционным картам.
Форма контроля: Наблюдение, опрос, практическая работа.
Тема 6. Моделирование из бумаги и картона (28 часов)
Теория (4ч.). История появления бумажного моделирования. Особенности работы с бумагой и картоном, применяемые инструменты и материалы. Свойства и структура бумаги и картона. Правила безопасности труда при работе. Используемые инструменты и материалы. Способы резания, сгибания, склеивания, окрашивания. Последовательность изготовления моделей из бумаги.
Практика (24ч.). Изготовление объемной композиции из картона. Выбор идеи. Подготовка материалов, шаблонов. Вырезание деталей, поэтапная сборка композиции, окрашивание, оформление работы. Работа по инструкционным картам.
Форма контроля: Наблюдение, опрос, практическая работа.
Тема 8. Конкурсная и выставочная деятельность (8 часов)
Теория (1ч.). Знакомство с положениями, требованиями к конкурсам, выставкам.
Практика (7ч.). Изготовление и оформление творческих работ.
Форма контроля: Наблюдение, обсуждение.
Тема 9. Познавательные мероприятия (6 часов)
Теория (2ч.).Знакомство с положениями, требованиями к проведению тематических занятий, мероприятий, акций, конкурсов, социальных проектов. Проведение тематических бесед.
Практика (4ч.). Участие в мероприятиях различного уровня: акциях, конкурсах, социальных проектах, в мероприятиях по пожарной безопасности, ПДД.
Форма контроля: наблюдение, обсуждение.
Тема 10. Работа с детским коллективом (8 часов)
Практика (8ч.). Поход, игры на сплочение коллектива, поздравления с днем рождения, тематические чаепития.
Форма контроля: наблюдение, обсуждение.
Тема 11. Итоговая аттестация (2 часа)
Практика (2ч.). Выполнение практического задания.
Форма контроля: Практическое задание, опрос.
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
- познакомятся с историей появления игрушек, выжигания по дереву, рисования текстурной пастой, моделирования из бумаги и картона;
- научатся работать по инструкционной и технологической карте;
- научатся технологии изготовления игрушек из шерсти, картона, бумаги, глины, фоамирана, фетра, меха, ткани;
- научатся технике выжигания по дереву;
- научатся приемам рисования текстурной пастой;
- научатся способам моделирования из бумаги и картона;
- научатсяь пользоваться шаблонами, схемами, выкройками
Метапредметные:
- формируется потребность к творческой активности интерес к прикладному творчеству;
- формируются умения работать по инструкционным и технологическим картам;
- развивается фантазия, воображение, творческое и художественное мышление.
Личностные:
- развивается культура общения и поведения в коллективе.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2
№ п/п |
Год обучения |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
Сроки проведения итоговой аттестации |
1 |
1 |
10.09.2023 |
25.05.2024 |
35 |
70 |
140 |
2 раза в неделю по 2 часа. |
Итоговая: 15.05.2023-25.05.2023 |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет площадью 24,5 кв. м.,
- магнитная доска, столы и стулья, шкафы для хранения дидактических пособий, учебных материалов и инструментов:
- 6 швейных машин, гладильная доска, электрический утюг, ножницы, канцелярские ножи, клеящие пистолеты, швейные иглы, приборы для выжигания;
- ноутбук, экран, проектор;
- ткани, цветная бумага, картон, гофрированная бумага, фетр, фоамиран, нитки швейные, мех, шерсть, нитки шерстяные, клей ПВА, гуашь, ткань, наполнитель для мягких игрушек, скотч, фурнитура, бисер, рамки, карандаши, линейки, глина.
Информационное обеспечение:
- Абдулаева Е. А., Смирнова Е. Щ. Роль динамических игрушек в развитии ребенка: // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. [Электронный ресурс].URL:
https://psyjournals.ru/files/42029/psyedu_2011_n2_Abdulaeva_Smirnova_2.pdf;
- Доронов С.Г. Сюжетная игрушки - история и современность:// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»[Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetnaya-igrushka-istoriya-i-sovremennost;
- Игрушка в смешанной технике.08.07.2016, Ярмарка мастеров:[Электронный ресурс].URL:https://www.livemaster.ru/topic/1891411-igrushka-v-smeshannoj-tehnike;
- История развития дидактических игр [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/711388/istoriya_razvitiya_didakticheskoy_igry
- Страна мастеров. [Электронный ресурс].URL:https://stranamasterov.ru/;
- Поделки из картона своими руками [Электронный ресурс]. URL: https://samodelki.guru/podelki-iz-kartona-svoimi-rukami/.
- Выжигание по дереву: технология, материалы, инструменты [Электронный ресурс]. URL: https://lesoteka.com/obrabotka/vyzhiganie-po-derevu
- Основы моделирования из картона [Электронный ресурс]. URL: https://modelmen.ru/p1031/osnovy-modelirovaniya-iz-bumagi;
- Текстурная паста для живописи: для чего нужна и как пользоваться [Электронный ресурс]. URL: https://nyblog.ru/teksturnaya-pasta-chto-eto-i-kak-polzovatsya/
Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования Куликовой Татьяной Викторовной, имеющей опыт работы с детьми по декоративно-прикладному направлению в течение 15 лет. Образование: начальное профессиональное по специальности портной индивидуального пошива; среднее профессиональное - квалификация библиотекарь; курсы профессиональной переподготовки по программе «Педагог дополнительного образования» - 600 часов; повышение квалификации по программе «Современные образовательные технологии педагога дополнительного образования детей и взрослых» - 72 часа; повышение квалификации по программе «Организация образовательного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья» - 72 часа.
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, готовая работа, журнал учета работы педагога дополнительного образования в объединении, фото, протокол итоговой аттестации, карта отслеживания результатов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка творческих работ
Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по
Программе проводятся:
- входной контроль проводится в начале учебного года для оценки уровня образовательных возможностей детей в форме собеседования и творческого задания;
- текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года в форме наблюдения, опроса, выполнения творческой работы;
- итоговый контроль проходит в конце учебного года в форме выставки творческих работ.
Оценочная система освоения содержания Программы определяется высоким, средним и низким уровнем и фиксируется в карте отслеживания результатов 3, 2 и 1 балами соответственно.
2.4. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очное.
Методы обучения: словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение вариантов изготовления творческих изделий); наглядный (демонстрация готовых изделий, образцов, приемов соединения деталей, приемов выжигания); практический (практическое выполнение заданий, инструкционных карт); метод самостоятельной работы (поиск и сбор материала); репродуктивный (объяснение и усвоение материала в готовом виде).
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, парная и групповая;
Формы организации учебного занятия: ознакомительное занятие, комбинированное занятие, занятия-практикумы, самостоятельная работа с информационными источниками, занятие - игра, коллективное творческое дело, виртуальное путешествие в страну игрушек.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технология сотрудничества, информационные технологии.
Алгоритм учебного занятия в учебном кабинете:
- организационная часть;
- определение и разъяснение целей занятия;
- установление связи с ранее изученным материалом;
- инструктаж и самостоятельное выполнение учащимися практических заданий;
- оценка результатов выполненных заданий;
- подведение итогов.
Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные и технологические карты, задания, образцы изделий, иллюстрации, фото-видеоматериалы по темам.
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованный педагогам
Литвинова С.Н. Организация досуга детей и подростков. Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и родителей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://netess.ru/3metodichki/1046941-1-snlitvinova-organizaciya-dosuga-detey-podrostkov-metodicheskoe-posobie-dlya-pedagogov-sistemi-dopolnitelnogo-obrazovaniya.php
Молотобарова О.С. : Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 2010. - 102 С.
Нагибина, М.И. : Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия развития, 1997. - 208с.
Петухова В.И. : Мягкая игрушка. – М.: Просвещение, 2011. - 67 С.
Ращупкина С.Ю.: Лепка из глины для детей. Рипол классик, 205 С.
Энциклопедия рукоделия. : Волшебный сад. - М.: 2011. 180 С.
Список литературы, рекомендованной учащимся
Ефимова А.В.: Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. – М.: Просвещение, 2010. 213 С.
Калинин М.: Рукоделие для детей. – Минск «Полымя», 2011
Ломакина О,:100 идей для рукодельницы - Санкт- Петербург: ООО «Издательство «Тригоп», 2001. - 385с.
Максимова М.В., Кузьмина М.П.: Лоскутики.- М.: «Издательство ЭКСМО- ПРЕСС»; 1998.
Максимова М.В., Кузьминам.М.П. : Девичьи хлопоты.- М.: «Издательство ЭКСМО - ПРЕСС»; 2000
Чуршиа О. Пальчиковые куклы для домашнего театра. - М.: ACT; СПб.: Сова, 2007.- 31с.
Список литературы, рекомендованной родителям
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество, 2004 г.
Дубровская А.В. : «Приглашение к творчеству», 2002 г.
Мелик-Пашаев А.А., НовоявленскаяЗ.Н. : Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье, 1995 г.
Паскаль М.В., СичкорезС.А. : Развитие творческих способностей и изобразительного фантазирования 1995 г.
Страна мам [Электронный ресурс] URL: https://www.stranamam.ru
Приложение 1
Оценочные материалы
Оценочные материалы итоговой аттестации учащихся
Вопросы для устного опроса:
1. Какие виды игрушек мы с вами изучили?
2. Что такое выжигание по дереву?
3. Какие техники выжигания вы знаете?
4. Что такое рисование текстурной пастой?
5. Какие приемы рисования текстурной пастой вы знаете?
6. Что такое моделирование из бумаги и картона?
7. Какие способы моделирования из бумаги и картона вы знаете?
Критерии оценки: 1балл за каждый ответ или дополнение к ответу
Практическое задание:
Выполнить игрушку по технологической карте.
Выполнить медальон в технике выжигание по дереву.
Выполнить модель из бумаги или картона по технологической карте.
Выполнить рисунок текстурной пастой
Критерии оценки:
1 балл - работа выполнена с помощью педагога или учащегося;
2 балла - работа выполнена с некоторой (частичной) помощью педагога или учащегося;
3 балла - работа выполнена самостоятельно
Протокол итоговой результатов аттестации учащихся
Форма оценки результатов: 10 бальная
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
Дата проведения аттестации |
Форма аттестации |
Итоговая оценка (балл) |
Полнота освоения программы (%) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень: 8-10 баллов (80%-100%)
Средний уровень: 5-7 баллов (50%-70%)
Низкий уровень: 0-4 балла(0%-40%)
Карта отслеживания результатов учащихся
ФИО уч-ся
Темы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы собеседования входного контроля:
Как вы понимаете, что такое декоративно-прикладное творчество?
Каким видом декоративно-прикладного творчества умеете и любите заниматься, с какими материалами работать?
Удовлетворены ли вы результатом своих творческих работ, которые выполняли ранее?
Каким видам декоративно-прикладного творчества хотели бы научиться на занятиях?
Вопросы на понимание видов ручных швов, возможны выполнения упражнений по шитью, лепке, вырезанию, склеиванию, окрашиванию
Критерии самооценки «Проверь себя сам!»
умею составлять план своей работы на занятие;
выполняю намеченный план;
самостоятельно и правильно выполняю работу;
проявляю творчество;
помогаю товарищу;
убираю свое рабочее место;
безопасно пользуюсь инструментами.
Методические материалы
Виды педагогических технологий, применяемых в практике дополнительного образования
Здоровьесберегающие технологии
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
- рациональная плотность урока/занятия (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- четкая организация учебного труда;
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- смена видов деятельности;
- обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- место и длительность применения ТСО;
- включение технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
- профилактика стрессов:
- работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:
- использовать информационные – коммуникационные технологии в учебном процессе;
- сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
- формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
- направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
- дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет педагога в коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого педагога, развивающего свои профессиональные компетенции.
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:
1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа занятия, выявление особенностей материала занятия данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение в воспитательной работе, применение при руководстве научно – исследовательской деятельностью обучающихся.
4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), которая широко применяется в дополнительном образовании.
В основе технологии лежат организационные принципы:
- социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
- сотрудничество детей и взрослых;
- романтизм и творчество.
Цели технологии:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.
Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.
Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.
Черты технологии творчества:
свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
педагогика сотрудничества, сотворчества;
применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;
стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.
Игровая технология
В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей, которое сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном Российском обществе.
Учреждения дополнительного образования - это такие внешкольные учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований. Во внешкольных учреждениях происходит процесс формирования таких важнейших характеристик полноценной человеческой жизнедеятельности, как: положительное отношение к собственной жизни благодаря реализации себя как личности в любимой деятельности, соответствующей природным данным; способность к непрерывному творчеству и духовному самосовершенствованию; социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии близких и чужих людей, в активных социальных действиях; культура досуговой деятельности.
Дополнительное образование как часть общего должно обеспечивать личностно-ориентированное образование. И добиться этого можно путем применения определенных педагогических технологий в процессе освоения содержания образования. Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по саморазвитию и самореализации, творческой активизации человека, что позволяет не только расширять или корректировать ограничения стандартного школьного образования, но менять контуры сферы образования в целом.
Если традиционная массовая школа использует в большинстве своем информационные, обучающие технологии с опорой на интеллект, мыслительные действия, с ориентацией на усредненного ученика, когда до 75% учебных предметов направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы - 3%, на духовное воспитание уделяется минимальное внимание, то учреждениям дополнительного образования детей присущ приоритет социально-интегрирующих, практико-деятельностных технологий, предполагающих освоение ребенком способа деятельности, мышления, поведения, определенного образа жизни, через дифференцированные и интегрированные образовательные программы.
В условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру, которые обеспечат комфортные условия развития личности учащегося.
В настоящее время педагоги дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать современные образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей, на их максимальную самореализацию в обществе, эвристическое и проблемное развивающее обучение, совместные научные исследования, образование на основе компьютерных средств игровых технологий.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека.
Игра (Г.К. Селевко) - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игра имеет особое педагогическое значение:
- игра - фактор развития ребенка;
- игра - способ приобщения ребенка к миру культуры;
- игра - щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
- игра - ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
- игра - мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
- игра - деликатное диагностирование социального развития ребенка;
- игра - профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;
- игра - способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;
- игра - один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;
- игра - простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.
На основе педагогической игры разработаны педагогические технологии игры. Они так и называются - игровые технологии.
Игровые технологии - одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Педагогическая игра, как основная единица этой технологии, одновременно может иметь свои педагогические цели и задачи, но в то же время предусматривает спонтанный выход играющих за поле заранее намеченных педагогических установок и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога. Механизм усвоения предлагаемых установок связан с учетом различных ролевых позиций, заранее принимаемых условий.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Причиной изобретения игровых педагогических технологий являются главные черты, присущие большинству игр, такие как:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.
Основные принципы игровых технологий:
-природо - и культуросообразность;
-умение моделировать, драматизировать;
-свобода деятельности;
-эмоциональная приподнятость;
-равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Игра выполняет следующие важные функции:
- Функция социализации. Игра -- есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
- Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
- Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой -- выявить недостатки опыта
- Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра -- деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
- Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) В то же время игра -- «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
-Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
- Функция коррекции -- есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
- Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.
В структуру игры как деятельности органично входит:
· целеполагание,
· планирование,
· реализация цели,
· анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
В структуру игры как процесса входят:
· роли, взятые на себя играющими;
· игровые действия как средство реализации этих ролей;
· игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
· реальные отношения между играющими;
· сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игровые технологии имеют различную направленность:
1) дидактические - формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
2) воспитывающие - воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
3) развивающие - развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
4) социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция. Игровая технология как средство развития познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка.. URL: http:// www.pedsovet.su/.
Классификация игр.
В современном мире очень много различных классификаций игр, но мы в своем дипломном проекте рассмотрим классификацию Г.К. СелевкоСелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998. - 256 с. по параметрам игровых технологий.
Г.К. Селевко классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий
- по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
- по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
- по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
- по предметной области: математические, музыкальные, театральные, трудовые, технические, народные, управленческие, коммерческие и т.д.;
- по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, телевизионные, компьютерные и т.д.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»).
Факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
- удовольствие от контактов с партнерами по игре;
- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
- азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
- удовлетворение от успеха - промежуточного и окончательного;
- удовольствие от процесса - перевоплощение в роль, если игра ролевая
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.
Перед педагогом дополнительного образования ставится задача найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Важна роль педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию. Умение пригласить в игру столько участников, сколько необходимо, объяснить сам процесс игры - все это требует от педагога высокого профессионализма. Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.
Необходимо отметить ряд требований к педагогу-организатору. В первую очередь - это эстетика внешнего вида, особые требования предъявляются к культуре речи, выразительным средствам языка, эмоциональности. Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей, добросовестная подготовка и профессионализм.
Педагогическими условиями реализации игровой технологии в учреждении дополнительного образования детей являются:
- Создание игровой среды.
- Пространство взаимодействия детей с педагогом.
- Оптимальное количество детей.
Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.), которая как целостная технология пока нигде не воплощена в практику, но рассыпана по сотням книг, ее положения вошли почти во все современные технологии, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:
-превращение педагогики знания в педагогику развития личности;
-в центре всей образовательной системы – личность ребенка;
-гуманистическая ориентация образования;
-развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;
-сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.
Основные принципы педагогики сотрудничества:
-учение без принуждения;
-право на свою точку зрения;
-право на ошибку;
-успешность;
-мажорность;
-сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
В дополнительном образовании сотрудничество распространяется на все виды отношений детей, педагогов, родителей с социальным окружением.
Личностный подход, который можно представить формулой «любить + понимать + принимать + сострадать + помогать», является важнейшим фактором, определяющим результаты образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Личностный подход к ребенку, заложенный в основу педагогики сотрудничества, ставит в центр дополнительного образования развитие личности ребенка, его внутреннего мира, где скрываются неразвитые способности и возможности, нераскрытые таланты и потенции. Цель дополнительного образования – разбудить эти внутренние силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности.
Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает:
заинтересованность педагога в их судьбе;
сотрудничество, общение,
отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность;
отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»);
терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).
Педагогика сотрудничества немыслима без демократизации отношений в учреждении дополнительного образования детей, которая утверждает:
право ребенка на свободный выбор направления деятельности, времени занятий, объема и уровня сложности учебного материала, педагога и т.п.;
право каждого участника образовательного процесса на собственную точку зрения;
создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности («учеба приносит радость»);
неформальный стиль взаимоотношений педагога и детей.
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяет.