12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александр Филимонов35

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ №1»

ГОРОДА СМОЛЕНСКА




ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

от

« » 2023 г.

протокол №

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО «ЦДО №1»

___________________ А.К. Романов


«___»_____________ 2023___ г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Врачебная тайна»




Возраст обучающихся – 15-18 лет

Срок реализации – 1 год





Автор-составитель

Филимонов Александр Валентинович

педагог-психолог






СМОЛЕНСК, 2023


Содержание

Пояснительная записка 3

Учебный план 13

Содержание учебного плана 16

Календарный учебный график 23

Методическое обеспечение 27

Список литературы 29

Приложение 31


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Врачебная тайна» предназначена для организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Программа «Врачебная тайна» относится к программам естественно-научной направленности, рассчитана на старшеклассников, проявляющих интерес к медицине и биологии, для тех, кто намерен связать свою будущую профессиональную деятельность с медициной. Она ориентирована на формирование социально успешной личности, осознанно выполняющей и пропагандирующей правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, подготовленной к осознанному выбору профессии, понимающей значение профессиональной деятельности для человека и общества и мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Программа является модифицированной и состоит из двух логически связанных частей: часть I – «Искусство медицины», часть II – «Клинический случай». Программа является практически ориентированной, предназначена для работы с детьми старшего школьного возраста и реализует актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.


Актуальность программы. Важнейший выбор, который совершает подросток в возрасте 15-18 лет – это профессиональный выбор.

Профессиональная ориентация молодёжи на этапе школьного обучения является важнейшей составной частью образования. В случае ранней медицинской профессиональной ориентации предусматриваются две задачи:

1) отбор учащихся на принципах долговременного наблюдения, целенаправленной ориентации на профессию, постепенная адаптация и психологическая предрасположенность;

2) приобретение дополнительных компетенций по оказанию первойпомощи, уходу за тяжёлобольными и консультирование по вопросам здорового образа жизни среди сверстников.

Очень важно чтобы профессия соответствовала личным интересам, способностям и возможностям, приносила не только материальную удовлетворенность, но и радость от процессов и результатов работы. Но этого мало, если речь идет о медицине. Профессия врача – это зов сердца и души. Она требует от человека полной самоотдачи, бескорыстного служения людям, а в основе ее лежат такие качества, как гуманизм, милосердие и доброта.

В основе принципов реализации данной программы лежит теоретическая подготовка, развитие практических навыков, изучение основ работы медицинской организации, адаптация к условиям профессиональной деятельности медицинского работника, развитие личных профессиональных качеств, освоение различных форм обучения и самообучения, воспитание глубокойответственности, чувства долга, морали, гуманизма, чуткого и внимательного отношения к больным людям.


Поэтому актуальность программы обусловлена тем, что она поможет старшеклассникам узнать требования, предъявляемые медицинскими профессиями к личностным качествам, психологическим особенностям и возможностям человека, и сформировать четкое представление: врач – это профессия, медицина – это призвание.

Кроме этого,актуальностьпродиктована ограниченностью вопросов анатомии, физиологии, оказания первой медицинской помощи, профилактики заболеваний, правил здорового образа жизни, рамками программ школьного курса биологии и ОБЖ. Программа «Врачебная тайна» позволит лучше понять принципы функционирования органов и систем человека и ответить на многие вопросы, оставленные за рамками обычного школьного предмета. Подробно объясняет, что происходит при нарушении функции отдельных органов, как организм приспосабливается к этим нарушениям, и как возникают различные заболевания. Рассмотрены современные возможности медицины, позволяющие корректировать эти нарушения.



Адресат программы. Представленная программа рассчитана на работу с юношами и девушками 15-18 лет, которые интересуются вопросами биологии, медицины, анатомии и физиологии человека, планирующих связать свою профессиональную жизнь с медициной.

Возраст 15-18 лет благоприятен для формирования психологической готовности к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками. Это периодформированиясобственных взглядов на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Период юности — это период быстрого физического, эмоционального и социального развития, часто сопровождаемый сильными стрессами, неуверенностью в себе, перепадами настроения и проявлениями девиантности. Неотъемлемыми чертами юности являются эксперименты и рискованные действия, и злоупотребление психоактивными веществами является идеальной предпосылкой для такого поведения.

Занятия по программе «Врачебная тайна» ориентируют старшеклассников на ведение и сохранение здорового образа жизни, способствует формированию адекватного отношения к своему здоровью как к безусловной ценности и овладению общими правиламикультуры здоровьякак социальнойкомпетентностииндивида, что является залогомуспешной личности и здоровогообщества.


Педагогическая целесообразность программы обусловлена в первую очередь тем, что она помогает осознанному выбору будущей медицинской профессии и обосновывается необходимостью пристального внимания к формированию здорового образа жизни у обучающихся, естественной потребности в соблюдении санитарно-гигиенических норм повседневной жизни. Материалы данной программы включают основы анатомии, физиологии, гигиены, микробиологии, клинических дисциплин, знакомят старшеклассников с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья людей. Таким образом, программа не только дополняет базовый курс знаний, полученных ранее на уроках биологии и ОБЖ, но и включает новые знания, не входящие в базовую программу.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания первой медицинской помощи, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.


Отличительные особенности программы связаны со спецификой преподаваемого материала и построения образовательного процесса. Построение образовательного процесса опирается на следующие принципы:

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей и подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео-, аудиозаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе учащихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Принцип сознательности, активности, самостоятельности учащихся под руководством педагога. Структура образовательной деятельности включает в себя двух участников: педагога и учащегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, состоит в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса.

Для курса характерна практико-ориентированная направленность. Занятия носят комплексный теоретико-практический характер: каждая пройденная тема закрепляется и проверяется в последующих практических заданиях.

Данная программа формирует установки «о жизни и здоровье как высшей ценности». С этих позиций большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение заболеваний различной этиологии. Учащиеся знакомятся с основными симптомами и физиологическими механизмами наиболее распространенных патологий человеческого организма. Большое внимание уделено психическому здоровью человека и профилактике психических заболеваний. Особо важное внимание уделяется основам медицинской этики и деонтологии.

В ходе изучения предмета, учащиеся узнают, что собой представляет медицина как система научных знаний и практической деятельности, ее цели и задачи. В программе дается представление об историческом пути развития медицины и медицинского образования, рассказывается о жизни великих ученых медиков, чья жизнь была образцом служения своему долгу.

Программа имеет прикладное значение – профориентация учащихся на врачебные специальности. Предмет раскрывает специфику и сложности медицинского образования, в нем подробно изложены содержания многих врачебных специальностей и специализаций.


Объем программы и сроки освоения программы.

Программа состоит из двух модулей и рассчитана на 1 год. Рекомендуемое количество часов на освоение всей программы - 72 часа. Каждый модуль рассчитан на одно учебное полугодие и содержит 54 и 57 часов учебного времени.


Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Учебная нагрузка на одного учащегося составляет 2 часа (занятия) в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 минут, перемена - 10 минут.


Условия набора. В творческое объединение на первое или второе полугодие принимаются обучающиеся в возрасте 15-18 лет без предварительного отбора. Так как содержание программы состоит из самостоятельных модулей, учащиеся могут изучить либо один из модулей, либо освоить программу в полном объеме в течение года


Формы занятий, методы и приемы обучения.

Методы занятий в рамках данной программы – словесные (объяснения, беседы, сообщение, дискуссии, проблемные вопросы, рассуждения); наглядные (иллюстрация, презентации, схемы, карточки); демонстрация видеоматериалов; творческие (творческие задания); рефлексия результатов занятия; исследовательские; самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет; внеаудиторные (самостоятельные) практические занятия. Активно применяются индивидуальные и групповые формы.

При проведении занятий используются элементы следующих педагогических технологий: проблемное обучение (создание и решение проблемных ситуаций по теме занятия, предлагаемых педагогом или учащимися, решение дискуссионных вопросов); проектное обучение (каждый модуль заканчивается защитой проекта); исследовательские технологии (мини-исследования по теме занятий или для желающих внеучебное полноценное учебное эмпирическое исследование); информационно-коммуникативные технологии (презентации, поиск, отбор и анализ информации по теме, информационные технологии для самостоятельной работы); дистанционные технологии (через цифровизацию преподавания). Обязательно структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий.

Педагог должен владеть активными формами работы, уметь организовывать дискуссии, обсуждения, работу в малых группах. Необходимо создать атмосферу доверия и раскрепощенности, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, выполнять задания. Важным условием реализации целей и задач программы является диалогичность обучения, что исключает критические оценки, морализаторство, требует от педагога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода при встрече с различными, иногда для него лично неприемлемыми, мнениями и высказываниями. В соответствии с последними тенденциями в российском образовании в преподавание курса внедрены элементы цифровизации:

- часть учебных материалов (лекции, презентации, задания для самостоятельной работы, домашние задания) переведены в электронный вид и электронную среду с предоставлением доступа обучающимся;

- в преподавании используются открытые электронные библиотеки и электронные справочно-правовые системы, с которыми знакомятся обучающиеся и учатся работать с ними;

- осуществляется поддержка общения педагога и обучающегося в режимах он-лайн (чат, скайп, зум) и офф-лайн (форум, группы в социальных сетях, обмен сообщениями по электронной почте) с целью сообщения домашнего задания, дискуссий, бесед, консультаций и т.п.;

- поддержка связи с родителями через интернет и электронную почту;

- применяются цифровые образовательные ресурсы и образовательные ресурсы интернета в реализации различных учебных задач (передача и проверка домашнего задания, сообщение нового материала, предоставление дополнительного материала и т.п.);

- по каждой теме подобран банк интернет-источников для обучающихся с дополнительным материалом для самостоятельного расширения и углубления знаний;

- предоставляется возможность выполнения итоговых и текущих проектов с применением цифровых ресурсов – создание компьютерных презентаций, участие в сетевых проектах, использование специальных интернет-сервисов (создание облака слов, почтовые сервисы, сервисы Google, поисковые системы и т.п.).


Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся.

При определенной модернизации программа может быть адаптирована для работы с отдельными категориями детей с ОВЗ и детей-инвалидов (например, слабослышащие, слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидность III группы). Основное условия - сохранность нормального интеллекта и интерес к медицине, как к знаниям, которые можно использовать в жизни, как к возможной будущей профессии. В зависимости от уровня здоровья ребенка, его возможностей, пожеланий родителей и рекомендаций специалистов обучение по программе может осуществляется в условиях инклюзивного образования (в одной группе со здоровыми детьми), в системе надомного (домашнего) обучения или семейного образования, в том числе с применением дистанционных технологий.

В реализации программы «Врачебная тайна» с данными детьми делается акцент на применении следующих методов и технологий: персонализированный подход, чередование теории и практики, подача знаний меньшими порциями, интересный и яркий наглядный материал, физкультминутки с упражнениями на релаксацию и снятие напряжения, активное взаимодействие с семьей, метод проектов, дистанционные технологии.

Программа может применяться для детей с выдающимися способностями. Прежде всего, с детьми, имеющими интеллектуальную, академическую или творческую одаренность. В работе с данной категорией детей по программе «Врачебная тайна» акцент делается на методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересам одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Благодаря введению в преподавание программы элементов цифровизации и возможностей перевода ее в дистанционное обучение она может применяться в работе с отдаленно проживающими детьми.


Цель: помочь учащимся осмыслить перспективу профессиональной деятельности, связанной с медициной; повысить интеллектуальное развитие школьников; сформировать у учащихся установку на жизнь как высшую ценность; развить клиническое мышление, удовлетворить познавательный интерес к медицине, способствовать развитию гуманных качеств личности и нравственной ответственности будущих врачей.


Задачи:

1. Сформировать общие представления старшеклассников о медицине, как системе научных знаний и практической деятельности, о том, какое значение медицина имеет для отдельного человека общества в целом.

2. Дать представление об образовательном пути к профессии «Врач».

3. Расширить и углубить знания о здоровом образе жизни, профилактике наиболеераспространенных заболеваний.

4. Раскрыть механизмы функционирования организма в условиях нормы и патологии.

5. Познакомить с необходимой научно-медицинской терминологией.

6. Расширить знания об истории медицины и медицинского образования, о жизни, открытиях и героических подвигах великих мужей медицины, свершенных во имя жизни и науки.

7. Обеспечить профессиональную ориентацию на медицинские профессии, помощь в жизненном и профессиональном самоопределении.


Планируемые результаты

В процессе обучения по программе «Врачебная тайна» по двум модулям направления, обучающиеся усваивают следующие базовые понятия и категории:

- возникновение медицины – развитие медицины в разные исторические периоды –медицинские профессии–лечебное дело–терапия - терапевтические специализации–хирургия – хирургические специализации–акушерство и гинекология – гинекологические специализации–педиатрия – педиатрические специализации–медико-профилактическое дело – специализации медико-профилактического дела–стоматология – стоматологические специализации - фармация - провизор–инфекционные болезни–инфекционный процесс–эпидпроцесс- эпидемия - этиология - эпидемиология–клиническая картина - профилактика - санбюллетень–лекарственный препарат–группы лекарственных препаратов –лечебный эффект–способы введения лекарственных препаратов - инъекции - саморегуляция - восприятие–расстройства восприятия - мышление–расстройства мышления - внимание–нарушения внимания - память–расстройства памяти - интеллект–нарушения интеллекта–пищеварительная система–патология жкт–сердечно-сосудистая система–патология ссс–дыхательная система–патология органов дыхания–мочевыделительная система–патология органов мочевыделения - эндокринная система –патология эндокринной системы.


Планируемые предметные результаты

Учащиеся должны знать:

- основные этапы развития и становления медицины;

- важные даты и события в истории медицины;

- вклад в медицину знаменитых ученых, врачей, естествоиспытателей;

- медицинские профессии, основные и узкие врачебные специализации и их содержание;

- этапы овладения профессией врач по различным специальностям;

- профессионально-важные качества врачей различных специализаций;

- классификацию инфекционных болезней;

- этиологию, эпидемиологию, клинику, профилактику некоторых инфекционных заболеваний;

- группы лекарственных препаратов;

- способы введения лекарственных препаратов в организм человека;

- когнитивные процессы, их виды, функции, расстройства;

- виды, функции, нарушения внимания;

- роль интеллекта и его расстройства;

- анатомию органов и систем человека;

- факторы, симптоматику, клинику и профилактику самых распространенных терапевтических заболеваний;

- алгоритмы оказания первой доврачебной помощи при некоторых неотложных состояниях;

- основы здорового образа жизни и правила санитарно-гигиенической культуры;

- приемы выполнения проектной работы, источники получения информации, способы ее анализа, обработки и отбора.



Учащиеся должны уметь:

- применять на практике полученные медицинские знания, решать несложные практические ситуационные задачи;

- собрать анамнез заболевания;

- распознавать и дифференцировать неспецифические и специфические симптомы заболеваний;

- оказывать первую доврачебную помощь при наиболее часто встречающихся неотложных состояниях;

- проводить доступные профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных и неинфекционных заболеваний;

- обращаться с лекарственными средствами;

- самостоятельно вырабатывать, аргументировать и защищать свое мнение;

- организовывать процесс и оформлять результаты проектной деятельности, выбирать средства и методы реализации и защиты проекта.


Планируемые личностные результаты:

- понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- ответственностьза результаты учения, готовность и способность, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- наличие основ санитарно-гигиенической культуры на основе признания ценности жизни и необходимости ответственного, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.


Планируемые метапредметные результаты

В результате реализации программы будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия:

мотивация к получению и использованию медицинских знаний, повышению своей санитарно-гигиенической компетентности;

позитивное отношение к себе, своей индивидуальности и доброжелательное отношение к окружающим людям, осознание ценности их индивидуальности;

жизненное самоопределение личности;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Познавательные универсальные учебные действия:

поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, критическая оценка и интерпретация;

подкрепление изученных положений конкретными примерами;

проведение самоанализа, определение путей саморазвития и способов самореализации;

определение способов, действий для решения выявленной проблемы;

умение анализировать психологические и социальные ситуации, выбирать адекватные способы поведения;

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

владение цифровой грамотностью, цифровыми навыками и информационными компетенциями.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

владение монологической и диалогической формами коммуникаций, используя, в том числе, инструменты ИКТ, навыками сотрудничества посредством цифровых технологий;

умение формулировать собственное мнение;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, несовпадающих с его собственной;

умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности.


Регулятивные универсальные учебные действия:

умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), развитие самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми), коррекция;

овладение способами самоорганизации внеклассной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать деятельность;

способность оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных достижений;



Способы отслеживания результатов, формы и методы контроля

При изучении программы применяются различные формы текущего контроля: ответы на вопросы, тестовые задания, задания на самоконтроль и самооценивание, ответы на проблемные вопросы, творческие работы, самостоятельные работы по общим разделам программы, выполнение домашних заданий.

Оценка успешности процесса усвоения курса может осуществляться на основе правильного и результативного выполнения тестовых и практических заданий. Могут быть использованы следующие критерии контроля и оценивания: активность, уровень понимания, качества выполнения и усвоения заданий, вопросов; аргументированность ответов на вопросы, самокритичность; уровень творчества, устойчивость мотивации, интереса к предлагаемому материалу.

Промежуточные результаты освоения программы отслеживаются на обобщающих занятиях. В конце каждого модуля предполагается выполнение обучающимися проектных работ, которые отразят степень понимания и усвоения учебного материала, расширят, обобщат и систематизируют знания, выработают необходимые практические умения. При защите проектов обучающиеся представляют свое исследование, доказывают объективность сделанных ими выводов, демонстрируют выработанные навыки.

Итоговый контроль проводится по итогам промежуточной или итоговой аттестации в конце учебного года. Формой аттестации является представление и защита работы: Самопрезентация «Я в медицине».

Кроме этого, формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в выставках, в конкурсах, олимпиадах и фестивалях по основам медицины и здорового образа жизни, профориентации и творчеству различного уровня.

При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка.


Система организации внутреннего контроля над реализацией программы

Реализация программы контролируется педагогом, ведущим занятия. Контроль над освоением программы и достижением результатов осуществляется в течение всего периода обучения.

Достижение предметных результатов отслеживается с помощью следующих методов и методик:

- устные методы: опрос,

- письменные методы:

а) самостоятельный вывод обучающегося по методике, сделанный под руководством педагога;

б) заполнение текущих проверочных таблиц по материалам урока;

в) текущие проверочные задания на уроке;

г) письменные домашние задания;

- тестовый метод: проверочные тесты по материалам отдельных занятий и итоговый тест по модулю;

- оценка и взаимооценка проектной работы.

Достижение метапредметных и личностных результатов отслеживается с помощью:

- модифицированной методики определения результатов образовательной деятельности детей Буйловой Л.Н. и Клёновой Н.В.;

- наблюдением за работой над проектом, его представлением и защитой;

- методик изучения уровня социализации и уровня воспитанности;

- итоговой анкетой.

В течение освоения программы педагог анализирует качество выполнения самостоятельных и творческих работ, творческих и развивающих заданий.

В целом результативность реализации программы обучающихся отслеживаются на основе программы мониторинга результатов обучения детей по дополнительным образовательным программам (Приложение 1).

Показатели:

1. Определение уровня освоения программы (вводный, промежуточный итоговый контроль)

2. Сбор статистических данных

3. Уровень воспитанности и социализации детей

4. Развитие качеств личности воспитанников

5. Изучение детского коллектива


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика


Модуль 1. Искусство медицины

36

17

19



I. История медицины

16

8

8


1

Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе

2

1

1


2

Медицина в древнем Египте и Месопотамии

2

1

1


3

Медицина древней Индии и Китая

2

1

1


4

Медицина в древней Греции и древнем Риме

2

1

1


5

Медицина средневековой Западной Европы

2

1

1


6

Медицина эпохи Возрождения XV-XVI века

2

1

1


7

Медицина нового времени XVII-XVIII века

2

1

1


8

Медицина XIX-XX века

2

1

1



II. Медицинские профессии

16

8

8


9

Врач – терапевт.

2

1

1


10

Врач – инфекционист

2

1

1


11

Врач – хирург.

2

1

1


12

Врач – акушер-гинеколог

2

1

1


13

Врач – педиатр – детский врач

2

1

1


14

Врач – эпидемиолог. Санитарный врач

2

1

1


15

Врач – стоматолог

2

1

1


16

Фармацевт. Провизор

2

1

1



III. Проверочный блок

4

1

3


17

Обобщающее занятие по модулю 1.

2

1

1

Контрольное тестирование

18

Представление и защита проектных работ

2


2

Защита проектных работ


Модуль 2. Клинический случай

36

17

19



I. Инфекционные болезни

8

4

4


19

Понятие об инфекции и эпидемическом процессе

2

1

1


20

Чума. Холера

2

1

1


21

Бешенство. Столбняк

2

1

1


22

Грипп. Вирусные гепатиты

2

1

1



II. В лабиринтах мозга

10

5

5


23

Восприятие. Расстройства восприятия.

2

1

1


24

Мышление. Расстройства мышления

2

1

1


25

Внимание и его нарушения

2

1

1


26

Память. Расстройства памяти

2

1

1


27

Интеллект и его нарушения

2

1

1



III. Норма и патология внутренних органов

10

5

5


28

Пищеварительная система

2

1

1


29

Сердечно-сосудистая система

2

1

1


30

Дыхательная система

2

1

1


31

Мочевыделительная система

2

1

1


32

Эндокринная система

2

1

1



IV. Фармакология

4

2

2


33

Понятие о лекарственном препарате. Основные группы лекарственных препаратов и механизм их действия

2

1

1


34

Основные пути введения в организм лекарственных средств. Правила выполнения инъекций

2

1

1



V. Проверочный блок

4

1

3


35

Обобщающее занятие по модулю 2. Проверочная работа

2

1

1

Контрольный тест. Решение ситуационных задач

36

Представление и защита проектных работ

2


2

Защита проектных работ


Всего 36 занятий

72

34

38





Содержание учебного плана


Модуль 1. Искусство медицины


Раздел I. История медицины


Занятие 1. Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе

Теория. Стадии развития первобытного общества, первые нравственные представления, условия возникновения «формирующейся медицины», данные археологии, религиозные представления о мире, демонологические представления о причинах болезни, достижения первобытной медицины.

Практика.Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы


Занятие 2.Медицина в древнем Египте и Месопотамии

Теория.Врачевание в странах Древней Месопотамии (Шумере, Вавилоне, Ассирии): источники и особенности. Два направления врачевания в Вавилонии и Ассирии: асуту и ашипуту. Законы Хаммурапи (18 век до н.э.). Врачевание и медицина в Древнем Египте: источники и особенности. Медицинские папирусы. Бальзамирование трупов. Оперативное врачевание. Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов. Помещения для больных при храмах

Практика.Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы


Занятие 3. Медицина древней Индии и Китая

Теория.Врачевание в Древней Индии: источники, особенности. Древнеиндийские философские учения и их влияние на представления о болезнях и врачевании. «Аюрведа». Представления о строении человеческого тела. Хирургические навыки. Лекарственное врачевание – «Чарака-самхита», хирургия-«Сушрута-самхита» Санитарно – гигиенические сооружения. Организация медицинского дела. Врачевание в Древнем Китае: источники, особенности развития врачевания. Философские основы китайской традиционной медицины. Выдающиеся врачи. Врачебная этика в странах Древнего Востока.

Практика.Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы


Занятие 4. Медицина в древней Греции и древнем Риме

Теория.Роль Древней Греции в истории медицины. Источники информации о врачевании и медицине. Греческая мифология о врачевании. Особенности развития медицины. Врачебные школы Древней Греции, их выдающиеся представители. Жизнь и деятельность Гиппократа. Врачебная этика. Особенности развития медицины в Риме. Философские основы медицины Древнего Рима. Становление медицинского дела и военной медицины. Развитие больничного дела в Римской империи. Выдающиеся врачи: Корнелий Цельс,Соран из Эфеса Клавдий Гален и их учение.

Практика.Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

Занятие 5. Медицина средневековой Западной Европы

Теория.Роль католичества. Схоластика и медицина. Особенности развития медицины: монастырской и светской. Высшие медицинские школы и университеты. Арнольд из Виллановы. «Салернский кодекс здоровья». Введение вскрытий трупов. Учебник анатомии Мондино де Луччи. Эпидемии повальных болезней. Лазареты, карантины, больницы.

Практика.Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы


Занятие 6 . Медицина эпохи Возрождения XV-XVI века

Теория.Гуманизм – идейное содержание культуры Возрождения. Изобретение книгопечатания (XV в.). Передовые научные центры. Медицинское образование. Становление анатомии и физиологии как науки. Развитие клинической медицины. Развитие хирургии. Леонардо да Винчи, А. Везалий и его труд «О строении человеческого тела», Парацельс, Д. Фракасторо, А. Паре. Медицинская этика эпохи Возрождения. Значение эпохи Возрождения для последующего развития науки.

Практика. Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы


Занятие 7. Медицина нового времени XVII-XVIII века

Теория.Р. Декарт - понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Научные кружки, академии, научные журналы, первые медицинские научные общества. Научная революция в естествознании и ее влияние на медицину, первые медицинские приборы, термометрия. Изобретение микроскопа (А. Левенгук). Становление и развитие научной физиологии. У. Гарвей - основоположник научной физиологии. Открытие «животного электричества» (Л. Гальвани, А. Вольта). Старая английская школа (Д. Гунтер, Э. Дженнер, К. Пэрри): возникновение экспериментальной патологии, изучение инфекционных заболеваний. Реформа психиатрической помощи.

Практика.Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы


Занятие 8. Медицина XIX-XX века

Теория.Общая характеристика развития клинической медицины в Европе в XIX веке. Формирование научной клинической медицины. Н. И. Пирогов, М.Я. Мудров, Г. Гельмгольц, Л.Пастер, Р.Кох, С.П.Боткин. Становление советской медицины. И.П.Павлов — "старейшина физиологов мира". Медицина в годы Великой Отечественной войны. Основные достижения медицины в ХХ столетии. Красный Крест. Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Всемирная организация здравоохранения.

Практика.Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы


Раздел II. Медицинские профессии


Занятие 9. Врач – терапевт.

Теория.Понятие – терапия. Этапы овладения профессией врача- терапевта (специальность «Лечебное дело»). Этапы овладения профессией врача – кардиолога. Профессии терапевтического блока: основные специализации, требующие углубленной подготовки.

Практика. Изучение физикальных методов исследования больного.


Занятие 10. Врач – инфекционист

Теория.Понятие – инфекционные болезни. Этапы овладения профессией врача- инфекциониста (специальность «Лечебное дело»). Задачи врача – инфекциониста. Детский инфекционист. Фтизиатр.

Практика. Изучение профессиограмм:Детский инфекционист. Фтизиатр. Врач-инфекционист.


Занятие 11. Врач – хирург.

Теория.Врач – хирург. Понятие – хирургия. Этапы овладения профессией врача – хирурга. Этапы овладения профессией врача - сердечно – сосудистого хирурга. Практика.Изучение профессиограмм: сердечно-сосудистый хирург; травматолог-ортопед; торакальный хирург; уролог; и др.


Занятие 12. Врач – акушер-гинеколог

Теория.Понятие «Акушерство», «Гинекология». Этапы овладения профессией врача – акушера – гинеколога

Практика. Изучение профессиограмм: акушер, гинеколог, маммолог, репродуктолог.


Занятие 13. Врач – педиатр – детский врач

Теория.Педиатрия - понятие, виды изучаемых дисциплин по циклам. Виды профессий. Особенности профессии. Этапы овладения профессией врача – педиатра 1 вариант. Углубленная подготовка - этапы овладения профессией врача – онколога. Этапы овладения профессией врача – педиатра 2 вариант. Виды учреждений и роль врачей - педиатров в них.

Практика. Изучение профессиограмм: педиатр; детский хирург; неонатолог; детский офтальмолог; детский невролог и др.


Занятие 14. Врач – эпидемиолог. Санитарный врач

Теория. Медико – профилактическое дело – понятие. Понятие «Гигиена», научные направления в гигиенической науке. Область деятельности (гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена, военная гигиена социальная гигиена). Понятие «Санитария». Сфера санитарного дела, направления санитарии. Санитарный врач - этапы овладения профессией врача по санитарно – гигиеническим лабораторным исследованиям. Понятие эпидемиология. Область деятельности врача – эпидемиолога. Этапы овладения профессией «Врач – эпидемиолог». Профессиональный риск.

Практика. Изучение профессиограмм: врач по общей гигиене; врач по гигиене детей и подростков; врач-организатор здравоохранения; бактериолог; вирусолог; паразитолог; эпидемиолог и др.


Занятие 15. Врач – стоматолог

Теория.Стоматология – понятие. Направления стоматологии (терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, ортодонтия, стоматология детского возраста). Стоматологическое образование. Профессии в стоматологии и вид деятельности: врач -стоматолог- этапы овладения профессией врача –стоматолога, врач стоматолог – хирург, врач стоматолог – ортопед - этапы овладения профессией врача – стоматолога – ортопеда.

Практика.Изучение профессиограмм: стоматолог-терапевт; стоматолог-хирург; стоматолог детский; ортодонт и др.


Занятие 16. Фармацевт. Провизор

Теория.Фармация – понятие. Профессии: фармацевт, провизор. Функции и значение аптеки. Понятие «Фармакопея». Высшее фармацевтическое образование – пути получения. Профессия провизор – виды профессий (высшее образование - провизор, провизор – технолог, провизор – аналитик. Среднее профессиональное образование - - специалист в области фармации). Сфера деятельности. «Провизор – технолог» - этапы овладения профессией. Провизор – аналитик – область деятельности. Профессиограмма «Провизор».

Практика.Изучение профессиограмм: провизор; провизор-технолог; провизор-аналитик; фармацевт.



Раздел III.Проверочный блок

Занятие 17. Обобщающее занятие по модулю 1. Проверочная работа

Практика. Обобщение теоретического материала, изученного в течение первого полугодия, закрепление полученных знаний. Контрольные тесты по разделам модуля. Работа над результатами теста.

Занятие 18. Представление и защита проектных работ

Практика. Представление выполненных проектных работ по теме «История врачебной специальности (на выбор, например, терапевт)». Защита проектов. Самоанализ, самооценка и взаимооценка проектов. Обсуждение результатов.



Модуль 2. Клинический случай


Раздел I. Инфекционные болезни


Занятие 19. Понятие об инфекции и эпидемическом процессе

Теория.Инфекционный процесс. Эпидпроцесс. Источник возбудителя инфекции. Механизм передачи инфекции. Факторы передачи. Эпидемия. Пандемия. Классификация инфекционных болезней. Профилактические мероприятия.




Занятие 20. Чума. Холера

Теория.Средневековые эпидемии «черной смерти». Этиология. Эпидемиология. Клиническая картина. Осложнения. Профилактика и меры борьбы.

Практика. Подготовка и оформление санбюллетеней.



Занятие 21. Бешенство. Столбняк

Теория.Этиология. Эпидемиология. Клиническая картина. Осложнения. Профилактика и меры борьбы.

Практика.Подготовка и оформление санбюллетеней.


Занятие 22. Грипп. Вирусные гепатиты

Теория.Этиология. Эпидемиология. Клиническая картина. Осложнения. Профилактика и меры борьбы.

Практика.Подготовка и оформление памятки для школьников «Профилактика гриппа», «Профилактика гепатитов».


РазделII. В лабиринтах мозга


Занятие 23. Восприятие. Расстройства восприятия

Теория.Определение восприятия. Виды. Иллюзии. Галлюцинации. Псевдогаллюцинации.

Практика. Психологическое тестирование. Интерпретация.


Занятие 24. Мышление. Расстройства мышления

Теория.Определение. Формы и операции мышления. Ускорение мышления. Замедление мышления. Нарушение целенаправленности. Соскальзывание. Символическое мышление. Навязчивые идеи. Сверхценные идеи. Бред.

Практика. Психологическое тестирование. Интерпретация.


Занятие 25. Внимание и его нарушения

Теория.Определение внимания. Виды. Рассеянность. Истощаемость. Сужение объема внимания. Тугоподвижность. Отвлекаемость.

Практика. Психологическое тестирование. Интерпретация.


Занятие 26. Память. Расстройства памяти

Теория.Определение. Виды памяти. Гипермнезия. Гипомнезия. Амнезия. Криптомнезия.

Практика. Психологическое тестирование. Интерпретация.


Занятие 27. Интеллект и его нарушения

Теория.Определение. Коэффициент интеллекта. Умственная отсталость.

Практика.Психологическое тестирование. Интерпретация.



Раздел III. Норма и патология внутренних органов


Занятие 28. Пищеварительная система

Теория.Начало пищеварительного тракта. На пути к желудку. Желудок. Двенадцатиперстная кишка. Болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Пищеварение в тонкой кишке. Толстая кишка. Поджелудочная железа. Сахарный диабет. Печень. ЖКБ. Заболевания печени.

Практика.Решение ситуационных задач.Оформление медицинской карты стационарного больного.


Занятие 29. Сердечно-сосудистая система

Теория.Сердце. Проводимость, сократимость. ИБС. Нарушения ритма и проводимости. Пороки сердца. Кровообращение. Гипертоническая болезнь.

Практика.Решение ситуационных задач.Оформление медицинской карты стационарного больного.


Занятие 30. Дыхательная система

Теория.Легкие. Пневмонии. Плевра. Плеврит. Носовая полость. Пазухи носа. Гайморит. Гортань. Асфиксии. Трахея и бронхи. ОРВИ. Бронхиты. Бронхиальная астма.

Практика.Решение ситуационных задач.Оформление медицинской карты стационарного больного.


Занятие 31. Мочевыделительная система

Теория.Почки. Регуляция АД. Заболевания почек. Мочевыделительные пути. Цистит.

Практика.Решение ситуационных задач.Оформление медицинской карты стационарного больного.


Занятие 32. Эндокринная система

Теория.Гормоны. Гипоталамус. Гипофиз. Надпочечники. Половые гормоны. Щитовидная железа. Паращитовидные железы.

Практика.Решение ситуационных задач.Оформление медицинской карты стационарного больного.


Раздел IV. Фармакология


Занятие 33. Понятие о лекарственном препарате. Основные группы лекарственных препаратов и механизм их действия

Теория.Лекарственный препарат. Лекарственные формы. Условия хранения.Лекарственные средства, воздействующие на ЦНС, ССС. Противомикробные препараты, нестероидные противовоспалительные препараты, миотропные спазмолитики, гормональные препараты. Доза. Привыкание. Лекарственная зависимость.

Практика.Работа с лекарственными средствами: изучение лекарственных форм, инструкций, упаковок и тд.


Занятие 34. Основные пути введения в организм лекарственных средств. Правила выполнения инъекций

Теория. Наружный, внутренний и парентеральный способы введения лекарственных препаратов.Строение одноразового шприца. Техника безопасности медработника при выполнении инъекций. Алгоритм выполнения внутрикожной, подкожной, внутримышечной, внутривенной инъекции. Правила утилизации использованных игл и шприцов.

Практика. Выполнение инъекций



Раздел V. Проверочный блок

Занятие 35. Обобщающее занятие по модулю 2. Проверочная работа

Практика. Обобщение теоретического материала, изученного за второй модуль. Закрепление практических умений и навыков. Особенности заполнения карты стационарного больного. Контрольный тест. Решение ситуационных задач.

Занятие 36. Представление и защита проектных работ

Представление выполненных проектных работ по теме «Я в медицине». Защита проектов. Самоанализ, самооценка и взаимооценка проектов. Обсуждение затруднений и результатов.


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности

«Врачебная тайна» (1 год) на 2023-2024 учебный год (36 занятий, 72 часа)

Группа 1 (понедельник)

Время занятий: 15.30 - 16.15

16.25 - 17.10

Модуль 1. Искусство медицины

п/п

Месяц

Число

Раздел

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля




I. История медицины


16

МБУ ДО «ЦДО № 1», каб. 11


1

Сент.

4

Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе

Лекция.Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

2



2

Сент.

11

Медицина в древнем Египте и Месопотамии

Лекция. Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

2



3

Сент.

18

Медицина древней Индии и Китая

Лекция. Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

2



4

Сент.

25

Медицина в древней Греции и древнем Риме

Лекция. Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

2



5

Окт.

2

Медицина средневековой Западной Европы

Лекция. Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

2



6

Окт.

9

Медицина эпохи Возрождения XV-XVI века

Лекция. Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

2



7

Окт.

16

Медицина нового времени XVII-XVIII века

Лекция. Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

2



8

Окт.

23

Медицина XIX-XX века

Лекция. Обзор, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

2






II. Медицинские профессии


16

МБУ ДО «ЦДО № 1», каб. 11


9

Окт.

30

Врач – терапевт.

Беседа-сообщение. Физикальные методы исследования больного

2



10

Нояб.

13

Врач – инфекционист

Беседа-сообщение. Изучение профессиограмм

2



11

Нояб.

20

Врач – хирург.

Беседа-сообщение. Изучение профессиограмм

2



12

Нояб.

27

Врач – акушер-гинеколог

Беседа-сообщение. Изучение профессиограмм

2



13

Дек.

4

Врач – педиатр – детский врач

Беседа-сообщение. Изучение профессиограмм

2



14

Дек.

11

Врач – эпидемиолог. Санитарный врач

Беседа-сообщение. Изучение профессиограмм

2



15

Дек.

18

Врач – стоматолог

Беседа-сообщение. Изучение профессиограмм

2



16

Дек.

25

Фармацевт. Провизор

Беседа-сообщение. Изучение профессиограмм

2






III. Проверочный блок


4

МБУ ДО «ЦДО № 1», каб. 11


17

Янв.

15

Обобщающее занятие по модулю 1. Проверочная работа

Обобщающее занятие. Контрольное занятие

2


Проверочная работа

18

Янв.

22

Представление и защита проектных работ

Защите проектов

2


Защита проектных работ





Всего часов:

36




Модуль 2. Клинический случай

п/п

Месяц

Число

Раздел

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля




I. Инфекционные болезни


8

МБУ ДО «ЦДО № 1», каб. 11


19

Янв.

29

Понятие об инфекции и эпидемическом процессе

Лекция

2



20

Февр.

5

Чума. Холера

Лекция Подготовка и оформление санбюллетеней

2



21

Февр.

12

Бешенство. Столбняк

Лекция. Подготовка и оформление санбюллетеней

2



22

Февр.

19

Грипп. Вирусные гепатиты

Лекция. Подготовка и оформление санбюллетеней

2






II. В лабиринтах мозга


10

МБУ ДО «ЦДО № 1», каб. 11


23

Февр.

26

Восприятие. Расстройства восприятия.

Лекция. Психологическое тестирование. Интерпретация.

2



24

Март

4

Мышление. Расстройства мышления

Лекция. Психологическое тестирование. Интерпретация.

2



25

Март

11

Внимание и его нарушения

Лекция. Психологическое тестирование. Интерпретация.

2



26

Март

18

Память. Расстройства памяти

Лекция. Психологическое тестирование. Интерпретация.

2



27

Март

25

Интеллект и его нарушения

Лекция. Психологическое тестирование. Интерпретация.

2






III. Норма и патология внутренних органов


10

МБУ ДО «ЦДО № 1», каб. 11


28

Апр.

1

Пищеварительная система

Лекция. Решение ситуационных задач. Оформление медицинской карты стационарного больного

2



29

Апр.

8

Сердечно-сосудистая система

Лекция. Решение ситуационных задач Оформление медицинской карты стационарного больного

2



30

Апр.

15

Дыхательная система

Лекция. Решение ситуационных задач Оформление медицинской карты стационарного больного

2



31

Апр.

22

Мочевыделительная система

Лекция. Решение ситуационных задач Оформление медицинской карты стационарного больного

2



32

Апр.

29

Эндокринная система

Лекция. Решение ситуационных задач Оформление медицинской карты стационарного больного

2






IV. Фармакология


4

МБУ ДО «ЦДО № 1», каб. 11


33

Май

6

Понятие о лекарственном препарате. Основные группы лекарственных препаратов и механизм их действия

Лекция. Работа с лекарственными препаратами

2



34

Май

13

Основные пути введения в организм лекарственных средств. Правила выполнения инъекций

Лекция. Выполнение инъекций

2






V. Проверочный блок


4

МБУ ДО «ЦДО № 1», каб. 11


35

Май

20

Обобщающее занятие по модулю 2. Проверочная работа

Обобщающее занятие. Контрольное занятие

2


Контрольный тест. Решение ситуационных задач

36

Май

27

Представление и защита проектных работ

Защита проектов

2


Защита проектных работ




Всего часов по двум модулям:

72




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРГРАММЫ


Условия реализации программы

Требования к материально-технической оснащенности.

- Учебный класс, отвечающий требованиям СанПиН, с посадочными местами по количеству обучающихся в группе и возможностью организовывать и структурировать пространство (передвигать парты, выносить стулья);

- Компьютерная техника, экран, проектор, колонки;

- Диски с необходимым видеоматериалом;

- Подключение компьютера / ноутбука к Интернету;

Обеспечение дистанционного обучения:

- Интернет-подключение;

- Программы, позволяющие организовать дистанционное обучение (Skype, Zoom и пр.);

- Ноутбук или камера с микрофоном для компьютера.

Ресурсное обеспечение:

- Технические средства обучения;

- Интернет-ресурсы и интернет-сервисы;

- Дидактический и методический материал;

- Видеотека

Кадровое обеспечение

- Предпочтительное ведение занятий педагогом, имеющим биологическое или медицинскоеобразование.


Использование педагогических технологий:

Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. Используются информационно-развивающие технологии – сообщение, рассказ, информационные технологии для самостоятельной работы. Применяются личностно-ориетированные развивающие педагогические технологии – позволяющие усложнять задания опережающим программу детям, упрощать работу менее подготовленным учащихся. Используются элементы информационно-коммуникативных, исследовательских, проблемных, проектных и игровых педагогических технологий.


Используемые методики, наглядные пособия

Наглядный материал.

Стетофонендоскоп, тонометр. Комплекты профессиограмм медицинских специальностей. бумага А4; А3; А2; карандаши, краски, фломастеры. Образцы лекарственных форм, шприцы, салфетки, ватные шарики, перчатки медицинские, жгут резиновый. Медицинские карты (истории болезни), анатомические иллюстрации, Синельников Атлас анатомии, видеоматериал к звнятиям.




Опросники, анкеты, тесты, методики.

Психологические методики: методика Мюнстерберга; тест «Числовой квадрат»; тест Айзенка; тест «Как вы запоминаете?»; тест «Образная память»; тест «Простые аналогии»; тест «Выделение существенных признаков».


Диагностический инструментарий для определения результативности реализации программы

1.Методика определения результатов образовательной деятельности детей (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.) + Индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка

2. Анкета «Оценка личностных результатов» (для педагога)

3. Анкета «Самооценка личностных результатов» (для учащегося)

4. Анкета «Самооценка общеучебных и универсальных учебных действий» (для учащегося)

5. Анкета «Оценка общеучебных и универсальных учебных действий» (для педагога)

6. Методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» (для 12-16 лет)

7. Тест «Уровень воспитанности» (Н.П.Капустина и М.И.Шилова)

8. Анкета «Уровень воспитанности»

9. Методика для изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков)

10. Тест «Характеристика психологической атмосферы группы» (Фидлер)

11. Анкета «Обоснование своего выбора»

12. Анкета «Удовлетворенность занятиями в кружке»

13. Анкета «Мотивы для занятий в детском объединении»

14. Проверочные тесты по занятиям

15. Итоговый проверочный тест по модулю

16. Итоговая анкета


Тематика проектных работ

Итоговой работой по каждому модулю является выполнение творческого проекта учащимися.

Перечень проектов:

Модуль 1.

История медицины (показать зарождение, становление, развитие медицины в любую историческую эпоху в определенном географическом регионе)

Буду врачом

Врачебные династии нашего города


Модуль 2.

Медицинские аспекты формирования здорового образа жизни.

Факторы риска развития различных патологий в детском и подростковом возрасте.

Проблемы современной гастроэнтерологии (или кардиологии, пульмонологии, урологии, эндокринологии, психиатрии, инфекционистики). Заболевания гастроэнтеральной системы(сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, мочевыделительной, психики, инфекционные). Структура и распространенность, профилактика.

Здоровье в наших руках.

Оценка состояния здоровья подростков.


Список рекомендуемой литературы для подростков

Афонькин С.Ю. Секреты наследственности человека. – СПб.: КОРОНА принт, 2011.

Вересаев В. В.Записки врача / Викентий вересаев. – М.: Эксмо, 2010.

Глязер Гуго. Драматическая медицина: Опыты врачей на себе. Пер. с нем. Изд. 2-е. – М.: Едиториал УРСС, 2013.

ГрицакЕ.Н. Популярная история медицины /Е.Н.Грицак. - М.: Вече, 2003.

Егоров И. В. Главная врачебная тайна: Секреты профессии. – М.: Вентана-графф. 2002.

Кветной Игорь. 30 величайших открытий в истории медицины, которые навсегда изменили нашу жизнь. – М.: АСТ, 2013.

Коноплева Е. Л., Отвагин И. В., Остапенко В. М. Становление и развитие здравоохранения Смоленской губернии (вторая половина 18 века – 1917 год). – Смоленск: Смоленская городская типография, 2015.

Л,ОранжДарлина. Искусство врачевания в традициях народов мира. – СПб.: Святослав, 2004.

МарчуковаС.М.Медицина в зеркале истории. - М.: Европейский дом, 2003.

Мечников И.И. Основатели современной медицины: Луи Пастер, Джозеф Листер, Роберт Кох.  М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.

Поль де Крюи. Охотники за микробами. – СПб.: Амфора, 2015.

Сакс, О. Человек который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики. Пер. с англ. – М.: АСТ, 2010.

Торвальд Ю. Век хирургов. – М.: Проспект, 2014.

Углов Ф. Г. Будни хирурга / Человек среди людей / Ф. Г. Углов. – М.: АСТ, 2014.

Углов Ф. Г. Под белой мантией / Ф. Г. Углов. – М.: АСТ, 2014.

М. Фридман, Дж. Фридланд. 10 величайших открытий в истории медицины / Мейер Фридман, ДжеральдФридланд. Пер. с англ. – М.: КоЛибри, Азбука – Аттикус,2012.

Щиголев И. И. Психиатры о великих. – Брянск: Изд. БГПУ, 2003.

Этинген Л. Е. Как же вы устроены, господин Тело? – М.: Линка-Пресс, 1997.

Этинген Л. Е. Мифологическая анатомия. Изд. 2-е, доп. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009.



Список рекомендуемых интернет-ресурсов


KingMed.info - http://kingmed.info/knigi/Istoriya_meditsiny

Здоровая Россия - http://www.takzdorovo.ru/privychki/alkogol/

Лига здоровья нации - https://ligazn.ru/

Кафедра истории медицины МГМСУ http://historymed.ru/education/education_lecture1.html

Библиотекарь - http://bibliotekar.ru/zdorovie.htm



Список используемой литературы

Беккер И.М. Школа молодого психиатра: Избранные главы общей психопатологии и частной психиатрии. – М.: Бином, 2013. – 424с.

Беккер И.М. Работа врача-психиатра над ошибками. – М.: Бином, 2016. – 304 с.

Воловская М.Л. Эпидемиология с основами инфекционных болезней: Учебник. – М.: Медицина, 1989. – 368с.

Истратова О. Н. Психологические тесты для старшеклассников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 249с.

Малая медицинская энциклопедия. Том 3.Гл. ред. В.И. Покровский. – М. Большая Российская Энциклопедия. 1992. - 608с.

Матюхина Ю.А. Секреты древней медицины. – М.: ОООТД «Издательство Мир книги», 2010. – 256с.

Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное псобие для студентов высш. проф. образ. / М. Б. Мирския – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 528 с.

Парнесс Е.Я. Норма и патология человеческого организма: учебное пособие. – М.: Фору, 2013. – 288с.

Синельников Р. Д., Синельников Я. Р., Синельников А. Я. Атлас анатомии человека. Том2. – М.: Новая волна, 2019.

Сорокина Т.С. «Медицинские профессии» Учебное пособие для профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. -368с.

Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний. Учебное пособие для 10-11 классов. – Феникс, 2013. – 268с.



Приложение 1

Мониторинг результатов обучения детей по

дополнительным образовательным программам

за ____ учебный год

Творческое объединение _________________

Программа _______________________________

Группа: ______. Год обучения: ________


Показатель

Форма отчетности

1. Определение уровня освоения программы (вводный, промежуточный итоговый контроль)

Форма 1

2. Сбор статистических данных

Форма 2

3. Уровень воспитанности и социализации детей

Форма 3

4. Развитие качеств личности воспитанников

Форма 4

5. Изучение детского коллектива

Форма 5


Форма 1


Мониторингуровня освоения дополнительной образовательной программы детьми

(модификация методики Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В.)


Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

% / кол-во чел.

Методы диагностики

Ввод. контр.

Промежут.

Итоговый

1.Теоретическая подготовка детей:

1.1. Теоретические знания (по основным модулям учебного плана программы)




Соответствие теоретических знаний программным требованиям


- минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний);




Беседа, Конкурсы, Тестирование, Анкетирование,

Наблюдение, Итоговая работа

- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½);




- максимальный уровень(освоили практически весь объем знаний по программе)




1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования

- минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины);




Беседа, Тестирование, Опрос, Анкетирование, Наблюдение

- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой);




- максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)




2. Практическая подготовка детей:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным модулям)



Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

минимальный уровень (овладели менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);




Наблюдения, Конкурсы, Итоговые работы

- средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½);




- максимальный уровень (овладели практически всеми умениями и навыками по программе)




2.2. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

- начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания)




Наблюдение, Итоговые и текущие работы

- репродуктивный (выполняют задания на основе образца)




- творческий (выполняют практические задания с элементами творчества)




3. Обшеучебные умения и навыки ребенка:

3.1.Учебно-интеллектуальные умения:

3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу




Самостоятельность в подборе и анализе литературы

- минимальный (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога)




Наблюдение, Анкетирование

- средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей)




- максимальный (работают самостоятельно)




3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный




Наблюдение, Опрос, Итоговая работа


- средний




- максимальный




3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (рефераты, самостоятельные учебные исследования, проекты и т.д.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Аналогия с п. 3.1.1.

- минимальный




Наблюдение, Беседа,

Инд. работа, Итоговая работа

- средний





- максимальный




3.2. Учебно-коммуникативные умения:

3.2.1. Умение слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение другого



Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Аналогия с п. 3.1.1.

- минимальный




Наблюдения, Опрос

-средний




-максимальный




3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи подготовленной информации

Аналогия с п. 3.1.1.

- минимальный




Наблюдения

-средний




-максимальный




3.2.3. Умение участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств

Аналогия с п. 3.1.1.

- минимальный




Наблюдения

-средний




-максимальный




3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место




Самостоятельно готовят и убирают рабочее место

Аналогия с п. 3.1.1.

- минимальный




Наблюдения

- средний




- максимальный




3.3.2. Умение планировать и организовывать работу, распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

Аналогия с п. 3.1.1.

- минимальный




Наблюдения

-средний




-максимальный




3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

- удовлетворительно




Наблюдение, Итоговые работы

- хорошо




- отлично




3.4. Цифровая грамотность

Владение цифровой грамотностью, цифровыми навыками и информационными компетенциями

Аналогия с п. 3.1.1.

- минимальный




Наблюдение, Текущие и итоговые работы, Домашние задания

-средний




-максимальный




4. Итоговый показатель

Итоговое освоение программы

- минимальный уровень (освоили программу менее чем на ½ объема)




Наблюдение, Тестирование, Итоговые работы

- средний уровень (объем освоение более ½)




- максимальный уровень (освоили практически весь объем)





Достижения обучающихся:

п/п

Дата

Название мероприятия

(конкурсы, фестивали, олимпиады, акции и т.п.)

Уровень (ОУ, городской, областной, всероссийский, международный)

Кол-во

участников / % от общего кол-ва в группе

Результат

(Ф.И. участника)

1







Форма 2

Сбор статистических данных творческого объединения

Сохранность контингента

Учебный год

Кол-во обучающихся на начало года

Кол-во в конце первого полугодия

Кол-во обучающихся на конец года

% сохранности контингента







Причины выбытия детей: ________________________________________________________

___________________________________________________________________________________


Возрастной и половой состав обучающихся детского объединения

Учебный год

Мальчики

(кол-во / %)

Девочки

(кол-во / %)

До 7-ми лет

(кол-во / %)

7-10 лет

(кол-во / %)

11-13 лет

(кол-во / %)

14-17 лет

(кол-во / %)









Форма 3


Уровень воспитанности и социализации детей


Параметр

Результат на начало обучения

Результат на конец

обучения

Уровень воспитанности (Тест «Уровень воспитанности» (Н.П.Капустина и М.И.Шилова)

Долг и ответственность

Бережливость

Дисциплинированность

Ответственное отношение к учебе

Отношение к общественному труду

Коллективизм, чувство товарищества

Доброта и отзывчивость

Честность и справедливость

Простота и скромность

Культурный уровень



Уровень социализации (Методика для изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков)

Социальная адаптированность

Автономность

Социальная активность

Приверженности гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности)





Форма 4


Мониторинг развития качеств личности воспитанников в процессе освоения дополнительной образовательной программы

(модификация методики Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В.)


Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

% / кол-во чел.

Методы диагностики

Нач. диаг.

Кон. диаг.

1.Организационно-волевые качества:

1.1. Терпение



Способность выдерживать нагрузки, преодолевать трудности


-терпения хватает меньше чем на ½ занятия



Наблюдение, практическая работа

- терпения хватает больше чем на ½ занятия



- терпения хватает на все занятие



1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

- волевые усилия побуждаются извне



Наблюдение, работа над проектами, инд. работа

- иногда самими детьми



- всегда самими детьми



1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки

- находятся постоянно под воздействием контроля извне



Наблюдение, беседа, дискуссии

- периодически контролируют себя сами



- постоянно контролируют себя сами



1.4. Ответственность

Умение проявлять ответственность, брать ее на себя

- не берет ответственность за свои поступки, перекладывает на других



Наблюдение, беседа, анализ воспитательных и проблемных ситуаций

- периодически проявляет ответственность



- понимает свою ответственность за свои поступки и решения, готов ее брать на себя



2.Ориентационные качества:

2.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

- завышенная



Тест «Самооценка», наблюдение, беседа

- заниженная



- нормальная



2.2. Интерес к занятиям в творческом объединении

Осознанное участие детей в освоении образовательной программы

- интерес продиктован извне



Наблюдение, посещаемость, вопросы к педагогу, активность анкета «Мотивы для занятий в детском объединении»

- интерес периодически поддерживается самим



- интерес постоянно поддерживается самостоятельно



2.3. Готовность к саморазвитию, самообразованию

Понимание необходимости работать над собой, стремление изменить себя, повысить свои знания, умения

- отсутствует интерес к саморазвитию и самообразованию




- периодически возникает интерес к саморазвитию и самообразованию, но поверхностный




- желание измениться, развивать качества, яркий интерес к методам саморазвития, к повышению знаний и умений




3. Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность



Отношение детей к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия

- периодически провоцируют конфликты



Наблюдение, совместная работа, беседа

- в конфликтах не участвуют, стараются их избегать



- пытаются самостоятельно уладить



3.2. Тип сотрудничества (отношение детей к общим делам д/о)

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

- избегают участия в общих делах



Наблюдение, совместная работа, беседа

- участвуют при побуждении извне



- инициативны в общих делах




3.3. Профессиональное самоопределение

Готовность к самостоятельному, осознанному определению профессионального пути

- не готовность к выбору профессии, серьезно не задумывался об этом



Наблюдение, беседа, профориентационные тесты

- задумался о проф. будущем, но представления поверхностные, несерьезные



- готов к выбору профессии, серьезно размышляет об этом, делает взвешенные шаги. Или уже есть готовый адекватный проф. план



4. Коммуникативные качества

4.1. Умение входить в контакт, поддерживать его




Умение входить в контакт, поддерживать его, быть тактичным

- избегают общения, с трудом налаживают контакт



Наблюдение, совместная работа, беседа

- общаются по мере необходимости



- легко входят в контакт, проявляют инициативность в общении



4.2. Умение слушать

Умение слушать, не перебивать, быть внимательным

- не умеют слушать, постоянно перебивают



Наблюдение, совместная работа, беседа, дискуссии

- слушают, если интересно, прилагают усилия



- слушают внимательно, не перебивают



4.3. Умение сотрудничать, взаимодействовать

Умение взаимодействовать с другими, вести диалог, находить общие цели, заниматься совместной деятельностью

- не умею сотрудничать, работать в группе, избегают коллективных дел



Наблюдение, совместная работа, беседа

- могут совместно работать под контролем, но без желания



- умеют сотрудничать, плодотворно работать в группе, находить общий язык




Форма 5


Изучение детского коллектива творческого объединения


Показатели (оцениваемые параметры)

Уровень проявления

% / кол-во чел.

Методы диагностики

Начал. диаг.

Конеч. диаг.

1. Психологическая атмосфера

неблагоприятная



Наблюдение, беседа, тест «Характеристика психологической атмосферы группы» (Фидлер)

средняя



благоприятная



2. Интерес к совместной деятельности

низкая



Наблюдение, беседа, совместные мероприятия, задания

средняя



высокая



3. Уровень конфликтности

высокий



Наблюдение, совместная работа, Анкета «Уровень воспитанности»

средний



низкий



4. Мотивы выбора творческого объединения

познавательные



Наблюдение, беседа, анкета «Обоснование своего выбора»

социальные



перспективные



случайные (или по необходимости)



5. Удовлетворенность обучением

низкая



Наблюдение, анкета «Удовлетворенность занятиями в кружке»

средняя



высокая




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.