Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Эколята–дошколята»

0
0
Материал опубликован 25 January

 

t1706199459aa.jpg

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

 

1.1. Пояснительная записка

 

Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей краткосрочной программой экологической направленности, очной формы обучения, сроком реализации 8 месяцев, для детей 6-7 лет стартового уровня освоения. Язык освоения русский.

Программа позволяет дать основные представления обучающихся об экологии.

 

Немного о предмете и его роли в обществе

Проект программы составлен в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;

7. .Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

8.Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 1499;

9.Устав учреждения. Локальные нормативные акты учреждения.


 

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте.

 

Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в использовании:

технологии деятельностного подхода, где дети и родители могут исследовать, заниматься различными делами и при этом приобретать опыт и приносить пользу окружающей среде. Здесь ведущим методом в экологическом воспитании является - практический.

информационных компьютерных технологий экологической направленности. Использование ИКТ дает возможность существенно обогатить и повысить эффективность образовательного процесса, позволяет показать сложную информацию в игровой форме, что является для детей понятным и развивающим интерес.

социального партнерства. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьями воспитанников и социумом обеспечивает эффективность воспитательного процесса т.к. происходит личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь.

Регионального компонента. Предусматривается возможность изучать природные особенности родного края, которые дети видят повседневно.

В процессе работы будет получена новая педагогическая модель экологического воспитания, где осуществляется интеграция и экологизация образовательного процесса (что отвечает требованиям ФГОС ДО).

 

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она оформлена как педагогический проект, что позволяет нам комплексно подойти к решению поставленных задач.

При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития категорий, обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:

- нарушения опорно - двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие);

- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание);

- соматичиески ослабленные (часто болеющие дети);

 

Программа модифицированная на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята»

Особенности возрастной группы

Обучение рассчитано на детей 6-7лет

Уровень освоения программы – стартовый

Объём программы - 16 часов

Срок освоения программы – 8 месяцев

Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 мин

 

Условия реализации программы: заявление родителей (законных представителей). Для обучения либо принимаются все желающие дети без прохождения предварительного отбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Цель и задачи

Цель программы: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи:

Обучающие:

Сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

Дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

Помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, самостоятельность, развивать творческие способности.

Воспитывать бережное и уважительное отношения к окружающей природе.

Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе

Развивающие:

Развивать познавательную активность, наблюдательность и основы исследовательской деятельности при изучении отдельных видов растений и животных

Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

Развить умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы. развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения, умение делать умозаключения и выводы.

1.3. Учебный план

 

п/п

Наименование раздела

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1

Вводное занятие

«Я и природа»

 

1

 

-

 

1

Устный опрос, решение проблемных задач, презентация

2

Красота природы осенью.

1

-

1

Конкурс творческих работ, презентация, беседа.

3

Жалоба планеты Земля

2

1

1

Устный опрос, решение проблемных задач, презентация, конкурс творческих работ

4

Жалоба животных

 

2

 

1

 

1

Устный опрос, решение проблемных задач, презентация, конкурс творческих работ

5

Жалоба птиц

 

2

 

1

 

1

Устный опрос, решение проблемных задач, презентация, конкурс творческих работ

6

Зимняя красота природы

1

-

1

Конкурс творческих работ, презентация, беседа.

7

Жалоба воды

 

2

 

1

 

1

Устный опрос, решение проблемных задач, презентация, конкурс творческих работ

8

Жалоба первоцветов

 

1

 

-

 

1

Устный опрос, решение проблемных задач, презентация.

9

Жалоба леса

 

2

 

1

 

1

Устный опрос, решение проблемных задач, презентация.

10

Наша клумба

1

-

1

Устный опрос, презентация

11

Итоговый контроль Защитники природы

 

1

 

-

 

1

Беседа, интерактивные игры, конкурс творческих работ,викторина,презентация.

 

 

16

5

11

 

 

 

 

 

1.4. Содержание программы

 

Во время проведения теоретических и практических занятий, проводятся физкультминутки и подвижные игры, просмотр мультфильмов, чтение литературы педагогом в соответствии с темой занятия. Большинство теоретических занятий проводятся в форме дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций. Проводятся элементарные опыты с объектами неживой природы. Идет прослушивание музыки. Наблюдения, итоги бесед с детьми оформляются совместно с педагогом, проводятся тематические экскурсии. Занятия сопровождаются показом видеоматериалов.

 

 

1. Тема: «Я и природа» (вводное занятие)

Теория:  -

Практика:  Просмотр фильма про Эколят – молодых защитников природы.

Мониторинг экологического воспитания.

2. Тема: «Красота природы осенью»

Теория:  -

Практика: Эко-занятие « Осень золотая. Красота природы родного края»

Экскурсия на экологическую тропу. Экологические игры. Выставка совместных с родителями творческих работ «Осенние фантазии»

3. Тема: «Жалоба планеты Земля»

Теория: Занятие «Планета Земля в опасности»

Практика: Изготовление страницы жалобной книги. Акция «Очистим планету от мусора». Выставка совместных с родителями творческих работ «Подарим отходам вторую жизнь»

4. Тема: «Жалоба животных»

Теория: Занятие «Почему эта книга красная»

Практика: Изготовление 2 страницы жалобной книги. Акция добра «Большая радость маленькому другу».

5. Тема: «Жалоба птиц»

Теория: Занятие «Птицы просят помощи»

Практика: Изготовление 3 страницы жалобной книги. Акция «Поркормите птиц зимой». Изготовление кормушек из бросового материала.

6. Тема: «Зимняя красота природы»

Теория: -

Практика: Эко-занятие «Красота родного края зимой».Фото-выставка «Зимнее чудо»

7. Тема: «Жалоба воды»

Теория: Занятие «Вода – это жизнь. Сохраним озеро Ломпадь»»

Практика: Изготовление 4 страницы жалобной книги. Изготовление эко-плаката «Вода – это жизнь». Просмотр экологических сказок «Водяной», «Жемчужина города Людиново».

8. Тема: «Жалоба первоцветов»

Теория: -

Практика: Изготовление 5 страницы жалобной книги. Акция «Защитим первоцветы».

9. Тема: «Жалоба леса»

Теория: Занятие «Лес в беде»

Практика: Изготовление 6 страницы жалобной книги. Акция «Сдай батарейку – спаси ежика». Изготовление эко-знаков «Как вести себя в лесу»

10. Тема: «Наша клумба»

Теория: -

Практика: мини-проект «Наша клумба». Фото выставка «Как прекрасен цветочный мир»

11. Тема: «Защитники природы»

Теория: -

Практика: Итоговое мероприятие «Эколята – молодые защитники природы». Мониторинг экологического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Планируемые результаты

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

 

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

У детей будут сформированы: чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

Дети будут знать об окружающей Природе, познакомятся с разнообразием животного и растительного мира малой родины, с неповторимостью, величием, силой и красотой природы;

Дети поймут неразделимое единство человека и природы, общечеловеческую ценность природы;

Дети осознают необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

 

Обучающиеся будут уметь:

 

Дети будут более бережно относиться к природе, животным, птицам, насекомым.

Дети будут понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.

Дети будут эмоционально воспринимать природу и видеть её красоту.

Самостоятельно наблюдать, проводить опыты и повторять их в домашних условиях.

 

Личностные результаты:

Будут развиты интеллектуальные и творческие способности детей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.).

Дети станут ответственнее относится к природе, осознают необходимость сохранения окружающей среды.

Дети будут активно принимать участие в природоохранной и экологической деятельности.

У детей появятся навыки экологически безопасного поведения в природе

 

Метапредметные результаты

У детей будут развиты познавательная активность, наблюдательность и основы исследовательской деятельности при изучении отдельных видов растений и животных

Будут развиты художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

У детей будет сформирована диалогическая и связная речь детей: обогащен словарный запас.

У детей разовьется умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

 

2.1. Календарно - тематический план

(составляется ежегодно) вынесено в «Рабочую программу» (Приложение 1).

 

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материально-техническая база.

Наличие: учебного кабинета для занятий с детьми; компьютер, проектор.

Наглядное обеспечение

 

1.Альбомы: «Красота природы Людиновского края», «Красная Книга Калужской области», «Жемчужина города Людиново», «Садовые цветы», «Первоцветы», «Зимующие птицы», «Растения нашего края».

2.Слайд-фильмы: «Эколята-дошколята», «Золотая осень людиновского края», «Планета Земля в опасности», «Природы жалобная книга»

«Почему эта книга красная», «Перелетные птицы», «Водяной», «Жемчужина города Людиново», «Цветок жизни», «Красота родного края зимой»,

«Мой любимый питомец», «Панорама озера Ломпадь», «Лесные пожары».

 

Дидактическое обеспечение

Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную литературу, разработки отдельных методических аспектов необходимых для проведения занятий (Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Формы аттестации

Два раза в год проводится промежуточный и итоговый контроль, который отслеживает личностный рост ребёнка по следующим параметрам:

усвоение знаний по базовым темам программы;

овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности

 

Используются следующие формы проверки: защита проекта, выставки, тесты-задания; занимательные упражнения (интеллектуальные игры, викторины, кроссворды, ребусы); решение проблемных ситуаций; участие в различных, районных, городских, всероссийских конкурсах.

Методы проверки: наблюдение, тестирование, анализ творческих работ, анкетирование, опрос родителей;

Итоговая аттестация осуществляется в форме мониторинга.

Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.

 

 

2.4. Контрольно-оценочные материалы

 

На занятиях применяется тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося (Приложение 3).

Результаты освоения программного материала определяются по трём уровням: высокий, средний, низкий.

Три балла характеризуют высокий уровень навыка:

Два балла (средний уровень)

Один бал (низкий уровень)

 

Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса обучающихся к любви природы, стремление к общению с ней; вооружение знаниями об основных закономерностях развития природы; воспитание экологической культуры; воспитание гражданской ответственности за состояние природы.

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Методическое обеспечение

 

Наиболее приемлемой формой организации образовательного процесса в этом виде деятельности является проектный метод.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности. В работе применяются исследовательские методы обучения: репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений); продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск)

Практическая, деятельностям направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы эгоцентрической картины мира у детей.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание эко-знаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ, помощь в озеленении группы и кабинета по «познавательно – поисковой деятельности», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников.

 

 

 

 

 

 

2.6. Рабочая программа

Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (приложение 1)

2.7. Список литературы Литература для педагога:

Основная

 

Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 07.05.2013г.);

Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Комментарии Минобрнауки России от 28.02.2014г. № 08-249 к ФГОС ДО;

«Детство» - программа развития и воспитания в детском саду (под. редакцией Гогоберидзе, Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой) - Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014;

Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.– (Библиотека воспитателя);

Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001;

Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009;

Мазильникова Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013;

Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004;

Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5.;

Николаева С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. ;

Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013;

Строкова О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10.

 

Дополнительная

Сайты, использованные для разработки программы и организации образовательного процесса:

1.Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята». http://эколята.рф/

 

Литература для детей

 

Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки»,Москва 2005.

Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.

Т.А. Шорыгина  «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.

Т.А.  Шорыгина  «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г

Т.А. Шорыгина  «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г

Рыжова Н.А. «Я и природа».М.:, 1996

Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.

Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.

Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.

Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.

Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.

Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297с.

Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. – М. Детская литература, 2011.

Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.

Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.

 

 

 

Литература для родителей

 

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.-М.: Просвещение,1981

Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2005.

Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993

Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Календарно - тематическое планирование

программы «Эколята-дошколята» возраст 6-7 лет.

педагог дополнительного образования Путренок Октябрина Валерьевна

группа 1 года обучения

 

занятия

темы

Тема учебного занятия

Дата

Часы

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Количество часов

Форма организации деятельности

Количество часов

Форма организации деятельности

1

1

Вводное занятие. «Эколята – дошколята». Мониторинг экологических знаний детей.

октябрь

1.


 

0,5


 

Групповая


 

0,5


 

индивидуальная

2

2

«Золотая осень. Красота природы родного края»

октябрь

1

0,5

групповая

0,5

групповая

3

3

«Планета Земля в опасности»

ноябрь

1

0,5

групповая

0,5

групповая

4

3

Акция «Очистим планету от мусора»

ноябрь

1

0,5

групповая

0,5

групповая

5

4

«Животные в опасности»

декабрь

1

0,5

групповая

0,5

групповая

6

4

«Почему эта книга Красная»

декабрь

1

0,5

групповая

0,5

групповая

7

5

«Птицы просят помощи»

январь

1

0,5

групповая

0,5

групповая

8

5

Акция «Покормите птиц зимой»

январь

1

0,5

групповая

0,5

групповая

9

6

«Красота природы родного края зимой»

февраль

1

0,5

групповая

0,5

групповая

10

7

«Вода – это жизнь. Сохраним озеро Ломпадь»

февраль

1

0,5

групповая

0,5

групповая

11

7

Экологические сказки «Водяной», «Жемчужина города Людиново».

март

1


 

0,5


 

групповая


 

0,5


 

групповая

12

8

Акция «Защитим первоцветы»

мат

1

0,5

групповая

0,5

групповая

13

9

«Лес в беде»

апрель

1

0,5

групповая

0,5

групповая

14

9

«Сохраним природу от пожара»

апрель

1

0,5

групповая

0,5

групповая

15

10

Мини-проект «Наша клумба»

май

1

0,5

групповая

0,5

групповая

16

15

Итоговая аттестация. «Эколята – молодые защитники природы»

май

1


 

0,5

групповая


 

0,5

индивидуальная

ИТОГО: 16 8 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Список примеров дидактического материала

 

Планы воспитательно - досуговых мероприятий;

Оценочные материалы;

Диагностика личностного роста;

Мониторинговые материалы;

Нормативы зачётов, справочные таблицы, тесты, план методической работы педагога; планы-конспекты некоторых занятий по разным темам; формы специфических для данного объединения видов документации; другие материалы.

Экологические акции «Очистим планету от мусора», «Покормите птиц зимой», «Ёлочка живи», «Большая радость маленькому другу», «Сохраним озеро Ломпадь», «Защитим первоцветы», «Украсим планету цветами», «Сдай батарейку – спаси ёжика»

Экологические сказки «Весна пришла и сказку принесла», «Путешествие гнома в осеннем лесу», «Береги красу Земли», «Экологические сказки»

Выставки рисунков и поделок «Осенние фантазии», «Подарим отходам вторую жизнь», «Мой любимый питомец», «Зеленая планета», «Красота зимнего леса», «Наш дом – планета Земля».

Фотовыставки «В нашем парке ходит Осень», «Яркий мир природы», «Волшебница Зима», «Яркие краски весны», «Первоцветы», «Как прекрасен этот мир», «Цветы – улыбка природы»

Экологические викторины «Угадай-ка», «По лесным тропинкам», «Давайте вместе мы природой дорожить», «Знатоки природы», «Природа вокруг нас», «Мы – друзья природы!».

Экологические квесты «Зелёная планета», «Прогулка в зимний лес», «Экологическая ромашка», «Наш дом – природа, береги её».

Проекты «Золотая осень», «Наша клумба»

Экологические праздники «День Земли», «Давайте сохраним природу!».

Субботники совместно с родителями и детьми «Каждую соринку в корзинку», «Зелёная весна», «Приведу в порядок свою планету».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

 

 

 

Раздел 1. Экологические представления о взаимосвязях в системе «человек-

природа» и в самой природе.

 

Цель

Методика

«Удивительная прогулка»

Выявить уровень сформированности экологических представлений о среде жизни и ее факторах.

"Живая - неживая

природа"

Выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.

"Знатоки природы"

Определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе.

Раздел 2. Экологически ответственное отношение к природе, овладение

системой нравственных норм и правил экологического характера.

Методика

«Лес благодарит и сердится»

Выявить отношение к природе и уровень сформированности представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею.

«Экологические знаки»

Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.

«Продолжи

рассказ»

Выявить у детей уровень развития нравственных

мотивов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Эмоционально-ценностное отношение к природе.

Методика

"Радости и огорчения"

Выявить место природы в системе

ценностных ориентации у старших дошкольников.

"Секретный

разговор" (автор И. В. Цветкова)

Исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имею-

щийся у детей опыт общения с природными объектами.

"Картинная

галерея"

Выявить уровень эстетического восприятия природы

и уровень эмоциональной отзывчивости к ней.

Раздел 4. Диагностика умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой.

Методика

«Экологический светофор» (Модификация методики Цветковой И. В.)

Выявить у детей уровень:

представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности;

умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

опыта в экологически ориентированной деятельности.

«Кормушки для птиц»

Определить уровень мотивов, влияющих на природоохранительную деятельность.

«Забота о о

природе» (проводится в индивидуальной в индивидуальной

форме)

Выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения.

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации